Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 22:54, реферат
Поэтапность возникновения ренессансных мотивов в искусстве и культуре. Реальность и иллюзорность художественного сознания Возрождения. Новый тип самосознания деятелей искусства. Истоки рационализма и наукообразия художественных теорий Возрождения. Внутренняя логика ренессансной художественной культуры и причины ее кризиса.
Задаваясь вопросом об исторической периодизации Возрождения, можно отметить относительное единство мнений по поводу его верхней границы: в Италии она датируется 1530 г. — временем утраты независимости итальянскими городами, ставшими добычей габсбургской монархии. В Венеции Ренессанс продолжается до конца XVI в. В этом же столетии он развивается и в странах так называемого северного Возрождения — Нидерландах, Германии, Франции. Однако, если в Италии термин «Возрождение» имел первоначальный смысл — возрождение традиций античной культуры, то в остальных странах Возрождение развивалось как прямое продолжение готической культуры в сторону усиления мирского начала, отмеченного становлением гуманизма и ростом самосознания личности.
Глава 5. Художественные
идеалы возрождения
Поэтапность возникновения
ренессансных мотивов в искусстве
и культуре. Реальность и иллюзорность
художественного сознания Возрождения.
Новый тип самосознания деятелей
искусства. Истоки рационализма и наукообразия
художественных теорий Возрождения. Внутренняя
логика ренессансной художественной культуры
и причины ее кризиса.
Задаваясь вопросом
об исторической периодизации Возрождения,
можно отметить относительное единство
мнений по поводу его верхней границы:
в Италии она датируется 1530 г. — временем
утраты независимости итальянскими городами,
ставшими добычей габсбургской монархии.
В Венеции Ренессанс продолжается до конца
XVI в. В этом же столетии он развивается
и в странах так называемого северного
Возрождения — Нидерландах, Германии,
Франции. Однако, если в Италии термин
«Возрождение» имел первоначальный смысл
— возрождение традиций античной культуры,
то в остальных странах Возрождение развивалось
как прямое продолжение готической культуры
в сторону усиления мирского начала, отмеченного
становлением гуманизма и ростом самосознания
личности.
Что касается истоков
Возрождения, то они размыты, исследователи
все время «растягивают»
Несмотря на
то, что Возрождение изучено более
детально, нежели средневековье, эта эпоха
таит в себе много вопросов. Один из фундаментальных
— в какой мере можно говорить о Возрождении
как об отдельной эпохе. Ведь по сути это
переходное состояние, т.е. уже не средневековая
эпоха, но еще и не буржуазная. Какие признаки
позволяют судить о некой завершенности
и цельности Возрождения?
Во-первых, принципиально
новая картина мира, возникающая
в сознании современников. Эта картина
формирует иной менталитет, новые
принципы поведения, образа жизни, творчества
— научного и художественного. В
искусстве эпохи Возрождения утвердился
самостоятельный художественный стиль
Ренессанс. Он подтверждает, что данная
эпоха отличалась не просто разрозненными
опытами и экспериментами, она выносила,
разработала и осуществила свой художественный
идеал.
Проторенессансные
мотивы в культуре возникают как
жажда непрерывного самопознания, любознательности
к себе и окружающему миру. Первоначально
это проявляется в своеобразном
«коллекционировании» коллизий наблюдаемого
мира. Светская литература проторенессанса
фактически представляла собой свод историй
и описаний, еще не оформившихся в характерные
для Возрождения жанры.
Если наиболее
показательной страной для
Петрарку упрекали
в том, что его «Письма к
потомкам» — очевидная
* Боткин Л.М.
Петрарка на острие
Несовпадение творчества
и жизни оказывалось удивительно продуктивным
состоянием для эпохи, ищущей свое лицо.
Впитывая и обрабатывая приемы античности,
Петрарка смог совершить прорыв и сформировать
духовную территорию для последующих
раскрепощенных творческих дерзаний,
для утверждения авторского своеволия
и человеческого достоинства.
Здесь просматривается
и другое важное качество ренессансного
художественного сознания — высочайшая
степень его реальности и одновременно
высочайшая степень его иллюзорности.
Художественное воображение эпохи захвачено
соединением несоединимых полюсов. С одной
стороны, сильно желание спиритуализировать
чувственное, с другой — воплотить духовное;
с одной стороны — обожествить человеческое,
с другой — спустить на землю божественное.
Вот фрагмент из яркого и во многом программного
для культуры Возрождения трактата Пико
делла Мирандолы (1463—1494) «О достоинстве
человека»: «Я создал тебя существом не
небесным, но и не только земным, не смертным,
но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений,
сам себе сделался творцом и сам выковал
окончательно свой образ. Тебе дана возможность
пасть до степени животного, но также возможность
и подняться до существа богоподобного
— исключительно благодаря твоей внутренней
воле».*
* Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека//Эстетика Ренессанса. М., 1981. Т. 1. С. 113.
Буквально во всех
классических памятниках Ренессанса обнаруживается
это совмещение противоположностей
— торжество духа и одновременно
радость плоти, мифологизм и демифологизация,
реализм и фантастика, небесный верх
и телесный низ, космический порядок и
свобода воли, натурализм и этический
пафос, античность и христианство. Удивительная
стройность, цельность, завершенность,
гармония и простота возрожденческих
произведений явились следствием актуализации
идеалов античности. Новых эстетических
категорий для выявления и описания эстетических
свойств искусства Ренессанс не выдвинул
и продолжал разрабатывать уже имеющиеся
понятия меры, гармонии, пропорции, композиции.
Специальных общеэстетических трудов
в эту эпоху не создается, главные эстетические
идеи вырабатываются самими мастерами
искусства и получают закрепление как
теории отдельных видов искусств (так
называемая «эстетика снизу»). Таковы
«Десять книг о зодчестве» Леона Баттисты
Альберти (1404—1472), «Книга о живописи» Леонардо
да Винчи (1452—1519), «Установление гармонии»
Джозеффо Царлино (1517— 1590) и др.
В чем отличие
стиля Ренессанс от приемов художественного
воплощения античности? Прежде всего
— в возвышении индивидуальности,
которое не обнаруживается в соразмерном
и гармоничном творчестве античности.
Античный скульптурный, живописный портрет
— это скорее не портрет данного человека,
а изображение некоего человеческого
типа. Он максимально безличен, в то время
как на портретах Возрождения лица даны
всегда крупным планом, они замечательно
красивы, иногда с неправильными чертами
лица, но удивительно значительны, очень
индивидуальны, часто до конца нераскрыты.
Гармония античного искусства более спокойна
и созерцательна, в то время как в цельности
и завершенности произведений эпохи Ренессанса
выразилась и претворилась колоссальная
воля. Это часто чрезмерная воля, все сметающая
на своем пути, однако демонстрирующая
возможности самостоятельности и независимости.
В античности человек
чувствовал на себе влияние рока, внешней
зависимости, а Возрождение глубоко поверило
в свои силы. В этом и состоял максимальный
апофеоз индивидуальности; возрожденческая
жажда активности, жажда преобразований,
созидания сравнима лишь с религиозным
фанатизмом — такой заразительной неистовостью
проникнуто творчество. В эпоху Ренессанса
утверждается, по выражению Ле Гоффа, «купеческое
время» (толкуемое как «время — деньги»),
которое художник стремится не тратить
впустую: все заполнить работой, использовать
каждый час, трудиться с максимальным
напряжением.
Совмещение противоположностей
земного и мифологического, чувственного
и духовного отличает как религиозные,
так и философские медитации
художника. Каждому тезису в культуре
Возрождения можно найти
Весьма показательное
явление возрожденческой
Немало написано
и о том, что мастерские художников
Возрождения во многом становились
центрами интеллектуальной жизни. В них
заглядывали и ученые, и философы, и аристократы.
Как писал Вазари, «в мастерских не только
работали, но и вели прекраснейшие речи
и важные диспуты», в связи с чем такие
объединения порой называли «академией
бездельников», тем не менее художников
считали носителями широкой духовности.
Они интенсивно, наравне с гуманистами,
усваивали теоретические интересы эпохи.
Каждое произведение
мастера эпохи Возрождения —
это создание целостного мира, зримый
образ должного бытия. А раз так,
то и каждый художник мыслит себя вровень
с титаном, центром мироздания, демонстрирующим
невероятный универсализм способностей.
Из маргинальной фигуры, какой являлся
художник в средневековье, он попадает
едва ли не в сферу социальной элиты.
Если в средние
века с обликом художника традиционно
были связаны представления об озорных
и непристойных выходках, об уме пополам
с придурью, то в Возрождении эти странности
во многом отступают. Художник уже далеко
не всегда демонстрирует «нео-трефлектированное»
поведение своего круга, а, наоборот, в
противовес экзальтированным и эпатирующим
формам поведения культивирует медитативную
сосредоточенность, одиночество, тишину,
соединение чувственности и созерцательности.
В тех же случаях,
когда художник являет свои «аномалии»
и «выламывается» из общего ряда (скажем,
при дворе Медичи или даже при дворе папы),
то возникают новые аргументы в защиту
своеволия художников. Так, Козимо Медичи
склоняется к тому, что «редкие таланты
— это небесные существа, а не ослы с поклажей»,
следовательно, нельзя мерить их общей
меркой, а надо относиться к ним снисходительно
и с пониманием. Художники в эпоху Возрождения
были достаточно обеспечены, а если и возникали
проблемы, то по причине развитого самосознания
художника, не желающего поступиться своими
творческими устремлениями, своей профессиональной
гордостью, когда она приходила в столкновение
со вкусом и капризом заказчика, особенно
если речь шла о создании монументальных
произведений, требовавших дорогих материалов
и долгих лет работы.
Зачинателями
Возрождения считаются художники Мазаччо,
Донателло и Брунеллески. В их творчестве
находят широкое претворение принципы
Возрождения, связанные, прежде всего,
с идеей безграничности развития человеческих
способностей. Этот тезис сохраняет свою
весомость на протяжении всей ренессансной
культуры. Названные мастера активно претворяют
и другое важнейшее представление — о
единстве законов, лежащих в основе развития
человека и природы. Этому способствали
и новые художественные приемы — завоеваний
живописью трехмерного пространства,
создание типа самостоятельно стоящей
круглой статуи, не связанной с архитектурой,
движение в сторону простых, гармоничных,
изящных пропорций, когда совсем исчезает
ощущение тяжести камня, сопротивления
материала.
Идея единства
законов развития человека и природы
формировала взгляд на живопись как способную
вобрать в себя максимум реалий окружающего
мира. Зримую живописность всячески культивируют
и подчеркивают. Почти любой сюжет «обогащается»
животными, насекомыми, растениями — художник
стремится посадить на кромку портрета
птицу, жука или большую муху, поместить
рядом красивый цветок.
Как пчела добывает
мед только с самых ярких цветов,
точно так же и художник должен
отбирать в окружающем мире все самое
совершенное, самое прекрасное. Такая
эстетическая установка сознания мыслится
в этот период как неоспоримая, как то,
что способно привести к осуществлению
ренессансного идеала. Идея создания на
полотне иллюзии реальной жизни стимулировала
разработку теории перспективы как особо
важной науки для живописца, помогающей
сделать зрение стереоскопичным, а предметы
— рельефными и осязаемыми. Живопись вторгается
в область скульптуры и с увлечением добивается
иллюзии пластического объема на плоскости.