Искусство оригами

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Цель: познакомиться с оригами как видом декоративно-прикладного искусства, его историей, типами и формами, технологией создания различных фигур.
Задачи исследования:
1. Изучить имеющуюся литературу по теме;
2. Изучить материал о возникновении и распространении оригами;
3. Изучить приемы и технологию выполнения оригами.

Содержание

Введение Стр 3
1. Оригами – искусство складывания бумаги. Стр 3
1.1. Открытие бумаги. Стр 4
1.2. Возникновение оригами. Стр 5
1.3. Распространение оригами по миру. Стр 7
1.4. Типы и формы оригами. Стр 11
2. Изготовление оригами
Стр 13
2.1. Азбука оригами. Стр 13
2.2. Базовые формы. Стр 18
2.3. Техника складывания бумаги. Стр 20
2.4. Бумага для оригами. Стр 21
Заключение Стр 22
Список используемой литературы. Стр 24
Приложения Стр 25

Работа содержит 1 файл

Оригами.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

В память о жертвах  атомной бомбардировки в Хиросиме заложили парк Мира. В мае 1958 года там был открыт монумент, посвященный погибшим детям. Памятник изображает бомбу, на вершине и по бокам которой размещены фигуры детей с поднятыми к небу руками. Двенадцатилетняя девочка, чья смерть послужила поводом для сооружения памятника, успела сделать только 644 журавлика. Но волна удивительной детской солидарности прокатилась по всем странам мира. Япония стала получать миллионы посылок со всех континентов нашей планеты с бесценным грузом - бумажными журавликами, собранными в гирлянды по 1000 штук. Эти гирлянды и сегодня украшают памятник и являются символом протеста против войны.

Движение "1000 журавликов" возродило интерес  к оригами. По всему миру стали  издаваться красочные книги, буклеты, журналы, посвященные этому искусству. Сейчас центры оригами открыты в 26 государствах планеты. Оригами развивается, во многих странах созданы общества оригамистов, людей, в жизни которых оригами играет не последнюю роль; каждый год проводятся выставки, конференции, и все больше людей узнают об этом замечательном занятии.

Каждая страна приняла оригами по-своему, в соответствии со своей культурой и традициями.

В Англии искусство  складывания развивается уже  более четверти века. Формы его  существования устоялись и даже стали несколько традиционными. Оригами для британцев еще один вид клубной деятельности, повод для того, чтобы собраться вместе и хорошо провести время. Продемонстрировать свое новое изобретение и научиться складывать чужое, встретиться с друзьями, услышать новости.

В Америке дела обстоят точно так же, только поставлено все с американским размахом. Если в Великобритании оригами проникнуто чисто английским индивидуализмом, то в США оригамисты выступают  большой дружной командой. Но суть остается прежней: оригами - повод для общения. 
           В Голландии оригами восприняли как чисто прикладное искусство. Оригами в стране тюльпанов сродни вышиванию подушечек и плетению ковриков.  
В России так получилось, что большинство взрослых оригамистов - педагоги, а юные складыватели - их ученики. Оригами распространяется среди преподавателей и рассматривается как прием обучения и развития учащихся. 
          В 1991 году в городе Санкт-Петербург создан Центр Оригами, который занимается распространением искусства оригами не только в городе, но и в стране. 
Во многих школах Санкт-Петербурга ведется преподавание оригами в начальных классах. По мнению известного российского популяризатора оригами С.А. Афонькина, занятия можно проводить в 1-4 классах вместо уроков труда, уроки оригами могут быть введены в сетку часов расписания учебного заведения как постоянный предмет. Оригами можно сделать факультативным предметом или проводить занятия в группах продленного дня или кружках. Подобный центр есть и в Казани.

Вернемся к  Японии. В начале XX века Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбкой, журавликом, цветком ириса.

Однако было бы совершенно несправедливо утверждать, что Европа до этого времени была совершенно незнакома со складыванием.

Испания может  похвастаться своим собственным, независимым, открытием некоторых фигурок, например птички – “пахариты”. Так называется древняя классическая фигурка, ставшая  символом оригами в Испании. Известный оригамист Винсенте Паласиос считает, что многое указывает на появление этой модели впервые в Толедо в XII веке. Если это предположение, верно, то, без сомнения, пахарита является первой традиционной сложенной европейской фигуркой (возможно, одной из первых во всем мире).

Первые упоминающиеся  в старинных европейских документах мельницы, изготавливающие бумагу, существовали в Толедо уже в XII веке (в Италии они появились на столетие позже). Само слово “пахарита” (птица) применительно к фигуркам имеет в Испании два значения – название конкретной модели, или вообще любая фигурка, сложенная из бумаги. Само искусство складывания фигурок из бумаги называется в Испании “делать пахариты”, а сами фигурки – “различные другие пахариты”. Сохранился датированный 1563 годом рисунок Антона Ван Дер Вингерде “Астрологический квадрат, превращающийся в пахариту на фоне города Толедо”.

И все же бумага была материалом редким и дорогим. Чаще (в Европе) складывали ткань –  воротники (в костюмах XVI – XVII вв.), чепцы и другие головные уборы, которые носили сестры милосердия, монахини, горничные.

В начале XIX века немецкий педагог, создатель первых детских садов Фридрих Фребель впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Возможно, именно с его подачи школьники разных стран мира теперь знакомы с небольшим набором “фольклорных” фигурок из бумаги.

Любителем оригами  был Льюис Керрол – автор “Алисы в Стране Чудес” и “Алисы в Зазеркалье”, преподававший математику в Оксфорде. Записи в дневнике Керрола свидетельствуют о том, какой восторг охватил его, когда он научился складывать из бумаги игрушку, издававшую при сильном взмахе ею громкий хлопок.

Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой. В черновике к статье “Что такое искусство?” он пишет: “Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все удивлялись и радовались: как похоже на птиц эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство ”.

Выдающийся испанский поэт и философ Мигель де Унамуно написал пародийно-серьезный трактат по оригами, и придумал новый особый способ складывания бумаги, позволивший создать ему много новых забавных фигурок. Описание тех фигурок, которые он складывал за чашкой кофе или чая, можно найти в английском переводе его “Очерков и монологов” (M. Unamuno, essays and Soliloquies, Knopf, 1925). Ортега-и-Гарсет в книге о своем друге Унамуно рассказывает, как однажды философ сложил из бумаги несколько фигурок для маленького мальчика, который спросил его, разговаривают ли между собой птички.

В 1937 году в Лондоне выходит в  свет книга Маргарет Кемпбел “Изготовление бумажных игрушек”, в которой впервые упоминаются три традиционные на востоке базовые формы – “водяная бомбочка”, “птица”, “лягушка” (Приложение 4). В 1946 году схема складывания классического японского журавлика публикуется в одном из английских детских журналов.

1.4. Типы и формы оригами.

 

В Японии известно несколько типов  оригами. Возникли они в разные времена, что обусловливалось не только разными  технологиями изготовления похожих  изделий, но и появлением цветной  бумаги, а также целями выполнения того или иного предмета.

Ашие-и  оригами представляет собой бумажную куклу, сделанную при помощи специальных разрезов и сгибов. Лицо куклы рисуется прямо на бумаге, а костюм может быть нарисован или приклеен.

Нишики-и оригами – в этом типе используют разноцветную бумагу, рисунок на которую наносят при помощи деревянных колодок. Он был популярен с позднего периода Тайщё до начала периода Шёва (1926г.). На куклах, выполненных в этом стиле, делали аккуратные разрезы и кисточкой разрисовывали черты лица и предметы одежды.

Касанеори оригами представляет собой специальный сгиб, полученный при сгибании нескольких разноцветных листов бумаги, смешанных относительно друг друга. Последний лист бумаги кладется только определенного цвета. Это определяется церемонией и ли событием, в которых используется данный тип оригами.

Кавари-и оригами – это тип оригами, для которого используется бумага, отпечатанная с раздельными рисунками на каждом кусочке бумаги. Сгибание отдельных элементов изделия то открывает, то прячет  различные фигуры, изображенные на отдельных частях, создавая причудливые картинки. Этот тип оригами используется в различных детских соревнованиях и конкурсах.

Киритсунаги оригами предполагает изготовление нескольких соединенных Фигур. Лучшим примером является “цурифуне” – стая журавликов. Она делается из квадратного листа бумаги, который надрезан на маленькие квадратики, соединенные с центральным большим квадратом. Существует 49 различных способов разрезания бумаги, и заготовка бывает достаточно сложной. “Сембазуру” подразумевает складывание и украшение дома журавликами как талисман, как желание сбыться мечте. Обычно для этого типа оригами используется японская бумага “ваши”, которая может сгибаться до 30 слоев.

Эти типы оригами не нашли широко использования в других странах мира, так как они тесно связаны с различными церемониями, ритуалами и праздниками, присущими только Японии. Однако складывание, основанное на использовании квадратного листа бумаги и традиционных форм оригами, нашло применение в образовании и искусстве множества стран.

Как говорилось ранее, искусство складывания  идет из далеких веков, из того времени, когда в сознании людей не было различия между живой и неживой  природой. Видимо, тогда, наряду с гохэй, тате, ноши, каташиро  появились и  коробочки самбо, в которые клали небольшие кусочки овощей и рыбы, поднося их в качестве жертвоприношения. Самбо в Японии было очень тесно связанно с религией, в самом начале (приблизительно несколько столетий назад) искусство оригами существовало как храмовое, чрезвычайно регламентированное по технике выполнения. Количество изделий было невелико. На них отрабатывались приемы работы с бумагой как с материалом, на котором можно не только писать и рисовать, но из которого можно выполнять разные бумажные фигурки. Именно в это время люди стали понимать, что для оригами нужны определенные сорта бумаги. Она должна быть эластичной, хорошо сохранять линии перегибов, не быть ломкой и ворсистой. В то время искусство оригами знали немногие, бумага была очень дорогой и не было разработано схем выполнения того или иного изделия. Техника и приемы работы с бумагой передавались непосредственно от человека к человеку. Накапливались и традиционные изделия для того или иного ритуала или церемонии. Постепенно сложилась традиционная форма оригами, в основе которой лежали базовые формы “Журавлик” “ Лягушка“ и т.п. (Приложение 1)

Со временем стали появляться мастера, которых не устраивали  рамки  традиционной формы оригами. Они  искали новые базовые формы для  выполнения своих изделий. Использовали не только лист квадратной формы, но и прямоугольник, ромб, пятиугольники и шестиугольники, круг, треугольник. Это расширило возможности оригами и позволило создавать изделия, которые из квадратного листа сделать не возможно. Кошо Ушияво говорил: “Оригами – это мир, в котором каждый, кто может изобразить вещи из единственного листа бумаги, испытывает радость создателя“. Изделия стали более личностными, более творческими и разнообразными.

Это особенно проявлялось при изготовлении масок. Характер исполнителя, его эмоциональное состояние находят отражение в изделии: размеры рта, глаз и носа никогда не бывают одинаковыми, каждая маска имеет свое “ выражение лица“.

Творческая форма оригами стала активно развиваться, когда мастера принципиально отказались от использования ножниц. В этой форме оригами вместо надрезов стали использовать несколько листов бумаги для изготовления отдельных частей фигурки и последующего их соединения. Верблюд, свободно стоящий на ногах, у которого возможно изменение наклона головы, - один из примеров такой формы. Некоторые фигурки, например, черепаху, выполняют, деля лист пополам и затем складывая переднюю и заднюю части отдельно. Для того чтобы сделать на основе маски фигурку человека или божества, потребуется дополнительно один-два листа бумаги. Из них складывают верхнюю и нижнюю части туловища (Приложение 2).

Часто при изготовлении сложных  изделий в творческой форме оригами  используют базы и элементы традиционной формы. Такие изделия относятся  к комбинированной форме.

Со второй половины XX века складывается новый тип оригами – модульный. Многих ведущих мастеров оригами в Японии, Европе и США не устраивали изделия, в основе которых использовались базовые формы, имеющие в основе определенное количество остроконечных сегментов. Постепенно, по мере увеличения количества фигур, полученных из этих баз, складывание становится стереотипным. Этот факт и побудил оригамистов создавать совершенно новые базовые формы, не похожие на все, что было создано до сих пор. В основном эти базовые формы создавались и создаются на математических, архитектурных, художественно-графических факультетах ведущих институтов и университетов мира. Для создания новых форм изделий понадобились знания высшей математики, начертательной геометрии, компьютерной графики.

Модульные оригами  отрицают использование ножниц и клея, для соединения используются складки и кармашки, образующиеся в процессе изготовления модуля (Приложение 8). У этого типа оригами есть очарование, свойственное головоломке, хотя он требует хороших знаний геометрии и стереометрии.

 

2. Изготовление оригами

2.1. Азбука оригами

 

Азбуку оригами изобрёл знаменитый японский мастер Акира Йошизава.

Она представляет собой последовательность картинок с этапами складывания  фигурки. На каждой картинке нанесены условные знаки, которые позволяют понять, как нужно сложить листок бумаги на данном этапе.

С их помощью удаётся записать без  слов последовательность, в которой  можно сложить из бумаги любую, даже самую трудную фигурку. Язык этот сродни нотам в музыке – понятен и японцу, и американцу, и русскому.

Наиболее важными знаками в  оригами являются линии сгибов долина и гора. Сгиб долиной рисуется обычно пунктирной линией и означает, что часть фигурки, разграниченную ею, нужно сложить на себя. Направление складывания обычно указывает стрелочка.

Аналогично, линия сгиба гора означает, что фигуру нужно сложить от себя. Для того чтобы эти два вида линий было легко отличить друг от друга, они рисуются разными цветами. В книгах обычно можно использовать только чёрный цвет, поэтому рисунки делают более крупными, чтобы было легко разглядеть вид пунктирной линии.

 

 

 

 

 

 

2.2. Базовые формы оригами.

 

С древних времён в японском оригами  существуют некоторые формы, которые  принято считать базовыми. Это  стандартные, легко распознаваемые заготовки, из которых впоследствии можно получить сотни вариаций. Все  эти базовые модели должны стать  хорошо нам знакомыми, и делать каждую базовую заготовку мы должны автоматически, зная каждую её складку и последовательность операций. Освоив базовые формы, мы с успехом сможем складывать не только классические модели, но и свои собственные. На самых первых этапах работы квадратный лист можно сложить несколькими способами. Их немного — одиннадцать, и у каждой своё имя. Вот они:

Информация о работе Искусство оригами