Иконотворчество на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:45, реферат

Описание работы

История развития русской иконы. Техника иконописи. Русские иконописцы.

Работа содержит 1 файл

икона, как форма искусства.docx

— 448.91 Кб (Скачать)

Андрей Рублёв (около 1360/1370 — около 1427 г.)

Сведений о жизни Андрея Рублёва очень немного. Предполагают, что родился он в Москве. Был  чернецом Спасо-Андроникова монастыря, где умер и погребён. Имя Андрей получил при монашеском постриге.

К числу произведений, выполненных  Рублёвым, относят фрагменты фресок храма Успенского собора «на Городке» в Звенигороде, а также найденные  в Звенигороде три иконы, входившие  когда-то в деисусный чин иконостаса (какого именно, не установлено): Спаса  Вседержителя, Архангела Михаила  и апостола Павла. В 1405 году вместе с  Феофаном Греком и Прохором с Городца  Андрей Рублёв участвовал в росписи  старого Благовещенского собора в Московском Кремле. Именно здесь  великие иконописцы создали высокий  иконостас, закрывающий алтарь полностью  от глаз прихожан и получивший название «русский».

Известно, что Андрей Рублёв расписывал Успенский собор во Владимире (1408 г.), Троицкий собор в Троице-Сергиевой  Лавре (1425-1427 гг.), Спасский собор Спасо-Андроникова  монастыря в Москве (1420-е гг.).

Всем известна икона А. Рублёва «Святая Троица» (или  «Троица Ветхозаветная»). Из жития  преподобного Сергия Радонежского известно, что она создавалась для Троицкого  собора Троице-Сергиевой Лавры. Ветхозаветный  сюжет явления Аврааму Самого Триединого Бога иконописцы до Андрея Рублёва передавали, изображая всех участников события: Авраама, Сарру, слугу, по распоряжению Авраама «закалающего»  тельца для угощения путников. Рублёв переосмыслил сложившуюся иконографическую схему и создал новую, освободив  её от подробностей сюжета и сосредоточив всё внимание на единстве трёх фигур, раскрывая и утверждая догмат о Троичности Бога.

Чаша с головой тельца, стоящая на столе, символизирует  Крестную Жертву Христа во искупление грехов всего человеческого рода.

Если творчество Феофана  Грека динамично, напряжённо и выражает его духовную стремительность в  поиске Истины, то произведения Андрея Рублёва демонстрируют обретение  Божественной Истины, растворение в  ней, согласие и гармонию. Православная Церковь причислила его к лаку святых в чине преподобного (ставшего подобным Христу).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Андрей Рублев «Троица». 1420-е годы.

Икона из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря.

 

 

 

Спас Нерукотворный. Новгород XII век

 

 

 

 

 

 

 

 

Богоматерь. Феофан Грек (?).

Икона деиоусного чина иконостаса Благовещенского собора

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002.-290 с.
  2. Гусева Э. К. “А. Рублев. Из собрания гос. Третьяковской галереи” . - М., 1990.
  3. Алпатов М. В. “Древнерусская иконопись” . - М., 1984.
  4. Доктор Богословия Архиепископ Сергий Спасский “О почитании икон” С. -П. 1995
  5. Сов. энциклопедический словарь, - М., 1979

 

 

 

 

 


Информация о работе Иконотворчество на Руси