Индо-буддийский тип культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 22:17, реферат

Описание работы

На протяжении многих веков Индия привлекает внимание европейских историков, философов, этнографов, оставаясь при этом едва ли не самой загадочной и экзотической страной со сложной и самобытной культурой, в которой соединились различные политеистические и монотеистические религии, сложные этнические и общественные отношения, художественные практики. Может показаться, что культура Индии не заслуживает особенного внимания, потому что в ней общественное неотделимо от духовного, духовное от политического. Однако это должно наоборот дать толчок к глубокому изучению наследия индийской культуры. Все это позволяет говорить о индо-буддийском типе культуре как о самостоятельном явлении, не имеющем прямых аналогов в мировой истории. Количество издаваемых книг об Индии говорит об актуальности этой темы для европейской науки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3
1. Предпосылки формирования древнеиндийской культуры …………4
2. Ведийская литература ………………………………………………... 6
3. Религии Древней Индии ……………………………………………... 8
4. Древнеиндийская философия, мифология, правовая культура …...11
5. Мировое значение индо-буддийского типа культуры ……………. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………14
список использованных источников ………………….. 15

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

     Как и большинство древнеиндийскиих религиозных учений, джайнизм видит  свою задачу в разработке норм и  предписаний, способных помочь человеку в достижении религиозного идеала. Путь этот таков: совершенное воззрение (убежденность в абсолютной истинности мира), совершенное знание, совершенное поведение (преодоление желаний и соблюдение религиозных правил). Кастовое деление в джайнской общине играло гораздо меньшую роль, чем у индуистов.

     Джайны  имеются в Индии и сейчас, хотя они немногочисленны (0,5% населения современной Индии), но достаточно влиятельны.

     Среди религиозно-философских учений Древней  Индии был и тантризм. Первоначально  это учение связывалось с культом  женских божеств и магическими  обрядами, связанными с плодородием. Позднее тантризм видоизменялся, создавал новые формы. В тождественности макро - и микрокосмосов тантристы пытались найти разгадку природы и человека. Любовь была провозглашена творческим принципом бытия. Мир, полагалось, существует как результат эротической деятельности, а прекращение этой деятельности приводит его в состояние пустоты. Важной особенностью тантризма являлась его обращенность ко всем людям, независимо от касты.

     В середине I тысячелетия до н.э. в Индии  возникает буддизм. В этот период индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис (распадались родовая организация, социальные связи). Становление классовых отношений происходило в условиях полиэтничности и господства брахманизма. Индия изобиловала аскетами, проповедниками. Необходима была иная система духовных верований. Из предлагаемых новых направлений наибольшее влияние приобрел буддизм. Основатель его - принц Сиддхартха Гаутама, отказавшийся от власти, семьи, богатства и ставший Буддой - "просветленным". Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает палийский канон "Типитака" (или "Трипитака"), что означает "Три корзины (закона)".

   Основу  вероучения составляют "четыре великие  истины":

  1. жизнь есть страдание;
  2. причина всех страданий - желания;
  3. страдания можно прекратить путем избавления от желаний;
  4. необходимо для этого вести добродетельную жизнь по законам "правильного поведения" и "правильного знания".

     Религиозная цель буддизма - достижение запредельного внутреннего состояния - нирваны. Нирвана вырывает человека из бесконечной цепи жизненных перерождений, освобождая от власти кармы. В возможности воспринять учение Будды и избрать путь к спасению все люди оказались равны. Нирвана - это высшее состояние духовной деятельности и энергии, которое свободно от низменных привязанностей.

     Будда призывал к умеренности. Путь к спасению был назван им восьмеричным. Он представляет собой постепенную трансформацию  сознания, его перерождение, движение к состоянию нирваны - правильные взгляды, стремления, речь, поведение, образ жизни, самоконтроль и т.д.

В III веке до н.э. буддизм был принят в качестве официальной идеологии Индии. Ранний буддизм отличался прежде всего  своей этической направленностью, более поздний - преобладанием философской и религиозной проблематики.

     В I веке н.э. буддизм распался на хинаяну ("малая колесница") - путь спасения для избранных, и махаяну ("большая  колесница") - путь спасения для всех. В средние века буддизм стал одной  из мировых религий (Тибет, Китай, Япония, Бирма, Цейлон и другие страны). Сейчас последователей буддизма в мире насчитывается около 700 миллионов человек.

     Культурная  значимость буддизма связана с тем, что он акцентировал внимание на внутреннем мире человека. Буддизм стал символом духовной культуры Древней Индии, поскольку он содержал в себе важнейшие принципы индийского мировоззрения: терпимость, непричинение зла живому, личная ответственность за собственные поступки, созерцательность, приоритет духовности.

 

  1. Древнеиндийская философия, мифология, правовая культура.
 

     Древнеиндийское название философии - "даршана". Характеризуя древнеиндийскую философию в  целом, можно выделить ряд моментов. Во-первых, на нее сильное влияние  оказали идеи религиозно-мифологического  комплекса, где были сформулированы основные идеалы и ценностные ориентации индийцев. Во-вторых, характерны сосуществование разных школ, их умозрительность, слабая связь с наукой, традиционализм. В-третьих, преобладало идеалистическое видение мира, а вульгарный материализм здесь нередко сочетался со сверхидеализмом.

     Выделяют  следующие даршаны: веданта, миманса, йога, вайшешика, ньяя, санкхья, чарвака (локаята). Все их можно разделить  на ортодоксальные, признающие авторитет  Вед ("астика"), и неортодоксальные, не признающие авторитета Вед ("настика"). К неортодоксальным относилась чарвака (локаята).

     Философия в Древней Индии не была дополнением  к другим наукам или искусствам, а занимала собственное место  и для прочих областей знания являлась питательным источником. Созерцательность как черта мировоззрения не могла не привести к пышному расцвету философской культуры. Искания духа, вера в разум, склонность к исследованию мироздания на уровне предельных оснований бытия привели к тому, что многие аспекты философской проблематики оказались в центре внимания древнеиндийских мыслителей.

     Проблемы  этики, вопросы смысла жизни и  смерти, единства макро - и микрокосмосов  и многие другие волновали людей  того времени и ответы на них они  получали из философского знания. Философские  идеи были неразрывно связаны с жизненным поведением человека. Полагалось, что знания, внутренние помыслы человека и его поведение должны представлять единое целое. Знания нельзя обретать без внутреннего изменения, без соответствующих поступков. Поэтому любое усвоение философских идей означало, прежде всего, работу над собой, внутреннюю жизнь человека.

     В Древней Индии развивались и  многие другие отрасли знания - астрономия, математика, языкознание. Была создана  грамматика санскритского языка, а  в математике введены понятия минуса, нуля.

     Индийская мифология дала огромный материал для  изобразительного искусства. Вера в  чудодейственную силу природы, ощущение единой жизни человека и Вселенной  стали основой всей индийской  культуры. Памятники древнеиндийского искусства настолько самобытны, что их нельзя спутать ни с какими другими. Соприкасаясь с шумерской, иранской и греческой культурами, Индия восприняла и по-своему осмыслила многие художественные традиции.

     С распространением буддизма началось широкое  строительство храмов и культовых памятников: ступ (мемориальных сооружений, хранящих останки Будды); стамбх (огромных колонн); скальных храмов. В III-II веках до н.э. начали строить буддийские пещерные храмы - чайтьи и монастыри-вихары. Буддийские монастыри все более превращались в центры науки и искусства.

     В Древней Индии формировалась  и правовая культура. "Законы Ману" (Манава Дхармашастра) - один из древнейших памятников юридической литературы. Он был составлен между II в. до н.э. и II в. н.э. в одной из брахманских  школ. Источником "Законов Ману" стали более ранние "Руководства к Закону". Нормы, говорящие о поведении людей, изложены в книгах - шастрах. Шастры учат людей, как они должны вести себя, чтобы быть угодными богу, - это дхарма. Другие шастры учат, как разбогатеть и руководить (артха), третьи - как получать удовольствия (кама). Все три шастры - дхарма, артха и кама - легитимны. Однако шастра рисует лишь модель, как себя вести, но допускает отклонения, что говорит о ее гибкости.

 

  1. Мировое значение индо-буддийского типа культуры.
 

     Письменные  древнеиндийские памятники стали  известны на Западе в XVII-XVIII веках. Европейцев потряс открывшийся мир высокой  духовности этой культуры. "Загадочность", "мистицизм", "сокровенность" - вот как говорили о ней европейцы. Гегель назвал ее "Грезящий дух". Карамзин, Никитин, Шиллер, Гейне, Гете, Гюго, Кант, Шопенгауэр, Гессе, Бальмонт, Верещагин, Н. Рерих и многие другие проявляли огромный интерес к этой культуре. Оценки же были во многом противоречивые - созерцательность, пассивность, застойность, с одной стороны, и восхищение, преклонение - с другой. Сторонники европоцентризма возражали даже против самого термина "цивилизация" применительно к Индии в древности, полагая, что все наиболее значительные достижения индо-буддийская культура получила под влиянием греко-римского мира.

     Но  существует и иная позиция - востокоцентризм. Ее сторонники преувеличивают роль восточной  культуры в развитии мировой цивилизации  и рассматривают Восток как единственный источник высших духовных достижений.

     Здесь необходимо отметить, что европоцентризм и востокоцентризм - крайности в  оценках этой культуры. Разные типы культур должны не противопоставляться, а дополнять друг друга.

     Культура  Древней Индии оказала сильное  влияние на русскую культуру. Известны памятники русской литературы, в которых обнаруживаются заимствования из древнеиндийской традиции. Например, "Повесть о Варлааме и Иоасафе" представляет собой переработку жития Будды в христианско-догматическом духе. Через византийскую культуру происходило влияние древнеиндийской культуры на русскую. В более позднее время некоторые исследователи даже делали предположение о единых корнях индийской и русской культур.

 

Заключение. 

     Завершая  работу можно прийти к выводу, что  в самом названии индо-буддийской культуры содержится указание на присущее ей соединение двух великих религий Востока: первобытной по происхождению, языческой религии индуизма и буддизма - одной из трех главных мировых религий, потерпевшей полное поражение в индийском обществе (хотя и оказавшей на него влияние), но овладевшей воображением многих народов к востоку от Индии.

     В основе системы ценностей индо-буддийской культуры лежит представление об Абсолютном духе, внешним выражением которого является земной мир. На первом месте стоит достижение мудрости и святости: быть брахманом, служить брахманам, учится у брахманов. На второй ступени - действие. Особенно ценятся люди, которые выполняют необходимые общественные функции. К величайшим ценностям индо-буддийской культуры относятся преемственность и следование традиции, отказ от насилия живому даже в мыслях, благоговение перед жизнью, преклонение перед природой.

     Для индо-буддийской системы ценностей, картины мира характерно слияние  религии, философии и научного знания. Она проникнута религиозно-философским раздумьем о внутреннем мире человека, реальности и нереальности его существования, поисками истины и ее значения для праведной жизни, смерти и бессмертия. Индийских ученых, мыслителей не интересовали логические основы построения научного знания, теоретизирования, их больше занимали тайны вселенной и практические вопросы вычисления, измерения, составления календаря и т.п. Поэтому особым почетом в Древней Индии пользовались такие области знания, как астрономия, математика и медицина.

 

     список  использованных источников

 

1. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - М., 1994.

2. Воскобойников  В.Н. История мировой и отечественной  культуры: Учебное пособие. - М., 1995.

3. Гуревич  П.С. Культурология. - М., 1996.

4. Ерасов  Б.С. Культура, религия и цивилизация  на Востоке. - М., 1990.

5. История  мировой культуры / Научная разработка  и сост.Ф.С. Капицы; Под ред.  Л.В. Кашинской, В.В. Славкина. - М., 1996.

6. Корнев  В.П. Буддизм - религия Востока. - М., 1990.

7. Культурология.  Основы теории и истории культуры / Под ред. И.Ф. Кефели. - СПб., 1996.

8. Рерих  Н.К. Мир через культуру. - М., 1991.

9. Розанов  В.В. Религия и культура. - М., 2001.

10. Росс  Ф., Хиллс Т. Великие религии  человечества. - М., 1999.

11. Эррикер  К. Буддизм. - М., 1999.

12. Яковлев  Е.Г. Искусство и мировые религии: Учебное пособие для студентов. - М., 1985.


Информация о работе Индо-буддийский тип культуры