Игровая деятельность: сущность, специфика, актуальные типы игровых культурно-досуговых программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:41, контрольная работа

Описание работы

Как и когда появилась игра как особый вид человеческой деятельности? В играх первобытных племен изображалась война, охота, земледельческие работы. Несомненно, что сначала была война, а затем игра, изображающая военные сцены. Сначала было впечатление, произведенное на дикаря смертью раненого товарища, а затем появилось стремление воспроизвести это впечатление в игре при помощи метода театрализации. Таким образом, игра связана и с искусством, она возникла еще в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства.

Работа содержит 1 файл

ДРАМАТУРГИЯ ИГРОВЫХ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

      Введение

      Первая культура, которую создал человек, — это игровая культура, основанная на традициях труда, социальной деятельности. Ее создавали и потребляли дети и взрослые совместно в семьях и общественных объединениях. Искусство игры — важная часть жизненной стратегии людей, ощущающих уникальность и неповторимость жизни.

      Игра  также выступает важным фактором, побуждающим к раскрытию новых, ранее незамеченных способностей личности, «симулятором» какой-либо жизненной  ситуации, инструментом для произведения социализации личности.

      Сегодня для организации игровых культурно-досуговых программ следует различать игру по ее специфике и характеру, различные виды игрового поведения. При подборе и включении игр в «канву» праздника необходимо исходить из конкретной аудитории. И, конечно же, не стоит забывать, что игра, какой бы она не была, находится в прямой зависимости от потребностей, запросов, интересов, ценностных ориентаций аудитории.

      Игровая деятельность носит универсальный  характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения культурно-досуговых программ свидетельствуют о том. что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуру игровых блоков, стимулирующих у аудитории стремление к состязательности, импровизации и творчеству. К сожалению, в культурно-досуговой деятельности все чаще проявляется тенденция «сужения» рамок игры, понимаемой многими только как исключительно детское занятие. На самом деле игра в значительной степени является основой всей человеческой культуры. Благодаря игровой деятельности сегодня мы можем привлечь внимание даже самого «избалованного» различными формами досуга человека, сделать его непосредственным участником уникального события.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Игровая деятельность: сущность, специфика, актуальные типы игровых культурно-досуговых  программ.

      Как и когда появилась игра как  особый вид человеческой деятельности? В играх первобытных племен изображалась война, охота, земледельческие работы. Несомненно, что сначала была война, а затем игра, изображающая военные сцены. Сначала было впечатление, произведенное на дикаря смертью раненого товарища, а затем появилось стремление воспроизвести это впечатление в игре при помощи метода театрализации. Таким образом, игра связана и с искусством, она возникла еще в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства.

        В жизни же отдельного человека наблюдается обратное соотношение: ребенок вначале подражает труду взрослых в игре и лишь позже начинает принимать участие в настоящей работе. Изучение происхождения игры, игрового действия, как особого вида человеческой деятельности дает возможность определить ее сущность: игра – образное действенное отражение жизни: она возникла из труда, и готовит молодое поколение к труду.

      Игровое действие представляет собой активное стремление режиссера, исполнителей и участников праздника выразить игровыми средствами жизненный смысл какого-либо события и свое личное отношение к нему. Игровое действие реального участника праздника является продолжением его жизненных стремлений, активным творческим проявлением духовной деятельности личности. Здесь проявляется основная особенность массового театрализованного действия, в котором игровое общение приобретает высокую духовную жизненную цель.

      Игра  представляет собой вид непродуктивной деятельности. мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества игра постоянно переплеталась с магией, культовым поведением. Игра также тесно связана со спортом, военными и прочими тренировками, искусством (особенно его исполнительскими формами). Игра, по мнению многих учёных - это способ театрализации реального жизненного действия.

    В настоящее время особенно  распространены:

*               разовая игровая программа;

*       конкурсно-игровая программа по заданной тематике;

*       игра-спектакль или театрализованная игра.

      Рассмотрим каждую из этих видов программ. Разовая игровая программа не требует подготовки участников. Дети включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу и т.д. Занимают такие игры от получаса и более – в зависимости от возраста участников.

      Описанием такой программы служит сценарный  план, предусматривающий определенную последовательность игр и интеллектуальных творческих заданий.

      Конкурсно-игровая  программа по заданной тематике используется в практике обычно в двух видах. Первый вид предполагает, как правило, предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры, творческие встречи, совместные акции детских объединений определенного профиля (инструменталисты, прикладники, танцоры) и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит именно в подготовке, придумывании, совместном творчестве детей.

      Второй  вид конкурсно-игровых программ по заданной тематике требует предварительной  подготовки организаторов, но не участников. В отличие от разовых игровых  программ, данные программы четко  ориентированы на определенную тему и проводятся в форме как уже годами отработанных, так и новых экспериментальных игровых моделей.

      Последний тип- игра-спектакль, театрализованная игра. Сюжет театрализованной игры строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля и дальнейшее развитие событий.

    Характерной особенностью игры является ее двуплановость. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач. С другой стороны, ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами

      Игра  во всех своих формах выступает как исключительно важный и часто встречающийся элемент многих праздников; кроме того, сам праздник создает собственные специальные виды развлечений, игр. состязаний.

      В практике получили широкое распространение три основные группы игровых форм:

  1. интеллектуальные (викторины, шарады, головоломки и др.),
  2. подвижные (поединки, эстафеты),
  3. импровизационно-творческие (конкурсы, инсценировки и др.

      По  массовости важное значение имеют следующие  виды игровой деятельности:

    • групповые игры, имеющие камерный клубно-бытовой характер;
    • массовые игры, отличающиеся публично-зрелищным взаимодействием организаторов, ведущих, исполнителей, участников, зрителей-болельщиков.

     В  этих двух более массовых по  численноси участников видах игр задачен постановщика является создание уникальной игровой атмосферы, развитие фантазии, конструирование игрового пространства,создание условий для игрового общения.

       В настоящее время особенно  актуален вид публично-зрелищных, массовых игр, представляющих собой инсценировку каких-либо исторических событий, эпизодов известных произведений литературы (ролевые игры). 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      2. Композиционное построение игровых программ

      Сценарий - подробное литературное описание действия. Сценарий игровой программы представляет собой подробную литературно-драматургическую разработку темы, конфликта. В нем четко определяются игровые эпизоды, их последовательность, форма и время судейства, включение зрелищных заставок.

      Начинается  разработка любой досуговой программы с определения темы: о чем будет рассказано? Что будет положено в основу игровой программы? Часто в самом названии игровой программы уже представлена и сама тема. Игровые программы могут быть посвящены тематике: исторической (памятные даты в жизни страны); героико-патриотической, спортивно-цирковой, литературной, музыкальной, развлекательной.

      Тема  сценария определяется тем кругом явлений, вопросов, которые в настоящее время волнуют аудиторию. Из круга вопросов и явлений, волнующих аудиторию, сценарист отбирает наиболее актуальные. Они и определяют тему сценария. Таким образом, под темой понимается круг жизненных явлений, которые должны бытъ художественно исследованы в сценарии. Если при подготовке игровой программы не учитывать интересов, взглядов аудитории; нововведений, изменений в социально-экономической и даже политической обстановке, то игровая деятельность будет скучной, не эффективной.

      Вторая  проблема, стоящая перед сценаристом: ради чего? Какой главный вывод будет сделан участником после проведения игровой культурно-досуговой программы? Например, если тема игровой программы- «Широкая Масленица», то сценарист может поставить идею народного единства, ощущения русского духа и удальства. Сегодня особенно важно более чётко формулировать идею игровой культурно-досуговой программы- только при помощи такой конкретики будет возможно добиться положительных, а не разрушительных результатов.

      Конечно, чтобы участник программы окончательно не запутался в происходящих событиях,  необходимо объединять разнородные части действия в единое целое. Процесс объединения, соединения различных эпизодов называется монтаж. В качестве монтажа в игровых культурно-досуговых программах используются тщательно подбираемые, подходящие по теме и замыслу речевые связки, репризы, стихотворные, танцевальные и музыкальные заставки. Немалое место также занимают пояснительные тексты, объявления, манки.

  Театрализованная сюжетно оформленная игра представляет собой своеобразный рассказ, ведущийся на «языке» викторин, аукционов, эстафет, интеллектуальных и художественных конкурсов, шуток, танцев и песен. Благодаря умелой режиссерско-драматургической организации этот рассказ превращается в целостное, разыгрываемое силами всех играющих массовое представление. Сюжет позволяет логически выстроить игровые эпизоды в стройную законченность. С помощью построения сюжета легче обеспечить такое расположение развлечений, при котором общая игровая линия развивается по восходящей, но при этом столь необходимое состояние напряжения и интереса к игровой деятельности не снижается, а возрастает. 
 
 
 
 

3. Характерные черты  в организации  и проведении конкурсно-игровых  программ.

      Конкурсно-игровая  программа – это театрализованное представление основой, которого являются игры, конкурсы, забавы, розыгрыши. Сценарий конкурсно-игровой программы включает в себя описание всех вышеперечисленных развлечений и правил их проведения в изложении ведущего. Подробные ремарки дают представление о предполагаемом поведении игроков и болельщиков.

      В конкурсно –игровую программу могут входить викторины, состязания, эстрадные номера, театрализация. Все это дает нам право говорить, что конкурсно-игровая программа имеет свои особенности и отличия, что естественно не может не отразиться на режиссуре. Особенность заключается в организационном моменте, здесь важна организация:

       1.     Самих участников.

       2.     Аудитория.

       3.     Компетентного и уважаемого жюри.

       4.     Активных болельщиков.

При подготовке конкурсно-игровых программ режиссер должен учитывать специфику игрового момента. Все конкурсно-игровые. программы имеют:

       1.     Сценарно–режиссерскую основу.

       2.     Предполагают работу режиссера как постановщика.

       3.     Требования предварительной подготовки репетиций.

       4.     Наличие призов.

       5.     Четкую формулировку правил.

       6.     Манки – способ вызова участвующих на площадку.

Конкурсно-игровые  программы могут переходить из фойе на сцену и наоборот, принимать  различные формы, но их можно классифицировать по:

1. Месту действия.

2. Времени.

3. По содержанию (тематические, разножанровые, обрядовые, сюжетно-ролевые, интеллектуальные, азартно-коммерческие).

Принято также  выделять пять основныз этапы работы над сценарием конкурсно-игровой  программы:

       1.     Выбор темы.

       2.     Подбор и обработка материала.

       3.     Поиск сценарного хода.

       4.     Написание сценария.

       5.     Четкая формулировка заданий-вопросов.

Информация о работе Игровая деятельность: сущность, специфика, актуальные типы игровых культурно-досуговых программ