Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 22:54, реферат
Поэтапность возникновения ренессансных мотивов в искусстве и культуре. Реальность и иллюзорность художественного сознания Возрождения. Новый тип самосознания деятелей искусства. Истоки рационализма и наукообразия художественных теорий Возрождения. Внутренняя логика ренессансной художественной культуры и причины ее кризиса.
Задаваясь вопросом об исторической периодизации Возрождения, можно отметить относительное единство мнений по поводу его верхней границы: в Италии она датируется 1530 г. — временем утраты независимости итальянскими городами, ставшими добычей габсбургской монархии. В Венеции Ренессанс продолжается до конца XVI в. В этом же столетии он развивается и в странах так называемого северного Возрождения — Нидерландах, Германии, Франции. Однако, если в Италии термин «Возрождение» имел первоначальный смысл — возрождение традиций античной культуры, то в остальных странах Возрождение развивалось как прямое продолжение готической культуры в сторону усиления мирского начала, отмеченного становлением гуманизма и ростом самосознания личности.
Следствием этих
эстетических установок явились
рационализм и наукообразность художественных
теорий Возрождения, увлеченно разрабатывавших
нормативы для композиторов, скульпторов,
живописцев. Обсуждению законов перспективы,
числовой симметрии, пропорции, анатомии
много внимания уделил Леонардо да Винчи.
Детальные своды художественных приемов
мыслились как идеальный путь к воплощению
прекрасного во всем его совершенстве.
В чем же причина
того, что столь мощная созидательная
энергия вдруг рухнула, почему способ
ренессансного мышления оказался несостоятельным?
Был ли трагический конец предопределен
некими внутренними установками Возрождения,
или имелись внешние причины, прервавшие
поступательное развитие ренессансного
стиля?
Прежде всего
утопичным оказался главный тезис
Возрождения, полагавшего, что самое
идеальное и совершенное имманентно
(внутренне присуще) реальности, надо только
суметь извлечь и воплотить эти идеалы.
В соответствии с этим Возрождение педантично
искало неопровержимые компоненты идеального,
демонстрируя их апофеоз в художественном
творчестве. Бесстрашие в восхождении
духа, соединенное с неустанной творческой
активностью, рождало поистине невиданные
образцы совершенства. Таковы «Сикстинская
капелла» Микеланджело, «Мона Лиза» Леонардо
да Винчи и др. Отражало ли это величие
реалии возрожденческой жизни? — Нет,
все великое в его культуре осуществилось
как захватывающая мечта, упоительная
иллюзия, ожидание лучшего мира.
Реальная жизнь
была жестокой и кровавой. Бешеные
успехи ростовщичества и интриги, которые
плелись вокруг него, провоцировали
заказные убийства; в политической жизни
действовал подкуп, враждующие кланы не
стеснялись в средствах; о доносах друг
на друга (в том числе и самих художников)
не приходится и говорить. Все это была
реальная почва жизни; ее «нестыковка»
с творческим воодушевлением была не просто
обычной несоизмеримостью желаний и возможностей.
Глобальные установки Возрождения были
заведомо утопичны, рисовали мир совсем
не его красками.
Отметим хотя бы
такое качество, как принципиальную
нетрагедийность Возрождения: было
бы неправильно искать трагедию даже
у самого трагедийного художника Микеланджело.
Л.М. Баткин точно подметил, что истоки
трагедии обнаруживаются не в средоточии
печальных образов, а в самых светлых произведениях,
не в «Положении во гроб», а в «Рождении
Венеры» и «Весне» Боттичелли; не в «Страшном
суде» Микеланджело, а в его «Давиде».*
Там, где Ренессанс достигал невозможного,
где он порождал зримый идеал, там обнаруживается
порог. Что возможно за этой «претворенной
бесконечностью»? — Лишь эпигонство и
формотворчество.
* Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995. С. 322.
Другими словами,
недолговечность Ренессанса была сопряжена
с сочиненностью и
Любопытно, что
на стадии высокого, позднего Возрождения
близкие наблюдения по-своему высказывали
художники и музыканты. Кастильони, в частности,
говорит о нежелательности соседства
в музыке двух совершенных консонансов,
ибо оно ведет к некоторому однообразию
совершенства, порождает пресыщенность
и обнаруживает чересчур аффектированную
гармонию. Не лучше ли разбавлять это монотонное
совершенство диссонирующими интервалами
— секундой или септимой, способными внести
выразительное разнообразие?
Но изобретение
новых художественных приемов не
сулило спасения, ведь ренессансное стремление
к совершенству не имело чисто эстетического
характера, оно представляло собой глобальную
мировоззренческую программу, глобальную
идеологию, которая увлекла и сплотила
всех, кто стремился к самоосуществлению.
Поэтому если идеальная художественная
правильность и могла быть смягчена ухищрениями
вкуса, изобретением новых форм, то эстетические
приемы были бессильны в отношении тотального
мировоззренческого базиса Возрождения.
Уязвимость самих
эстетических воззрений состояла в
том, что бесконечная вера в возможности
человека привела к убеждению о существовании
неких абсолютных правил создания безупречного
искусства. А раз правила существуют, их
надо отыскивать и воплощать. Позже, когда
«правила» начали тиражировать эпигоны,
когда наступил маньеризм, в глаза стала
бросаться искусственность многих теоретико-художественных
построений.
Таким образом,
нарастание тенденций кризиса
Устремленность
к бесконечному, к абсолютному
в период позднего Ренессанса вошла
в открытое столкновение с не менее
характерной тягой эпохи
Огромное достижение
художественной практики и теории Возрождения
состоит в том, что ценой собственных
заблуждений, ценой отрицания себя
они породили чрезвычайное богатство
последующих поисков, позволили
сложиться новоевропейской эстетической
проблематике. Хотя Ренессанс уже в главных
своих тезисах был обречен на гибель, тем
не менее он дал жизнь таким образцам и
формам творчества, которые продемонстрировали
возможность дерзкого совмещения идеально-воображаемого
и реалистического. В этом — непреходящий
опыт и значение Ренессанса для последующих
судеб художественного сознания.
Каковы общие черты, сближавшие художественную теорию и практику Возрождения и античности и в чем неповторимая специфика этих культур?
В чем состояли главные противоречия ренессансного художественного идеала, приведшие его к кризису?
Литература
Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве. М., 1935-1937. Т. 1-2.
Вазари. Жизнеописания. М., 1963.
Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. М., 1957. Т. 1—2.
Леонардо да Винчи. Избранное. М., 1952.
Мастера искусств об искусстве. М., 1966. Т. 2.
Переписка Микеланджело Буонаротти и жизнь мастера, написанная его учеником Асканио Кондиви. СПб., 1914.
Петрарка Франческо. Эстетические фрагменты. М., 1982.
Фиренцуола А. Сочинения. М.—Л., 1934.
Эстетика Ренессанса. Антология. М., 1981. Т. 1-2.
* * *
Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976.
Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995.
Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и проблемы ренессансного творческого мышления. М., 1991.
Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. СПб., 1904-1906.
Вёльфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. Л., 1934.
Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс. М., 1977. Т. 1—2.
Данилова И.Е. От средних веков к Возрождению. М., 1975.
Карелин М.С. Очерки итальянского Возрождения. М., 1910.
Лазарев В.Н. Леонардо да Винчи. М., 1952.
Петров М.Т. Итальянская
интеллигенция в эпоху
Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961. Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966.
Рутенбург В.И. Италия и Европа накануне Нового времени. М., 1985.
Хлодовский Р.
И. Ренессансный реализм и фантастика//
Глава 6. Художес