Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 01:05, реферат
В данном параграфе ставится задача осуществления теоретического анализа понятия – информационная культура, ее сущности и структуры.
В последние годы возрос интерес к понятию «информационная культура». Его распространение вызвано растущим влиянием научно-технического прогресса на общую культуру общества, личности.
Информационная культура – понятие, сущность, структура
В данном параграфе ставится задача осуществления теоретического анализа понятия – информационная культура, ее сущности и структуры.
В последние годы возрос интерес к понятию «информационная культура». Его распространение вызвано растущим влиянием научно-технического прогресса на общую культуру общества, личности.
Понятие «культура» употребляют в различных смыслах, ее можно рассматривать, например, как сочетание определенных знаний, умений, черт и навыков индивидов.
Распространены обобщенные представления о том, что культура ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, моральной ответственностью, художественным вкусом. Перечень компонентов в контексте дефиниции вряд ли можно считать исчерпанным. Культура часто рассматривается как специальная система, совокупность духовных, нравственных и научных знаний и ценностей, создаваемых не отдельной личностью, а человечеством в целом в процессе общественно-исторической практики. Этот подход связан с толкованием культуры как определенной цивилизации, ступени материального и духовного общественного развития.
Культура может рассматриваться как накопленный в обществе интегрированный опыт социальной деятельности, опирающийся на совокупность материальных и духовных ценностей. В сфере образования она выглядит, по мнению Н.М Розенберга, как понятие родовое по отношению к видовым понятиям обучения и воспитания (51).
В основу определения видов культуры можно положить и следующие основания. В этом случае для классификации избирают наиболее существенные и важные в практическом отношении признаки. Так, если в основу классификации положить предметный или содержательный признак, то можно говорить о физической, математической, логической, политической, художественной культурах и др. Именно в этом ряду и следует рассматривать информационную культуру. Появление термина восходит к пионерским публикациям инициаторов школьной информатики – академика А.П. Ершова и чл.-кор. АПН СССР В.М. Монахова, которые заметное внимание уделяли формированию системы соответствующего понятийного аппарата и научной терминологии по информатике (51).
Изучение публикаций о компьютеризации общества свидетельствует о том, что многие авторы видят в содержании информационной культуры только комплекс знаний, умений, относящихся к курсу «Основы информатики и вычислительной техники» (42), либо включают в этот комплекс некоторые знания и умения из программы по школьной математике, связанные с информатикой преемственно или на межпредметной основе (74). Такой подход не является единственно возможным. Логичнее точка зрения, основанная на более широких представлениях о сущности и содержании данного понятия. Оно состоит в том, что наряду с продуктами компьютерной эпохи в информационную культуру входят преемственно связанные элементы знаний и умений, большая часть которых возникла в социально-культурной сфере и очень давно, задолго до появления персонального компьютера. Поэтому реальная область применения информационной культуры значительно шире, чем в околокомпьютерной ситуации.
«Информационная культура – это часть общей культуры общества, личности. Ее характеризует степень развитости информационного взаимодействия и всех информационных отношений» (55, 6). Понятие информационной культура важно тем, что выполняет «технологический срез» всех информационных процессов в обществе, концентрирует внимание исследователей на достигнутом уровне обращения с информацией, позволяет судить о направленности и быстроте изменений в этой области и таким образом прогнозировать ее дальнейшее развитие.
«Будучи неотъемлемой частью культуры, в целом информационная культура неразрывно связана со «второй социальной природой» человека. Она является продуктом его разнообразных способностей, выступает содержательным аспектом субъектно-объектных отношений, зафиксированных при помощи различных материальных носителей. При этом под субъектом понимается человек или социальная группа – носитель предметно-практической деятельности и познания; под объектом – то, на что направлена указанная деятельность субъекта» (64, 70).
Информационная культура может рассматриваться и в широком, и в узком планах – в плане исторического развития, и в плане достигнутого, свершенного в развитии информационной картины мира.
«В историко-генеологическом плане информационная культура развивалась вместе с развитием форм отражения, в совокупности информационные процессы и информационные потоки как своеобразный результат субъектно-объектных отношений создали особую область в эволюционном преобразовании биосферы в ноосферу» (64, 72).
Существует несколько интерпретаций понятия информационная культура:
«информационная культура – совокупность имеющихся знаний и умение применять их на практике для постановки и решения содержательных задач» (39, 98);
информационная культура – достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения потребности людей в информационном общении, уровень создания, сбора, хранения, переработки и передачи информации и в то же время как деятельность, направленная на оптимизацию всех видов информационного общения, создание наиболее благоприятных условий для того, чтобы ценности культуры были освоены человеком, вошли органично в его образ жизни (62, 63, 64);
«Информационная культура – умение использовать информационный подход, анализировать информационную обстановку и делать информационные системы более эффективными» (21, 288).
«Информационная культура - область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности» (29, 70).
«Информационная культура личности - гармонизация внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально-значимой информации» (29, 152).
«Информационная культура - информационная деятельность аксиологического характера, т.е. обусловленная ценностями культуры» (45, 15).
«Информационная культура - качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности» (30, 2).
«Информационная культура - совокупность информационных возможностей, которые доступны специалисту в любой сфере деятельности в момент развития цивилизации» (38, 12).
«Информационная культура- уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию» (39, 59).
«Информационная культура - степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: её получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании
на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании» (56, 3).
«Информационная культура характеризует уровни развития конкретных обществ, народностей, наций, а также специфических сфер деятельности (например, культура труда, быт, художественная культура).
Обобщая вышесказанное, информационную культуру можно определить как уровень достигнутого в развитии информационных связей в обществе за период информационного общения людей, а также характеристика специфической сферы жизнедеятельности людей (информационной сферы), в которой отмечается степень достигнутого, тенденции развития.
На уровне общества информационная культура проявляется в пяти информационных революциях:
1. изобретение языка;
2. изобретение письменности;
3. изобретение книгопечатания;
4. изобретение электричества;
5. изобретение компьютерной техники, новых информационных технологий (48).
Сейчас современное общество часто называют информационным, так как роль и количество информации, циркулирующей в нем, стремительно возрастает, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распространения и использования. Информация легко и быстро достигает потребителей (заинтересованных в ней людей и организаций) и выдается в привычной для них форме.
На уровне личности информационная культура проявляется в информационной среде, которая позволяет решать проблемы доступа к знанию, полученному в любой момент и в любом месте. При этом пользователь информации выступает во взаимодействии с информационной средой не как безличный исполнитель некоторой социальной роли, но как личность со своим индивидуальным творческим выбором, способный к активной рефлексии над собственным процессом мышления. Как составляющая информационной культуры личности является проблема постоянного и систематического самообразования, то есть «образование не на всю жизнь, а через всю жизнь», которая также очень актуальна в современном обществе. Самостоятельная познавательная деятельность позволяет постоянно повышать и совершенствовать человеческие квалификации и обогащать в течение всей жизни знания, вынесенные из образовательных учреждений. В этом сейчас помогает сближение и взаимодействие формальных и неформальных видов образования, то есть появление универсальных социально-культурных институтов (библиотечные центры, альтернативные школы, инновационные учреждения), которые способствуют постоянному повышению уровня информационной культуры.
«Нормативно-оценочными критериями по отношению к информационной культуре и прошлого, и настоящего, и будущего могут быть определения «низкая», «высокая», «оптимальная», «недостаточная» и т.д.» (63, 75). По мнению А.П. Суханова близкий к оптимальному уровень информационной культуры должен предусматривать:
- организацию наряду с вещественным и энергетическим обменом наиболее рационально устроенного обмена информацией;
- создание необходимых и достаточных условий для сбора, хранения, переработки и передачи информации;
- приобщение в равной степени всех людей к ценностям духовной культуры;
- оперативное обеспечение необходимыми сведениями и знаниями всех абонентов, подключенных к системе сбора, хранения, переработки и передачи информации (62, 63).
Исходя из этого, можно предположить, что высокая информационная культура (100%) включает в себя два умения – адекватно формировать имеющиеся у человека знания и адекватно интерпретировать формализованные описания, то есть умение соблюдать должное равновесие между формализуемой и неформализуемой составляющими человеческого знания. Такое чувство меры является одним из аспектов цельности гармонического развития личности.
По мнению А.П. Суханова (63) информационная культура включает в себя в качестве неотъемлемых такие моменты, как необходимый и достаточный объем сведений, их оптимальная избыточность, высокие эстетические достоинства, социальная значимость, познавательная, морально-нравственная ценность и др. Информационная культура имеет системно-структурное строение, в котором можно выделить системно-образующее ядро. Им является информационная деятельность людей, обусловленная характером и уровнем развития общества. Эта деятельность в соответствии с потребностями людей проявляет себя как двойственный процесс: с одной стороны, это пользование накопленной и производящейся информацией, а с другой – ее создание и закрепление на различного рода материальных носителях.
Критериями информационной культуры человека можно считать его умение адекватно формулировать свою потребность в информации, эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов, перерабатывать информацию и создавать качественно новую, вести индивидуальные информационно-поисковые системы, адекватно отбирать и оценивать информацию, а также: способность к информационному общению и компьютерную грамотность.
Критерии информационной культуры выступают как своего рода критерии познания природной и социальной действительности, они служат показателями уровня развития специфических средств для освоения объектов отражения. В жизнедеятельности общества это проявляется в разных планах. Во-первых, информационная культура способствует процессу познания и опредмечивает культуросозидающую деятельность человека. Во-вторых, она активнейшим образом участвует в освоении человеком культурной реальности, в овладении всеми теми богатствами, которое выработало человечество. В-третьих, информационная культура выступает самой реальностью, ценностью и атрибутом непосредственно культурного бытия, необходимым условием, связывающим отдельную личность с государством и целом миром.
Рассматривая информационную культуру с точки зрения ее структуры, А.П. Суханов выделяет различные области ее проявления в соответствии с областями информационной деятельности. Практически – преобразующей деятельности способствуют информация технологическая, организационно-
«Социальная информация (в узком смысле) в этой структуре вбирает в себя большой блок общения в области экономической жизни, семейной экономики и т.д.» (64, 78).
Н.М. Розенберг приводит следующий перечень компонентов информационной культуры в содержании общего образования и досуга (51).
Общеучебная культура – комплекс взаимосвязанных общеучебных знаний и умений для успешного усвоения других предметных знаний и умений. Появление письменности, изобретение книгопечатания, создали целостную технологию накопления и распространения информации, а значит, формирования содержания информационной культуры общества, развития цивилизации в целом.
Важные процедуры оперирования с информацией усваиваются в дошкольном возрасте и в начальных классах и совершенствуются в ходе дальнейшего развития. Речь идет, прежде всего, об определенных общеучебных умений. К ним относятся умения бегло читать и сканировать текст с разной скоростью; составлять простой и сложный план информации текста или собственного изложения, реферировать и конспектировать учебные и другие тексты, составлять аннотации, резюме; отбирать ключевые слова и дескрипторы текста; составлять формализованные тезаурусы несложных текстов; составлять и использовать документы, картотеки, библиотечные каталоги; применять информационную технику и др., умения рассуждать, доказывать и обосновывать свои выводы; работать с графиками, таблицами, картами; строить способы контроля над ходом и результатами деятельности.
Эти умения можно отнести к содержанию общеучебной информационной культуры. В самом деле, в ее состав входят умения оперировать с информацией адекватного содержания, осуществлять ее генерацию, передачу, приемы запоминания, преобразования. Они образуют обязательный фундамент для последующего овладения других компонентов информационной культуры.
Информация о работе Информационная культура – понятие, сущность, структура