Империи Античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 00:33, доклад

Описание работы

В XV веке до нашей эры из Средней Азии на территорию Ирана перекочевали племена арийского народа. Через некоторое время эти племена заняли провинцию Фарс (Персия), которая являлась частью Ассирийского государства. Держава Ахеменидов, так же именуемая Персидской империей, образовалась в VI веке до н.э. когда вместе с мидийцами, персы подняли восстание против Ассирии и победили.

Работа содержит 1 файл

Империи античности.docx

— 24.90 Кб (Скачать)

Империи античности

Империя Востока

В XV веке до нашей эры из Средней Азии на территорию Ирана перекочевали племена  арийского народа. Через некоторое  время эти племена заняли провинцию  Фарс (Персия), которая являлась частью Ассирийского государства. Держава  Ахеменидов, так же именуемая Персидской империей, образовалась в VI веке до н.э. когда вместе с мидийцами, персы  подняли восстание против Ассирии  и победили. В 553 г., Персия, под предводительством  Кира II, подняла мятеж против вассальной зависимости от Мидии и в 550 г. полной полностью стала независимой, покорив теперь уже самих мидийцев. Так родилась Империя. 

За несколько  десятков лет держава Ахеменидов стала самым могущественным государством Древнего мира, этакой сверхдержавой. Но единственной силой державшей  под покоренные народы под единой властью была лишь огромная армия. Со всех областей собирались огромные налоги, душащие как бедных, так и богатых, и любое происшествие, как например смерть царя, при дворе Ахеменидов закономерно вызывало национальные восстания. В 522 г. до н.э., во время одного из таких государственных переворотов  против государственной власти восстала Вавилония. Новым царём империи стал один из заговорщиков – Дарий. Всего за пару месяцев он подавил сопротивление и велел казнить руководителей восставших. Продолжая традиции, деспотической власти, Дарий оказался в положении своих бывших врагов, теперь уже против него восстала бывшая метрополия – Персия, а также Мидия, Элам, Маргиана, Парфия, Саттагидия, сакские племена Средней Азии и Египет. Война за восстановление единства огромной державы длилась один год. Для устрашения были проведены жестокие расправы: все восставшие войска были разгромлены, а их руководители со всеми приближёнными казнены. Однако, спокойствие было недолгим. 

В 500 г., греческие города Малой Азии, подчиненные  Персии, подняли восстание, прося  при этом помощи у балканских греков, национальное единство которым было на тот момент чуждо, поэтому откликнулись только Эретрия и Афины. Они, впрочем, прислали небольшую количество войск. Но и в этих условиях персам потребовалось 7 лет, чтобы подавить восстание во всех подконтрольных греческих городах. Такова была разница «энергии» Запада и Востока. 

Чтобы подобное больше не повторялось, понимая  силу эллинского духа, Дарий решил  захватить Балканский полуостров, где  было множество разрозненных греческих  полисов, казавшихся легкой добычей. Поход  начался в 491 г., и уже в августе  персидская армия была на Марафонской  равнине, где 12 августа 490 г. произошла  битва, в ходе которой афиняне  победили, потеряв лишь около двухсот  человек, в отличие от персов, у  которых на поле битвы осталось больше шести тысяч воинов. 

Дарию пришлось вернуться в Персию, но он тешил себя надеждой на новое  нападение на Грецию. Между тем  в 486 г. в Египте началось новое восстание  из-за огромных налоговых сборов, связанных  с растущими военными расходами. Подавлять его пришлось уже приемнику  Дария – Ксерксу. Он в лучших традициях  восточной деспотии жестоко расправился  с восставшими и вывез имущество  многих египетских храмов и дворцов  в 484 г. до н.э. Не успев отпраздновать  победу, Крерксу пришлось отправляться Вавилонию, где в этом же году вспыхнуло восстание. Оно было быстро подавлено, однако, в 482 г. Вавилония снова восстала. В назидание непокорным, в марте 481 г., Вавилон был почти полностью разрушен. 

Когда все восстания были подавлены, Ксеркс, собрав войска со всей своей империи, начал свой поход на ненавистную  Грецию. Свободолюбивые греки, помня  прошлую войну, не собирались подчиняться  персам, что вновь вылилось в сокрушительное поражение державы Ахеменидов: от владычества врага были освобождены  Фракия и Македония, а сама война  закончилась лишь в 449 г. заключением  Киллиева мира.

После неудачных, в целом, походов в  Грецию, персидские власти стали придерживаться иной тактики – тактики стравливания государств между собой, доводя их до полного ослабления. Но было уже  поздно – из-за внутренних переворотов  и интриг держава стала медленно разваливаться. В 404 г. до н.э. от неё  отделился Египет, став независимым  государством. В это же время между  царём Артаксерксом II и его младшим братом, Киром, воспитанным в греческих традициях, вспыхнула вражда, закончившаяся сражением при Кунаксе, в котором Кир погиб, а все его воины, бывшие греческими наёмниками, бежали, узнав о гибели предводителя. Так потерпела крах альтернатива восточной деспотии в Персии. 

В 343 г., желая вернуть Египет, Артаксеркс, сын прошлого царя, выступил в поход против этой страны. За один год персы захватили мятежную провинцию, но это не изменило общего положения вещей, Персия ослабла и была не в состоянии более не только вести захватнические войны, но и с трудом сдерживала восстания в своих границах. На политическом горизонте уже виднелась восходящая звезда Македонии. 

История Персидской империи указывает на значение национального вопроса  во внутренней политике, недооценка которого привела к деградации Империи. Подвергаясь  беспощадному, бездумному угнетению, народы становились врагами своей собственной  центральной власти. Первоначально  более развитые, экономически и культурно  народы, а потом и все остальные, они начинали ломать государство, внешние  захватчики всего лишь закономерно  довершали дело. В целом, опыт Персии впервые показал, насколько важно  иметь дальновидную и дифференцированную национальную политику. Следующим шагом  в понимании национального вопроса  стала греческая цивилизация.

Эллада

Долгое  время в Древней Греции существовали независимые друг от друга демократические  города-государства – полисы, быть может, в этом был фундамент того, что греки стали терпимыми  чужим народам. Впрочем, перед лицом  опасности и они вспоминали, часто  с другом, конечно, что в разных городах живёт всё же один эллинский  народ и объединяли свои силы против общего врага. После победы же, они  снова вспоминали региональные амбиции, и противоборство начиналось заново. Апогеем противостояния греческих  полисов стала Пелопонесская  война. 

В V веке до нашей эры между морским  союзом Афин и Пелопонесским союзом Спарты началась война, которая продолжалась четверть века. Обе стороны, имея почти  равный потенциал, сильно ослабли во время войны, чем и вызвали интерес к себе возмужавшего соседа. Македония, следившая за событиями в Элладе, в 338 г. до н.э. под предводительством Филиппа II подчинила себе разрозненные греческие города, объединив тем самым Грецию и Македонию в одно государство. То был первый урок Эллады – национальные распри приводят к ослаблению страны и нападению захватчиков. 

Македонское завоевание Греции и последовавший  поход Александра Великого в Персию, стали началом глобального процесса – эллинизации Греции и Азии, во время которого широко происходило  проникновение языка и культуры Древней Греции на территорию Азии, и наоборот. Спусковым крючок, стали  впрочем, снова национальные восстания. 

Воспользовавшись  смертью Филиппа II, многие греческие  полисы взбунтовались против македонского владычества, но Александр, быстро подавил  восстание, а начав в 334 г. поход  на Персию, осуществил ещё и мечту  отца. Война оказалась относительно быстрой, к 330 г. до н.э. Персидская держава  рухнула. 

Александр прожил до 323 года, проведя на троне 13 лет, но за это время он смог создать  огромную империю, которая включила в себя Грецию, Македонию, Фракию, Персию и небольшую часть Индии до реки Инд. Следствием таких завоеваний стало проникновение культуры Эллады в чужие культуры: по всей империи  были разбросаны десять городов –  Александрий, в которых развивались  греческие искусства, науки и  распространяясь через греческих учителей по окрестностям. Но эллинизация, была процессом не односторонним. Внимание к чужой культуре, принятие некоторых элементов негреческой цивилизации, умеренная налоговая политика, привела к тому, что за время походов Александра Македонского на захваченной им территории не было крупных восстаний. 

Впрочем, македонское «высокомерие», помноженное  на отсутствие развитых экономических  связей внутри страны, привело к  тому, что после смерти Александра империи разделилась на четыре государства, в которых царями стали близкие  друзья убитого монарха. Они также  продолжили процесс эллинизации подчинённых им стран, что привело образованию своеобразному симбиозу культур. 

Культура  в период эллинизма отличалась от классического периода Древней  Греции тем, что поменялось устройство общества, привыкшего жить по канонам  демократичных полисов и ставшего подчиняться одному человеку – монарху. Можно в некотором смысле сказать, что «западная» эллинская культура, была всё же поглощена «восточной». Эллинистические монархи всё  больше походили на персидских сатрапов, что привело к логическому  повторению истории – в покоренных народах вновь зародился сепаратизм и возвратился приоритет национальных интересов. Эпоха господства Эллады закончилась с приходом в Древнюю  Грецию, а впоследствии в Азию, римских  легионов. Рим открыл новую страницу этнической истории Европы и внес свой вклад в разработку методов  национальной политики.

Средиземноморский властелин

В далёком, легендарном 753 г. до н.э. в Италии на реке Тибр был основан Рим, ставший потом Великим. Но, первоначально, это была по существу деревня. Чтобы привлечь людей в новое поселение, всем пришедшим обещали такие же права, как и первым поселенцам. Такие демократические правила, привели к быстрому росту населения: как свободные люди, так и сбежавшие рабы стремились в будущий Вечный город. Спустя какое-то время, когда населения в Риме стало больше, был учреждён совет старейшин – сенат, в который входило сто человек, их дети стали элитой города – патрициями. Последующие же поколения беглецов, собиравшихся в городе, стали называться плебеями. Они уже не были равноправными гражданами Рима: им не давали права быть в сенате, участвовать в политической жизни города, иметь собственный земельный надел, а также между ними и патрициями были запрещены браки, но они были основной массой населения города, чем создавали массу «проблем». 

Первым  царём Рима стал Ромул, он положил  начало царской традиции и завоеваний, начав войну с этрусками. Патриции изначально были недовольны властью  царя над армией, поэтому монарх искал поддержку среди плебеев, включив их в военную организацию  и дав право участвовать в  народных собраниях. Это послужило  основой будущего противоречия римской цивилизации – балансирование между умиротворением плебса и патрициев. 

После Ромула было ещё шесть царей, но последний  оказался жестоким диктатором, правящим в своё удовольствие, и его изгнали  из города, установив в римском  государстве республиканский строй. Теперь верхушкой власти были два  патриция – консула, устанавливаемые  сенатом на срок в один год, но фактической  властью Рима стал сенат, решающий теперь практически все вопросы в  стране, кроме командования армией во время войны. 

Плебеи  также влияли на власть, пользуясь  своей военной ролью. Так, в 494 г. до н.э., после очередного отказа сената в предоставлении прав, они отказались продолжать служить Риму, и власть пошла на определённые уступки: стали  избираться исключительно из плебеев  два народных трибуна, обладавших полной неприкосновенность и правом запрета  на любое решение сената. Однако, бывали случаи, когда неугодных плебеев или их защитников убивали: в 473 г. до н. э. народного трибуна убили незадолго до назначенного им суда над консулом. В 453 г. до н.э. народных трибунов стало десять. 

В этой связи отметим, что взаимоотношения  плебеев и патрициев, легли в  основу, в некотором смысле, этнической политики империи, построенной на правовых, юридических отношениях. Римское  право стало самым совершенным  регулятором национальных отношений  в Древнем мире, выработав целую  систему отраслей – Jus publicum (публичное право), Jus Quiritum (право Римских граждан (квиритов)) и Jus gentium (право народов). Но по существу, то была лишь форма, упорядочивающая прежнее содержание. Завоевательная политика, проводимая Республикой, и достигшая апогея во времена Империи, привела к порабощению сотен народов, становившихся зачастую рабами поголовно. Рим стал первой столицей многонационального государства, в котором были слышны языки всего известного тогда мира. 

Как было сказано, выстроенная юридическая  форма не помогла скрыть содержание римской имперской политики господства. Построенная на принципе «разделяй и властвуй», она позволяла римским провинциям некоторую самостоятельность, но с началом экономического и политического кризиса, принесла нескончаемые восстания на окраинах Римского мира. 

После долгих внутриполитических распрей  внутри правящей верхушки, продолжавшихся несколько сотен лет, в январе 395 года н. э., перед своей смертью, Феодосий I, император Рима, разделил империю между сыновьями на две  части: западную – Гонорию, восточную  – Аркадию. Последующие годы стали  агонией Западной Римской империи: на неё постоянно совершались  нападения варваров, которые раньше мирно сосуществовали в границах империи. Полный распад Западной империи  произошёл 4 сентября 476 года, когда  германцы захватили и разграбили Рим. Их вождь, Одоакр, отправил знаки императорского достоинства в Константинополь императору Зенону, тем самым как бы подчеркивая неприятие прошлых порядков. 

Информация о работе Империи Античности