Информационная культура – понятие, сущность, структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 01:05, реферат

Описание работы

В данном параграфе ставится задача осуществления теоретического анализа понятия – информационная культура, ее сущности и структуры.
В последние годы возрос интерес к понятию «информационная культура». Его распространение вызвано растущим влиянием научно-технического прогресса на общую культуру общества, личности.

Работа содержит 1 файл

inf_culture.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

              Культура диалога. Если подвергнуть анализу понятие информационная культура, то в качестве важнейшего компонента можно выделить культуру диалога или культуру общения.

              Для диалога характерна ситуативность, то есть зависимость от обстановки; контекстуальность, то есть обусловленность предыдущими высказываниями; наконец, отсутствие априорного планирования хода диалога.

              Культура диалога включает умения: выслушать чужую точку зрения, адекватно относиться к чужому мнению, представлять информацию в любой форме; излагать свою точку зрения, доказывать свою правоту; находить общие решения и составлять программы совместной деятельности для достижения общих целей.

              «Условием успешности диалога выступает способность обеих сторон к пониманию содержания диалога независимо от того идет ли речь о системе «человек-человек» или о системе «человек-машина» (51, 35).

В качестве еще одного компонента информационной культуры Н.М. Розенберг предлагает «культуру-компьютерную». Мы считаем, что структура информационной культуры должна включать не только работу с ЭВМ, но и культуру досуговой деятельности.

Досуговую культуру можно определить как комплекс общедосуговых знаний и умений, которые реализуются в творческом поведении личности в сфере свободного времени и в свободной для выбора рода занятий и высокой степени активности поведения.

              К ним относятся умения:

-          анализировать и понимать средства массовой коммуникации;

-          общаться с ними, то есть, умение слышать и слушать, смотреть и видеть, читать и понимать прочитанное;

-          планировать досуговую деятельность;

-          отбирать досуговые формы информационной, просветительской, познавательной, развлекательной направленности.

К досуговой культуре, несомненно, можно отнести культуру чтения, видеокультуру и экранную культуру.

Культура чтения – сложное явление. От элементарного навыка пользования закладкой до творческого чтения, когда читатель становится «соавтором» писателя, простираются его границы. Культура чтения включает знание места книги, газеты, журнала среди других каналов массовой информации в современном мире, их особенностей по сравнению с радио, телевидением, кино, специфики различных видов изданий, публикаций разного вида и жанра. От этого зависит правильный выбор произведения печати, умение сопоставлять информацию, полученную из разных источников, экономия времени и сил (58).

              Культура чтения современного пользователя, потребителя – это умение работать не только с книгой, но и с периодикой, четкое представление о периодических изданиях по интересующей теме, умение пользоваться справочным аппаратом издания. Таким образом, гибкость подхода к произведению печати, понимание различных целей и задач чтения, критериев оценки художественного и научного произведения, газетной статьи и монографии, способов работы с ними – тоже грани культуры чтения. Повышая культуру чтения, мы заботимся о будущем – закладываем основы культуры восприятия других каналов массовой информации. Овладевший культурой чтения, квалифицированный читатель, может стать квалифицированным телекинозрителем. Читательский уровень во многом определяет уровень духовного развития личности и влияет на культуру освоения технических средств информации (например, видео).

              Видео стремительно входит в нашу жизнь, становится неотъемлемой частью эстетической культуры и информационной культуры личности и общества в целом. Термин «видеокультура» используется сегодня в широком и узком смыслах. В первом случае он связан со всеми явлениями визуальной культуры, во втором – собственно с видео в отличие от телевидения, кино и др. Этот термин уже утвердился в исследованиях социологов, культурологов, эстетиков (14).

              Видеокультура прочно входит в сферу досуга людей, она позволяет решить сложную социально-историческую, философскую проблему свободного времени человека в широком смысле, поэтому, телевидение, видео, кино также и другие каналы средств массовой информации и социально-культурные учреждения сами пытаются определить свой стиль, создать новые формы видеокультуры, для которых экран отнюдь не основной способ бытования, а лишь исходный плацдарм, с которого начинается их активное внедрение в повседневную реальность человеческого бытия (14).

              Развитие современных информационных технологий приводит также к появлению экранной культуры, которая складывается на основе синтеза компьютера, видеотехники, средств связи и каналов передачи информации, образующих в совокупности информационный космос (31). Экранная культура складывается при общении с медиасредствами. Медиаобразование – одна из важных проблем современного информационного общества.

              MASМедиа – это мир современно новых возможностей для формирования информационной культуры, который многие слабо себе представляют. Дословно это понятие – «многосред» – включает звуковую, видео, графическую, компьютерную среды. Объединение их обеспечивает качественно новый уровень восприятия информации: не просто пассивно созерцать, а активно участвовать в происходящем (58, 66).

              Средства мультимедиа нашли широкое применение в сфере образования и развлечений (игры), справочных системах, рекламе, выставках, презентациях товаров, фирм, услуг и др.

              Сейчас разработан специальный курс «Медиакультура», который охватывает весь спектр проблем массовой коммуникации, поэтому медиаобразование можно считать одним из главных направлений по формированию информационной культуры.

              Как мы видим, помимо общей информационной культуры, можно представить и специальную информационную культуру. Например, «информационная культура пользователя, решающего конкретную задачу с помощью компьютерных информационных технологий» (11, 49) или информационная культура специалиста, компонентами которой с точки зрения Д.И. Блюменау является «знание специалистом особенностей (закономерностей) документальных потоков в своей области деятельности, возможностей различных систем поиска информации; умение работать с различными источниками и владение основными способами переработки информации и многое др., поскольку каждый специалист практически не только потребитель информации, но и активный участник информационного процесса в целом – автор, редактор, референт, рецензент, консультант» (11, 97).

              В этой связи нужно и рассматривать информационную культуру подростка, формирование которой начинается с изучения психофизиологических особенностей этого возраста.

              М.Ю. Сумина сформулировала условия формирования информационной культуры для определенной категории потребителей (подростков). Однако, представляется возможным экстраполировать их на потенциальных потребителей в целом. Таковыми условиями выступают: отношение к информации; способность взаимодействовать с информационной средой, моделировать собственное информационное поведение, создавать и использовать персональные поисковые системы; способность к оценке информации и себя как носителя и преобразователя информации; стремление к информационному общению. Через общение с информационными системами к юному человеку естественно приходит понимание роли информации и информационных технологий в жизни человека.

              Один из важных элементов информационной культуры человека – знание информационных ресурсов. При условии иметь возможность получить свободный доступ к ним. В нашей стране многие организации занимаются сбором, обработкой, хранением и распределением информации: библиотеки, статистические центры, информационные службы, средства массовой информации. В этом ряду только библиотеки предоставляют свободный и бесплатный доступ к информационным ресурсам, как традиционным, так и информационным базам данных, электронным изданиям, CD-ROM и т.д. В виде электронного каталога, библиографических баз данных читатели детских библиотек в настоящее время получают доступ к местным информационным ресурсам. Есть надежда, что в ближайшее время будут созданы библиотечные информационные сети, и по каналам связи информацию о книгах школьники смогут получить и из других библиотек и информационных центров. Но уже сейчас выход на региональные и мировые источники информации обеспечивают CD-ROM-технологии. Коллекции CD-ROM дисков в библиотеках, включающие мировые компьютерные энциклопедии, путеводители по разным странам, электронные книги, справочники по литературе, живописи, музыке, расширяют информационное пространство детей, формирует глобальный аспект информационной культуры – понимания мира как единого информационного пространства.

Таким образом, попытаемся обобщить современные представления о составе информационной культуры. Это:

1.        Культура поиска информации, нацеленная на поиск идей, а не рецептов. Стремление найти рецепт диктует эпизодическое обращение к источникам информации, а идей, новых взглядов, подходов предполагает систематическое взаимодействие с информационной средой.

2.        Умение аналитической переработки информации, создание собственных баз данных.

3.        Культура делового общения, терпимость к чужому мнению, открытость другим культурам.

4.        Способность к рефлексии, то есть самооценке, собственного поведения, действий.

5.        Знание этических норм использования информации и их использование.

Как видим, значение информационной культуры в современном обществе велико, а особенно для подросткового поколения. Информационная культура дает уверенность в себе, в завтрашнем дне; открывает возможность более успешной самореализации, развивает способности к самообразованию и коммуникации в современном мире, делает подростков открытыми для информации и повышает их культурный уровень в целом.

Исследование проблем совершенствования информационной культуры требует значительных усилий в теории и практике досуга. Некоторые актуальные направления очевидны уже ныне (самообразование, медиаобразование). Предстоит разработать и обосновать методику и организационные формы преемственного, «сквозного» овладения содержанием информационной культуры, начиная с дошкольного детства, школьных лет и до завершения общего и профессионального образования, в условиях непрерывного образования. Успеха можно достичь лишь при кардинальных усилиях педагогов-исследователей, преподавателей и культурологов.



Информация о работе Информационная культура – понятие, сущность, структура