Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 17:42, реферат
Своими истоками «наука о культуре», т. е. культурология, уходит в эпоху Просвещения. Именно в этот период развитие культуры начинает осознаваться как единый процесс, включающий в себя историческую периодизацию и внутренние закономерности.
Значительный вклад в этом направлении сделал немецкий философ и культуролог Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803). В своем фундаментальном сочинении в 4-х томах «Идеи к философии истории» (1784—1791) философ дает свое видение общей истории развития человечества. Он представляет ее как органичный эволюционный процесс развития, как саморазвивающееся целое.
Второй закон формулируется Гердером следующим образом: «Человек по своему назначению есть создание стада, общества; поэтому развитие языка для него естественно, существенно, необходимо». В этом законе подчеркивается социальная сущность человека, который становится homo sapiens только в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми.
Третий закон,
сформулированный Гердером, звучит так:
«Так как весь человеческий род не
мог оставаться одним стадом, он
не мог сохранить один язык; поэтому
стало необходимостью образование
различных национальных языков». Как
уникален и неповторим каждый человек,
точно так же уникален и неповторим
каждый язык. Вместе с тем между
различными языками есть нечто общее,
ибо на них говорит один исторический
субъект — человеческий род. Языки,
как и народы, считает Гердер,
вступают в контакты, взаимообогащая
друг друга путем заимствований отдельных
слов, выражений и целых лексических оборотов.
Язык, которым пользуются, постоянно развивается,
становится все более совершенным, сложным,
способным отражать все более значительную
гамму человеческих переживаний и оттенков
мысли. Понимание этого обстоятельства
приводит Гердера к формулировке четвертого
закона, который звучит так: «Подобно тому,
как... человеческое общество с момента
возникновения... представляет прогрессирующее
целое, то же самое можно сказать о всех
языках и о всей цепи культурного развития».
Заключение
Культурологические
идеи И.Г. Гердера оказали значительное
влияние на становление данной области
гуманитарного знания. Активно используемый
философом историзм в исследовании
культуры:
— позволил увидеть ее сложную противоречивую
сущность;
- явился попыткой выявить ее подлинные
закономерности; содействовал формированию
методов ее постижения.
Место Гердера в истории
Завершая рассмотрение культурологических
идей, содержащихся в работах ряда
крупных представителей европейского
Просвещения, таких как Гердера, прежде
всего, следует сказать, что именно в данную
историческую эпоху вопрос о том, что такое
культура был поставлен как научная проблема.
Культура начала осмысливаться как онтологическая
реальность, развивающаяся по своим собственным
законам, далеко не совпадающим с законами
развития общества и природы. Именно в
это время было осознано, что культурный
прогресс отнюдь не напоминает прямую
линию, соединяющую две точки в историческом
времени и пространстве, что он представляет
более сложный процесс, где есть не только
движение вперед, но и откаты назад. Именно
в эти годы понятие «культура» из семантической
единицы, обладающей весьма расплывчатым
содержанием, превратилось в научную категорию,
наполненную достаточно определенным
смыслом, тогда же был проведен водораздел
между культурой и цивилизацией, которую
начали рассматриваться как результат
мутационных изменений культуры. Наконец,
именно в эпоху Просвещения проблема культуры
была навсегда связана с проблемой человека
и его свободы, и история стала рассматривать
не как собрание неких событий, а как процесс
Человекотворчества с большой буквы. И
самое последнее. Просветители заложили
традицию сравнительно-исторического
изучения культуры, которая была развита
европейскими романтиками и классиками
немецкой идеалистической философии,
о культурологических взглядах которых
речь пойдет в следующей главе.
Библиография
1. Энгельс Ф. Анти — Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. - Т.20. - С. 16-17.
2. Цит. по.: Розанов М.Н. Жан Жак Руссо и литературные движения конца XVIII - начала XIX вв. - М., 1910. - С.432.
3. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение, способствовало ли возрождение науки и искусств улучшению нравов?// Руссо Ж.-Ж. Избр. соч: В 3 т. - T.I. - М., 1961. - С.46.
4. Руссо Ж.-Ж. Письмо к д'Аламберу о зрелищах// Там же. С.91.
5. Руссо Ж-Ж. Рассуждение способствовали ли возрождение науки и искусства улучшению нравов?// Там же. С. 55.
6. Руссо Ж.-Ж. О
причинах неравенства между
7. Цит. по: Бенвенист Основы лингвистики. — М, 1976. — С. 13.
8. Гердер Й.Г. Идеи
к философии истории
9. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.:Центр, 2001.-с.35-37.
10. Боголюбова Е.В. Культура и общество. М., 1978.
11. Иконникова С.Н. История культурологии. Идеи и судьбы. СПб., 1996.
12. Гулыга А.В. Гердер. - М., 1975.
13. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. — М., 1973.
14. Барская Т. Дидро. — М., 1962. Кочарян М.Т. Гольбах. — М., 1978.
15. Баскин М.П. Монтескье. — М., 1975.
16. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. — М., 1973.
17. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. — М., 1991. История философии. Запад-Россия-Восток. В 4 т. — Т.З. — М., 1996.