Идея драматической подавленности человека в искусстве экспрессионизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:22, реферат

Описание работы

Целью данного исследования является анализ особенностей развития экспрессионизма в искусстве во второй половине ХХ века.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
– уточнение и фиксация распространенных дефиниций экспрессионизма в искусстве, их вычленение и историческое обоснование в рамках различных подходов, выявление исследовательского инструментария и критериев оценки художников-экспрессионистов.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3-4
Идея драматической подавленности человека в искусстве
экспрессионизма…………………………………………………………5-13
Заключение……………………………………………………………….14
Литература………………………………………………………………..15

Работа содержит 1 файл

Реферат по культурологии.doc

— 69.00 Кб (Скачать)


КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

Реферат

НА ТЕМУ: «Идея драматической подавленности человека в искусстве экспрессионизма».

 

 

 

Выполнила:студентка 4курса 05-0803 группы,

Турлукова Ю. Ю.

Приняла: Вагапова Ф.Г

 

 

 

КАЗАНЬ 2011

Содержание:

 

 

Введение………………………………………………………………….3-4

Идея драматической подавленности человека в искусстве

экспрессионизма…………………………………………………………5-13

Заключение……………………………………………………………….14

Литература………………………………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

      Конец XIX века оказался удивительно богат на различные события в искусстве. Политическая жизнь Европы переживала сильные потрясения, и неспокойная обстановка того времени не могла не повлиять на художников. Так, в Италии, которая в то время представляла собой памятник собственному былому величию, в качестве протеста против старой культуры зародился футуризм. Богатые традиции художественного формотворчества Франции привели к тому, что там зародился кубизм, а мирные островок спокойствия, которым в то время была Швейцария, оказался родиной дадаизма. Не осталась в стороне и Германия. Именно там, на рубеже XIX и XX веков зародилось и развилось одно из самых неоднозначных и разнообразных направлений в искусстве, которое позднее получило название «экспрессионизм».

Цели и задачи:

 

Целью данного исследования является анализ особенностей развития экспрессионизма в искусстве во второй половине ХХ века.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

– уточнение и фиксация распространенных дефиниций экспрессионизма в искусстве, их вычленение и историческое обоснование в рамках различных подходов, выявление исследовательского инструментария и критериев оценки художников-экспрессионистов.

– рассмотрение  художественной традиции в качестве истоков немецкого  творчества экспрессионистов.

– анализ образных, стилистических и тематических особенностей немецкого экспрессионизма в искусстве второй половины ХХ века;

–выявление идеи драматической подавленности человека в искусстве экспрессионизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идея драматической подавленности человека в искусстве экспрессионизма

   

        Истоки экспрессионизма в изобразительном искусстве следует искать в богатстве и многообразии немецкой культуры, которая послужила основой этому направлению в искусстве. Во многом, ту точку зрения на искусство, которая оказалась ключевой для эстетики экспрессионизма, определил Фридрих Ницше. Его книга «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (1871) обращает внимание на древнегреческое искусство, и в ней Ницше пытается по-новому его осмыслить. Философ выделяет 2 типа эстетического начала, которые он называет аполлиническим и дионисическим. Новый взгляд, который Ницше излагает в этой книге, во многом оспаривает традиционный немецкий подход, который трактует древнегреческое искусство оптимистически, воспринимая его светлое – аполлиническое начало. Ницше обращает внимание на другую Грецию – трагическую, опьяненную мифологией – дионисическую Грецию, и в этом он видит ее сходство с современной ему Европой. Дионисическое начало по Ницше – это опьянение, хаос, забвение, экстатическое растворение идентичности в массе. По мнению философа, дионическое и апполиническое начало, принципиально противоположные друг другу, при этом неразрывно связаны и всегда действуют вместе, борясь в каждом художнике и художественном произведении. Именно под влияние идеи дионисического хаоса чувств, вновь открытого Ницше, немецкие художники и литераторы воплощают в своих работах сильные эмоции и глубокие переживания.

 

 

       Несмотря на то, что фигура Ницше является центральным фактором, который спровоцировал появление экспрессионизма, это было не единственной причиной рождение нового направления в искусстве. Дело в том, что для немецкого изобразительного искусства весьма характерен поиск эстетики уродства. Еще со времен средневековья немецкие художники каким-то волшебным образом могли находить прекрасное в отвратительном и красоту – в безобразном. Искусство экспрессионизма во многом опирается на опыт таких мастеров прошлого, как Кранах, Грюневальд, и даже Дюрер.

 

 

       Термин «экспрессионизм» произошел от латинского слова ”ехрrеssiо”, т.е. “выражение”. Понятие “экспрессионизм” стало применяться к явлениям искусства, в которых изображение действительности деформируется ради сугубой выразительности в передаче духовного мира художника. Он родился как отклик на острейшие противоречия эпохи, как выражение общественного разочарования, как выражение индивидуалистического протеста против тотального отчуждения. Экспрессионизм задал глобальную парадигму эстетики ХХ века, эстетики поисков границ между вымыслом и иллюзией, текстом и реальностью. Путь, по которому пошел экспрессионизм – путь логаэдизации, суть которой в ужесточении системы, что демонстрирует ее абсурдность. Протестуя против мировой войны и социальных контрастов, против засилья вещей и подавленности личности социальным механизмом, а иногда обращаясь и к теме революционного героизма, мастера экспрессионизма совмещали протест с выражением мистического узаса перед хаосом бытия. Кризис современной цивилизации представал в произведениях экспрессионистов одним из звеньев апокалиптической катастрофы, надвигающейся на природу и человека. Термин впервые употребил в печати в 1911 г. Х.Вальден – основатель экспрессионистического журнала «Штурм». Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности обусловил тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску. Своей кульминации направление достигает в период между двух мировых войн, тем более что, почва для изображения страданий и ужасов была обрисована самой войной и разрухой безвременья. Причины возникновения: недовольство существующими порядками, отсутствие очевидных путей выхода из сложившегося положения. Отсюда – состояние удрученности, разочарования, неспособность увидеть в мире что-либо кроме зла, уродства, насилия. Технический прогресс был воспринят как ужас, историческое наваждение, всеобщая опасность. Для данного направления характерна повышенная эмоциональность, экспрессивность, отталкивающая деформация, угнетающий пессимизм, «пафос отрицания», вопль боли, ощущение собственной неполноценности, безнадежности, беззащитности. Намеренно обострив все противоречия, показав абсурдность жизни, экспрессионисты пытались добиться такого напряжения чувств, что человек не мог вынести. Поэтому герои становятся марионетками или погибают. Экспрессионизм существовал почти во всех видах искусства: литературе, живописи, музыке, театре.

 

 

      Кроме того, на живопись экспрессионизма также оказало влияние творчество готических мастеров, Эль Греко и Питера Брейгеля Старшего. Во многом, заново открывались художественные достоинства экзотического искусства Африки, Дальнего Востока и Океании – все это причудливо смешивалось, и превращалось в весьма самобытные картины экспрессионизма.

 

 

     Живописцы своим предтечей считают Ван Гога, акцентируют кричащие, яркие, грязные краски, беспокойные, небрежные движения кисти, резкие, упрощенные формы, сознательное их искажение, отказ от изображения пространства, плоскостная трактовка предметов. По части яркой образности предшественником называют и Деймса Энсора – бельгийского художника, англичанина по рождению. Обостренность восприятия, конфликтность характерна для данных художников. Символизм швейцарца Фердинанда Ходлера экспрессионисты использовали в утрированной манере.

Важнейшие составные экспрессионисты почерпнули у норвежского художника Эдварда Мунка. Это впечатление ужаса, призрачности действительности, одиночество, которые становятся доминантой духовной атмосферы творчества художника. Нарочитая эмоциональность цвета – важнейшая характеристика творчества экспрессионистов. Чувство растерянности, обреченности часто звучат на полотнах. Основные темы его работ – любовь, ревность, смерть. Он сумел воплотить то, что современники называли «криком времени». Для немецкого экспрессионизма творчество Мунка имело огромное значение, особенно в тот период, когда художник работал в Германии. Даже само отклонение его выставки (знаменитый скандал 1892 года), когда приглашенная в Германию выставка Мунка была закрыта через два дня, было импульсом к размежеванию сил, как в самих художественных объединениях, так и в среде критиков.

 

 

      Впрочем, говоря об экспрессионизме в искусстве, следует помнить об одной особенности этого термина. Дело в том, что сначала под словом «экспрессионизм» понималась любая альтернатива импрессионизму. Позднее, по мере того, как общий вектор развития экспрессионизма в искусстве становился направленным более четко, значении этого слова становилось все более и более конкретным, поэтому раннее, широкое понимание экспрессионизма может отличаться от позднего конкретного значения этого направления в искусстве.

 

 

      Возможно, что именно из-за этого экспрессионизм в живописи стал таким неоднозначным явлением. С одной стороны, художники-экспрессионисты не упускали любой возможности для громких декларации на тему рождения новой культуры. С другой стороны, представители экспрессионизма предлагали отказаться от действительности ради погружения в субъективные переживания. Культ индивидуализма в экспрессионизме в живописи страЭкспрессионизм

 

 

      Первым таким объединением стал образованный в 1905 году «Мост», в который вошло 4 художников-экспрессионистов. Ими стали студенты-архитекторы, слушатели Высшей технической школы Дрездена: Фриц Блейль, Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуф. Будучи недовольными своим архитектурным образованием, они стали собираться для совместных сеансов рисования с натуры. Творческое объединение, которое они создали, отчасти напоминало средневековую цеховую коммуну – члены «Моста» вместе работали и жили. Предложенное Шмидт-Ротлуффом название «Мост» выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений и символически намекает, что творчество художников, входящих в группу, служит мостом в искусство будущего. Установка данной группы складывалась из варварской непосредственности, интуитивного восприятия реалий. Постепенно вырабатывался и общий язык. Как правило, это тяжелые массы не разложенных цветов, геометрически упрощенные формы, язык грубой примитивной силы, мистическая подоснова – все это должно было придать неповторимость и особую выразительность. В 1906 году к этому объединение присоединились новые художники. Ими стали Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие.

 

 

      Говоря о технике рисования картин экспрессионизма, то стоит упомянуть такие особенности экспрессионизма, как отказ от светотени и передачи пространства. Картины экспрессионизма – нарочито плоские, ведь таким образом они надеялись сконцентрироваться на передаче эмоций, а не сюжетов. Поверхность холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. Художники-экспрессионисты искали новые, агрессивные образы, стремились выразить средствами живописи тревогу, дискомфорт. Цвет, считали экспрессионисты, обладает собственным смыслом, способен вызывать определённые эмоции, ему приписывали символическое значение.

 

 

       Экспрессионизм в изобразительном искусстве также открыл такие особенности живописи, как повышенное напряжение цветовых контрастов, выявление структурного костяка предметов, усиление энергетики формы путем деформации и использования открытых кричащих цветов. Гротескная передача лиц, поз и жестов изображенных фигур стала основой причудливой эстетики экспрессионизма, и позволила выделить сильные эмоции изображенных на полотнах образов.

 

 

       Первая выставка «Моста» состоялась в 1906 г. в помещении завода осветительной аппаратуры. И эта, и последующие выставки мало интересовали публику. Лишь экспозиция 1910 г. была снабжена каталогом. Однако начиная с 1906 г. «Мост» ежегодно издавал так называемые «папки», каждая из которых воспроизводила работы одного из членов группы. Постепенно члены «Моста» перебирались в Берлин, ставший центром художественной жизни Германии. Здесь они выставлялись в галерее «Штурм». В 1913 г. Кирхнер опубликовал «Хронику художественного объединения «Мост»». Она вызвала резкое несогласие остальных «мостовцев», посчитавших, что автор слишком завысил оценку собственной роли в деятельности группы. В результате объединение официально прекратило свое существование. Деятельность «Моста» оказала большое значение для развития экспрессионизма в изобразительном искусстве. Художники, входившие в это объединение, смогли по-новому осмыслить эстетику, и создать художественный стиль, который представлял собой принципиально новый подход к восприятию действительности. Говоря о русском экспрессионизме, нельзя не упомянуть Василия Васильевича Кандинского. Русский художник стал основателем нескольких художественных объединений: “Фаланга” (1901 — 1904 гг.), “ Новое мюнхенское художественное объединение” (1909—1911 гг.) и самое известное – “Синий всадник”. Кандинский и Ф.Марк основывают альманах «Синий всадник», а в конце 1911 года редакция альманаха открывает  выставку. На ней были показаны 43 картины Кандинского, произведения Ф.Марка, Макке, А. Кубина, французского художника Р.Делоне, работы примитивиста Анри Руссо, творчество которых было созвучно экспрессионистам. Издаваемый Кандинским альманах (а по сути, “Синий всадник” представлял собой не что иное, как редакторскую группу одноименного альманаха) ставил задачу доказать, что «вопрос формы в искусстве вторичен, первичен — вопрос содержания». Просуществовал альманах недолго – начало первой мировой войны помешало издать его второй выпуск. Несмотря на это, представители экспрессионизма, сплотившиеся вокруг «Синего всадника», заметно повлияли на развитие европейского искусства.

 

 

      В Германии получило распространение творчество художников реалистического крыла экспрессионизма. Под влиянием роста антивоенных настроений формируется творчество скульптора Эрнста Барлаха (1870-1938). Творческий путь скульптора – это путь мужества и решимости человека, сознательно отдавшего себя служению актуальной теме нравственного формирования человека. Красной линией через все творчество проходит тема остроты социальных противоречий, которая обусловлена самой действительностью, временем. Разруха, нищета безвременья между двух мировых войн наложила неизгладимый отпечаток на окраску и характер искусства Барлаха. Скульптура свидетельствовала о сострадании к обездоленному человеку. Его нищие полны человечески чувств и страдания. Тела их вытянуты, деформированы, передают внутреннее состояние и напоминают средневековую скульптуру соборов. В отличие от многих деятелей, в творчестве данного скульптора нет растерянности, оно едино, цельно, энергично в своем протесте бездуховности и наступлению нацизма. Бертольд Брехт в 1952 году писал: «Я считаю Барлаха одним из величайших скульпторов, которых, мы, немцы, когда-либо имели. Резкость и основательность высказывания, профессиональное мастерство, красота без приукрашивания, величие без напыщенности, гармония без зализанности, жизненная сила без грубости делают произведения Барлаха шедеврами мастерства».

 

 

       Большое влияние на творческую манеру художника сыграла поездка в 1906 году в Россию. Импровизации на русскую тему находят оригинальные пластические решения, он экспериментирует в керамике, бронзе, открывает возможности дерева. Развивая тему нищеты и обездоленности, получает известность благодаря таким работам, как «Нищенка с чашкой», «Русская нищая», «Нищий с ребенком». Самыми значительными работами являются монумент в Гюстрове и серия скульптур «Фриза внемлющих», представляющих собой парафразы на темы средневековой скульптуры.

 

 

       Экспрессионизм XX века часто испытывал гонения. Так, нацисты, пришедшие к власти в Германии, устроили чудовищную по степени своего цинизма акцию. В 1937 г. была организована большая выставка работ экспрессионистов и других представителей авангарда под названием «Дегенеративное искусство». Выставленные на ней картины экспрессионизма подлежали уничтожению.

 

 

       С установлением фашизма в Германии значительная часть экспрессионистов стала активными антифашистами. Георг Гросс (1893-1959) рисовал карикатуры на фашистов и обывателей. С озлоблением писал буржуазию. Художник Ханс Грундинг (1901-1958) писал об ужасах войны и о ее жертвах – простых людях. В этом искусстве среда существования героя выглядит неприветливой и жестокой, события – мучительны и угнетающи.

Информация о работе Идея драматической подавленности человека в искусстве экспрессионизма