Искусство оригами

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Цель: познакомиться с оригами как видом декоративно-прикладного искусства, его историей, типами и формами, технологией создания различных фигур.
Задачи исследования:
1. Изучить имеющуюся литературу по теме;
2. Изучить материал о возникновении и распространении оригами;
3. Изучить приемы и технологию выполнения оригами.

Содержание

Введение Стр 3
1. Оригами – искусство складывания бумаги. Стр 3
1.1. Открытие бумаги. Стр 4
1.2. Возникновение оригами. Стр 5
1.3. Распространение оригами по миру. Стр 7
1.4. Типы и формы оригами. Стр 11
2. Изготовление оригами
Стр 13
2.1. Азбука оригами. Стр 13
2.2. Базовые формы. Стр 18
2.3. Техника складывания бумаги. Стр 20
2.4. Бумага для оригами. Стр 21
Заключение Стр 22
Список используемой литературы. Стр 24
Приложения Стр 25

Работа содержит 1 файл

Оригами.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

Треугольник                  Рыба  

 
Квадрат                                    Катамаран  

 
Птица                                             Лягушка    

 
Воздушный змей                   Дверь  

 
Блинчик                                         Дом  

 
Водяная бомбочка  

 

 

Четыре базовые формы происходят из восточной культуры – основа бумажного змея, основа рыбы, основа птицы и основа лягушки. Основа катамарана имеет западные корни. Основа блина достаточно проста, чтобы появиться в обеих культурах. База водяной бомбы и двойной квадрат также использовались в обеих культурах. Последние, на самом деле, являются вывернутыми версиями друг друга. 

Сгибы, выполненные при создании этих форм, делят углы и грани  пополам намного чаще, чем каким-либо другим произвольным способом.

Из базовых форм можно сделать  множество фигур как плоских, так и объемных. Некоторые базовые формы являются промежуточным этапом при выполнении более сложных баз. Например, из базы “квадрат” можно сделать базовые формы “журавлик”, “лягушка”. Базовые формы можно использовать и как самостоятельные геометрические фигуры при решении различных геометрических задач в начальной школе. Складывание базовых форм помогает детям усвоить такие понятия, как “треугольник”, ”квадрат”, ”трапеция”,”прямоугольник”; решать задачи на темы: параллельные прямые, пересечение прямых, деление отрезка, деление угла, площадь.

Название базовых форм во многих странах одинаковое, хотя это чисто  условные названия и могут быть варианты

Из базовой формы “Журавлик” можно сложить: лошадь, журавлика, аиста, слона, корову, северного оленя, мартышку, ворону, спаниеля, воробья, кузнечика, стрекозу, маску Будды, стоящего журавлика, звезду…

Из базовой формы “Шляпа” можно сложить: гориллу, сомбреро, лягушку, морскую черепаху, цветы, летучую мышь, ракету…

Из базовой формы “Верблюд” можно сложить: жирафа, верблюда, зайца, кенгуру, белку, слоненка, лебедя, карпа, овцу, оленя, маску Смерти, ослика, цветы…

Из базовой формы “Пони” можно сложить: прыгающего пони, фонарик, маски японской оперы, гортензию, рамки для фотографий, орнамент…

Естественно, что олень, сделанный из базовой формы “Журавлик”, будет отличаться от оленя, сделанного из базовой формы “Верблюд”, не только по технике выполнения, но и по возможностям той базовой формы.

К базовым формам можно отнести  и модули, которые служат основой  для изготовления не только геометрических и архитектурных форм, но и создания фигурок животных, птиц и цветов. Количество модулей, используемых при изготовлении фигурки, может колебаться от четырех до нескольких сотен. В основном они скрепляются без помощи клея, для этой цели в модулях есть различные сочетания карманов и клапанов.

Основным требованием, предъявляемым  к модулям, является их полная идентичность. Даже небольшие отклонения в размерах зачастую приводят к невозможности  сборки изделия.

2.3. Техника складывания  бумаги.

 

Отрабатывая технику складывания  различных элементов изделий  оригами, следует обратить особое внимание на правильное выполнение сгибов. Они  должны быть практически “острыми”  и слои бумаги в них должны плотно прилегать друг к другу. В противном  случае при наложении сгибов друг на друга в последующих операциях происходит смещение элементов и невозможно создать красивое, аккуратное изделие. Поэтому после выполнения каждого отдельного этапа работы нужно проверять “остроту” всех сгибов.

При отработке сгибов для получения головы, клюва, лапы, хвоста следует обратить внимание, на часть какого животного или птицы похоже то, что получилось во время складывания. Важно знать особенности их строения в жизни, понять возможности стилизации. Это поможет выполнять изделия по схемам, а также совершенствовать их и разрабатывать собственные модели.

При отработке техники складывания  симметричных сгибов (выполнение ног, клюва, элементов цветов) не следует  сгибаемые стороны плотно состыковывать  друг с другом, так как при последующих операциях они могут налезать друг на друга и портить внешний вид изделия. При грубых ошибках такого рода изделие сложить иногда просто невозможно.

2.4. Бумага для оригами

 

Во-первых, есть специальные наборы бумаги для оригами. Это квадратные листы бумаги, как правило, не очень большого формата. Со стороной сантиметров 15 - 20. Они могут иметь самую разную окраску. Это может быть пестрая раскраска, или два разных цвета с разных сторон квадрата. Или просто квадратный лист бумаги, окрашенный одинаково с двух сторон.  Такая бумага достаточно легко складывается, хорошо держит складки. Можно использовать и односторонне цветную бумагу.

Однако, специальной бумагой для оригами далеко не исчерпывается все виды бумаги, из которой можно делать фигурки оригами. Примером необычной бумаги, про которую вполне можно и не догадаться, что из нее можно делать оригами является обычная салфетка.  Конечно, складывать такую бумагу сложнее, чем специальную. Ведь салфетку проще нечаянно порвать. Да и складки она почти «не заминает».                                                                                                                                  А это очень важно при складывании. В результате не запоминания складок намеченную ранее складку довольно трудно потом найти, чтобы использовать, кроме того, со временем фигурка начинает сама по себе раскладываться.

Еще одна необычная бумага для оригами это обычная оберточная бумага Craft. В нее заворачивают стекла при продаже, в ней на почту развозят газеты. Эта бумага - результат вторичной переработки макулатуры. Но как ни странно - это очень хорошая бумага для оригами. В отличие от салфеток она плотная, но вместе с тем и достаточно тонкая, чтобы ее было легко складывать, не утомляя пальцы. Кроме того, она не рвется. В этом плане она даже лучше, чем специальные наборы бумаги для оригами. Есть у нее и еще одно преимущество - ее размер совершенно не ограничивается десятью - двадцатью сантиметрами. Можно раздобыть квадрат со стороной хоть метр.                                                                                                                            У этой бумаги есть только один недостаток - ей, конечно, не хватает раскраски.

Для оригами можно использовать и обычную офисную бумагу. Это самая доступная бумага, которая, скорее всего, есть почти у всех на работе и дома. Как правило, все начинают погружение в мир оригами с нее. Она вполне подходит для складывания, хорошо держит складки, достаточно прочная. Один недостаток – чаще эта бумага бывает только белого цвета.  Не для всех фигурок этот цвет подходит. Хотя стали появляться офисные бумаги и других цветов.

Еще один доступный вид бумаги - это так называемая “бумага для  уроков труда”. Ее продают практически  во всех канцтоварах. Но эта бумага не очень подходит для складывания. Дело в том, что она слишком легко рвется, подсыхает и становится ломкой. Кроме того, на складках у нее пропадает цвет - получаются белые полоски. А еще - обычно ее не очень хорошо раскрашивают. Да и складки плохо держит.                                                                                             Тем не менее, несмотря на все недостатки, и ей найдется место в оригами. У нее есть и преимущество - она очень тонкая. Это позволяет складывать сложные фигурки с большим количеством складок.

Заключение.

 

Работая над данной темой, мы с удовольствием узнали много новой и полезной информации:

    1. Оригами –искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей. Диапазон возможностей оригами велик: от простой детской игры до целого искусства.
    2. Это искусство возникло в Японии в период Хэйан (794-1185 гг.) По- японски «ори» - «сложенный», «ками» - «бумага». Интересно, что в японском языке слова «бумага» и «Бог» сходны по звучанию.
    3. Своим широким распространением в мире оригами обязано японскому мастеру Акире Йошизаве; благодаря изобретенным им простым знакам  процесса складывания стало возможным передавать схемы на письме.  Любой человек, знакомый с этими обозначениями, сумеет сложить модель из какой бы иноязычной книги она не была.
    4. Для оригами подходит совершенно любая бумага. Прозрачная калька, фольга, фантики, упаковочная бумага, офисная, газеты и даже толстый картон – все используется оригамистами. Искусство состоит в том, чтобы под ту модель, которую мы хотим сложить, подобрать нужную бумагу.

 

          Изучение этого творчества так увлекло нас, что мы создали несколько моделей, используя как обычные традиционные формы оригами, так и творческие.

 

Список используемой литературы.

 

  1. Артемов А.В. «Декоративно прикладное искусство», изд., М., 1990 г.
  2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Всё об оригами. Справочник. С-Пб: «Кристалл», М: «Оникс», 2005
  3. Баранов Н.В. «Искусство стран и народов мира», изд., М., 1989 г.
  4. Выгонов В.В. «Практикум по трудовому обучению» «Академа» изд., М., 1999г.
  5. Даванова В.Н. Уроки труда для начальной школы. Пособие для учащихся, изд., Москва-Ставрополь 2000 г.
  6. Демидова А.П. Справочник по трудовому обучению, изд., М., 1989 г.
  7. Соколов Г.И. «Искусство», изд., М., 1988 г.
  8. Чудаков Н.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия, изд., АСТ 1999 г.
  9. «Энциклопедия для детей», том 7, часть 1, изд. «Аванта», М., 1997 г.
  10. Интернет сайт «Система занятий по оригами для младших школьников» www.origami-school.narod.ru 

Приложение 1.

Традиционные формы оригами

 

 

1. Лягушка. 

 

 

 

 

 

2. Журавлик

 

 

 

 

 

3. Самолет

 

4. Пароход

5. Ирис

6. Водяная бомбочка

 

 

Приложение 2

Творческие формы оригами

  1. Грифоны

  1. Сорока

  1. Утка

 

 

  1. Пегас

  1. Ваза

 


Информация о работе Искусство оригами