Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 00:00, реферат
Определение игрового элемента культуры .
Когда мы , люди , оказались не столь разумными , как наивно внушал нам
светлый 18 век в своем почитании разума , для именования нашего вида рядом с
Homo sapiens поставили еще Homo faber , человек созидатель .
1.Введение.................3
2.Определение игрового элемента культуры...4
3.Игра и состязание как функция формирования культуры....................7
4. Заключение...............13
5. Список литературы............
культуры как развлечение, а предшествуют культуре.
Коллективная игра носит по преимуществу антитетический характер . Она чаще
всего разыгрывается между двумя сторонами . Однако это не обязательно .
Танец , шествие ,представление могут быть начисто лишены антитетического
характера . Антитетическое вовсе не должно означать состязательное ,
агональное или агонистическое. Антифонное пение , два полухория , менуэт ,
партии или голоса музыкального представления , столь интересные для этнологов
игры , когда противоборствующие силы стараются отнять друг у друга некий
трофей , суть образчики антитетической игры, которая вовсе не обязана быть
полностью агональной , хотя соревновательный элемент в ней зачастую
присутствует . Нередки случаи , когда вид деятельности , означающий уже сам
по себе замкнутую игру , например исполнение драматической или музыкальной
пьесы , в свою очередь , снова может стать предметом состязания , если его
подготовка к исполнению оценивается в рамках какого-нибудь конкурса , как это
было с греческой драмой .
Среди общих признаков игры отмечалось выше напряжение и непредсказуемость .
Всегда стоит вопрос : повезет ли , удастся ли выиграть ? Даже в одиночной
игре на ловкость , отгадывание или удачу ( пасьянс , головоломка или
кроссворд) соблюдается это условие. В антитетической игре агонального типа
этот элемент напряжения , удачи , неуверенности достигает крайней степени .
Стремление выиграть приобретает такую страстность , который грозит полностью
свести на нет легкий и беспечный характер игры . Однако здесь выявляется еще
одно важное различие . В чистой игре наудачу напряжение играющих передается к
зрителям лишь в малой степени . Азартные игры сами по себе суть
примечательные культурные объекты , однако с точки зрения культуросозидания
их надо признать не продуктивными . В них нет прока для духа или для жизни .
Иначе обстоит дело , когда игра требует сноровки , знания , смелости или силы
. По мере того как игра становится труднее , напряжение зрителей возрастает .
Уже шахматы захватывают окружающих , хотя это занятие остается бесплодным в
отношении культуры и , кроме того , не содержит в себе признаков красоты .
Когда игра порождает красоту, то ценность игры для культуры тот час же
становится очевидной . Однако безусловно необходимой для становления
культуры подобная эстетическая ценность не является . С равным успехом в ранг
культуры игру могут физические , интеллектуальные , моральные или духовные
ценности . Чем более игра способна повышать интенсивность жизни индивидуума
или группы , тем полнее она растворяется в культуре . Священный
ритуал и праздничное состязание - вот две постоянно и повсюду
возобновляющиеся формы , внутри которых культура вырастает как игра в игре .
Здесь сразу встает еще раз вопрос : правомерно ли всякое состязание
безоговорочно включать в понятие игры ? Мы видели , что греки отнюдь без
колебаний относили агон к «paidia» . Впрочем , это легко объяснялось
непосредственно самой этимологией обоих слов . Во всяком случае слово
«paidia» выражало детское в игре столь непосредственно и ясно , что могло
быть применено к серьезным игровым состязанием только в производном значении
. Напротив термин
агон определял состязание с
другой стороны с другой
: исходным значением слова агон была по-видимому , «встреча» - агора . Тот
факт что у эллинов большинство состязаний , по всей вероятности , происходило
в атмосфере полной серьезности , отнюдь не может служить достаточным
основанием для отделения агона от игры . Серьезность с которой происходит
состязание , ни в коем случае не означает отрицания его характера .
Ибо она обнаруживает все формальные и почти что все функциональные
признаки игры.
Серьезность с которой
не отрицает его характера . Ибо она обнаруживает все формальные и почти что
все функциональные признаки игры . Они все словно соединились в одном слове
«wedcamp»- состязание: campus- это игровое поле , пространство , и weden-
символическое установление дела или вещи , о которой идет спор , точка ,
несущая в себе напряжение . Укажем еще раз на примечательное свидетельство из
Второй книги пророка Самуила , где смертельный поединок тем не менее
называется игровым термином , который относится к смысловому гнезду глагола
«смеяться» . На одной греческой вазе изображается схватка в сопровождении
игры флейтиста , что должно означать ее агональный характер . Празднества в
Олимпии знавали поединки со смертельным исходом . Жестокие кунштюки , в
которых Тор и его друзья в присутствии Утгарда-Локи состязаются с его слугами
, были названы словом «leika» , принадлежащим почти целиком сфере игры . Нам
не казалось
слишком рискованным
и состязания в греческом как результат более или менее случайного
несовершенства в абстрагирования его общего понятия . Короче , на вопрос ,
правомерно ли подчинять состязание как таковое категории игры , можно положа
руку на сердце дать утвердительный ответ.
Состязание , как и любую другую игру , следует считать до некоторой степени
бесцельной . Иначе говоря оно протекает внутри самого себя , и его исход не
составляет части необходимого жизненного процесса группы . Популярное присловье
« важны не камушки , а важна сама игра» достаточно это выражает ; иными словами
, финальный элемент игрового действия , его целеполагание в первую очередь
заключается в самом процессе игры , без прямого отношения к тому , что за этим
следует . Результат игры как объективный факт сам по себе несуществен и
безразличен . Персидский шах , который во время визита в Англию отклонил
предложение присутствовать на скачках , мотивируя это тем , что он знает , что
одна лошадь бегает быстрее другой , был со своей точки зрения совершенно прав .
Шах не хотел вторгаться в чужую ему игровую сферу , он хотел остаться в стороне
. Исход игры либо состязания важен лишь для тех , кто в качестве игрока или
зрителя включается в игровую сферу и принимает правила игры . Они становятся
партнерами по игре и хотят быть партнерами . Для них не безразлично или не
безынтересно , кто победит – Ньерд или Тритон .
Играют на интерес ; в этом термине выражается , как нельзя лаконичнее
сущность игры . Этот интерес не есть материальный результат игрового действия
, например , мяч попал в лунку , но есть факт идеального порядка , что игра
удалась либо сыграна . Удача приносит игроку удовлетворение , которое может
быть более либо менее длительным . Это верно и для игры в одиночку . Приятное
чувство удовлетворения повышается от присутствия зрителей , однако их
присутствие нельзя считать непременным условием игры . Любитель пасьянса
испытывает двойную радость если кто-нибудь наблюдал его игру , но он будет и
радоваться и в одиночестве . Весьма существенным является тот факт , что
своей удачей можно похвалиться перед другими . Удильщик являет пример такого
бахвала .
Теснейшим образом
связано с игрой понятие
означает выигрыша . Понятие выигрыша вступает в силу только тогда , когда
игра ведется одним против другого либо двумя противными партиями .
Что такое выигрыш ? Что выигрывается ? Выиграть означает взять верх в
результате игры . выигран почет , заслужена честь . И эта честь , и этот
почет постоянно идут непосредственно на пользу целой группе , из которой
вышел победитель . Тут мы снова сталкиваемся с весьма важным качеством игры :
завоеванный в
ней успех переходит с
еще более важен следующий показатель . В агональном инстинкте далеко не в
первую очередь проявляется жажда власти либо воля к господству . Первичным
является стремление превзойти других , быть первым и на правах победителя
удостоиться почестей. И только во вторую очередь встает вопрос , расширит ли
вследствие этого личность или группа материальную власть . Главное выиграть ,
взять верх . Чистейший образец конечного торжества , которое проявляет себя
не в чем – то буквально зримом или дающем наслаждение , а в самой победе как
таковой , дает шахматная игра .
Люди борются или играют ради чего-то . В первую и последнюю очередь борются
или играют ради победы , но победе сопутствуют разные способы наслаждаться ею
. Прежде всего ею наслаждаются как торжеством , триумфом , справляемым
группой в радостных восклицании и славословии . В качестве длительного
следствия из этого вытекает честь , почет , престиж . Так же во всякой игре
есть ставка . Ставкой может быть какая-нибудь материальная ценность , заклад
( чисто символический предмет ) или приз .
Подлинная культура не может существовать без определенного игрового
содержания , ибо культура предполагает известное самоограничение и
самообладание , известную способность не видеть в своих собственных
устремлениях нечто предельное и высшее , но рассматривать себя внутри
определенных , добровольно принятых границ . Культура все еще хочет в
известном смысле играться – по обоюдному соглашению относительно определенных
правил . Подлинная культура требует всегда и в любом аспекте , а честная игра
есть не что иное , как выраженный в терминах игры эквивалент порядочности .
Нарушитель правил игры разрушает и культуру . Для того чтобы игровое
содержание культуры могло быть созидающим или подвигающим культуру , оно
должно быть чистым . Оно не должно состоять в ослепление или отступничестве
от норм , предписанных разумом , человечностью или верой . Оно не должно быть