Идеология европейского романтизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 11:30, контрольная работа

Описание работы

Романтизм – художественный метод, сложившийся в начале XIX века и получивший широкое распространение как направление (течение) в искусстве и литературе большинства стран Европы, в том числе и России, а также в литературе США. К более поздним эпохам термин романтизм применяется в значительной мере на основе художественного опыта первой половины XIX века.

Содержание

Идеология европейского романтизма.

А) Характеристика романтизма

2) Влияние Французской буржуазной революции на возникновение романтизма:
А) в философии и искусстве;
Б) в писательской деятельности;
В) в музыке;
Г) в изобразительном искусстве;
Д) представители романтизма.
3) Литература

Работа содержит 1 файл

ИМК.docx

— 143.70 Кб (Скачать)

                  Контрольная работа № 1.

По предмету : «История мировой культуры»

На тему: «Идеология европейского романтизма»        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      

                                                                

                                                        План:

  1. Идеология европейского романтизма.
 

    А) Характеристика романтизма

     

            2) Влияние Французской буржуазной революции на возникновение романтизма: 

             А) в философии и искусстве;

             Б) в писательской деятельности;

             В) в музыке;

             Г) в изобразительном искусстве;

             Д) представители романтизма.

         3) Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        
 
 

       Романтизм – художественный метод, сложившийся  в начале XIX века и получивший широкое  распространение как направление (течение) в искусстве и литературе большинства стран Европы, в том  числе и России, а также в  литературе США. К более поздним  эпохам термин романтизм применяется  в значительной мере на основе художественного  опыта первой половины XIX века.

       Творчество  романтиков в каждой стране имеет  свою специфику, объясняемую особенностями  национального исторического развития. Вместе с тем романтизм обладает некоторыми устойчивыми общими чертами.

       А) Характеристика романтизма

В этой обобщающей характеристике романтизма можно выделить:

          а) историческую почву, на которой  возникает романтизм;

          б) особенности метода;

          в) характер героя.

       Общей исторической почвой, на которой возникает  европейский романтизм явилась переломная эпоха, связанная с Великой французской революцией. Романтики восприняли от своего времени идею свободы личности, выдвинутую революцией, но одновременно в странах Запада они осознали беззащитность человека в обществе, где побеждали денежные интересы. Поэтому для мироощущения многих романтиков характерны смятение и растерянность перед окружающим миром, трагиум судьбы личности.

       Главными  событиями русской истории начала XIX века явились Отечественная война 1812 года и восстание декабристов 1825 года, оказавшие огромное влияние  на весь ход художественного развития России и определившей круг тем и  вопросов, волновавших русских романтиков.

       Главными  событиями русской истории начала XIX века явились Отечественная война 1812 года и восстание декабристов 1825 года, оказавшие огромное влияние  на весь ход художественного развития России и определившей круг тем и  вопросов, волновавших русских романтиков.

       Но  при всей самобытности  русского романтизма развитие его неотделимо от общего движения европейской романтической  литературы, как неотделимы вехи национальной истории от хода европейских событий: политические и социальные идеи декабристов преимущественно связаны с основными принципами, выдвинутыми Французской революцией.

       При общей тенденции отрицания окружающего  мира романтизм составлял единства социально-политических взглядов. Наоборот, взгляды романтиков на общество, их позиции в обществе, борьбе своего времени были резко несхожими - от революционных до консервативных и реакционных.

       Особый  интерес к личности, характер её отношения к окружающей действительности, с одной стороны, и противопоставление реальному миру идеального – с  другой, в литературе романтизм определяют и своеобразие его художественного  метода.

                 Художник-романтик не ставит перед  собой задачи точно воспроизвести  реальную действительность. Для  него важнее высказать своё отношение к ней, более того, создать свой, вымышленный образ мира, часто по принципу контраста к окружающей жизни, чтобы через этот вымысел, через контраст донести до читателя и свой идеал, и своё неприятие отрицаемого им мира. Это активное личностное начало в романтизме накладывает отпечаток на всю структуру художественного произведения, определяет его субъективный характер. События, происходящие в романтических поэмах, драмах и др., важны лишь для раскрытия особенностей личности, которая интересует автора.

       Литература  выдвинула своего героя, чаще всего  выражающего авторское отношение  к действительности. Это человек  с особенно сильными чувствами, с  неповторимо острой реакцией на мир, отвергающий законы, которым подчиняются  другие.

       Тема  одиночества варьируется в произведениях  самых жанров особенно часто в  лирике («На севере диком стоит  одиноко» Г. Гейне, «Дубовый листок оторвался  от ветки родимой …» М. Лермонтова). Одиноки герои Лермонтова, герои  восточных поэм Байрона.

       Романтическая личность, несущая в себе бунтарство и отрицание, ярко воссоздана поэтами-декабристами -–представителями первого этапа русского романтизма (Рылеев, Бестужев-Марлинский, Кюхельбекер).

       Романтизм составил целую эпоху в истории  мировой литературы. Повышенный интерес к личности и душевному миру человека способствовал расцвету лирических и лиро-эпических жанров, - в ряде стран именно эпоха романтизма выдвинула великих национальных поэтов (во Франции – Гюго, в Польше – Мицкевич, в Англии – Байрон, в Германии - Гейне); одновременно углубление романтиков в человеческое «Я» во многом подготовило психологический реализм XIX века. Крупным открытием романтизма явился историзм. Если вся жизнь предстала перед романтиками в движении, борьбе противоположностей, то это отразилось и на изображении прошлого. Родился исторический роман (Скотт, Гюго, Дюма), историческая драма. Романтики стремились красочно передать колорит эпохи, как национальный, так и географический. Они много сделали для популяризации устного народного творчества, а также произведений средневековой литературы. Пропагандируя самобытное искусство своего народа, романтики привлекли внимание к художественным сокровищам других народов, подчёркивая неповторимые черты каждой культуры. Эпоха романтизма отмечена расцветом художественного перевода (Жуковский). Отвергая строгие нормы, предписывавшиеся этикой классицизма, романтики провозгласили право поэтов на многообразие художественных форм, созданных всеми народами.

       Романтизм не исчезает со сцены сразу же с  утверждением критического реализма. Например, во Франции такие знаменитые романтические романы Гюго, как «Отверженные»  и «93-й год», созданы спустя много  лет после завершения творческого  пути реалистов Стендаля и Бальзака. В России романтические поэмы  Лермонтова, Тютчева создавались  тогда, когда литература уже заявила  о себе большими успехами реализма.

       Но  судьба романтизма и на этом не завершилась. Спустя многие десятилетия, в других исторических условиях, писатели нередко  вновь обращались к романтическим  средствам художественного изображения. Так, молодой Горький, создавая одновременно и реалистические и романтические  рассказы, именно в романтических  произведениях полнее всего выразил  пафос борьбы, стихийный порыв  к революционному переустройству общества (образ Данко в «Старухе Изергиль», «Песнь о Соколе», «Песня о Буревестнике»).

       Романтическая традиция по-разному трансформируется в творчестве А. Блока, в творчестве ряда советских писателей (А. Грин). Однако в XX веке романтизм уже не составляет цельного художественного  направления. Речь идёт только о чертах романтизма в творчестве отдельных  писателей.

                      Русский романтизм шёл в своём  развитии по пути всё большего  сближения с жизнью. Изучая действительность, в её конкретно-историческом, национальном  своеобразии, романтики постепенно  приоткрывали тайны исторического  процесса. Отбрасывая провиденциалистическую точку зрения, они начали искать пружины исторического развития в социальных факторах. История предстаёт в их творчестве как арена борьбы между силами мрака и света, тирании и свободы. Показательные романы В. Гюго «Собор парижской богоматери», «Отверженные» и Э. Сю «Парижские тайны». Передовые романтики правдиво изображали современный им мир. Они глубоко раскрывали его противоречия – нищету и бесправие народных масс и бездушие, жестокость господствующих классов. Идея историзма, внимание к трагической судьбе народа, стихия субъективного, гуманистическая насыщенность творчества, устремлённость к идеалу, обогащение художественной палитры за счёт введения условных приёмов изображения жизни, утверждения воспитательного воздействия искусства на человека и многое другое, что характерно для романтизма, оказало плодотворное влияние на развитие реализма XIX века.

       Таким образом, романтизм как историко-литературное явление несводим к одной субъективной. Его сущность раскрывается в совокупности признаков. Романтики, как и реалисты, обладали сложным миропониманием, они  широко, многогранно отражали современную им действительность и историческое прошлое, их творческая практика представляла собой сложный идейно-эстетический мир, не поддающийся однозначному определению.

       Романтики отнюдь не сводят задачу к познанию действительности тем самым отмечают специфичность романтизма в сравнении с наукой. В своих программных выступлениях они заостряют внимание на гуманистической, воспитательной функции искусства, объясняя этим его большое общественное значение. Решая свои специфические художественные задачи мыслители романтического направления проникли вместе с тем глубоко в гносеологическую сущность искусства, вскрыли его важнейший закон. Их большая заслуга заключается в определении места и роли субъективного начала в художественном творчестве.

       Романтическое, без чего искусство утрачивает свою подлинную сущность, - это прежде всего эстетический идеал, гуманистический по своей природе, включающий в себя представления художника о прекрасной жизни и прекрасном человеке.

       О взаимодействии реализма и романтизма много писал А. Фадеев. По его мнению, настоящее искусство синтезирует  объективное и субъективное, сущее  и должное.

       В центре внимания писателей романтического направления – человеческая личность, её духовный мир, её судьбы в условиях феодальной и буржуазной действительности. Они изображают человека, как правило, в напряжённых жизненных ситуациях. Отсюда острый драматизм и психологизм  романтической литературы, проявляющийся  не только в драматургии, но также  в эпических и лирических жанрах. 

   

  1. Влияние  Французской буржуазной революции на возникновение романтизма

       Великая французская буржуазная революция  завершила эпоху Просвещения. Писатели, художники, музыканты оказались свидетелями грандиозных исторических событий, революционных потрясений, неузнаваемо преобразивших жизнь. Многие из них восторженно приветствовали изменения, восхищались провозглашением идей Свободы, Равенства и Братства.

       Но  время шло, и они замечали, что  новый общественный порядок далек от того общества, наступление которого предвещали философы XVIII века. Наступила пора разочарования.

                    А) в философии  и искусстве

       В философии и искусстве начала века зазвучали трагические ноты сомнения в возможности преобразования мира на принципах Разума. Попытки уйти от действительности и в то же время осмыслить ее вызвали появление новой мировоззренческой системы - РОМАНТИЗМА.

       По  определению, данному в Большом  энциклопедическом словаре, романтизм  — идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 - первой половины 19 века. Отразив разочарование в итогах Великой Французской революции в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и «бесконечному», жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости.

       Философы 18 века боролись за установление нового разумного общества, но, сами того не сознавая, проложили дорогу буржуазному господству: установленные «победой разума» общественные и политические учреждения оказались злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей. Возникло огромное противоречие между провозглашенными французской революцией высокими освободительными лозунгами и низменной прозой буржуазной действительности.

       Заслуга романтиков заключалась в том, что  они почувствовали противоречия и дисгармонию буржуазного общества. Однако при всем неприятии нового социального порядка романтики не могли ни понять его сущности, ни постигнуть его законов. Романтическая критика капиталистической цивилизации носила отвлеченный характер.

Информация о работе Идеология европейского романтизма