Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 14:48, реферат
Частые грабительские войны, которые вели фараоны Древнего царства, так же как и производившиеся ими гигантские строительные работы, подорвали экономическую мощь Египта и привели к ослаблению царской власти. Правители областей, номархи начали борьбу против фараона, и около 2400 г. до н.э. Египет распался на отдельные области. Имеются сведения и о крупном восстании угнетенных социальных низов, подавленном, однако, рабовладельцами. В 21 в. до н.э. началось новое объединение страны. Это объединение было нужно основной массе рабовладельцев, так как только при едином государственном управлении оросительной системой, которая питалась одной для всей страны большой рекой, в Египте могло успешно развиваться земледелие.
Реферат: "Искусство Среднего царства (21 в. — начало 19 в. до н.э.)"
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Искусство Среднего
царства (21 в. — начало 19 в. до н.э.)
М.Матье
Частые грабительские
войны, которые вели фараоны Древнего
царства, так же как и производившиеся
ими гигантские строительные работы, подорвали
экономическую мощь Египта и привели к
ослаблению царской власти. Правители
областей, номархи начали борьбу против
фараона, и около 2400 г. до н.э. Египет распался
на отдельные области. Имеются сведения
и о крупном восстании угнетенных социальных
низов, подавленном, однако, рабовладельцами.
В 21 в. до н.э. началось новое объединение
страны. Это объединение было нужно основной
массе рабовладельцев, так как только
при едином государственном управлении
оросительной системой, которая питалась
одной для всей страны большой рекой, в
Египте могло успешно развиваться земледелие.
В течение 21 в. шла
напряженная борьба между номами.
Победителями вышли южные номы, во
главе которых стояли правители
Фив. Эти номархи, получив власть над всей
долиной Нила, образовали XI династию фараонов.
Положение их, а также и первых царей XII
династии (20 в. до н.э.) было, однако, довольно
сложным, так как они встретили сопротивление
со стороны правителей номов среднего
Египта. Эти номы благодаря своему выгодному
экономическому и географическому положению
получили известную самостоятельность
еще в конце Древнего царства и особенно
окрепли в период распада государства.
После нового объединения страны правители
этих областей не сразу подчинились фараонам-фиванцам
и неоднократно устраивали заговоры с
целью захвата престола. Недаром читаем
мы в «Поучении Аменемхета I(Первый фараон
XII династии, 2000—1980 гг. до н.э. )своему сыну
Сенусерту I(1980—1960 гг. до н.э.)» следующие
пессимистические слова:«Берегись подданных..
. не приближайся к ним и не оставайся один.
Не доверяй брату, не знай друга, да не
будет у тебя доверенного...Когда ты спишь,
то охраняй сам свое сердце, ибо в день
несчастья не имеет человек поддержки».
Несмотря на
сложную политическую обстановку, Аменемхет
I и его преемники, опираясь на основную
массу рабовладельцев, сумели сохранить
единство страны и укрепить ее внутреннее
и внешнее положение. Была коренным образом
улучшена оросительная система — основа
экономики Египта (строительство фаюмских
ирригационных сооружений). Для лучшего
руководства этим строительством Аменемхет
I перенес столицу из родного нома в Фаюм,
что имело также и политическое преимущество:
новая столица оказывалась в центре непокорных
номов, что облегчало борьбу с ними. Недаром
Аменемхет I назвал свой новый город Иттауи
- «Захват обеих земель», то есть всего
Египта.
Одновременно
с укреплением внутреннего
Общий хозяйственный
подъем, рост ряда городов, усиливавшийся
обмен — все это способствовало
расцвету культуры. Время Среднего
царства справедливо считается
одним из наиболее значительных периодов
развития литературы и искусства
Древнего Египта.
Искусство Среднего
царства представляло собой сложное
явление. В политической борьбе как
фараоны, так и номархи, естественно,
использовали и искусство. Так, первые
фараоны-фиванцы, желая подчеркнуть
законность обладания престолом, стремились
подражать памятникам могучих владык
Древнего царства.
Очень важным моментом
явилось возобновление
Усыпальница Ментухотепов
в Деир-эль-Бахри. Реконструкция
Усыпальница Ментухотепов
была наиболее выдающимся памятником
XI династии. Удачный выбор места и смелое
применение увенчанных пирамидой колоннад
позволили зодчему добиться гармоничного
сочетания двухъярусного леса колонн
с бесконечными вертикалями скал, хорошо
выделяющих ярко сверкающее на солнце
желтовато-белое здание храма.
Естественно, что
столь замечательный памятник имел
существенное значение в развитии египетской
архитектуры, в частности для
фиванского зодчества Нового царства.
Однако в архитектуре
Среднего царства он остался единичным
явлением, так как возобновившееся при
Аменемхете I строительство царских гробниц
в виде пирамид и стремление фараонов
начала XII династии всемерно подражать
памятникам Древнего царства заставили
египетских зодчих вернуться к образцам
этого периода.
Действительно,
планировка пирамид и заупокойных храмов
начала XII династии полностью совпадает
с расположением усыпальниц фараонов
V - VI династий. Однако вследствие изменившихся
экономических условий сооружение гигантских
каменных пирамид было уже невозможно,
что и отразилось на масштабах и технике
пирамид ХП династии. Размеры этих пирамид
значительно уменьшились (пирамида Сенусерта
I имела 61 м в высоту при длине стороны
основания в 107 м), строительным материалом
служил теперь в основном кирпич-сырец,
причем резко изменился способ кладки
пирамиды. Основу ее составляли восемь
каменных стен, расходившихся радиусами
от центра пирамиды к ее углам и к середине
каждой стороны. От этих стен под углом
в 45 градусов отходили другие восемь стен,
промежутки же между ними заполнялись
обломками камня, кирпичом или песком.
Пирамиды облицовывались известняковыми
плитами, соединявшимися друг с другом
деревянными креплениями. Такая облицовка
только и сдерживала здание пирамиды Среднего
царства. Не удивительно поэтому, что эти
пирамиды в настоящее время представляют
собой груды развалин. Так же как и раньше,
к восточной стороне пирамиды примыкал
небольшой по сравнению с самой пирамидой
заупокойный храм, от которого шел коридор
к монументальным воротам в долине; попрежнему
вокруг пирамид располагались мастаба
придворной знати.
Следование древним
образцам в начале Среднего царства
наблюдается не только в придворной
архитектуре; оно характерно и для
официальной скульптуры, рельефов и
росписей.
Так, статуи Сенусерта
I из его заупокойного храма в Лиште
прямо подражают аналогичным статуям
периода Древнего царства (например, фараона
Хафра); они воспроизводят портретные
черты определенного царя, но передают
их еще более схематично и бесстрастно.
Шаблонная застылая поза, заглаженность
округлых мускулов, слабо моделированные
глаза — все это старательно, хотя и очень
вяло повторяет древние образцы, стремясь
создать освященный традицией идеализированный
образ царя-бога. Подражают искусству
Древнего царства и росписи гробниц придворной
знати периода Среднего царства. Если
сравнить, например, сцену охоты в пустыне
на стенной росписи гробницы жены вельможи
Антефокера в Фивах с подобной же сценой
на рельефе в заупокойном храме фараона
Сахура (V династия), то видно, насколько
близки эти два памятника, разделенные
примерно семью столетиями. Такой же участок
пустыни, огороженный сеткой, куда загнаны
звери; так же слева и в той же условной
позе, что и фараон Сахура, фигура Антефокера,
сопровождаемого оруженосцем, изображенным,
согласно традиции, в два раза меньше своего
хозяина; так же расположены рядами звери,
причем совпадают даже детали: бык, пронзенный
стрелами и падающий у ворот загона, гиена,
перегрызающая стрелу, попавшую ей в переднюю
лапу, и т. д. Таким образом, вся эта сцена
охоты Антефокера является сознательным
воспроизведением композиции, созданной
в Древнем царстве.
В противоположность
этому иным характером отличаются памятники,
созданные в ряде местных центров,
— в частности, при дворах правителей
номов, расположенных в среднем
Египте. Именно в этих произведениях нашли
свое выражение ведущие художественные
направления начала Среднего царства.
Это было совершенно закономерно. Политическую
и экономическую самостоятельность, которую
постепенно приобрели эти номы в конце
Древнего царства, не смогли окончательно
побороть и подчинившие их в начале Среднего
царства фараоны-фиванцы. Номархи среднего
Египта в 20 в. до н.э. еще чувствовали себя
хозяевами своих областей. В своем обиходе
они подражали обычаям царского двора,
вели летоисчисление по годам собственных
правлений, строили храмы и пышные гробницы,
окружая себя зодчими, скульпторами и
художниками. Вместе с политическим ростом
городов в этих номах росло и их значение
как художественных центров.
Работавшие здесь
мастера, унаследовав традиции искусства
Древнего царства, творчески их пераработали
и создали памятники, имевшие большое
значение в сложении нового направления
в искусстве Среднего царства. Известная
самобытность общественной среды способствовала
преодолению местными художниками ряда
традиций; для их произведений характерны
поиски новых способов передачи окружавшего
их мира, что полностью соответствовало
новым задачам, стоявшим теперь перед
искусством и вызванным всей сложившейся
к началу 20 в. до н.э. исторической обстановкой.
Падение Древнего
царства нарушило казавшиеся незыблемыми
устои. Были годы, когда власти земного
бога — фараона — не существовало. Многие
издревле сложившиеся представления подверглись
переоценке. Литературные произведения
сохранили нам даже отражение скептического
отношения к вере в загробную жизнь, что
свидетельствует о значительной силе
колебания традиций («Песнь арфиста»)(
«Празднуй радостный день и не печалься,
ибо никто не уносит добра своего с собою,
и никто из тех, кто уше.1 туда [умер], еще
не вернулся обратно!»). Все это имело существенное
значение для последующего развития мировоззрения
египетского общества. Новое объединение
страны не могло полностью восстановить
прошлое, общественные условия в стране
значительно изменились, возросла самостоятельность
местных центров, увеличилось значение
средних слоев населения, начала развиваться
городская жизнь. Поиски более конкретных
знаний в период Среднего царства привели
к ряду достижений египетской науки (в
частности, к открытиям в области математики
и медицины); на это же время приходится
и явный рост реалистических тенденций
в литературе («Повесть о Синухете» и др.)
и в искусстве.
Раньше и ярче
всего эти тенденции проявились
в искусстве местнх центров среднего
Египта. Лучше всего сохранились
здесь рельефы и росписи на
стенах скальных гробниц номархов, где
особенно ясно видны новые искания. При
сравнении одинаковых по тематике сцен
из этих гробниц и из гробниц придворной
знати наглядно раскрывается их принципиальное
различие.
Очень показательна
в этом отношении сцена охоты
в пустыне на рельефе в гробнице
номарха 14 нома Сенби. Хотя построение
сцены в целом остается прежним
(слева охотник, справа — загон) и
ряд фигур зверей имеет свои прототипы
в Древнем царстве, тем не менее
все изображение явно отличается большим
реализмом. Вместо условного расположения
зверей по рядам они даны на разных уровнях
на фоне песчаных холмов пустыни. Сенби
изображен в естественной живой позе:
он остановился на бегу и, опираясь на
левую ногу, внимательно целится в намеченного
зверя. Спутник Сенби — одного с ним роста,
причем оба они одеты так, как фактически
и одевались воины-охотники. Не менее своеобразна
и сцена охоты в гробнице номарха 15-го
нома Тхутихотепа, где престарелый номарх
стоит около загона, опираясь на посох
и кутаясь в плащ, и наблюдает, как охотятся
его сыновья. Новую, более реалистическую
трактовку старых сюжетов мы находим и
в других случаях, особенно в сценах различных
работ, где художник, изображая людей из
народа, был менее связан каноном, например
на рельефах из Меира Встречаются и новые
сюжеты, не имевшие аналогии в прошлом:
таково изображение прихода кочевников-семитов.
Сбор папируса.
Рельеф из Меира
Особенно больших
успехов достигли художники номов
среднего Египта в изображении животных,
где они также были меньше стеснены каноном.
В знаменитых росписях со сценой охоты
среди нильских зарослей из гробницы номарха
1б-го нома Хнумхотепа II дана совершенно
новая трактовка природы — папирусов
с летящими и сидящими птицами и охотящимися
дикими кошками. Животные даны в разнообразных
живых позах (илл. 576); новшеством является
и богатство их окраски: не только новые
оттенки (густооранжевый, желтовато-серый
и др.), но и переходы от одного цвета к
другому — серебристая голубизна чешуи
на спине рыбы незаметно переходит в розовато-белую
окраску брюшка, голубой затылок цапли
в желтовато-белую шею. Росписи отличаются
смелым сопоставлением цветовых пятен:
на фоне нежной зеленой листвы акаций
выделяется яркое оперение сидящих на
ее ветвях птиц - оранжевого с черно-белыми
крыльями удода (илл. 57 а), белогрудого
сорокопута-жулана с пепельно-голубой
головкой и коричневыми крыльями и др.
Особенно интересно дана расцветка кошки,
где художник при помощи серовато - коричневых
мазков по желтому фону попытался передать
пушистую шерсть животного.
Информация о работе Искусство Среднего царства (21 в. — начало 19 в. до н.э.)