Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:41, контрольная работа
Как и когда появилась игра как особый вид человеческой деятельности? В играх первобытных племен изображалась война, охота, земледельческие работы. Несомненно, что сначала была война, а затем игра, изображающая военные сцены. Сначала было впечатление, произведенное на дикаря смертью раненого товарища, а затем появилось стремление воспроизвести это впечатление в игре при помощи метода театрализации. Таким образом, игра связана и с искусством, она возникла еще в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства.
Введение
Первая культура, которую создал человек, — это игровая культура, основанная на традициях труда, социальной деятельности. Ее создавали и потребляли дети и взрослые совместно в семьях и общественных объединениях. Искусство игры — важная часть жизненной стратегии людей, ощущающих уникальность и неповторимость жизни.
Игра также выступает важным фактором, побуждающим к раскрытию новых, ранее незамеченных способностей личности, «симулятором» какой-либо жизненной ситуации, инструментом для произведения социализации личности.
Сегодня для организации игровых культурно-досуговых программ следует различать игру по ее специфике и характеру, различные виды игрового поведения. При подборе и включении игр в «канву» праздника необходимо исходить из конкретной аудитории. И, конечно же, не стоит забывать, что игра, какой бы она не была, находится в прямой зависимости от потребностей, запросов, интересов, ценностных ориентаций аудитории.
Игровая
деятельность носит универсальный
характер, она притягивает к себе
людей практически всех возрастов. Многочисленные
наблюдения за практикой подготовки и
проведения культурно-досуговых программ
свидетельствуют о том. что их успех в
значительной мере зависит от включения
в их структуру игровых блоков, стимулирующих
у аудитории стремление к состязательности,
импровизации и творчеству. К сожалению,
в культурно-досуговой деятельности все
чаще проявляется тенденция «сужения»
рамок игры, понимаемой многими только
как исключительно детское занятие. На
самом деле игра в значительной степени
является основой всей человеческой культуры.
Благодаря игровой деятельности сегодня
мы можем привлечь внимание даже самого
«избалованного» различными формами досуга
человека, сделать его непосредственным
участником уникального события.
Как и когда появилась игра как особый вид человеческой деятельности? В играх первобытных племен изображалась война, охота, земледельческие работы. Несомненно, что сначала была война, а затем игра, изображающая военные сцены. Сначала было впечатление, произведенное на дикаря смертью раненого товарища, а затем появилось стремление воспроизвести это впечатление в игре при помощи метода театрализации. Таким образом, игра связана и с искусством, она возникла еще в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства.
В жизни же отдельного человека наблюдается обратное соотношение: ребенок вначале подражает труду взрослых в игре и лишь позже начинает принимать участие в настоящей работе. Изучение происхождения игры, игрового действия, как особого вида человеческой деятельности дает возможность определить ее сущность: игра – образное действенное отражение жизни: она возникла из труда, и готовит молодое поколение к труду.
Игровое действие представляет собой активное стремление режиссера, исполнителей и участников праздника выразить игровыми средствами жизненный смысл какого-либо события и свое личное отношение к нему. Игровое действие реального участника праздника является продолжением его жизненных стремлений, активным творческим проявлением духовной деятельности личности. Здесь проявляется основная особенность массового театрализованного действия, в котором игровое общение приобретает высокую духовную жизненную цель.
Игра представляет собой вид непродуктивной деятельности. мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества игра постоянно переплеталась с магией, культовым поведением. Игра также тесно связана со спортом, военными и прочими тренировками, искусством (особенно его исполнительскими формами). Игра, по мнению многих учёных - это способ театрализации реального жизненного действия.
В настоящее время особенно распространены:
* разовая игровая программа;
* конкурсно-игровая программа по заданной тематике;
* игра-спектакль или театрализованная игра.
Рассмотрим каждую из этих видов программ. Разовая игровая программа не требует подготовки участников. Дети включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу и т.д. Занимают такие игры от получаса и более – в зависимости от возраста участников.
Описанием такой программы служит сценарный план, предусматривающий определенную последовательность игр и интеллектуальных творческих заданий.
Конкурсно-игровая программа по заданной тематике используется в практике обычно в двух видах. Первый вид предполагает, как правило, предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры, творческие встречи, совместные акции детских объединений определенного профиля (инструменталисты, прикладники, танцоры) и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит именно в подготовке, придумывании, совместном творчестве детей.
Второй вид конкурсно-игровых программ по заданной тематике требует предварительной подготовки организаторов, но не участников. В отличие от разовых игровых программ, данные программы четко ориентированы на определенную тему и проводятся в форме как уже годами отработанных, так и новых экспериментальных игровых моделей.
Последний тип- игра-спектакль, театрализованная игра. Сюжет театрализованной игры строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля и дальнейшее развитие событий.
Характерной особенностью игры является ее двуплановость. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач. С другой стороны, ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами
Игра во всех своих формах выступает как исключительно важный и часто встречающийся элемент многих праздников; кроме того, сам праздник создает собственные специальные виды развлечений, игр. состязаний.
В практике получили широкое распространение три основные группы игровых форм:
По массовости важное значение имеют следующие виды игровой деятельности:
В этих двух более массовых по численноси участников видах игр задачен постановщика является создание уникальной игровой атмосферы, развитие фантазии, конструирование игрового пространства,создание условий для игрового общения.
В настоящее время особенно
актуален вид публично-
2. Композиционное построение игровых программ
Сценарий - подробное литературное описание действия. Сценарий игровой программы представляет собой подробную литературно-драматургическую разработку темы, конфликта. В нем четко определяются игровые эпизоды, их последовательность, форма и время судейства, включение зрелищных заставок.
Начинается разработка любой досуговой программы с определения темы: о чем будет рассказано? Что будет положено в основу игровой программы? Часто в самом названии игровой программы уже представлена и сама тема. Игровые программы могут быть посвящены тематике: исторической (памятные даты в жизни страны); героико-патриотической, спортивно-цирковой, литературной, музыкальной, развлекательной.
Тема сценария определяется тем кругом явлений, вопросов, которые в настоящее время волнуют аудиторию. Из круга вопросов и явлений, волнующих аудиторию, сценарист отбирает наиболее актуальные. Они и определяют тему сценария. Таким образом, под темой понимается круг жизненных явлений, которые должны бытъ художественно исследованы в сценарии. Если при подготовке игровой программы не учитывать интересов, взглядов аудитории; нововведений, изменений в социально-экономической и даже политической обстановке, то игровая деятельность будет скучной, не эффективной.
Вторая проблема, стоящая перед сценаристом: ради чего? Какой главный вывод будет сделан участником после проведения игровой культурно-досуговой программы? Например, если тема игровой программы- «Широкая Масленица», то сценарист может поставить идею народного единства, ощущения русского духа и удальства. Сегодня особенно важно более чётко формулировать идею игровой культурно-досуговой программы- только при помощи такой конкретики будет возможно добиться положительных, а не разрушительных результатов.
Конечно, чтобы участник программы окончательно не запутался в происходящих событиях, необходимо объединять разнородные части действия в единое целое. Процесс объединения, соединения различных эпизодов называется монтаж. В качестве монтажа в игровых культурно-досуговых программах используются тщательно подбираемые, подходящие по теме и замыслу речевые связки, репризы, стихотворные, танцевальные и музыкальные заставки. Немалое место также занимают пояснительные тексты, объявления, манки.
Театрализованная
сюжетно оформленная игра представляет
собой своеобразный рассказ, ведущийся
на «языке» викторин, аукционов, эстафет,
интеллектуальных и художественных конкурсов,
шуток, танцев и песен. Благодаря умелой
режиссерско-драматургической организации
этот рассказ превращается в целостное,
разыгрываемое силами всех играющих массовое
представление. Сюжет позволяет логически
выстроить игровые эпизоды в стройную
законченность. С помощью построения сюжета
легче обеспечить такое расположение
развлечений, при котором общая игровая
линия развивается по восходящей, но при
этом столь необходимое состояние напряжения
и интереса к игровой деятельности не
снижается, а возрастает.
3.
Характерные черты
в организации
и проведении конкурсно-
Конкурсно-игровая программа – это театрализованное представление основой, которого являются игры, конкурсы, забавы, розыгрыши. Сценарий конкурсно-игровой программы включает в себя описание всех вышеперечисленных развлечений и правил их проведения в изложении ведущего. Подробные ремарки дают представление о предполагаемом поведении игроков и болельщиков.
В конкурсно –игровую программу могут входить викторины, состязания, эстрадные номера, театрализация. Все это дает нам право говорить, что конкурсно-игровая программа имеет свои особенности и отличия, что естественно не может не отразиться на режиссуре. Особенность заключается в организационном моменте, здесь важна организация:
1. Самих участников.
2. Аудитория.
3. Компетентного и уважаемого жюри.
4. Активных болельщиков.
При подготовке конкурсно-игровых программ режиссер должен учитывать специфику игрового момента. Все конкурсно-игровые. программы имеют:
1. Сценарно–режиссерскую основу.
2. Предполагают работу режиссера как постановщика.
3. Требования предварительной подготовки репетиций.
4. Наличие призов.
5. Четкую формулировку правил.
6. Манки – способ вызова участвующих на площадку.
Конкурсно-игровые программы могут переходить из фойе на сцену и наоборот, принимать различные формы, но их можно классифицировать по:
1. Месту действия.
2. Времени.
3. По содержанию (тематические, разножанровые, обрядовые, сюжетно-ролевые, интеллектуальные, азартно-коммерческие).
Принято также
выделять пять основныз этапы работы
над сценарием конкурсно-
1. Выбор темы.
2. Подбор и обработка материала.
3. Поиск сценарного хода.
4. Написание сценария.
5. Четкая формулировка заданий-вопросов.