Христианство в русской культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 13:38, реферат

Описание работы

Приобщение к христианству — событие огромного значения, определившее пути

развития русской культуры. Когда более чем тысячу лет назад, в 988 г.

Киевская Русь приняла христианскую веру, она стала органической частью

огромного христианского мира, и не только восточного, но и западного, ибо

крещение произошло почти за 70 лет до формального разделения церквей (1054).

Древняя Русь приобщилась к богатейшей сокровищнице культуры Византии, а через

нее — к культуре Древнего Рима и Древней Греции, а также к культурам народов

Вавилона, Ассирии, Ирана, Иудеи, Сирии и Египта.

Содержание

Введение.......................................................................3

Христианство и русская культура................................................4

Религия и народная культура....................................................5

Христианство и искусство.......................................................9

Выдающиеся деятели православия и русская культура.............................11

Русское искусство и православная вера.........................................13

Русская жизнь и искусство.....................................................17

Идеология и религия...........................................................18

Проблема взаимодействия культуры и религии....................................18

Заключение....................................................................20

Список использованной литературы..............................................21

Работа содержит 1 файл

Христианство в русской культуре.docx

— 64.23 Кб (Скачать)

Оглавление                                  

Введение.......................................................................3

Христианство и  русская культура................................................4

Религия и народная культура....................................................5

Христианство и  искусство.......................................................9

Выдающиеся деятели  православия и русская культура.............................11

Русское искусство  и православная вера.........................................13

Русская жизнь  и искусство.....................................................17

Идеология и религия...........................................................18

Проблема взаимодействия культуры и религии....................................18

Заключение....................................................................20

Список использованной литературы..............................................21

      

Введение 

Приобщение к  христианству — событие огромного  значения, определившее пути

развития русской  культуры. Когда более чем тысячу лет назад, в 988 г.

Киевская Русь приняла христианскую веру, она стала органической частью

огромного христианского мира, и не только восточного, но и западного, ибо

крещение произошло  почти за 70 лет до формального  разделения церквей (1054).

Древняя Русь приобщилась  к богатейшей сокровищнице культуры Византии, а через

нее — к культуре Древнего Рима и Древней Греции, а также к культурам народов

Вавилона, Ассирии, Ирана, Иудеи, Сирии и Египта.

В работе освещены культурно-исторические последствия  принятия христианства

Киевской Русью, роль христианства в процессе становления  древнерусской

культуры, взаимодействие культуры и религии, вклад деятелей Русской

Православной Церкви в развитие русской культуры, религия  и творчество русских

писателей и мыслителей XIX века.

    

Христианство  и русская культура 

Выбор веры — один из постоянных сюжетов мировой культуры. Интересен не только

сам факт обращения  Киевской Руси к византийскому варианту христианства, но и

то, как он мотивировался. Древнерусские люди использовали при выборе

веры эстетический критерий: их прежде всего поразила красота

византийского церковного обряда красота службы, храма, пения. Вот как описано

впечатление от посещения  византийского храма посланных  Владимиром в Царьград

десяти «славных и умных» мужей в первой русской  летописи — «Повести Временных

лет»: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели  нас туда, где они служат Богу

своему, и не знали  — на небе или на земле мы: ибо  нет на земле такого зрелища и

красоты такой, и. не знаем, как рассказать об этом... И  не можем мы забыть

красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом

горького...» И  эта связь христианской религии и красоты,

прочувствованная  и воспринятая русским человеком, долго и тщательно сохранялась

в отечественной  культуре и послужила источником создания многих художественных

шедевров.

Вступив в христианский мир, Русь не только не потерялась, но обрела в нем

через кирилло-мефодиевское наследие свое собственное лицо. Принятие

христианского наследия нашими предками можно уподобить  обильному весеннему

дождю, на который земля отвечает красотой своего цветения, благоухания и

изобилия. Если хотя бы бегло взглянуть на те плоды, которые произросли на

отечественной почве  в области культуры благодаря  Благой Вести, то невольно

поражаешься как  обилию этих плодов, так и их глубинному значению для

самопознания человека. Не стремясь к хронологической и  жанровой

последовательности, приведем несколько примеров. Это  и шедевр древнерусской

литературы «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, и поражающий

«прелестью простоты и вымысла» (слова А.С. Пушкина) Киево-Печерский патерик;

и соборы Киева, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля; и картины на

библейские сюжеты А.А. Иванова, Н.Н. Ге, В.М. Васнецова, М.В. Нестерова; и

стихотворения на библейские темы,  написанные А.А. Блоком Г.Р. Державиным,

В.А. Жуковским, М. Лермонтовым, А.С. Пушкиным, М.В. Ломоносовым, А.С.

Хомяковым, и русская  классическая религиозная философия конца XIX — начала

XX в.; и шедевры  русской церковной музыки (Д.С. Бортнянский, С.В.

Рахманинов, П.И. Чайковский); и наконец, русская икона, мировое  значение

которой сегодня  общепризнано.

Христианская вера сформировала картину мира древнерусского человека. В центре

ее находились представления об отношениях Бога и человека. В русскую культуру

органично вошло представление о любви как о силе, доминирующей в жизни людей

и в их отношениях с Богом и между собою. Важнейшая для христианской веры идея

личного спасения ориентировала человека на самосовершенствование и

способствовала  развитию индивидуальной творческой деятельности. Человек

имеет несколько  «оболочек»: внешнюю, т.е. тело, и внутренние, как бы вложенные

одна в другую — Душу, Дух. Духовный центр человека — образ Божий. Развитие,

совершенствование человека мыслилось как переход  от внешних оболочек к

внутренним — до того предела, пока внешние оболочки не сделаются совершенно

прозрачными и  не проявится во всей полноте и  ясности содержащийся в человеке

образ Божий.

Христианская картина  мира определяла не только отношения Бога, Человека и его

Души, но и положение  человека в мире природы и в  истории. Языческое сознание

космогонично и  циклично. Христианское же сознание обладает историзмом. Время

для язычника движется по кругу, определяемому сменой времен года.

Коляда, Овсень, Масленица, Кострома и другие мифологические персонажи  каждый

год приходили  в мир людей и покидали его, чтобы вернуться в следующем году

Христианин живет в системе разомкнутых временных координат, ощущая

свою связь с  всемирной историей и с будущим; само же время рассматривается им

как спираль. Любое историческое и даже частное событие может иметь

аналогию в прошлом. Христианское богослужение всегда включает в себя

воспоминание о событиях Священной истории. Наверное, переход от

космогонического  к историческому мировосприятию, происшедший с русскими людьми

на рубеже IX—Х вв., и вызвал появление такого неповторимого явления, как

русские летописи, которые буквально пронизаны острым ощущением потока

движущегося времени.

Человек в христианском мире обладал даром свободы. История же — результат

свободного творчества человека, итог сознательно осуществляемого  выбора.

Согласно представлениям древнерусского человека, в истории  проявляется действие

двух начал —  добра и зла. Доминирующим началом русский человек

считал добро; зло  же, как предполагалось, существует в ограниченном масштабе

для проверки человека. Зло осуществляет себя в насилии и разрушении,

добро — в милосердии и в созидательной человеческой деятельности. Важнейшая

форма такого созидания  — творчество в сфере духовной культуры.

    

Религия и народная культура 

Влияние христианства на российскую культуру было чрезвычайно многосторонним.

Выше уже говорилось о воздействии религии на народную, «непрофессиональную»

культуру. Здесь  укажем лишь на вклад православия  в становление и развитие

«грамотной» культуры, на формирование древнерусской литературы.

Когда слышишь  словосочетание «Древняя Русь», то на память приходят

размеренные, торжественные  строки былин и духовных стихов, изумительная по

своей красоте  и скромности церковь Покрова  на Нерли, величественный собор

Софии в Киеве. Появление всех этих памятников связано  с принятием

православия. Вместе с христианской верой из Византии и Болгарии на Русь

пришли искусство  каменной архитектуры и иконописи; книги Священного Писания,

Ветхого и Нового Завета (прежде всего Евангелия и  Псалтырь); «Палеи» (книги,

толковавшие текст  Священного Писания); «Торжественники» (толкования текста

Писания, приуроченные к христианским праздникам); богослужебная литература —

многочисленные  «Часословы», «Требники», «Служебники», «Тропари», «Триоди» —

Цветная и Постная; «Паремийники» (сборники отрывков из разных книг Библии),

«Лествицы», сборники христианских проповедей — «Златоусты», «Златоструи» и

«Маргариты»; жития святых, а также некоторые светские произведения —

повести, романы («Александрия», «Повесть об Акире Премудром», «Девгениево

деяние») и исторические хроники (например, греческая «Хроника Георгия

Амартола»). Из церковных книг древнерусские люди узнавали о новых нормах

морали и нравственности, получали исторические и географические сведения,

информацию о  живой и неживой природе (книги  «Физиолог», «Шестоднев»).

Творения «отцов церкви» — Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Григория

Богослова, Василия  Великого, Иоанна Дамаскина, Иоанна Лествичника  и др. —

органически влились  в русскую духовную культуру. Образы, созданные ими,

посредством книг прочно входили в русское искусство  и послужили источником

для поэтических  откровений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.

К. Толстого, А.А. Фета, великого князя Константина Константиновича (К. Р.).

Древнерусские люди (даже самые богатые и знатные) были довольно скромны в быту.

Неприхотливы были их жилища, пища, которую они употребляли, проста одежда.

Местом красоты был хром — именно там, среди прекрасных икон и фресок,

находила приют  и успокоение душа человека.

Древнерусскому  государству требовалось много  грамотных людей — для службы у

князя, управления государством, связи с чужими землями, торговли. Судя по

летописям, князья того времени не только были знакомы  с иностранными языками,

любили собирать и читать книги, но и проявляли  заботу о создании школ.

Первые учебные  заведения возникли при Владимире I Крестителе. Именно он

велел «собирать  у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».

Ярослав Мудрый, сын  Владимира, также приказал учить 300 детей. По мнению

некоторых современных  исследователей, это вполне могли  быть школы высшего

Информация о работе Христианство в русской культуре