Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 13:38, реферат
Приобщение к христианству — событие огромного значения, определившее пути
развития русской культуры. Когда более чем тысячу лет назад, в 988 г.
Киевская Русь приняла христианскую веру, она стала органической частью
огромного христианского мира, и не только восточного, но и западного, ибо
крещение произошло почти за 70 лет до формального разделения церквей (1054).
Древняя Русь приобщилась к богатейшей сокровищнице культуры Византии, а через
нее — к культуре Древнего Рима и Древней Греции, а также к культурам народов
Вавилона, Ассирии, Ирана, Иудеи, Сирии и Египта.
Введение.......................................................................3
Христианство и русская культура................................................4
Религия и народная культура....................................................5
Христианство и искусство.......................................................9
Выдающиеся деятели православия и русская культура.............................11
Русское искусство и православная вера.........................................13
Русская жизнь и искусство.....................................................17
Идеология и религия...........................................................18
Проблема взаимодействия культуры и религии....................................18
Заключение....................................................................20
Список использованной литературы..............................................21
Оглавление
Введение......................
Христианство и
русская культура..............
Религия и народная
культура......................
Христианство и
искусство.....................
Выдающиеся деятели
православия и русская
Русское искусство
и православная вера..........................
Русская жизнь
и искусство...................
Идеология и религия.....................
Проблема взаимодействия
культуры и религии.....................
Заключение....................
Список использованной
литературы....................
Введение
Приобщение к христианству — событие огромного значения, определившее пути
развития русской культуры. Когда более чем тысячу лет назад, в 988 г.
Киевская Русь приняла христианскую веру, она стала органической частью
огромного христианского мира, и не только восточного, но и западного, ибо
крещение произошло почти за 70 лет до формального разделения церквей (1054).
Древняя Русь приобщилась к богатейшей сокровищнице культуры Византии, а через
нее — к культуре Древнего Рима и Древней Греции, а также к культурам народов
Вавилона, Ассирии, Ирана, Иудеи, Сирии и Египта.
В работе освещены культурно-исторические последствия принятия христианства
Киевской Русью, роль христианства в процессе становления древнерусской
культуры, взаимодействие культуры и религии, вклад деятелей Русской
Православной Церкви в развитие русской культуры, религия и творчество русских
писателей и мыслителей XIX века.
Христианство
и русская культура
Выбор веры — один из постоянных сюжетов мировой культуры. Интересен не только
сам факт обращения Киевской Руси к византийскому варианту христианства, но и
то, как он мотивировался. Древнерусские люди использовали при выборе
веры эстетический критерий: их прежде всего поразила красота
византийского церковного обряда красота службы, храма, пения. Вот как описано
впечатление от посещения византийского храма посланных Владимиром в Царьград
десяти «славных и умных» мужей в первой русской летописи — «Повести Временных
лет»: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где они служат Богу
своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и
красоты такой, и. не знаем, как рассказать об этом... И не можем мы забыть
красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом
горького...» И эта связь христианской религии и красоты,
прочувствованная
и воспринятая русским
в отечественной культуре и послужила источником создания многих художественных
шедевров.
Вступив в христианский мир, Русь не только не потерялась, но обрела в нем
через кирилло-мефодиевское наследие свое собственное лицо. Принятие
христианского наследия нашими предками можно уподобить обильному весеннему
дождю, на который земля отвечает красотой своего цветения, благоухания и
изобилия. Если хотя бы бегло взглянуть на те плоды, которые произросли на
отечественной почве в области культуры благодаря Благой Вести, то невольно
поражаешься как обилию этих плодов, так и их глубинному значению для
самопознания человека. Не стремясь к хронологической и жанровой
последовательности, приведем несколько примеров. Это и шедевр древнерусской
литературы «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, и поражающий
«прелестью простоты и вымысла» (слова А.С. Пушкина) Киево-Печерский патерик;
и соборы Киева, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля; и картины на
библейские сюжеты А.А. Иванова, Н.Н. Ге, В.М. Васнецова, М.В. Нестерова; и
стихотворения на библейские темы, написанные А.А. Блоком Г.Р. Державиным,
В.А. Жуковским, М. Лермонтовым, А.С. Пушкиным, М.В. Ломоносовым, А.С.
Хомяковым, и русская классическая религиозная философия конца XIX — начала
XX в.; и шедевры русской церковной музыки (Д.С. Бортнянский, С.В.
Рахманинов, П.И. Чайковский); и наконец, русская икона, мировое значение
которой сегодня общепризнано.
Христианская вера сформировала картину мира древнерусского человека. В центре
ее находились представления об отношениях Бога и человека. В русскую культуру
органично вошло представление о любви как о силе, доминирующей в жизни людей
и в их отношениях с Богом и между собою. Важнейшая для христианской веры идея
личного спасения ориентировала человека на самосовершенствование и
способствовала развитию индивидуальной творческой деятельности. Человек
имеет несколько «оболочек»: внешнюю, т.е. тело, и внутренние, как бы вложенные
одна в другую — Душу, Дух. Духовный центр человека — образ Божий. Развитие,
совершенствование человека мыслилось как переход от внешних оболочек к
внутренним — до того предела, пока внешние оболочки не сделаются совершенно
прозрачными и не проявится во всей полноте и ясности содержащийся в человеке
образ Божий.
Христианская картина мира определяла не только отношения Бога, Человека и его
Души, но и положение человека в мире природы и в истории. Языческое сознание
космогонично и циклично. Христианское же сознание обладает историзмом. Время
для язычника движется по кругу, определяемому сменой времен года.
Коляда, Овсень, Масленица, Кострома и другие мифологические персонажи каждый
год приходили в мир людей и покидали его, чтобы вернуться в следующем году
Христианин живет в системе разомкнутых временных координат, ощущая
свою связь с всемирной историей и с будущим; само же время рассматривается им
как спираль. Любое историческое и даже частное событие может иметь
аналогию в прошлом. Христианское богослужение всегда включает в себя
воспоминание о событиях Священной истории. Наверное, переход от
космогонического
к историческому
на рубеже IX—Х вв., и вызвал появление такого неповторимого явления, как
русские летописи, которые буквально пронизаны острым ощущением потока
движущегося времени.
Человек в христианском мире обладал даром свободы. История же — результат
свободного творчества человека, итог сознательно осуществляемого выбора.
Согласно представлениям древнерусского человека, в истории проявляется действие
двух начал — добра и зла. Доминирующим началом русский человек
считал добро; зло же, как предполагалось, существует в ограниченном масштабе
для проверки человека. Зло осуществляет себя в насилии и разрушении,
добро — в милосердии и в созидательной человеческой деятельности. Важнейшая
форма такого созидания — творчество в сфере духовной культуры.
Религия
и народная культура
Влияние христианства на российскую культуру было чрезвычайно многосторонним.
Выше уже говорилось о воздействии религии на народную, «непрофессиональную»
культуру. Здесь укажем лишь на вклад православия в становление и развитие
«грамотной» культуры, на формирование древнерусской литературы.
Когда слышишь словосочетание «Древняя Русь», то на память приходят
размеренные, торжественные строки былин и духовных стихов, изумительная по
своей красоте и скромности церковь Покрова на Нерли, величественный собор
Софии в Киеве. Появление всех этих памятников связано с принятием
православия. Вместе с христианской верой из Византии и Болгарии на Русь
пришли искусство каменной архитектуры и иконописи; книги Священного Писания,
Ветхого и Нового Завета (прежде всего Евангелия и Псалтырь); «Палеи» (книги,
толковавшие текст Священного Писания); «Торжественники» (толкования текста
Писания, приуроченные к христианским праздникам); богослужебная литература —
многочисленные «Часословы», «Требники», «Служебники», «Тропари», «Триоди» —
Цветная и Постная; «Паремийники» (сборники отрывков из разных книг Библии),
«Лествицы», сборники христианских проповедей — «Златоусты», «Златоструи» и
«Маргариты»; жития святых, а также некоторые светские произведения —
повести, романы («Александрия», «Повесть об Акире Премудром», «Девгениево
деяние») и исторические хроники (например, греческая «Хроника Георгия
Амартола»). Из церковных книг древнерусские люди узнавали о новых нормах
морали и нравственности, получали исторические и географические сведения,
информацию о живой и неживой природе (книги «Физиолог», «Шестоднев»).
Творения «отцов церкви» — Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Григория
Богослова, Василия Великого, Иоанна Дамаскина, Иоанна Лествичника и др. —
органически влились в русскую духовную культуру. Образы, созданные ими,
посредством книг прочно входили в русское искусство и послужили источником
для поэтических откровений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.
К. Толстого, А.А. Фета,
великого князя Константина
Древнерусские люди (даже самые богатые и знатные) были довольно скромны в быту.
Неприхотливы были их жилища, пища, которую они употребляли, проста одежда.
Местом красоты был хром — именно там, среди прекрасных икон и фресок,
находила приют и успокоение душа человека.
Древнерусскому государству требовалось много грамотных людей — для службы у
князя, управления государством, связи с чужими землями, торговли. Судя по
летописям, князья того времени не только были знакомы с иностранными языками,
любили собирать и читать книги, но и проявляли заботу о создании школ.
Первые учебные заведения возникли при Владимире I Крестителе. Именно он
велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».
Ярослав Мудрый, сын Владимира, также приказал учить 300 детей. По мнению
некоторых современных исследователей, это вполне могли быть школы высшего