Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 13:38, реферат
Приобщение к христианству — событие огромного значения, определившее пути
развития русской культуры. Когда более чем тысячу лет назад, в 988 г.
Киевская Русь приняла христианскую веру, она стала органической частью
огромного христианского мира, и не только восточного, но и западного, ибо
крещение произошло почти за 70 лет до формального разделения церквей (1054).
Древняя Русь приобщилась к богатейшей сокровищнице культуры Византии, а через
нее — к культуре Древнего Рима и Древней Греции, а также к культурам народов
Вавилона, Ассирии, Ирана, Иудеи, Сирии и Египта.
Введение.......................................................................3
Христианство и русская культура................................................4
Религия и народная культура....................................................5
Христианство и искусство.......................................................9
Выдающиеся деятели православия и русская культура.............................11
Русское искусство и православная вера.........................................13
Русская жизнь и искусство.....................................................17
Идеология и религия...........................................................18
Проблема взаимодействия культуры и религии....................................18
Заключение....................................................................20
Список использованной литературы..............................................21
музыка неоднократно пытались вернуться к утраченному синтезу религии и
искусства. К такому выводу мы приходим на основании исследования творчества
ряда русских художников. Религиозные по своему происхождению мотивы, сюжеты и
образы можно обнаружить и в творчестве всех значительных мастеров
художественного слова XVIII—XX вв. Интересно, что при наличии сильных западных
влияний, при кажущемся отрыве от православных корней эта литература оказалась
подлинно русской, христианской и во многом православной. Человек, о котором
она говорит, — христианин, и даже не в смысле его принадлежности к
Церкви или духовно-
являлись для него основными.
Как известно, А.С. Пушкин в своей духовной эволюции проделал путь от безбожия
к христианству и православию. В связи с этим интересна оценка русским
религиозным мыслителем XX в. Г.П. Федотовым его «Капитанской дочки» как
самого христианского произведения в мировой литературе. Как известно,
никакой специфической религиозной проблематики в повести нет. Однако при
внимательном чтении легко обнаружить, что в основе произведения лежит
христианский подход к человеку и ко всем происходящим событиям, здесь, как в
семени, заложены те ценности, которые позже расцветут и размножатся в
русской литературе, составят ее духовно-иравственный идеал: жалость,
сострадание к человеческой судьбе, тихая, ненавязчивая красота добродетели.
Христианские идеи были особенно близки Н.В. Гоголю. Любимым чтением писателя
были религиозные произведения Ефрема Сирина, Тихона Задонского, Дмитрия
Ростовского. Читал он и древнерусские жития, и проповеди, и книгу «Златоуст».
Как и многие другие русские писатели. Гоголь пытался передать в своем
творчестве православный морально-этический идеал, стремился раскрыть
универсальные воплощения добра и зла и настаивал именно на такой трактовке
своих Произведений.
С ценностями христианской веры был связан замысел трехтомной поэмы Гоголя
«Мертвые души». Автор вместе с читателем и героями должен был проследовать
путем духовного возрождения из «ада» (первый том) в «чистилище» (второй том) и
далее — в «рай» (том третий). Предполагалось, то слово «мертвый» *в
названии поэмы будет указывать на неизбежное грядущее возрождение: душа
на самом деле не может умереть и должна воскреснуть. Главы «Мертвых душ» — это
своеобразные ступеньки духовной «лестницы», по которой идет читатель.
Однако замысел поэмы «Мертвые души» оказался слишком грандиозным даже для
гениального писателя. Гоголь стремился написать такую доходчивую и
убедительную книгу, которую бы обязательно прочел каждый русский
человек, а прочтя, понял, что так, как он жил раньше, теперь жить нельзя, и
полностью изменил бы свою жизнь. Отсюда и духовный кризис писателя:
каким бы хорошим ни был второй том, он все равно не мог полностью
удовлетворить художника — ведь его целью, по сути, было создание чего-то
похожего на новое Евангелие (книги, меняющей жизнь народов!) — Евангелие от
Николая Гоголя.
В другом произведении, «Выбранных местах из переписки с друзьями». Гоголь
попытался раскрыть свои собственные 'духовные искания (произведение
создавалось в период работы над вторым томом «Мертвых душ») и показать русским
людям путь личного самоусовершенствования. При этом писатель стремился
достичь единства слова-откровения (благовестия) в слова.-проповеди,
объясняющего откровение. В «Выбранных местах» Гоголь органично соединил
исповедь и проповедь, слово мирское и слово религиозное.
Перу Гоголя принадлежали и собственно религиозные произведения («Размышления
о Божественной Литургии»). Осмысливая православное богослужение, таинства
исповеди и причастия, писатель стремился раскрыть высший смысл церковных
обрядов.
Исследуя творчество Н.В. Гоголя, русские философы и критики нередко отмечали его
пророческий (и даже апокалип-тический) характер, т.е. отражение будущего
России. Видели они в нем и выражение извечной борьбы Бога и дьявола. По мнению
великого русского философа Н.А. Бердяева, в своих произведениях Гоголь сумел
раскрыть основные болезни духовной жизни России. Русский мыслитель и писатель
Д.С. Мережковский подчеркивал важность изображения в произведениях Гоголя
борьбы человека с чертом: «Бог есть бесконечное, конец и начало сущего;
черт — отрицание Бога, а следовательно, и отрицание бесконечного, отрицание
всякого конца и начала; черт есть начатое и неоконченное, которое выдает себя
за безначальное и бесконечное; черт — нуменаль-ная середина сущего, отрицание
всех глубин и вершин — вечная плоскость, вечная пошлость». По мысли
Мережковского, два главных героя Гоголя — Хлестаков и Чичиков — есть ипостаси
именно такого «среднего» и пошлого черта.
Русские писатели часто обращались к евангельским сюжетам. Евангельские
сюжеты и мотивы можно обнаружить даже в тех произведениях, которые по своим
идеям весьма далеки от Священного Писания, например, в романе Н.Г.
Чернышевского «Что делать?» («христоподобная» фигура «особенного» человека
Рахметова) или в романе М. Горького «Мать» (Богородица, отдающая своего сына
в жертву для спасения человечества).
Попытки создания нового варианта Писания, которое могло бы стать Заветом
русских людей, предпринимали многие русские писатели. Можно вспомнить попытку
Л.Н. Толстого вернуться к первоистокам христианства и создать свою версию
Евангелия («Краткое изложение Евангелия»; «Учение Христа, изложенное для
детей») или своеобразный замысел создания Третьего Завета — завета Бога Духа
Святого, возникший у Д.С. Мережковского и З.Н. Гиппиус.
Душевный переворот, вызванный изменением отношения к религии, пережили многие
русские художники. В их числе Л.Н. Толстой и Н.Н. Ге, пришедшие к новому
пониманию отношений религии и искусства в 80-е гг. XIX в. Эти годы стали
непродолжительным периодом стабилизации русской культуры, когда произошло
краткое примирение основных противоборствующих сил. И обращение к
религиозным ценностям было на данном этапе вполне закономерным.
Духовные поиски Л.Н. Толстого выходили за границы ортодоксального православия и
во многом приближались к протестантизму (трактат «В чем моя вера?»). Но в то
же время многие его идеи были созвучны поискам русской культуры. Примечательно,
что в своем философском трактате «Что такое искусство?» Толстой в качестве
важнейшего признака подлинного произведения искусства называл его связь с
религией. Сущность искусства он видел в единении людей с Богом и между
собой, а в отходе нового искусства от веры и в утрате им всемирности
усматривал признаки «дурного искусства». «Искусство будущего», по мысли Л.Н.
Толстого, должно вернуться к первоначальному синтезу и осуществлять «высшее
религиозное сознание людей» с целью их «братского единения».
Показательно отношение Л.Н. Толстого к творчеству Н.Н. Ге, которое оказалось
во многом созвучно идеям писателя. В 80-е гг. художник создал цикл картин на
евангельские сюжеты. Библейские образы помогали Ге прикоснуться к высшей
духовной правде. Вот как характеризовал его картину «Что есть истина?»
(«Христос перед Пилатом») Л.Н. Толстой: «Достоинство картины... в том, что
она правдива... в самом настоящем значении слова... Эпоху же в христианской
живописи эта картина производит потому, что она устанавливает новое
отношение к христианским сюжетам». Сущность и актуальный смысл этого «нового
отношения» Толстой видел не в отношении к Христу как к Богу или к
исторической личности, а в «борьбе нравственного, разумного сознания
человека, проявляющегося в неблестящих сферах жизни, — с преданиями
утонченного и добродушного, и самоуверенного насилия, подавляющего это
сознание».
Воздействие религии на русскую литературу не ограничивалось православием. Мы
уже упоминали о фактах проникновения в русскую культуру отдельных
католических (П.Я. Чаадаев и В.С. Соловьев) и протестантских (Л.Н. Толстой)
идей. В конце XIX в. в русскую литературу довольно активно стали проникать
идеи мусульманской и буддийской религиозных систем. Об этом свидетельствует и
упомянутый выше трактат Л.Н. Толстого «Что такое искусство?», в котором
этические ценности буддизма, мусульманства и конфуцианства рассматривались в
одном контексте. Воздействие Корана можно обнаружить в творчестве Ф.М.
Достоевского. Однако наиболее популярными в указанный период были буддийские
сюжеты. К ним неоднократно обращались и Л.Н. Толстой, и С.Я. Надсон, и Н.М.
Минский, и Д.С. Мережковский. Как правило, это было связано со стремлением
по-новому взглянуть на проблему, поступок и его нравственное последствие, а
также с попыткой
найти восточные корни в
Русская
жизнь и искусство
Русская жизнь, русский быт были в XIX в. тесно связаны и с искусством, и с
религией. Все это наполняло их высокой духовностью и целесообразностью, что
проявлялось и в системе образования, и в семейных отношениях, и в проведении
русских религиозных праздников.
Прекрасное описание быта русской семьи, каким он был в 80-е гг. XIX в.,
оставил писатель И.С. Шмелев. В своей книге «Лето Господне. Праздники —
Радости — Скорби» писатель воссоздал атмосферу, царившую в их доме. Соление
огурцов на Покров, освящение яблок в день Преображения Господня,
христосование в Пасху, чудесная Масленица, устраиваемая старичком в Зарядье,
березки в церкви в Троицын день — все эти приметы праздников свидетельствуют
о возможности синтеза, примирения быта, искренней веры и красоты. Детское
восприятие четче выявляет суть воссозданной писателем картины прошлого:
«Кажется мне, что на нашем дворе Христос. И в коровнике, и в конюшнях, и на
погребице, и везде. В черном крестике от моей свечки — пришел Христос. И все
— для Него, что делаем. Двор чисто выметен, и все уголки подчищены, и под
навесом даже, где был навоз. Необыкновенные эти дни — страстные, Христовы