Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:45, реферат
История развития русской иконы. Техника иконописи. Русские иконописцы.
И́конопись в наиболее общем смысле — создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе литургии, одна из форм проявления Божественной истины.
От иконописи принято
отделять с одной стороны церковное
монументальное искусство (фреска, мозаика
и т. д.), книжную миниатюру, декоративно-прикладное
искусство, произведения которых имеют
меньшее самостоятельное
Для иконописи характерны следующие внешние особенности:
-используется особая
система изображения
-в изображении могут
сочетаться события,
-все персонажи изображаются
в определённых позах и
-нет определённого источника
освещения (светоносно всё
-стилизуются пропорции
человеческого тела (удлиняются
или иногда наоборот
-используется особая
символика цвета, света,
До V—VII веков, то есть до начала формирования западной и восточной традиций, икона была общим достоянием всех христианских Церквей. Но далее на Востоке и Западе сложились разные условия для проповеди Евангелия и наметились особенности религиозных традиций, в том числе и в области церковного искусства.
Западное христианство стремилось
сделать Благую весть более доступной
и понятной. С этой целью Западная
Церковь пыталась духовное содержание
приблизить к реальной материальной
жизни, поэтому в Западной Европе
церковное искусство
В Восточной Церкви иконопись
развивалась совершенно иначе. Здесь
реализовывалась идея поднятия самого
человека до уровня духовного бытия,
и проповедь Евангелия
В 988 году Древняя Русь, став христианским государством, перенимает от Византии православные традиции, в том числе в сфере церковного искусства. Усвоение этих традиций и их творческая переработка породили оригинальное и самобытное явление — русскую икону.
Зарождение русской иконописи
связано с именем преподобного Алипия
(Алимпия) Печерского, инока Киево-Печерского
монастыря (умер в 1114 г.). Известен еще
один иконописец домонгольской Руси
—преподобный Григорий, иконописец Печерский.
Сведений о других русских иконописцах
этого или более раннего
Преодоление ненавистного разделения
мира, преображение Вселенной во храм,
в котором вся тварь
Поверхностному наблюдателю эти аскетические лики могут показаться безжизненными, окончательно иссохшими. На самом деле, именно благодаря воспрещению “червонных уст” и ”одутловатых щек” в них с несравненной силой просвечивает выражение духовной жизни, и это не смотря на необычайную строгость традиционных, условных форм, ограничивающих свободу иконописца «…лицо и руки и все чувства отончали, измождали от поста, труда и всякия скорби». Казалось бы, в этой живописи не какие-либо несущественные штрихи, а именно существенные черты предусмотрены и освящены канонами: и положение туловища святого, и взаимоотношение его крест-накрест сложенных рук, и сложение его благоволящих пальцев; движение стеснено до крайности, исключено все то, что могло бы сделать Спасителя и святых похожими на “таковых же, каковы мы сами”. Даже там, где оно совсем отсутствует, во власти иконописца все-таки остается взгляд святого, выражение его глаз, то есть то самое, что составляет высшее сосредоточие духовной жизни человеческого лица.
В иконах, где группируются многие святые, есть некоторый композиционный центр, который совпадает с центром идейным. И вокруг этого центра обязательно в одинаковом количестве и часто в одинаковых позах стоят с обеих сторон святые. В роли композиционного центра, вокруг которого собирается этот многоликий собор являются Спаситель или Богоматерь, или София - Премудрость Божия. Иногда, соответствуя идее симметрии, центральный образ раздваивается. Так на древних изображениях Евхаристии (Благой жертвы) Христос изображается вдвойне, с одной стороны дающим апостолам хлеб, а с другой стороны святую чашу. И к нему с обеих сторон движутся симметричными рядами однообразно изогнутые и наклоненные к нему апостолы.
Иконотворчество было на Руси делом особо авторитетным и чрезвычайно ответственным, рассматривалось как подвиг, требующий от мастера соответствующей жизни: праведной, смиренной, монашеской, поэтому писали иконы иноки.
Работе мастера предшествовали строгий пост, усердные молитвы в уединении, благословение духовного наставника. Труд иконописца сопровождался непрестанными молитвами — не только личными, но и всего монастыря, где создавалась икона.
Часто первой работой для начинающего иконописца бывает икона «Спас Нерукотворный». Эта икона имеет обычно прямоугольную форму, на ней изображается только Лик Иисуса Христа крупным планом с прядями волос, расходящимися вправо и влево. Взор Спасителя обращён прямо на стоящего перед иконой.
Этот образ особо почитаем и распространён на Руси. Предание так рассказывает о появлении этого образа. Благочестивый царь Авгарь послал придворного живописца к Иисусу Христу написать Его портрет. Но художник, как ни старался, не мог передать Лик Спасителя. Тогда Христос умылся и вытер лицо убрусом (платом), на котором чудесным образом отпечатался Его Лик. Так появилась первая икона. Авгарь поместил Образ в особую нишу над городскими воротами. Позднее Образ был замурован черепицей и кирпичами. Согласно преданию, когда христиане потом открыли нишу, то увидели, что на черепице тоже отпечатался Лик Спасителя. В 944 году оба Образа с большими почестями перенесли в Константинополь, но после взятия города крестоносцами в 1204 году они были утеряны.
На Руси со временем сложились очень строгие каноны: иконографии: устойчивый набор сюжетов, типы изображения и композиционные схемы. В иконописной практике применялись образцы - рисунки, а позднее - прориси (контурные кальки). Они сохраняли иконопись от нарушения традиций и уклонения в ересь и личные фантазии.
Краски замешивались на натуральном желтке и долго сохраняли яркость цвета. Но вместо лака использовали олифу, которая через 70—80 лет темнела, а из-за этого становилось тёмным само изображение. Такие потемневшие иконы отпускали по реке вверх ликом или «записывали», то есть на них писали ещё раз. А иногда и несколько раз. Поэтому при реставрации икон под верхним слоем часто находили более древнее письмо.
Техника иконописи.
На доску с выбранным
углублением — «ковчегом» наклеивается
матерчатая основа «паволока». Далее
наносится меловой или
История развития русской иконы.
Русская икона до XV века она
полностью подчинена греческой.
Но всмотревшись в иконы
XV-XVI веков, можно сразу заметить
полный переворот. В этих иконах решительно
все обрусело - и лики, и архитектура
церквей, и даже мелкие бытовые подробности.
В иконе эта перемена настроения
сказывается прежде всего в появлении
широкого русского лица, нередко с
окладистой бородой, которая идет на
смену лику греческому. Не удивительно,
что русские черты проявляются
в типичных изображениях русских
святых. Народный дух приобретает
не свойственную ему доселе упругость,
небывалую способность
Русские иконописцы.
Не только к творчеству,
но и к жизни мастеров-
«Подобает быть живописцу смиренным, кротким, благоговейным, непразднословным, несмехотворцем, несварливым, независтливым, не пьяницей, не грабителем, не убийцей, особенно же хранить душевную чистоту и телесную со всякими предосторожностями, не могущими же по закону жениться и браком сочетаться, и приходить к отцам духовным часто и во всём исповедоваться и по их наставлению и учению жить в посте, и в молитве, и в воздержании со смиреннолюбием, и с превеликим старанием писать образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Богоматери, и святых пророков, и апостолов, и священномучеников, и святых мучениц, и преподобных жен и святителей, и преподобных отцов но образу и подобию по существу смотря на образ древних живописцев, и подражать добрым образцам. Если же кто из самих тех мастеров живописцев или их учеников начнет жить не по правильному установлению в пьянстве и нечистоте и во всяком бесчинстве, то от дела иконного таких отлучать и не велеть того касаться, чтобы боялись сказанного: проклят творящий дело Божие с небрежением».
Феофан Грек (около 1340 —после 1405 г.)
Феофан Грек (или Гречин) расписал более 40 церквей в разных городах и странах. На Русь он приехал уже известным мастером. Сначала Феофан Грек прибыл из Византии через Кафу (Феодосию) и Киев в Великий Новгород и здесь жил и трудился. Потом работал в Нижнем Новгороде, Переслав-ле-Залесском, Коломне, В Москву Феофан Грек перебрался в 1390-х годах.
Самой достоверной из сохранившихся московских работ Грека считается деисусныи чин иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (кроме иконы св. Георгия), но и этот факт берётся некоторыми учёными под сомнение.
Церковный писатель Енифаний Премудрый в письме к игумену Кириллу Тверскому говорит о Феофане: «зело философ хитр... книги изограф нарочитый и живописец изящный во иконописцех». Автор рассказывает много интересного о Феофане, о его точном и быстром рисунке, о свободной и смелой манере творить на глазах у посторонних, одновременно беседуя о самых сложных философских вопросах.
В живописи Феофана Грека ярко выражено сочетание аскетического самоуглубления с напряжённым духовным поиском души к Истине. Творчество его необычайно лаконично, почти монохромно, образы создаются широкими энергичными мазками, высветлениями и выразительными бликами (по древнерусской терминологии — «пробела» или «движки»).