Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 00:00, реферат
Определение игрового элемента культуры .
Когда мы , люди , оказались не столь разумными , как наивно внушал нам
светлый 18 век в своем почитании разума , для именования нашего вида рядом с
Homo sapiens поставили еще Homo faber , человек созидатель .
1.Введение.................3
2.Определение игрового элемента культуры...4
3.Игра и состязание как функция формирования культуры....................7
4. Заключение...............13
5. Список литературы............
Реферат: Игровая концепция культуры
Оглавление
1.Введение.................3
2.Определение игрового элемента культуры...4
3.Игра и состязание
как функция формирования
4. Заключение...............13
5. Список литературы............
Хейзинга Йохан
(1827-1945)-нидерландский
культуры . Автор игровой концеппции культуры: игра-источник культуры,
«культура первоначально разыгрывается». Игровые инстинкты присущи
человеческой природе. С ними связано восхождение к более высоким формам
культуры. В игре рождаются великие движущие силы культурной жизни: право и
порядок , общение, предпринимательство, ремесло и искусство, наука и.т.д.
Игра- необходимый способ социальной жизни, то, что поддерживает идеал и
определяет духовную жизнь эпохи. Но играть необходимо по правилам.
Игра старше культуры , ибо понятие культуры , как бы совершенно ни определяли
его, в любом случае предполагает человеческое сообщество , а животные вовсе
не ждали появления человека, чтобы он научил их играть. Животные играют точно
так же как люди. Все основные черты игры уже присутствуют в игре животных.
В своем реферате я хотел бы раскрыть наиболее важные , на мой взгляд, аспекты
работы Й.Хейзинги «Homo Ludens»: *
-игру как функцию формирования культуры
-опыт определения игрового элемента культуры .
Определение игрового элемента культуры .
Когда мы , люди , оказались не столь разумными , как наивно внушал нам
светлый 18 век в своем почитании разума , для именования нашего вида рядом с
Homo sapiens поставили еще Homo faber , человек созидатель . Второй термин
был менее удачен , нежели первый , ибо faberi , созидатели , суть и некоторые
животные . Все же по мнению Й.Хейзинги , человек играющий , выражает такую
же существенную функцию , как человек созидающий , и должен занять свое место
с Homo faber .
Если проанализировать любую человеческую деятельность до самых пределов
нашего познания , она окажется не более чем игрой . Человеческая культура
возникает и развертывается в игре , как игра .
Игра - содержательная функция со многими гранями смысла . В игре подыгрывает
, участвует
нечто такое , что превосходит непосредственное стремление к поддержанию жизни
и вкладывает данное действие определенный смысл . Всякая игра что -то значит
. Если этот активный принцип сообщающий игре свою сущность , назвать духом ,
это будет преувеличением ; назвать же инстинктом – значит ничего не сказать .
Как бы к нему не относиться , во всяком случае этим смыслом игры ясно
обнаруживает себя некий имматериальный элемент в самой сущности игры .
В игре мы имеем дело с безусловно узнаваемой для каждого , абсолютно
первичной жизненной категорией , некой тотальностью . Мы должны попытаться
понять и оценить игру только в ее целостности .
Реальность , именуемая игрой , доступная восприятию любого и каждого ,
простирается в одно и то же время на мир животный и мир человеческий .
Поэтому она не может опираться на какой – либо рациональный фундамент ,
поскольку разумные основания ограничивали бы ее пределы только миром
человеческим . Существование игры не привязано ни к определенной степени
культуры , ни к определенной форме мировоззрения . Любое мыслящее существо
может немедленно представить эту реальность – игру , играние- как
самостоятельное , самодовлеющее нечто , если даже его собственный язык не
располагает общим словесным выражением этого понятия . Игру нельзя отрицать .
Можно отрицать почти все абстрактные понятия : право , красоту , истину ,
добро , дух , Бога . Можно отрицать серьезность . Игру – нельзя .
Но хочется того или нет , признавая игру , признают и дух . Ибо игра , какова
бы ни была ее сущность , не есть нечто материальное . Уже в мире животных
ломает она
границы физического
детерминированно мыслимого мира , мира сплошного взаимодействия сил , игра
есть в самом полном смысле слова « superabundans» - излишество . Только с
вмешательством духа , снимающего эту всеобщую детерминированность , наличие
игры делается возможным , мыслимым , постижимым .Бытие игры всякий час
подтверждает , причем в самом высшем смысле , супралогический характер нашего
положения во вселенной . Животные могут играть , значит они уже нечто большее
, чем просто механизмы . Мы играем , и мы знаем , что мы играем , значит , мы
более чем просто разумные существа , ибо игра есть занятие внеразумное .
Кто обратит свой взгляд на функцию игры в культуре он находит игру в культуре
как заданную величину , существовавшую величину , существовавшую прежде самой
культуры , сопровождающую и пронизывающую ее самого начала вплоть до той фазы
культуры , в которой живет сам . Он всюду замечает присутствие игры как
определенного качества деятельности , отличного от обыденной жизни .
Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества все уже
переплетаются с игрой . Возьмем язык , самый первый и самый высший инструмент
, созданный человеком для того , чтобы сообщать , учить , повелевать . Язык ,
с помощью которого он различает , определяет , констатирует , короче говоря ,
называет , то есть возвышает вещи до сферы духа . Дух , формирующий язык ,
всякий раз перепрыгивает играючи с уровня материального на уровень мысли . За
каждым выражением абстрактного понятия прячется образ , метафора , а в каждой
метафоре скрыта игра слов . Так человечество все снова и снова творит свое
выражение бытия , рядом с миром природы – свой второй , вымышленный мир . И
возьмем миф ,что так же является претворением бытия , но только более
разработанным , чем отдельное слово . С помощью мифа на ранней стадии
пытаются объяснить все земное , найти первопричины человеческих деяний в
божественном . В каждой из этих причудливых оболочек , в которые миф облекал
все сущее , изобретательный дух играет на рубеже шутки и серьезности .
Наконец , возьмем культ . Ранее общество отправляет свои священнодействия ,
которые служат
ручательством благоденствия
жертвоприношения , мистерии , в игре , понимаемой в самом смысле этого слова
.
Игра
и состязание как функция
Под игровым элементом культуры здесь не подразумевается, что игры занимают
важное место среди различных форм жизнедеятельности культуры. Не имеется в виду
и того , что культура происходит из игры в результате процесса эволюции – в том
смысле , что то, что первоначально было игрой , в последствии переходит в нечто
, игрой уже не являющееся , и что теперь может быть названо культурой. Ниже
будет развернуто следующее положение : культура возникает в форме игры ,
культура первоначально разыгрывается. И те виды деятельности, что прямо
направлены на удовлетворение жизненных потребностей , как, например, охота, в
архаическом обществе предпочитают находить себе игровую форму . Человеческое
общежитие поднимается до супрабиологических форм , придающих ему высшую
ценность, посредством игр. В этих играх общество выражает свое понимание жизни
и мира . Стало быть , не следует понимать дело таким образом , что игра
мало-помалу перерастает или вдруг преобразуется в культуру, но скорее так, что
культуре в ее начальных фазах свойственно нечто игровое, что представляется в
формах и атмосфере игры. В этом двуединстве культуры и игры игра является
первичным, объективно воспринимаемым, конкретно определенным фактом , в то
время как культура есть всего лишь характеристика , которою наше историческое
суждение привязывает к данному случаю. Это воззрение перекликается с мыслями
Форбениуса , который говорит в своей книге «История культуры Африки» о
становлении культуры как выросшей из естественного бытия игры. Тем не менее ,
отношение культуры к игре воспринято Форбениусом чересчур мистически и описано
нередко слишком зыбко . Он манкирует необходимостью прямо указать пальцем на
присутствие игрового элемента в фактах культуры .
В поступательном движении культуры гипотетическое отношение игры и не-игры не
остается неизменным
. Игровой элемент в целом
культуры на задний план. По большей части и в значительной мере он
растворился , ассимилировался в сакральной сфере , кристаллизировался в
учености и поэзии, в правописании, в формах политической жизни. При этом
игровое качество в явлениях культуры уходило обычно из виду. Однако во все
времена и всюду, в том числе и в формах высоко развитой культуры, игровой
инстинкт может проявится в полную силу, вовлекая как отдельную личность , так
и массы в опьяняющий вихрь исполинской игры.
Представляется очевидным , что взаимосвязь культуры и игры следует искать в
высоких формах социальной игры, то есть там, где она бытует как упорядоченная
деятельность группы, либо сообщества , либо двух , противостоящих друг другу
групп. С точки зрения культуры сольная игра для самого себя плодотворна лишь
в малой степени. Ранее было сказано что все основополагающие факторы игры, в
том числе игры коллективной , уже существовали в жизни животных. Это поединок
, демонстрация , вызов , похвальба , кичливость , притворство ,
ограничительные правила. В двойне удивительно при этом, что именно птицы ,
филогенетически столь далеко отстоящие от человеческого рода , имеют так
много общего с человеком : тетерева исполняют танцы, вороны состязаются в
полете , шалашники и другие птицы украшают свои гнезда, певчие птицы сочиняют
мелодии. Состязание и представление, таким образом , не происходят из