Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:12, реферат
Картина мира - это целостный образ действительности, формирующийся в обществе в рамках определенных мировоззренческих установок. Являясь необходимым моментом жизнедеятельности людей, картина мира обусловливает специфический способ восприятия мира. Исторически первыми были мифологические и религиозные картины мира. Не лишено своей картины мира и христианство. В сущности, такая картина мира теоцентрична и антропоцентрична.
Христианство - мировая религия. Оно возникло в I веке н.э., выделившись среди мистико-мессианских движений на территории Восточной части Римской империи в Палестине, и быстро обособилось от иудаизма, превратившись в самостоятельную религию со своим специфическим вероучением, своей богослужебной практикой и церковной организацией. Новая эра и начинает свой отсчет со времени рождения Иисуса Христа.
Введение ………………………………………………………… стр.2
1. Христианство как основа мировоззрения ………………… стр.3-6
2. Православие - исторический выбор русской культуры …. стр.7 -12
3. Коренное отличие христианства от языческих верований стр.13-14
4. Основы христианской веры. Открытие личности и свободы стр.16-18
4. Заключение …………………………………………………… стр.19
5. Литература ……………………………………………………. стр.20
О христианстве на Руси знали очень давно. Процесс христианизации Руси начался независимо от принятия христианства как государственной религии.
Христианство в ту эпоху было очень сильным и популярным течением, которое находило все больше и больше сторонников (нечто вроде современных партий, разделяющих какую-то идеологию). Не была исключением и Русь, в которой православие постепенно приобретало статус религии, терпимой в государстве, но не государственной.
Распространение христианства в княжеской и дружинной среде (в то время они в известной степени совпадали) происходило быстрее. Предпосылкой крещения Руси, возможно, стало то, что вдова князя Игоря (правил Русью с 912 по 945 гг.), княгиня Ольга, управлявшая государством после смерти мужа, приняла крещение. По мнению некоторых ученых, обращение Ольги в христианскую веру было тактическим ходом в сложной и запутанной дипломатической игре с Византией. Как бы там ни было, нельзя отрицать и того факта, что за этим событием стояло личное побуждение, в основе которого лежала вера.
Христианство на Руси проповедовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей - старший брат апостола Петра - отправился в Скифию. Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим.
Распространение христианства на Руси неразрывно связано с именами двух братьев-просветителей - Кирилла и Мефодия. Сначала Константин (который принял имя Кирилл незадолго до смерти, уйдя в монастырь) и Мефодий жили в Константинополе. В 862 году князь Ростислав, правивший Великой Моравией, которая уже приняла христианство, пригласил их в качестве учителей, которые проповедовали бы христианскую веру на славянском языке. Благодаря этому был сделан перевод Библии на славянский язык. Лишь позже они попали на Русь.
Принятие христианства было
для Руси неизбежным событием. К
моменту крещения Руси уже начала
формироваться русская
Проблема выбора религии,
а вместе с ней и определенного
культурно-исторического пути, стояла
перед Русью очень остро, так
как речь шла о достижении национального
сплочения и этнокультурного
объединения разрозненных восточнославянских
племен (в том числе и в форме
единого государства) и о геополитическом
самоопределении древнерусской
народности в координатах «Запад-Восток»
и «Север-Юг», постепенно приобретавших
не только географический, но и политический,
культурно-религиозный смысл. Вместе
с направленностью национальных интересов
(включая выбор наиболее естественных
союзников и определение главных угроз
своему национально-государственному
существованию) выявлялось направление
собственного территориально-
Согласно легенде, князь Владимир долго думал о том, какую религию лучше принять. Русь проявляла большой интерес и к исламу, и к иудаизму в соседних с собой странах. Но обе эти восточные религии были отвергнуты руководителями древнерусского государства.
В самом общем виде предпочтение христианства восточным религиям, высказанное русскими культурными людьми в Х веке вполне понятно. Здесь сказались: ориентация на экономически и культурно развитые страны Европы; признание объединяющих, сплачивающих людей функций христианской церкви (политических, социальных, культурных, идеологических, религиозно-культовых); очеловеченность христианских представлений о Боге и его отношениях с людьми, делавших религию душевно близкой и органичной людям различного социального, этнического, языкового происхождения.
К числу важнейших предпосылок
исторического выбора христианства
Древней Русью можно отнести:
особое геополитическое положение
Руси (заключавшееся в ее нахождении
между Западом и Востоком, что
приводило к постоянной подверженности
духовной жизни и культуры русского
народа перекрестному влиянию
Культурно-исторический выбор
древнерусским обществом в
Летопись не содержит убедительной
мотивации именно этого решения.
Очевидно, в глубине осуществленного
Русью культурно-исторического
На первом плане
мотивации была
При этом Византийская
империя была для русских не
только богатым и
Из летописного повествования
не вполне ясно, в чем состояли
мотивы отказа князя Владимира
от христианства в его
Предпочтение восточной
ветви христианства было
Таким образом, в лице Византии
и восточно-христианской церкви древняя
Русь получила идеальную модель преодоления
язычества в формах христианства,
притом в культурно-исторических условиях,
максимально близких
Заслуга в крещении Руси принадлежит князю Владимиру, который первоначально принял христианство самостоятельно, а затем решил сделать его государственной религией.
Относительно вопроса о времени и месте Крещения князя Владимира есть несколько версий. Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял крещение в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму). По второй версии князь Владимир крестился в 987 год в Киеве, а по третьей - в 987 году в Василеве (недалеко от Киева, теперь г.Васильков). Наиболее достоверной видимо стоит признать вторую, т.к. монах Иаков и летописец Нестор согласно указывают на 987 год. Монах Иаков говорит, что князь Владимир после крещения жил 28 лет (1015-28=987), а также, что на третий год Крещения (т.е. в 989 году) совершил поход на Корсунь и взял его. Летописец Нестор говорит, что князь Владимир крестился в лето 6495-е от сотворения мира, что соответствует 987 году от рождества Христа (6695-5508=987).
Русская православная церковь сразу же стала стремиться к независимости от Константинополя. Греческие митрополиты, которые стремились укрепить свою власть над русской церковью, рано столкнулись с мощным противодействием. По-видимому, это было обусловлено тем, что князья стремились к независимости Руси, и подчинение Византии, хотя бы в вопросах веры, было для них нежелательным. Первые русские святые были канонизированы в первую очередь по политическим причинам и вопреки мнению византийских митрополитов.
Русская культура к моменту принятия христианства была достаточно сильной и самобытной, чтобы «переварить» новый элемент, в результате чего возникло специфическое русское православие.
Естественно, принятие христианства
не проходило полностью
Не все жители Руси были согласны расстаться со старой верой. В частности, очень сильное сопротивление новой религии оказали север и восток Руси. Например, в 991 году новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима. Для подавления новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян. Кроме того, жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные конфликты то и дело вспыхивали и в других местах на Руси. Причиной столь враждебного отношения была приверженность населения традиционным обрядам.
Окончательную победу христианского учения можно относить только ко времени татарского нашествия, а все время до этого на Руси существовало своеобразное двоеверие, при котором деревня просто продолжала свою прадедовскую религиозную жизнь, числясь крещеной, а город и княжеско-боярские круги, приняв многое из церковной сферы и широко пользуясь социальной стороной христианства, не только не забывали своего язычества, с его богатой мифологией, укоренившимися обрядами и жизнерадостными карнавалами-игрищами с их танцами, музыкой гусляров, пением, но и поднимали свои старые, религиозные верования на более высокий уровень, соответствующий расцвету русских земель в XII веке.
Новое многонациональное
государство развивалось на основе
не национальной, а религиозной идеи.
Оно было не столько русским, сколько
православным. Православная церковь
формировала душу русского народа,
приучила русского человека к аскетизму,
сдержанности, отрицанию материальной
жизни, оторванности от жизни, служению
идеалам. Русская идея в большей
степени связана с общиной, чем
западная. Известный русский мыслитель
Н.А.Бердяев верил в
Сегодня нет никаких сомнений
в том, что крещение Руси было событием
огромной исторической важности не только
в политическом и социальном отношении,
но и в культурном. По существу, история
русской (древнерусской) культуры только
началась после принятия Русью христианства,
и дата крещения Руси становится, таким
образом, начальной точкой отсчета
национального культурно-