Иоганн Готфрид Гердер

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 16:38, доклад

Описание работы

Иоганн Готфрид Гердер родился в 1744 г., в Морунгене, небольшом городке в Восточной Пруссии, в семье школьного учителя. После получения общего образования, знакомый русский военный хирург убедил его заняться медициной и отвез в Кенигсберг. Но Гердер принял иное решение и в 1762 г. поступил не на медицинский, а на богословский факультет Кенигсбергского университета. Там он слушал лекции магистра философии Иммануила Канта, в архивах сохранились его аккуратные и обстоятельные конспекты. Кант оказал большое влияние на Гердера, хотя впоследствии Кант подвергал его сочинения критике, а их взгляды на философию и культуру не совпадали. Гердера привлекало в лекциях Канта не только богатство мыслей, но и приятная речь, сопровождаемая шутками, юмором и веселостью. Эти черты вносят новое в портрет великого мыслителя, обычно изображаемого педантом, по прогулкам которого кенигсбержцы сверяли часы. Немалое влияние на мировоззрение Гердера оказал немецкий философ-иррацио

Работа содержит 1 файл

Иоганн Готфрид Гердер.docx

— 28.16 Кб (Скачать)

Мы счастливы лишь благодаря  естественным отношениям, заботой о  семье, близких, друзьях, ибо мы любим  других как часть самого себя. Мера блаженства - в каждом человеке. Но при этом счастлива душа деятельная, неустанно творящая благо, и жалок тот человек, который лишь расплывается в словах, не принося добра ни себе, ни другим.

Особое значение придает Гердер языку как средству воспитания людей. Именно язык превратил человека в  человека, сдержал, как дамба, чудовищный поток аффектов, поставил им разумные памятники в словах Благодаря языку люди объединились, установили правила жизни и законы, стали передавать из поколения в поколение умения и навыки. Язык - это печать нашего разума. Но у разных народов языки различаются между собой не только строением речи, но и физиогномическим образом. У некоторых народов существуют различия в языке мужчин и женщин, особый язык есть у сословий, по-разному выражаются чувства. Гердер предлагает создать всеобщую физиогномическую характеристику народов по языкам на основе лингвистических трудов, записок путешественников и других наблюдений. Итогом такого труда может стать архитектоника человеческих понятий, наилучшая логика и метафизика здравого рассудка. Сопоставление различных культурных языков, пережитых ими катастроф воспроизводит переменчивую картину поступательного движения человеческого духа, влияния народов друг на друга.

Но если язык служит средством общения  и воспитания человечности, то письменность - способ развития учености, образованности. Приобщение к письменности увековечило  мысли, придало определенность духу и речи, хотя при этом наложило искусные путы, связав рассудок с буквой, когда  мысли умолкают, погребенные в  мертвых черточках письма. Вместе со знаками письма угасали постепенно живые акценты, живая речь, сокращалось  число диалектов, наречий разных народов и племен. Но именно письменная традиция скрепила человеческий род, усилила  возможности памяти и наследования культуры. Тот, кто изобрел письменность, связав быстротечный дух не только узами слова, но и узами буквы, 'был словно богом среди людей", - заключает Гердер. Язык и письмо дали импульс для развития наук и искусств, форм правления, законов и предписаний. История изобретений и история искусств свидетельствуют о том, что благодаря языку стало возможным "бракосочетание Идеи и Языка".

Разум, человечность и религия - три  Грации, которым служит воспитание. Традиция, передаваемая поколениями - мать языка и начатков культуры, религии и священных ритуалов. Культура и наука первоначально  были просто особой религиозной традицией. На языке религии совершаются  ритуалы, в нем отразилась память о древних временах, мерцающий  свет знаний. Число и счет дней, знание тайн и искусство предсказания, медицина и умиротворение усопших, письменность и искусство, история и этика, государственное устройство и семейные обычаи идут из глубины религиозной  традиции. Всеобщая вера людей в  жизнь души после смерти - это  пирамида религии, присущая всем народам, именно в ней заключены первые семена культуры.

История человечества убеждает в том, что дорога культуры вовсе не прямая линия, это дорога с поворотами, резкими  углами, обрывами и уступами; человеческие страсти обращают течение культуры в водопад. Злоумышленные преступления, кровавые войны, деспотизм и рабство, унижение достоинства человека, заблуждения  и ошибки постоянно расшатывали  культуру. Но она обладает запасом  прочности, и под каким бы углом ни поворачивал поток, он не уйдет в песок, не истощится и не исчезнет на своем пути. Таково поступательное движение культуры народов и всего человечества. Подобно законам природы существуют и законы истории, нарушение которых жестокой карой обрушивается на человека, и он горько расплачивается за свою вину. Но судьба обращает все к лучшему, так что сам человек вынужден стараться исправить положение вещей или же исчезнет внутренняя опора его существования. За всякой ошибкой следовало возмездие, а леность, глупость, злость, неразумие и несправедливость сами наказывали себя. Детям приходилось расплачиваться за грехи родителей, народам - за неразумие своих вождей, потомству - за леность своих предков. Не умея, а иной раз не желая исправить зло, люди столетиями страдали от него. Государства и их правители не так скоро расплачиваются за все содеянные злодеяния, а страдает отдельный человек с его нищетой и подавленностью. Несмотря на все повороты, культура человечества Провидением наделена мудростью и гуманностью. В их осуществлении - закон истории человечества.

Во всей мировой истории нет  ничего более радостного, чем вид  доброго и разумного человека, который остается таким во всех своих  творениях, несмотря на перемены судьбы. Все люди должны учиться разуму и  справедливости, поддерживая дух  гуманности, соблюдая соразмерность  противонаправленных сил, на гармонии которых покоится все наше мироздание. "Роду человеческому, - пишет Гердер, - суждено пройти через несколько ступеней культуры и претерпеть различные перемены, но прочное благосостояние людей основано исключительно на разуме и справедливости*. Даже если вывести систему из присущего ей состояния истины, блага и красоты, то побуждаемая внутренними силами, совершая колебания, она вновь вернется к гармонии, ибо вне этого она лишена устойчивости и постоянства.

 

Таковы  общие контуры культурологической концепции Гердера. Она проникнута идеями гуманизма и просвещения, исторического оптимизма и равнаденности культур всех народов. Многие его мысли удивительно современны, несмотря на то, что Они были высказаны почти двести лет назад. Изучение теоретического наследия Гердера еще ждет своих исследователей. Многие из его предложений о создании истории культуры человечества всех времен и народов необычайно заманчивы, но до сих пор не существует такой энциклопедии культуры. Возможно, эта идея будет интересной для нового поколения ученых.


Информация о работе Иоганн Готфрид Гердер