Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:35, реферат
конструируемые: от трактовки творчества как процедуры самовыражения художника до идеи о невозможности и немыслимости бессубъектной онтологии.
Первым признаком начинающегося падения художественной культуры в наиболее развитых капиталистических странах было академическое и салонное повторение прежних стилей, особенно наследия Ренессанса, превратившегося в школьную азбуку форм. На смену бессильному повторению традиционных форм приходит воинственное отрицание традиции - явление, аналогичное новым течениям в буржуазной политике и философии.
Модернизм 3
Формы модернизма 9
Особенности форм модернизма 11
Глубокую симпатию к идеям новой, мистической «соборности» и «мифотворчества» испытала поэзия модернистов, в такой своей разновидности, как символизм. Стремясь заговорить на языке небывалых образов, символисты не только не отвергали традиции классической поэзии, но, напротив, пытались выстроить свой «новый» язык на основе древних архаичных образов. Не случаен поэтому энтузиазм, с каким символисты относились к классической мифологии (француз П. Валери, англичанин Т. Элиот), к национальным фольклорным персонажам (ирландец У. Йетс), к древним эзотерическим учениям и их современным модификациям — теософии, антропософии (тот же У. Йетс, создавший собственную мистическую систему). Но особенно отчетливо этот процесс обозначился в России.
Русские символисты (Вяч. Иванов, А. Белый,
В. Хлебников, ранний А. Блок) провозгласили
сознательную, теоретически оформленную
установку на миф, фольклор, архаику,
корнесловие. Вяч.Иванов объявил миф,
фольклорную стихию, запас живой
старины вообще «источником и
определителем символической
Другие группировки
Все эти группы модернистской «бури
и натиска» дали культуре ряд больших
поэтов (Г. Аполлинер, В. Маяковский, П.
Элюар, Л. Арагон, И. Бехер, Ф. Гарсиа Лорка
и др.). В отличие от символистов,
с их стремлением выразить косвенными
намеками объективно сущее, для бунтарских
течений модернистской поэзии более
характерен творческий индивидуализм,
культ новаторски-открытого
У истоков модернистской прозы
стоит творчество австрийского писателя
Франца Кафки. Самое мироустройство
представляется Ф. Кафке трагическим
и враждебным человеку, бессильному
и обреченному страдать. Сюжеты Ф.
Кафки («Процесс», «Замок», «Америка»
и др.) напоминают страшные сны. Они
с необыкновенной точностью, даже педантизмом
живописуют мир, где человек и
прочие твари подвластны священным,
но смутным, недоступным полному
пониманию законам, они ведут
опасную для жизни игру, выйти
из которой не в силах. Правила
этой игры удивительны, сложны и, видимо,
отличаются глубиной и полны смысла,
но полное овладение ими в течение
одной человеческой жизни невозможно,
а значение их, как бы по прихоти
неведомой силы, царящей тут, постоянно
меняется. Люди живут здесь с ощущением
смутной потребности
Этим представлениям во многом созвучны работы экзистенциалистов, с той лишь разницей, что, в отличие от Ф. Кафки, в романах и повестях представителей этого модернистского течения наличествует попытка довести до своего рода обязательности концепцию человека, который сам себе предписывает нормы поведения и поступает так в силу своего душевного устройства, в силу нравственного «выпадения» из привычного социума и вынужденного одиночества внутри враждебности сущего. Экзистенциализм в прозе приобрел совершенство во Франции до и после второй мировой войны в произведениях Ж.-П. Сартра и А. Камю. Кроме них экзистенциализм дал литературе А. Мальро и С. де Бовуар, Г. Марселя и Ж. Ануя, а также испанца М. де Унамуно, американца Дж. Болдуина, англичанина У. Голдинга и др.
Чтобы делать жизнь, утверждают экзистенциалисты, надо прежде всего ее видеть. Видеть, что в мире нет и не может быть никакой надежды. Человек должен осознать, что он живет только сегодня и никакого завтра, никакого будущего у него нет. Если оно и будет, то уже не у него, а у тех, кто придет вслед за ним, но для них это будущее станет лишь настоящим. Поэтому надо жить в настоящем, жить настоящим, действовать в настоящем. Все разговоры о «прекрасном будущем» — это химера. Заботой о будущем человек может жить лишь до встречи с абсурдом. Только абсурд кладет конец самым восхитительным, а потому и самым опасным иллюзиям и заблуждениям. Он учит человека смотреть на мир открытыми глазами, не смиряясь и не покоряясь судьбе.
Попытка удержать настоящее, «момент
бытия», не в действии или поступке,
а в слове, отразить через него
нечто расплывчатое, эфемерное, неуловимое,
стремление соединить мозаичные, одиночные
кусочки таким образом, чтобы
не просто сложилась правдоподобная
картина жизни, но возникла Жизнь
— становится главной эстетической
установкой авторов литературы «потока
сознания». Термин этого модернистского
направления принадлежит
Вокруг идеи «потока сознания»
в первые десятилетия XX века объединилась
целая школа, составившая литературу
этого направления — М. Пруст,
Г. Стайн, В. Вульф, Дж. Джойс, из русских
писателей ближе всего к
Живопись модернистов вслед за литературой, движимая внутренней гармонией и избегающая эстетизма, строится «от обратного», совершая путь, противоположный общепринятым канонам художественного творчества: начинает с законченной работы и постепенно достигает незавершенности, бесконечности, оставляя простор догадкам и воображению зрителя. Подобная эстетика наиболее полно отразилась, в программных установках французских художников, прозванных с легкой шутки А. Матисса кубистами («Слишком много кубизма! » — воскликнул А. Матисс, увидев кубическое полотно Ж. Брака, — городской пейзаж, где дома были изображены в виде кубов).
Самым значительным художником этого
модернистского направления был
Пабло Пикассо. Именно с его картины
«Авиньонские девицы» (1907) начинается
история кубизма, утверждение иной
эстетики, иного миропонимания. Образно
говоря, если раньше здание сооружалось
с помощью лесов, то П. Пикассо
и его единомышленники стали
доказывать, что художник может оставить
леса и убрать само здание так, что
при этом в лесах сохранится вся
архитектура. Другой отличительной
чертой кубизма стало создание нового
понятия Красоты. «Нет ничего безнадежнее,
чем бежать с красотой вровень
или отставать от нее. Надо вырваться
вперед и измотать ее, заставить
подурнеть. Эта усталость и придает
новой красоте прекрасное безумие
головы Медузы-горгоны»,—напишет в
своих воспоминаниях о П. Пикассо
Ж. Кокто (Кокто Ж. Портреты-воспоминания.
— М., 1985. С. 70). «Измучить» красоту, чтобы
она не была совершенством, за которым
можно лишь вечно поспевать, так
никогда его и не достигнув, —
таков бы эстетический принцип кубистов.
Новая красота, провозглашенная
ими, лишена гармонии и ясности. Она
является результатом связи
Н. Бердяев увидел в кубизме П. Пикассо ужас распада, смерти, «зимний космический ветер», сметающий старое искусство и бытие. И все-таки «распластование» прежнего гармонического космоса, построенного впервые эллинами, в искусстве не было только, отрицанием, только знаком конца. Как не простым бегством в прошлое подогревался и страстный интерес кубистов к архаике, «варварству», африканской маске, первобытному идолу. Вектор этого движения: сквозь будущее — в прошлое. Через кубизм в разное время прошли такие художник, как Ф. Леже, Р. Делоне, А. Дерен, А. Глез и др.
Другое заметное направление модернистской живописи — абстракционизм — побуждал зрителя прежде всего смотреть вперед, искать новое, прежде неведомое, открывать, изобретать, переделывать. Основатель этого направления Василий Кандинский считал, что новый абстрактный язык живописи поможет прорваться сквозь внешнее к внутреннему, сквозь тело — к душе, сквозь материальную оболочку вещей — к божественному «звону» духовных сущностей, заполняющих Вселенную. Художник, по В. Кандинскому, «слуга высших целей», который с помощью кисти и карандаша создает «вибрацию» души, приобщая ее к «Духу музыки», Великому Космосу и грядущему Духовному царству. Именно об этом мечтал сам В. Кандинский, именно это он хотел выразить в своих произведениях. В вихревом, космическом столпотворении цветовых пятен, линий, геометрических фигур и абстракций художник создавал образ незнакомого мира, где все смешалось со всем и, теряя привычную плоть, легко и звонко звучало видимой глазу музыкой.
Абстракционизм В. Кандинского и в самом деле напоминает музыку. Его живопись празднична и апокалиптична одновременно. Распадается, разлетается, превращается в осколки, в кусочки, пятна и блики грубый материальный мир, мир вчерашнего дня, которым задавлена человеческая душа с ее «вибрациями». Абстрактный язык живописи В. Кандинского — язык свободы, гибкий, «открытый», не зависимый ни от сюжета, ни от предмета, ни от человеческого образа. Н. Бердяев расценивал подобные творческие эксперименты как выходы художника в «астрал», где живут души, а не живые люди, как «космическое распластование», предвестье катастрофических и великих перемен (Бердяев Н. Кризис искусства.-М., 1990.С. 13).
Другой ведущий представитель
абстракционизма — Казимир
Рядом с беспредметными живописными
фантазиями и конструкциями В. Кандинского
и К. Малевича возникла совершенно иная
художественная «космогония» — крупнейшее
модернистское течение в
Информация о работе Художні форми модернізму , їх особливості