Игровая концепция культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 00:00, реферат

Описание работы

Определение игрового элемента культуры .
Когда мы , люди , оказались не столь разумными , как наивно внушал нам
светлый 18 век в своем почитании разума , для именования нашего вида рядом с
Homo sapiens поставили еще Homo faber , человек созидатель .

Содержание

1.Введение.................3
2.Определение игрового элемента культуры...4
3.Игра и состязание как функция формирования культуры....................7
4. Заключение...............13
5. Список литературы............

Работа содержит 1 файл

Реферат gj философии.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

Реферат: Игровая  концепция культуры 

Оглавление 

1.Введение.................3

2.Определение  игрового элемента культуры...4

3.Игра и состязание  как функция формирования культуры....................7

4. Заключение...............13

5. Список литературы............14

                                                  Введение.

Хейзинга Йохан (1827-1945)-нидерландский историк , философ , теоретик

культуры . Автор  игровой концеппции культуры: игра-источник культуры,

«культура первоначально  разыгрывается». Игровые инстинкты присущи

человеческой  природе. С ними связано восхождение  к более высоким формам

культуры. В игре рождаются великие движущие силы культурной жизни: право и

порядок , общение,  предпринимательство, ремесло и  искусство, наука и.т.д.

Игра- необходимый способ социальной жизни, то, что поддерживает идеал и

определяет духовную жизнь эпохи. Но играть необходимо по правилам.

Игра старше культуры , ибо понятие культуры , как бы совершенно ни определяли

его, в любом  случае предполагает человеческое сообщество , а животные вовсе

не ждали появления  человека, чтобы он научил их играть. Животные играют точно

так же как люди. Все основные  черты игры уже  присутствуют в игре животных.

В своем реферате я хотел бы раскрыть наиболее важные , на мой взгляд, аспекты

работы Й.Хейзинги «Homo Ludens»: *

-игру как  функцию формирования культуры

-опыт определения  игрового элемента культуры .

     Определение  игрового элемента культуры .

Когда мы , люди , оказались не столь разумными , как наивно внушал нам

светлый 18 век  в своем почитании разума , для именования нашего вида рядом с

Homo sapiens поставили  еще Homo faber , человек созидатель . Второй термин

был менее удачен , нежели первый , ибо faberi , созидатели , суть и некоторые

животные  . Все  же по мнению Й.Хейзинги , человек играющий , выражает такую

же существенную функцию , как человек созидающий , и должен занять свое место

с Homo faber .

Если проанализировать любую человеческую деятельность до самых пределов

нашего познания , она окажется не более чем игрой . Человеческая культура

возникает и  развертывается в игре , как игра .

Игра  - содержательная функция со многими гранями смысла . В игре подыгрывает

, участвует

нечто такое , что  превосходит непосредственное стремление к поддержанию жизни

и вкладывает данное действие определенный смысл . Всякая игра что -то значит

. Если этот  активный принцип сообщающий  игре свою сущность , назвать духом  ,

это будет преувеличением ; назвать же инстинктом – значит ничего не сказать .

Как бы к нему не относиться , во всяком случае этим смыслом игры ясно

обнаруживает  себя некий имматериальный элемент  в самой сущности игры .

В игре мы имеем  дело с безусловно узнаваемой для  каждого , абсолютно

первичной жизненной  категорией , некой тотальностью . Мы должны попытаться

понять и оценить  игру только в ее целостности .

Реальность , именуемая  игрой , доступная восприятию любого и каждого ,

простирается  в одно и то же время на мир  животный и мир человеческий .

Поэтому она  не может опираться на какой –  либо рациональный фундамент ,

поскольку разумные основания ограничивали бы ее пределы только миром

человеческим . Существование игры не привязано  ни к определенной степени

культуры , ни к  определенной форме мировоззрения . Любое мыслящее существо

может немедленно представить эту реальность –  игру , играние- как

самостоятельное  , самодовлеющее нечто , если даже его  собственный язык не

располагает общим  словесным выражением этого понятия . Игру нельзя отрицать .

Можно отрицать почти все абстрактные понятия : право , красоту , истину ,

добро , дух , Бога . Можно отрицать серьезность . Игру – нельзя .

Но хочется  того или нет , признавая игру , признают и дух . Ибо игра , какова

бы ни была ее сущность  , не есть нечто материальное . Уже в мире животных

ломает она  границы физического существования . С точки зрения

детерминированно  мыслимого мира , мира сплошного  взаимодействия сил , игра

есть в самом  полном смысле слова « superabundans» - излишество . Только с

вмешательством  духа , снимающего эту всеобщую детерминированность , наличие

игры делается возможным , мыслимым , постижимым .Бытие игры всякий час

подтверждает , причем в самом высшем смысле , супралогический  характер нашего

положения во вселенной . Животные могут играть , значит они  уже нечто большее

, чем просто  механизмы . Мы играем , и мы  знаем , что мы играем , значит , мы

более чем просто разумные существа , ибо игра есть занятие  внеразумное .

Кто обратит  свой взгляд на функцию игры в культуре он находит игру в культуре

как заданную величину , существовавшую величину , существовавшую прежде самой

культуры , сопровождающую и пронизывающую ее самого начала вплоть до той фазы

культуры , в  которой живет сам . Он всюду замечает присутствие игры как

определенного качества деятельности , отличного  от обыденной жизни .

Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества все уже

переплетаются с игрой . Возьмем язык , самый  первый и самый высший инструмент

, созданный человеком  для того , чтобы сообщать , учить  , повелевать . Язык ,

с помощью которого он различает , определяет , констатирует , короче говоря ,

называет , то есть возвышает вещи до сферы духа . Дух , формирующий язык ,

всякий раз  перепрыгивает играючи с уровня материального на уровень мысли . За

каждым выражением абстрактного понятия прячется образ , метафора , а в каждой

метафоре скрыта игра слов . Так человечество все снова и снова творит свое

выражение бытия , рядом с миром природы –  свой второй , вымышленный мир . И

возьмем миф ,что  так же является претворением бытия , но только более

разработанным , чем отдельное слово . С помощью мифа на ранней стадии

пытаются объяснить  все земное , найти первопричины человеческих деяний в

божественном . В каждой из этих причудливых оболочек , в которые миф облекал

все сущее , изобретательный  дух играет на рубеже шутки и серьезности .

Наконец , возьмем культ . Ранее общество отправляет свои священнодействия ,

которые служат ручательством благоденствия мира , освящения ,

жертвоприношения , мистерии , в игре , понимаемой в  самом смысле этого слова

.

     Игра  и состязание как функция формирования  культуры.

Под игровым  элементом культуры здесь не подразумевается, что игры занимают

важное место  среди различных форм жизнедеятельности  культуры. Не имеется в виду

и того , что культура происходит из игры в результате процесса эволюции – в том

смысле , что  то, что первоначально было игрой , в последствии переходит в нечто

, игрой уже  не являющееся , и что теперь  может быть названо культурой.  Ниже

будет развернуто следующее положение : культура возникает  в форме игры ,

культура первоначально  разыгрывается. И те виды деятельности, что прямо

направлены на удовлетворение жизненных потребностей , как, например, охота, в

архаическом обществе предпочитают находить себе игровую  форму . Человеческое

общежитие поднимается  до супрабиологических форм , придающих  ему высшую

ценность, посредством  игр. В этих играх общество выражает свое понимание жизни

и мира . Стало  быть , не следует понимать дело таким  образом , что игра

мало-помалу перерастает  или вдруг преобразуется в  культуру, но скорее так, что

культуре в  ее начальных фазах свойственно нечто игровое, что представляется в

формах и атмосфере  игры. В этом двуединстве культуры и игры игра является

первичным, объективно воспринимаемым, конкретно определенным  фактом , в то

время как культура есть всего лишь характеристика , которою наше историческое

суждение привязывает  к данному случаю. Это воззрение  перекликается с мыслями

Форбениуса , который  говорит в своей книге «История культуры Африки» о

становлении культуры как выросшей из естественного бытия  игры. Тем не менее ,

отношение культуры к игре воспринято Форбениусом чересчур мистически  и описано

нередко слишком  зыбко . Он манкирует необходимостью прямо указать пальцем на

присутствие игрового элемента в фактах культуры .

В поступательном движении культуры гипотетическое отношение игры и не-игры не

остается неизменным . Игровой элемент в целом отступает  по мере развития

культуры на задний план. По большей части и  в значительной мере он

растворился , ассимилировался  в сакральной сфере , кристаллизировался в

учености  и поэзии, в правописании, в формах политической жизни. При этом

игровое качество в явлениях культуры уходило обычно из виду. Однако во все

времена и всюду, в том числе и в формах высоко развитой культуры, игровой

инстинкт может  проявится в полную силу, вовлекая как отдельную личность , так

и массы в  опьяняющий вихрь исполинской игры.

Представляется  очевидным , что взаимосвязь культуры и игры следует искать в

высоких формах социальной игры, то есть там, где она  бытует как упорядоченная

деятельность  группы, либо сообщества , либо двух , противостоящих друг другу

групп. С точки  зрения культуры сольная игра для  самого себя плодотворна лишь

в малой степени. Ранее было сказано что все  основополагающие факторы игры, в

том числе игры коллективной , уже существовали в  жизни животных. Это поединок

, демонстрация , вызов , похвальба , кичливость , притворство ,

ограничительные правила. В двойне удивительно при  этом, что именно птицы ,

филогенетически столь далеко отстоящие от человеческого  рода , имеют так

много общего с  человеком : тетерева исполняют танцы, вороны состязаются в

полете , шалашники  и другие птицы украшают свои гнезда, певчие птицы сочиняют

мелодии. Состязание и представление, таким образом , не происходят из

Информация о работе Игровая концепция культуры