Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 16:38, доклад
Иоганн Готфрид Гердер родился в 1744 г., в Морунгене, небольшом городке в Восточной Пруссии, в семье школьного учителя. После получения общего образования, знакомый русский военный хирург убедил его заняться медициной и отвез в Кенигсберг. Но Гердер принял иное решение и в 1762 г. поступил не на медицинский, а на богословский факультет Кенигсбергского университета. Там он слушал лекции магистра философии Иммануила Канта, в архивах сохранились его аккуратные и обстоятельные конспекты. Кант оказал большое влияние на Гердера, хотя впоследствии Кант подвергал его сочинения критике, а их взгляды на философию и культуру не совпадали. Гердера привлекало в лекциях Канта не только богатство мыслей, но и приятная речь, сопровождаемая шутками, юмором и веселостью. Эти черты вносят новое в портрет великого мыслителя, обычно изображаемого педантом, по прогулкам которого кенигсбержцы сверяли часы. Немалое влияние на мировоззрение Гердера оказал немецкий философ-иррацио
Биография и концепция культуры Гердера
Иоганн Готфрид Гердер родился в 1744 г., в Морунгене, небольшом городке в Восточной Пруссии, в семье школьного учителя. После получения общего образования, знакомый русский военный хирург убедил его заняться медициной и отвез в Кенигсберг. Но Гердер принял иное решение и в 1762 г. поступил не на медицинский, а на богословский факультет Кенигсбергского университета. Там он слушал лекции магистра философии Иммануила Канта, в архивах сохранились его аккуратные и обстоятельные конспекты. Кант оказал большое влияние на Гердера, хотя впоследствии Кант подвергал его сочинения критике, а их взгляды на философию и культуру не совпадали. Гердера привлекало в лекциях Канта не только богатство мыслей, но и приятная речь, сопровождаемая шутками, юмором и веселостью. Эти черты вносят новое в портрет великого мыслителя, обычно изображаемого педантом, по прогулкам которого кенигсбержцы сверяли часы. Немалое влияние на мировоззрение Гердера оказал немецкий философ-иррационалист И.Г.Гаман, известный под псевдонимом Северный Маг. Он настаивал, на преимуществах веры и интуиции перед разумом, тем самым способствуя преодолению рационализма. После Кенигсберга Гердер переезжает в Ригу, сочетая деятельность священника с педагогической работой и литературными занятиями. Спустя пять лет он покидает Ригу и переезжает в Париж, где знакомится с идеями Монтескье, Да-ламбера и Дидро. В 70-е годы он возвращается в Германию, создает трактат "О происхождении языка", получает премию в Берлинской Академии наук. В эти годы происходит его знакомство с Гете, который очень высоко оценивает философские идеи Гердера, откликается на движение "Бури и натиска", столь популярного в Германии. По протекции Гете он занимает должность генерал-суперинтенданта и первого проповедника в Веймаре. Совместно с Гете он издает сборник "О немецком характере и искусстве", а котором их взгляды во многом совпадают, а вокруг Гете и Гердера складывается кружок вольнодумцев,
С 1784 по 1791 г. Гердер издает свой основной труд по культурологии - "Идеи к философии истории человечества", принесший ему всемирную известность, В Германии опубликовано полное собрание сочинений Гердера в 45 томах. 8 России читателями Гердера были Н.М.Карамзин, А.Н.Радищев, Г.Р.Державин, В.А.Жуковский. В "Арабесках" Н.В.Гоголь назвал его величайшим зодчим мировой истории. В "Войне и мире" Л.Толстого Пьер Безухов в беседе с Андреем Болконским излагает идеи Гердера о беспредельном совершенствовании человека. Творчеству Гердера посвящали свои исследования российские ученые В.Ф.Асмус, В.М.Жирмунский, А.В.Гулыга. Его имя вошло в энциклопедии, учебники по истории философии. Но отношение к Гердеру и при жизни, и а последующие годы не было однозначным. Многие относились к нему скептически, корили за эмпиризм, эмоциональность, непрочность теоретических построений, описа-тельность, чрезмерную приближенность к реальности.
В русских переводах "Идеи" частично издавались в 1829 г. и в 1959 г. Наиболее полное издание вышло в 1977 г. в серии "Памятники исторической мысли". Умер Гердер в 1803 г., в Веймаре.
Теперь обратимся к более подробному описанию культурологической концепции Гердера, изложенной в труде "Идеи к философии истории человечества". Это произведение состоит из 4 частей и 20 книг, в каждой из которых рассматривается "местожительство" Человека и его культуры на планете Земля. Гердер ставит задачу проследить историческую судьбу человечества как части Вселенной, понять смысл его существования на Землей. Философия истории человеческого рода должна начаться "с небес", поскольку Дом наш - Земля, которая не сама по себе наделена способностью создавать и сохранять органические существа, а получает их от сил, пронизывающих нашу Вселенную. Поэтому и Землю нельзя рассматривать отдельно, а лишь в хоре миров, куда она помещена. Незримые, вечные узы привязывают ее к Солнцу, от которого на Земле свет, тепло, жизнь и цветение. Таково начало культурологической концепции Гердера. Он не противопоставляет культуру и природу, но видит их единство и взаимозависимость.
Путь метафизических рассуждений короче, но если они отвлечены от опыта, от аналогии в природе, то это - плавание по воздуху без опоры, и оно редко приводит к цели. Этот космологический подход был близок идеям Канта, изложенным во "Всеобщей естественной истории и теории неба" в 1755 г., и впоследствии нашел подтверждение и развитие в концепциях русских космистов - В.И.Вернадского, АЛ.Чижсвского, К.Э.Циолковского, Н.Ф.Федорова. Гердер допускает возможность существования Сестер Земли, населенных, возможно, куда более великолепными существами; но на Земле живут те, кто может жить на ней, и этого довольно. Все наши чувства созданы этим строением Земли, соответственно действуют и все душевные силы. "Мироздание строем своим во веки веков бережет внутреннее мое существо, внутреннюю жизнь".
Наши мысли, силы и способности
коренятся в строении нашей Земли,
мы должны пользоваться созидательными
силами Природы. Но при этом в далеком
будущем, пишет Гердер, мы сможем путешествовать
не по одной звезде, общаться со всеми
достигшими зрелости живыми творениями
многочисленных братских миров, и тогда
откроется небывалая
Человек - это микрокосм, он сын всех стихий и веществ, последнее любимое дитя, рожденное в лоне природы. В природе совершались различные катаклизмы - наводнения, извержения - и древнейшая письменная и устная традиция народов сохранила воспоминания в своей культуре об этих потрясениях и бедствиях. Но из всех катастроф Земля выходила обновленной, словно Феникс, восставая из пепла. Среди всех существ - Человек самое восприимчивое, вся Земля создана для него, он для всей Земли. Он может приспособиться и жить на Земле в самых различных условиях. Это происходит потому, что его главной собственностью является Земля. Так же как сила тяжести обеспечивает нам устойчивость, так и жизненная привычка дает постоянство. "Всякий человек любит свою страну, свои нравы, свой язык, свою жену, детей не потому, что они лучше всех на свете, а потому что они показали, что принадлежат ему, потому что в них он любит себя самого и свой труд" . И перелетные птицы гнездятся там, где родились, и самое неблагодарное и суровое отечество обладает притягательной силфй для племени людского, привыкшего к своей стране. Итак, если мы спросим: "Где отечество людей?", то повсюду нам ответ: "Здесь!" Везде, где могут жить люди, они и живут, а жить они могут почти повсюду. От Природы зависит и длительность человеческой жизни, и мера наших сил, и смена возрастов, и перемены занятий и мыслей. Земля - это сцена, на которой разворачивается человеческая История и Культура. Человек должен научиться пользоваться Домом, в котором он живет, с благоговением относиться к Природе.
Человеческая жизнь в той мере, в какой она растительна, разделяет судьбу флоры. Человек рождается из семени, нуждается в теплой материнской оболочке, растет, цветет, отцветает, умирает. Человек не только подобен растению, но и нуждается в нем. Пища, целебные средства, одежда, жилище, посуда и многое другое тесно связаны с растительным миром.
История человечества будет неполной, если ее рассматривать вне связи с миром животных. История культуры наполнена различными сюжетами приручения животных, близости с ними, использования для своей жизни.
Человек является высшим творением, он замкнул цепь земных созданий. Он - первый "вольноотпущенник", наделенный разумом, гуманным духом и особым образом жизни. Призвание человека заключается в-том, чтобы учиться всему. В зависимости от этого разум человека может быть скуден или изобилен, здрав или болезнен, уродлив или строен. Его высокое предназначение состоит в том, чтобы развивать свой разум, действующую в нем "богоподобную силу". Результатом всего земного творения, - пишет Гердер, - и было это подобие Богу. "Бог уже не мог подняться выше, действуя на этой жизненной сцене, но он и не остановился прежде, чем поднялся до высшей точки". Интересно, что в русской культурологии XIX - XX вв. эти идеи "богоподобия" человека развивались В.Соловьевым, Н.Бердяевым. На Земле человек не может перейти ни в какой иной органический строй, на в его существовании обнаруживается противоречие. Как животное он служит Земле и привязан к ней, как к своему родному жилищу, Но человек заключает в себе семена -бессмертия и потому "должен расти в другом саду". Он одновременно представляет два мира, и отсюда явная двойственность его существа. В нем заложена лишь способность человечности, но ее нужно воспитывать усердием и трудами. Животное в человеке всю жизнь жаждет управлять им, тянет его к земле и только дух возносит его, но этот венец трудно завоевать. Потому человек представляет собой "cреднюю породу" переход от одной стихии к другой. Удержаться в равновесии - немалый труд -и именно эта цель возложена на культуру. "Исследовать дух гуманности - вот подлинная задача человеческой философии, она являет себя и в общении людей, и б государственных делах, и в науках, и в искусствах.
Благородные обязанности человека состоят в сохранении жизни и участии в жизни других, в общении с ними. И первая черта человечности - миролюбие. Природа наделила человека способностью переноситься в чувствах во всякое живое существо, переживать вместе с ним радости и тревоги. Участливость, сочувствие - необходимые черты гуманности. Она проявляется в дружеском общении, любви, семейных отношениях. Но при этом важно опираться на правило справедливости и истины. Без соблюдения справедливости, без правды немыслимы ни разум, ни человечность. Высшая гуманность проявляется в религии, в ней заключен самый возвышенный дух человечности. Все народы, на какой бы стадии культуры они ни находились, веровали в более могущественные силы, нежели они сами. Религия - это упражнение сердца в нравственном совершенствовании. 'Религия, - пишет Гердер, - наставница человечества, подающая людям совет, утешающая их в темной жизни с ее опасными лабиринтами. Все пороки и все чаяния нашего рода человеческого религия слила в веру и венок бессмертия свила для человечности". Цель нашего земного существования заключается в воспитании гуманности. Все нужно воспитывать, разумная способность должна стать разумом, тонкие чувства - искусством, влечения - благородной свободой и красотой, побудительные силы - человеколюбием.
Но приходится признать, пишет Гердер, что лишь у немногих богоподобный дух гуманности становится подлинным стремлением всей жизни. Разум целых народов пленен их звериным духом, истину ищут на самых нелепых путях, красота и прямодушие подвержены порче от гнусности и небрежения. Достижима ли гуманность? Или творец ошибся, направив человека к этой цели? Богоподобная гуманность - это бутон, скрывающий внутри себя истинный облик человечества. Но пока человек лишь в начале пути, ибо, усваивая дух гуманности, он вместе с семенами добродетели наследует и дурные нравы; жизненный путь благородных людей нередко менее привлекателен для подражания, чем путь преступников.
Гуманность - это надежда на подлинность человеческого существования, это цель истории человечества, его высшее предназначение. "И человек - пока только человекоподобный - станет человеком, и расцветет бутон гуманности, застывающий от холода и засыхающий от зноя, он расцветет и явит подлинный облик человека, его настоящую, его полную красоту".
В каких бы условиях ни существовал человек, в каком бы обществе ни жил, в уме его всегда была только гуманность, и возделывать он мог лишь дух гуманности. Ради этой цели объединяются мужчина и женщина, ради этого природа установила возрасты, чтобы детство длилось дольше и путем воспитания человек усваивал дух гуманности. Ради этой цели учреждены все возможные образы жизни, все виды человеческого общества. Человек учился находить средства пропитания, строить жилища, изготовлять одежду и превращать ее в украшение для своего тела, «вести домашнее хозяйство. Он придумал много разнообразных законов и форм правления, цель у которых одна: каждый человек свободно, ни с чьей стороны не встречая вражды, должен упражнять свои силы, чтобы обрести более прекрасную и свободную жизнь. Для этого была обеспечена сохранность собственности, и труд, искусство, торговля, сношения между людьми были облегчены, назначены кары за преступления и награды лучшим гражданам, установлено много различных обычаев для каждого сословия, для общественной и домашней жизни, включая и религию. Но для этих же целей велись войны, заключались договоры, возникали различные союзы, обеспечивающие гостеприимство и облегчающие торговлю, чтобы за пределами своего отечества человек встречал бережное обращение и принимался по заслугам. Итак, все хорошее делалось в истории ради гуманности, а все нелепое, порочное и омерзительное, что тоже появлялось в истории, было преступлением против духа гуманности. В этом смысле вся история предстает как соперничество, соревнование народов, спорящих о прекраснейшем венце гуманности и человеческого достоинства.
В истории человечества народы-созидатели
оставляют о себе гораздо более
прочную и добрую память, нежели
народы-разрушители. Рассмотрев Землю
как местожительство
Уделяя особое внимание связи человека
с природой, Гердер подчеркивает, что
человек становится таковым лишь
благодаря воспитанию Человек - это
искусно построенная машина, наделенная
генетической предрасположенностью и
полнотой жизни. Но даже самому способному
человеку надо научиться играть. Все
человеческое связано с обстоятельствами
его жизни, родителями, учителями, друзьями,
с народами и с целой цепью
всего рода. Воспитание опирается
на традицию и органические силы, ибо
человек должен быть способен к восприятию.
Этот процесс созидания человека
можно назвать культурой, или
возделыванием, а можно вспомнить
образ света и назвать