Игровая концепция культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 00:00, реферат

Описание работы

Определение игрового элемента культуры .
Когда мы , люди , оказались не столь разумными , как наивно внушал нам
светлый 18 век в своем почитании разума , для именования нашего вида рядом с
Homo sapiens поставили еще Homo faber , человек созидатель .

Содержание

1.Введение.................3
2.Определение игрового элемента культуры...4
3.Игра и состязание как функция формирования культуры....................7
4. Заключение...............13
5. Список литературы............

Работа содержит 1 файл

Реферат gj философии.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

культуры как  развлечение, а предшествуют культуре.

Коллективная игра носит по преимуществу антитетический характер . Она чаще

всего разыгрывается  между двумя сторонами . Однако это  не обязательно .

Танец , шествие ,представление могут быть начисто  лишены антитетического

характера . Антитетическое вовсе не должно означать состязательное ,

агональное или  агонистическое. Антифонное пение , два полухория , менуэт ,

партии или  голоса музыкального представления , столь  интересные для этнологов

игры , когда  противоборствующие силы стараются  отнять друг у друга некий

трофей , суть образчики  антитетической игры, которая вовсе  не обязана быть

полностью агональной , хотя соревновательный элемент в  ней зачастую

присутствует . Нередки случаи , когда вид деятельности , означающий уже сам

по себе замкнутую  игру , например исполнение драматической или музыкальной

пьесы , в свою очередь , снова может стать предметом  состязания , если его

подготовка к  исполнению оценивается в рамках какого-нибудь конкурса , как это

было с греческой  драмой .

Среди общих  признаков игры отмечалось выше напряжение и непредсказуемость .

Всегда стоит  вопрос : повезет ли , удастся ли выиграть ? Даже в одиночной

игре на ловкость , отгадывание или удачу ( пасьянс , головоломка или

кроссворд) соблюдается  это условие. В антитетической игре агонального типа

этот элемент напряжения  , удачи , неуверенности достигает крайней степени .

Стремление выиграть приобретает такую страстность , который грозит полностью

свести на нет  легкий и беспечный характер игры . Однако здесь выявляется еще

одно важное различие . В чистой игре наудачу напряжение играющих передается к

зрителям лишь в малой степени . Азартные игры сами по себе суть

примечательные  культурные объекты , однако с точки  зрения культуросозидания

их надо признать не продуктивными . В них нет прока  для духа или для жизни .

Иначе обстоит  дело , когда игра требует сноровки , знания , смелости или силы

. По мере того  как игра становится труднее  , напряжение зрителей возрастает .

Уже шахматы  захватывают окружающих , хотя это  занятие остается бесплодным в

отношении культуры и , кроме того , не содержит в себе признаков красоты .

Когда игра порождает  красоту, то ценность игры для культуры тот час же

становится очевидной .  Однако безусловно необходимой  для становления

культуры подобная эстетическая ценность не является . С равным успехом в ранг

культуры игру могут физические , интеллектуальные , моральные или духовные

ценности . Чем  более игра способна повышать интенсивность  жизни индивидуума

или группы , тем  полнее она          растворяется в культуре . Священный

ритуал и праздничное состязание -  вот две постоянно и повсюду

возобновляющиеся  формы , внутри которых культура  вырастает как игра в игре .

Здесь сразу  встает еще раз вопрос : правомерно ли всякое состязание

безоговорочно включать в понятие игры ? Мы видели , что греки отнюдь без

колебаний относили агон к «paidia» . Впрочем , это легко  объяснялось

непосредственно самой этимологией обоих слов . Во всяком случае слово

«paidia» выражало детское в игре столь непосредственно  и ясно , что могло

быть применено  к серьезным игровым состязанием только в производном значении

. Напротив термин  агон определял состязание с  другой стороны с другой стороны

: исходным значением  слова агон была по-видимому , «встреча» - агора . Тот

факт что у  эллинов большинство состязаний , по всей вероятности , происходило

в атмосфере  полной серьезности , отнюдь не может  служить достаточным

основанием для  отделения агона от игры . Серьезность  с которой происходит

состязание ,  ни  в  коем  случае  не означает  отрицания его характера .

Ибо  она  обнаруживает  все формальные и почти что все функциональные

признаки игры. Серьезность с которой происходит состязание , ни в коем случае

не отрицает его характера . Ибо она обнаруживает все формальные и почти что

все функциональные признаки игры . Они все словно соединились в одном слове

«wedcamp»- состязание: campus- это игровое поле , пространство , и  weden-

символическое установление дела или вещи , о которой  идет спор , точка ,

несущая в себе напряжение . Укажем еще раз на примечательное свидетельство из

Второй книги  пророка Самуила , где смертельный  поединок тем не менее

называется игровым  термином , который относится к  смысловому гнезду глагола

«смеяться» . На одной греческой вазе изображается схватка в сопровождении

игры флейтиста , что должно означать ее агональный характер . Празднества в

Олимпии знавали  поединки со смертельным исходом . Жестокие кунштюки , в

которых Тор  и его друзья в присутствии  Утгарда-Локи состязаются с его  слугами

, были названы  словом «leika» , принадлежащим почти  целиком сфере игры . Нам

не казалось слишком рискованным квалифицировать  разделительную семантику игры

и состязания в  греческом как результат более  или менее случайного

несовершенства  в абстрагирования его общего понятия . Короче , на вопрос ,

правомерно ли подчинять состязание как таковое категории игры , можно положа

руку на сердце дать утвердительный ответ.

Состязание  , как и любую другую игру , следует  считать до некоторой степени

бесцельной . Иначе  говоря оно протекает внутри самого себя , и его исход не

составляет части необходимого жизненного процесса группы . Популярное присловье

« важны не камушки , а важна сама игра» достаточно это выражает ; иными словами

, финальный элемент  игрового действия , его целеполагание  в первую очередь

заключается в  самом процессе игры , без прямого отношения к тому , что за этим

следует . Результат  игры как объективный факт сам  по себе несуществен и

безразличен . Персидский шах , который во время визита в  Англию отклонил

предложение присутствовать на скачках , мотивируя это тем , что он знает , что

одна лошадь бегает быстрее другой , был со своей  точки зрения совершенно прав .

Шах не хотел  вторгаться в чужую ему игровую  сферу , он хотел остаться в стороне

. Исход игры  либо состязания важен лишь  для тех , кто в качестве  игрока или

зрителя включается в игровую сферу и принимает  правила игры . Они становятся

партнерами по игре и хотят быть партнерами . Для  них не безразлично или не

безынтересно , кто победит – Ньерд или  Тритон .

Играют на интерес ; в этом термине выражается , как  нельзя лаконичнее

сущность  игры . Этот интерес не есть материальный результат игрового действия

, например , мяч  попал в лунку , но есть факт  идеального порядка , что игра

удалась либо сыграна . Удача приносит игроку удовлетворение , которое может

быть более либо менее длительным . Это верно и для игры в одиночку . Приятное

чувство удовлетворения повышается от присутствия зрителей , однако их

присутствие нельзя считать непременным условием игры . Любитель пасьянса

испытывает двойную  радость если кто-нибудь наблюдал его игру , но он будет и

радоваться и  в одиночестве .  Весьма существенным является тот факт , что

своей удачей можно  похвалиться перед другими . Удильщик являет  пример такого

бахвала .

Теснейшим образом  связано с игрой понятие выигрыша . В одиночной сфере еще не

означает выигрыша . Понятие выигрыша вступает в силу только тогда , когда

игра ведется  одним против другого либо двумя  противными партиями .

Что такое выигрыш ? Что выигрывается ? Выиграть означает взять верх в

результате игры . выигран почет , заслужена честь . И эта честь , и этот

почет постоянно  идут непосредственно на пользу целой  группе , из которой

вышел победитель . Тут мы снова сталкиваемся с  весьма важным качеством игры :

завоеванный в  ней успех переходит с отдельного человека на целую группу . Но

еще более важен  следующий показатель . В агональном инстинкте далеко не в

первую очередь  проявляется жажда власти либо воля к господству . Первичным

является стремление превзойти других , быть первым и  на правах победителя

удостоиться почестей. И только во вторую очередь встает вопрос , расширит ли

вследствие этого  личность или группа материальную власть . Главное выиграть ,

взять верх . Чистейший  образец конечного торжества , которое  проявляет себя

не в чем  – то буквально зримом или дающем наслаждение , а в самой победе как

таковой , дает шахматная  игра .

Люди борются  или играют ради чего-то . В первую и последнюю очередь борются

или играют ради победы , но победе сопутствуют разные способы наслаждаться ею

. Прежде всего  ею наслаждаются как торжеством , триумфом , справляемым

группой в радостных  восклицании и славословии . В  качестве длительного

следствия из этого  вытекает честь , почет , престиж . Так  же во всякой игре

есть ставка . Ставкой может быть какая-нибудь материальная ценность , заклад

( чисто символический  предмет ) или приз .

                                                Заключение

Подлинная культура не может существовать без определенного  игрового

содержания , ибо  культура предполагает известное самоограничение  и

самообладание , известную способность не видеть в своих собственных

устремлениях  нечто предельное и высшее , но рассматривать  себя внутри

определенных , добровольно принятых границ . Культура все еще хочет в

известном смысле играться – по обоюдному соглашению относительно определенных

правил . Подлинная  культура требует всегда и в любом  аспекте , а честная игра

есть не что  иное , как выраженный в терминах игры эквивалент порядочности .

Нарушитель правил игры  разрушает и культуру . Для  того чтобы игровое

содержание культуры могло быть созидающим или подвигающим культуру , оно

должно быть чистым . Оно не должно состоять в  ослепление или отступничестве

от норм , предписанных разумом , человечностью или верой . Оно не должно быть

Информация о работе Игровая концепция культуры