Интеллигенция – активный субъект духовного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:56, контрольная работа

Описание работы

В истории России интеллигенция всегда занимала и ныне занимает положение неформального лидера. Ее деятельность ощутимо сказывается во всех сферах жизни. Она с опережением выражает взгляды и настроения широких слоев населения, выводит сознание человека из драматического состояния раздвоенности, смятения, неуверенности в жизни. Своей широкой подвижнической работой создает духовное, здоровое морально-нравственное состояние общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Интеллигентность как носитель и создатель культуры……………………4.
2. Интеллигентность – качество личности…………………………………….6
3. Преобразующая роль интеллигенции в современном обществе…………10
Заключение…………………………………………………………………..…16
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

             Кризисное состояние нравственности, духовности российского общества требует переосмысливания фундаментальных положений, закладываемых в основы становления личности. По мнению обществоведов, педагогов и психологов, современная ситуация характеризуется отсутствием высоконравственной “идеи, скрепляющей общество” (Ф.М.Достоевский). Сегодня, как никогда, нужен идеал воспитания. А.И. Герцен говорил, что личность воспитывается в силу формирования в ее внутреннем мире определенного образца.

               Исходя из обобщенного представления мирового сообщества об облике человека XXI века, целью нового воспитания должно стать содействие индивидуальному развитию детей, раскрытию их творческого потенциала, приобщению к материальной, духовной и нравственной культуре и формированию гражданского самосознания. Концепция нового воспитания вобрала в себя характеристику воспитания интеллигентного человека.

           Суммируя мнения ученых М.М. Бахтина, В.С. Библира, Л.Г. Викторовой, В.В. Краевского, А.В. Соколова, я считаю, что интеллигентность может включать следующие компоненты: самоопределение, готовность к профессиональной деятельности, эрудицию, творческую способность.

Самоопределение – свидетельство морально-этической зрелости человека: осознание общечеловеческого нравственного закона, цели и смысла личной жизни, идеалов, принципов, долга и совести, владение культурой диалога.

Готовность  к профессиональной деятельности – совокупность личностных и профессионально обусловленных требований к получению профессии и в дальнейшем ее осуществление.

Эрудиция  – приобретение глубоких, основательных познаний в какой-либо области умственного труда, а также общей разносторонней образованности.

Творческая  способность – способность создавать новые духовные культурные ценности, включая усовершенствование, разъяснение, критическую оценку уже созданного.

                По моему мнению, в настоящее время интеллигенция востребована потому, что именно она может создавать образ будущего, должна сказать свое слово о том, как жить, какого человека формировать.

 

3. Преобразующая роль  интеллигенции 

в современном обществе.

 

          Трудно, с перекосами, но общество вновь обретает в настоящее время полифоническую, плюралистическую духовную сферу. Традиционные человеческие ценности стремительно утверждаются в общественном сознании. А поскольку определяющим признаком интеллигенции как социального типа является ее отношение к ценностям, выражающееся в поиске их альтернативных систем, что связано с особенностями её духовного склада и мировоззрения, то и роль интеллигенции в современном социокультурном пространстве неуклонно возрастает.

          Опыт наших дней позволяет говорить об изменении алгоритма образования социальных групп и ином типе их групповых признаков. Представляется, что современные социальные группы стали бесконечно многообразны, как бесконечно число интересов, по которым они объединяются, и в то же время значительно ослабли межгрупповые связи, а стало быть и стабильность, и время существования этих групп.

           Представляется также, что это не временное явление, связанное с динамизмом и нестабильностью сегодняшней жизни, а долговременное, ибо его образуют, среди прочих, и такие стабильные и стабилизирующие факторы, как научно-технический прогресс, информационный взрыв, повышение культурного и общеобразовательного уровня и другие.

             Поскольку одним из новейших факторов формирования социальных групп является повышение культурного уровня, то, с одной стороны, растет сам отряд интеллигенции, с другой - количество групп, смежных с интеллигенцией, близких к ней по характеристикам и являющихся ближайшим резервом ее пополнения. Поскольку обратный процесс ("разинтеллигенчивания") не просматривается, можно, думается, сделать вывод о необратимом на сегодняшний день росте этой социальной группы и значения ее и ее идеологии в обществе.

              Своей энергией и активностью ума интеллигенция призвана способствовать возвышению культуры народа, оздоровлению нравов, гуманизации общества. От ее деятельности зависит прогресс в областях науки, техники, искусства, образования, медицины и т.д. Она призвана направлять свою духовную энергию на сохранение культурных ценностей и нравственного климата в современной России, вносить идеи гуманизма в сознание народа, изменять мышление людей, обогащать нравственную атмосферу общества.

               Можно со всей ответственностью утверждать, что сегодня интеллигенция -важная созидательная сила, способная преобразовать общество и влиять на состояние умов. В периоды общественных коллизий она подвергается нападкам, и в то же время значительно усиливается ее влияние. В переломное время с наибольшей силой проявляются характерные и необходимые для интеллигенции черты: общественная тревога и озабоченность судьбами Отечества, стремление к нравственному сопереживанию делам народным.

                Сегодня, на рубеже тысячелетий все четче проявляется объективная закономерность - возвышение социальной роли интеллигенции, необходимость ее ведущей роли активного субъекта духовного производства. А с этим связана духовная свобода современного общества. В цивилизованном обществе представители интеллигенции призваны создавать необходимую духовную и интеллектуальную атмосферу, всемерно способствовать развитию духовного самосознания личности.

               Научную характеристику положения и природы интеллигенции в современном обществе можно сформулировать исходя из общих представлений о духовном производстве и учитывая в их свете ту сумму существенных изменений и новых социальных явлений, которые внесены в эту область современным развитием (то есть развитием, происходящим на наших глазах в передовых промышленных странах и втягивающим в орбиту крупных трансформаций также и область духовного производства).        Интересующее нас явление находится ныне в более развитом общественном состоянии, окончательно сорвавшем покров святости и таинственности с интеллектуального труда, с выполнения духовных функций в обществе, и это состояние не только обнажает суть явления «интеллигенция», но и может служить ключом к пониманию того, что на деле происходило на более ранних этапах общественного развития, какова была тогда действительная природа и функция интеллигенции.

           Если разобраться в природе и роли интеллигенции, то очень интересный свет на него проливает определение, которое давал интеллигенции А.Грамши. Оно интересно тем, что позволяет подойти к этому вопросу как раз с учетом специфики современных процессов, которые Грамши хотя и фрагментарно, но все же предвидел и описал. Он говорил о невероятном расширении категории интеллигенции в «демократическо-бюрократической системе» современного общества, о том, что формирование ее в массовом порядке приводит к стандартизации и в квалификации, и в психологии, определяя тем самым те же явления, что и во всех стандартизованных массах: конкуренцию, профсоюзную защиту, безработицу, эмиграцию и т.д.

           Грамши определял интеллигенцию не в зависимости от характера труда, индивидом выполняемого, а по той функции, которую умственная деятельность выполняет в более широкой системе общественных отношений, и соответственно по месту труда людей, преимущественно ею занимающихся, в этой системе. Эта функция обеспечивает связность и гомогенность общественной жизни, интеграцию индивида в существующие общественные отношения, в том числе и связность структуры класса, обеспечиваемую через организацию и воспитание сознания, через применение знаний и духовных образований, через специальную разработку идеологических отношений людей и т.д. И тех людей, которые внутри класса специально заняты выполнением этих задач, разработкой идеологических связей (того, что Ленин называл в широком смысле идеологическим общественным отношением), Грамши называл интеллигенцией.

            Собственно говоря, тот громадный количественный рост интеллигенции, который мы наблюдаем в современном западном развитом обществе, лишь выражает развитие той функции, которую Грамши считал присущей органической интеллигенции.

           Мы наблюдаем процесс, суть которого состоит в том, что буржуазия создает собственные слои интеллигенции, собственную интеллигенцию. Ведь в ту эпоху, когда для западного общества не имело особого значения сознание в регулировании общественных процессов, буржуазия прибегала в сфере духовного производства, в сфере культуры к услугам старых идеологических форм. Известна роль, которую в оформлении современного общества сыграла та форма идеологии, которую буржуазия застала готовой и которую она оживила, а именно религия, внутри которой буржуазные интересы выразились и развились в виде протестантского движения. Собственная буржуазная интеллигенция стала возникать позже. Мы являемся свидетелями процесса возникновения этой интеллигенции. Количественный рост современной интеллигенции есть не столько рост, как мы иногда склонны считать, ученых, например физиков и др., сколько рост числа людей, занятых в сфере массовых коммуникаций, утилитарно-промышленных применений научных знаний и художественных открытий, социальных исследований и т.д. Это – в развитых странах капитализма – рост прежде всего технологов от науки, социологов, рост специалистов в определенных отраслях психологии, психотехники и др. Это есть та органическая интеллигенция, которую класс буржуазии создает внутри себя. Интеллигенция оказывается в своеобразном положении. Бывшее монопольное положение интеллигенции, на основе которого когда-то могла возникать та форма занятия умственным трудом, которая представлялась хранением совести общества, формой «всеобщего чувствилища», размыто, исчезло, но старая идеология, соответствовавшая когда-то духовной монополии, в остаточных формах еще сохраняется. В то же время нарушающие ее процессы как-то осознаются на уровне некоего «шестого чувства». Поэтому интеллигенция, с одной стороны, выражает себя в социальных утопиях иррационалистического, апокалиптического характера – в той мере, в какой она не мирится со сложившимся положением и продолжает традицию социальной критики, а с другой стороны, – в технократической по своему характеру социальной и идеологической инженерии – в той мере, в какой интеллигенция идет на социальную резиньяцию и интегрируется в систему (или просто органически порождается ею самой). В тех формах социально-критической мысли, которые интеллигенцией порождаются, часто бывает трудно различить, что является реакцией на действительные пороки общества, а что – тоской по утерянной интеллектуальной монополии. Поэтому важен вопрос, какова судьба революционно-критических элементов в интеллигенции и духовном производстве, как они могут дальше развиваться в рамках современного общества, куда перемещается сейчас основное звено развития культуры и духовного производства?

              Интеллигенция, превращаясь в органическую интеллигенцию развитого общества, также сталкивается с процессом стандартизации, с процессом отчуждения, с механизмом эксплуатации, более тонким и более сложным, чем прежний. Она оказывается перед дилеммой: превратится ли она в чиновника современных корпораций и интегрируется в этом смысле в существующую социально-экономическую систему или пойдет по пути развития демократической борьбы, по пути участия в коалиции демократических сил, борющихся против современных монополий.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

               Одной из важнейших закономерностей общественного развития является формирование интеллигенции. Ее появление обусловлено прежде всего потребностями духовного производства. В духовном производстве принимают участие все социальные группы, однако в силу своей специфичности духовное производство не может осуществляться в одинаковой мере всеми членами общества, а реализовывается главным образом особой группой людей. Именно специализированная профессиональная деятельность в духовном производстве выступает конституирующим признаком, объединяющим людей в одну социальную группу – интеллигенцию. Интеллигенция выступает как активный субъект духовного развития. Поэтому проблема интеллигенции всегда актуальна, универсальна, самостоятельна и многоаспектна.

              Понятием «интеллигенция» в настоящее время имеется уже более трехсот определений. В современном обществоведении существует два мнения относительно самого понимания природы интеллигенции, каждое из которых опирается либо на социальный, либо на морально-этический критерий. На мой взгляд, эти точки зрения не являются взаимоисключающими, а скорее взаимодополняющими друг друга. Поэтому к интеллигенции мы относим людей, профессионально занимающихся умственным трудом и обладающих высокими моральными качествами. Точнее всего эту мысль сформулировал известный отечественный офтальмолог С.Федоров, который считал, что интеллигенция – это интеллект, помноженный на нравственность. Именно жизнь и деятельность высокообразованных людей, отвечающих этим критериям и наделенных лучшими человеческими качествами.

             Я считаю, что интеллигент – это самоопределившийся, эрудированный, творчески одаренный человек, готовящий себя к получению профессии и осуществлению профессиональной деятельности.

Информация о работе Интеллигенция – активный субъект духовного производства