Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:56, контрольная работа
В истории России интеллигенция всегда занимала и ныне занимает положение неформального лидера. Ее деятельность ощутимо сказывается во всех сферах жизни. Она с опережением выражает взгляды и настроения широких слоев населения, выводит сознание человека из драматического состояния раздвоенности, смятения, неуверенности в жизни. Своей широкой подвижнической работой создает духовное, здоровое морально-нравственное состояние общества.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Интеллигентность как носитель и создатель культуры……………………4.
2. Интеллигентность – качество личности…………………………………….6
3. Преобразующая роль интеллигенции в современном обществе…………10
Заключение…………………………………………………………………..…16
Список литературы……………………………
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
«Московский
государственный университет
Рязанский
заочный институт (филиал)
Факультет организации и управления
Кафедра
социально-культурной деятельности
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По
дисциплине: «Культурология»
Тема:
№ 13 «Интеллигенция
– активный субъект
духовного производства»
Выполнила: студентка 2 курса группа 816-817
Трушкина Анна Петровна
Проверил: Степнов В. Ф.
Рязань,
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Интеллигентность
как носитель и создатель
2. Интеллигентность
– качество личности……………………………
3. Преобразующая
роль интеллигенции в
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Цивилизованное общество строится на основе передовых культуры и науки. Новые научные решения, духовные поиски нужны во всех сферах жизни - производственной, экономической, социальной, нравственной. Известно, что духовные поиски всегда были прерогативой интеллигенции - хранительницы общечеловеческих и национальных духовных ценностей. Труд интеллигенции важен и социально значим, поскольку способствует творческому решению практических проблем в той или иной области. Чем активнее ее участие в общественных событиях, тем быстрее и организованней совершается переход к цивилизованным формам социального бытия. Самоотверженным деяниям лучших представителей мировой культуры человечество обязано замечательными эпохальными открытиями в науке и технике, освобождением от многих болезней, шедеврами литературы и искусства.
В истории России интеллигенция всегда занимала и ныне занимает положение неформального лидера. Ее деятельность ощутимо сказывается во всех сферах жизни. Она с опережением выражает взгляды и настроения широких слоев населения, выводит сознание человека из драматического состояния раздвоенности, смятения, неуверенности в жизни. Своей широкой подвижнической работой создает духовное, здоровое морально-нравственное состояние общества.
1. Интеллигенция как носитель и создатель культуры.
История интеллигенции показывает, что первозданный смысл понятия "интеллигенция" означает, прежде всего, общественное назначение человека, порожденного самим обществом и для развития и самопознания общества.
Интеллигенция — это:
- крупная социально-культурная общность, социальный массив людей, профессионально занимающихся творческим трудом;
- общественная группа, мощный дифференцированный социальный контингент людей, получивших современное научное образование, обладающих системой знаний, что позволяет им творить в мире знаний в наиболее сложных формах культуры - науке, искусстве, образовании, религии; заниматься развитием и распространением культуры.
"Интеллигенция - это лучшие, избранные люди страны, создатели духовной культуры нации, творцы русской литературы, русского искусства, философии, науки, религиозные искатели, хранители отечественной правды, пророки будущего", - писал в 1907 году, в пору очередного гонения на интеллигенцию, Н. А. Бердяев.
Как особый социальный слой интеллигенция начала формироваться в России еще в феодальную эпоху преимущественно из среды дворянства и духовенства. Для ее формирования потребовались долгие годы.
Прообраз первых русских интеллигентов, по мнению Б.Н. Милюкова - автора "Очерков по истории русской культуры", появился при Петре I. Он впервые собрал кружок самоучек-интеллигентов, призванных помогать ему при насаждении новой государственности. Петр I привлек голландцев, датчан, шведов, немцев, сделав их своими, русскими. Они восприняли и впитали в себя русскую культуру, развивали и обогащали ее.
После реформы Петра стране пришлось пройти длительный путь, чтобы создать свою национальную, удивительно яркую интеллигенцию, породившую выдающееся явление мировой культуры - русскую культуру, а в ней имена Пушкина, Лобачевского, Достоевского, Чайковского и многих других. Николай Бердяев первым русским интеллигентом называл Радищева, автора "Путешествия из Петербурга в Москву".
Процесс формирования интеллигенции значительно ускорился в XIX в. Эпоха буржуазных реформ 1860-1870-х гг. создала благоприятные возможности для культурного развития городов. Втягивание в рыночные отношения все более широких слоев населения со всей остротой поставило вопрос о народном образовании. Это вызвало невиданный прежде рост числа земских, городских школ, классических и реальных гимназий. Промышленность, транспорт и торговля предъявляли все более широкий спрос на специалистов со средним и высшим образованием. Складывалась интеллигенция. Смена общественно-экономической формации, размывание социальных слоев общества, подъем революционного движения, рост самосознания народных масс приводили к изменению роли отдельных представителей общества в формировании культурных и просветительских традиций. Носителями и создателями культуры в обществе становятся представители просвещенной интеллигенции (учителя, врачи, ученые). С духовными запросами интеллигенции связан и рост книгоиздательского, журнального и газетного дела. Приметой того времени было и массовое открытие научных, общественных и народных библиотек.
В пореформенную эпоху, когда завершается формирование этого нового общественного слоя, разночинский элемент в его составе становится преобладающим. Это обстоятельство имело чрезвычайно важное значение в демократической направленности деятельности русской интеллигенции, ее активной социальной и гражданской позиции.
Русский XIX в. был поставлен мировым общественным мнением рядом с европейским Возрождением. Лучших представителей интеллигенции в России отличали морально-этические притязания, благородные и высоконравственные черты: сострадательность и человечность, честность, обостренное нравственное видение мира, развитость ума, способность критически и самостоятельно мыслить и оценивать социальную жизнь; вера в социальное чудо, жертвенность, проникнутая человеческими муками, связанная с глубочайшей ответственностью за судьбу народа.
Интеллигенция как носитель культурных ценностей, норм, их генератор и транслятор, является необходимым звеном в процессе воспроизводства общества и его институтов. Ее роль в социуме повышается в переломные моменты истории, когда общество расколото, когда оно находится на пороге потери культурной идентичности и происходит столкновение ценностей. Интеллигенция в значительной степени способна ощущать, воспринимать, рефлексировать кризис духовной культуры, ведущий к утрате исторической памяти, дезорганизации социума, хаотическому движению в никуда. Деятельность интеллигенции приобретает особую специфику в полиэтнических, поликонфессиональных регионах, где на фоне социально-экономических, политических трудностей в геометрической прогрессии возрастает проблема предотвращения возможных этнокультурных и религиозных конфликтов и поиска диалога, форм мирного сосуществования и взаимодействия. В связи с этим весьма остро стоит вопрос о социальной и гражданской активности научной интеллигенции, ее интегрирующей роли и месте в регулировании самоорганизующегося общества (в противовес дезинтеграции).
2. Интеллигентность – качество личности.
На уровне обыденного сознания, порой, рассуждают, что интеллигентность есть свойство интеллигенции, что интеллигентные люди, как правило, с высшим образованием, профессионально заняты творческим умственным трудом и т. п. То есть интеллигентность фактически отождествляется с образованностью. Практика показывает, что это далеко не так и можно привести множество примеров, показывающих, что образованность не является достаточным основанием для интеллигентности. «Словарь иностранных слов» понятие «интеллигентность» трактует несколько шире: как высокий уровень развития интеллекта, образованности, культуры поведения.
Нам представляется, что интеллигентность — это начало не столько умственное, сколько нравственное. Оно идет не столько от головы, сколько от сердца.
Интеллигентный человек не только не нарушит элементарных правил поведения, но его постоянно преследует мысль, а не мешаю ли я кому-то своими действиями? Он терпим к иному мнению, допускает его как равноправное, не кичится своим многознанием и своей правотой. Да, ему самому и не кажется, что он много знает и всегда прав. Ему близка формула Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю».
Интеллигентный человек стремится делать свое дело добросовестно. Если, скажем, он представитель социально-политических, гуманитарных наук, то своим долгом считает видеть острые проблемы, ставить их основательно, высказывать свои соображения по их решению. Он борец, но борец особого рода, ибо главный способ борьбы со всем негативным — через свой собственный пример.
Все суетное, все то, что «без божества, без вдохновения», есть антипод интеллигентности. К числу основных признаков интеллигентности относится комплекс важнейших интеллектуальных и нравственных качеств:
1) обостренное
чувство социальной
2) приобщенность
к богатствам мировой и
3) следование
велениям совести, а не
4) тактичность и личная порядочность, исключающая проявления нетерпимости и вражды в национальных взаимоотношениях, грубости в межличностных отношениях;
5) способность к состраданию;
6) идейная принципиальность в сочетании с терпимостью к инакомыслию.
В ходе исторического развития произошла дивергенция понятий интеллигенции и интеллигентности. Под первым стала пониматься роль социальная, под вторым - особое качество, духовность личности. Это было обусловлено тем, что этико-психологические особенности, изначально присущие людям, принадлежащим лишь некоим сословиям и профессиям, со временем стали характерными и для представителей прочих слоев общества.
Интеллигентность обычно приписывается лицам, имеющим формально понимаемую образованность. Но образованность не является ее необходимым, тем более - достаточным атрибутом: интеллигентность может быть присуща любому члену общества. Ныне закрепленность признаков интеллигентность за представителями неких классов, "прослоек", профессий, специальностей, за обладателями различных дипломов и аттестатов - не более чем стереотип обыденного сознания.
В сталинский и после сталинский период отечественной истории в массовом сознании культивировались представления об индивидуализме и социальной ненадежности интеллигенции как "прослойки" между рабочим классом и крестьянством, недооценивалось ее культурное значение. Поэтому интеллигентность фактически не выступала как социально желаемое качество и образец для подражания.
В период господства командно-административной системы при показном расположении к интеллигенции она неизменно вызывала опасения и неприязнь у бюрократического аппарата, видевшего в ней общность, способную осмыслить и осудить деформации общественного развития. В связи с перестройкой всех сфер общественной жизни начали было складываться возможности для превращения интеллигентности в общезначимую ценность для сознания ее в качестве необходимого условия развития личности и общества; однако последующий ход перестройки, поставил интеллигенцию в гораздо худшее - по крайней мере, с материальной позиции - положение, так что ей может грозить буквально голодное вымирание или перерождение в нечто отличное от интеллигенции. Характерное для интеллигентного человека чувство социальной справедливости противоречит ожидаемому властями согласию с любыми приказами и решениями. Свойственный интеллигентности интернационализм и сходные качества шовинизма вступает в противоречие с националистическими устремлениями. Ориентация носителей интеллигентности на общечеловеческие ценности противоположна стереотипам антагонизма и вражды.
Информация о работе Интеллигенция – активный субъект духовного производства