Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:12, реферат
Картина мира - это целостный образ действительности, формирующийся в обществе в рамках определенных мировоззренческих установок. Являясь необходимым моментом жизнедеятельности людей, картина мира обусловливает специфический способ восприятия мира. Исторически первыми были мифологические и религиозные картины мира. Не лишено своей картины мира и христианство. В сущности, такая картина мира теоцентрична и антропоцентрична.
Христианство - мировая религия. Оно возникло в I веке н.э., выделившись среди мистико-мессианских движений на территории Восточной части Римской империи в Палестине, и быстро обособилось от иудаизма, превратившись в самостоятельную религию со своим специфическим вероучением, своей богослужебной практикой и церковной организацией. Новая эра и начинает свой отсчет со времени рождения Иисуса Христа.
Введение ………………………………………………………… стр.2
1. Христианство как основа мировоззрения ………………… стр.3-6
2. Православие - исторический выбор русской культуры …. стр.7 -12
3. Коренное отличие христианства от языческих верований стр.13-14
4. Основы христианской веры. Открытие личности и свободы стр.16-18
4. Заключение …………………………………………………… стр.19
5. Литература ……………………………………………………. стр.20
Содержание
Введение ………………………………………………………… стр.2
1. Христианство как основа мировоззрения ………………… стр.3-6
2. Православие - исторический выбор русской культуры …. стр.7 -12
3. Коренное отличие христианства от языческих верований стр.13-14
4. Основы христианской веры. Открытие личности и свободы стр.16-18
4. Заключение …………………………………………………… стр.19
5. Литература ……………………………………………………. стр.20
Введение
Тип культуры - это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур (а не одна культура) и отличает это множество культур от всех других. Мир культуры - это мир бесконечного разнообразия вещей, предметов, ритуалов, смыслов, знаков, значений, символов и т.п. Способность вещей отличаться от всех других явлений и образует качество - типичное, повторяющееся, устойчивое. Поскольку каждая вещь, явление - многокачественны, то они являются носителями многих типов.
В зависимости от отношения к религии можно выделить такие типы культур, как религиозная и нерелигиозная (светская) культуры. Внутри религиозной культуры можно говорить о христианской, исламской, буддистской культурах, а внутри христианской - о католической и православной, и т.д.
Религиозный тип культуры
отвергает непосредственную и активную
деятельность, поскольку ее идеал -
пассивность и
1. Христианство как основа мировоззрения
Картина мира - это целостный образ действительности, формирующийся в обществе в рамках определенных мировоззренческих установок. Являясь необходимым моментом жизнедеятельности людей, картина мира обусловливает специфический способ восприятия мира. Исторически первыми были мифологические и религиозные картины мира. Не лишено своей картины мира и христианство. В сущности, такая картина мира теоцентрична и антропоцентрична.
Христианство - мировая религия.
Оно возникло в I веке н.э., выделившись
среди мистико-мессианских
Христиане верят, что мир создан единым предвечным Богом, и создан без зла. Воскресение Христа знаменует для христиан победу над смертью и вновь обретенную возможность вечной жизни с Богом. Христианство рассматривает историю как однонаправленный, неповторимый, «разовый» процесс, направляемый Богом: от начала (сотворения) к концу (приходу Мессии, Страшному суду). Основная идея христианства - идея греха и спасения человека. Люди грешны перед богом, и именно это уравнивает их: греков и иудеев, римлян и варваров, рабов и свободных, богатых и бедных - все грешники, все «рабы божьи».
Христианская религия
утверждала, что страдания в земной
жизни принесут человеку спасение и
райское блаженство в загробном
мире, а в сопротивлении злу
видела путь к нравственному
Христианство, так же как и другие мировые религии, неоднородно. Наиболее крупными течениями внутри христианства являются православие, католицизм и протестантизм. Между ними существуют разногласия по ряду догматов. Так, Библия рассматривается протестантами как абсолютный авторитет, единственный источник истинного знания; в католицизме и православии глашатаем истины является не только Библия, но и церковь. Если католики признают только Библию на латинском языке, то благодаря протестантизму Библия была переведена на все европейские языки, а также на другие языки мира. И католицизм, и православие полагают, что спасение души возможно лишь внутри церкви. С точки зрения протестантизма, человек может спастись лишь собственной верой; принадлежность к церкви, поэтому не обязательна. Эта идея стала реакцией на злоупотребления индульгенциями, которые и стали одним из толчков к возникновению протестантизма: церковь продавила прощение грехов за деньги, чем подорвала доверие верующих.
Религия на протяжении длительных периодов человеческой истории была основным мировоззрением. Ее влияние было очень велико. На определенных этапах ее сила была так значительна, что она брала на себя право со своей точки зрения определять, является ли то или иное открытие истинным или ложным. В средние века христианская церковь, например, преследовала ученых, которые высказывали идеи, противоречившие религиозной картине мира.
Христианство во многом определило
особенности европейской
Христианство положило начало совершенно новой культуре - культуре, признававшей в человеке личность и его свободу, смотревшей на человека как на земное воплощение Бога и на Бога как на высшую любовь к людям, как на небесное воплощение человека, Иисуса Христа.Более того, пожалуй, никакая другая религия не содержит таких подчеркнуто антропоцентрических представлений о мире. Разделив человека на два начала - тело и душу, христианство безоговорочно отдало приоритет духовному началу. В христианстве подлинная красота человека выражается в торжестве его духа над телом. На смену одаренному силой атлету, как символу античной культуры, приходит образ одухотворенного человека.
Средневековый европеец был,
безусловно, глубоко религиозным
человеком. Картина мира, целиком
определившая менталитет верующих селян
и горожан, основывалась главным
образом на образах и толкованиях
Библии. Исследователи отмечают, что
в Средние века исходным пунктом
объяснения мира было полное, безусловное
противопоставление Бога и природы,
Неба и Земли, души и тела. Мир
виделся как своеобразная арена
противоборства сил небесных и адских,
добра и зла. При этом сознание
людей было глубоко магическим, все
были абсолютно уверены в
В самом общем плане
мир виделся тогда в
С христианством тесно
связана и средневековая
В основе средневековой познания лежала идея откровения. Если высшим бытием является надприродный бог, то познать его рациональным путем невозможно. По этой причине единственный путь познания бога - это вера и откровение, т.е. знание, которое получают не путем логических рассуждений, а путем сверхъестественного получения знания через веру от бога.
Массовая средневековая
культура опиралась не на печатное
слово, а на изустные проповеди и
увещевания. Она существовала через
сознание безграмотного человека. Это
была культура молитв, сказок, мифов, волшебных
заклятий. Вместе с тем значение
слова, написанного и особенно звучащего,
в средневековой культуре было необычайно
велико. Молитвы, воспринимавшиеся функционально
как заклинания, проповеди, библейские
сюжеты, магические формулы - все это
тоже формировало средневековый
менталитет. Люди привыкли напряженно
вглядываться в окружающую действительность,
воспринимая ее как некий текст,
как систему символов, содержащих
некий высший смысл. Эти символы-слова
надо было уметь распознавать и извлекать
из них божественный смысл. Этим, в
частности, объясняются и многие
особенности средневековой
2. Православие - исторический выбор русской культуры
Одним из важнейших факторов, обуславливающих своеобразие формирования российской культуры является утверждение на Руси православия как особой ветви христианства, сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимся традициям.
Религия издревле является носителем культурных ценностей, важным элементом любой культуры. Это образ жизни, определенная система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире. Русь времен Владимира была окружена народами, имеющими свою письменность, развитые религии. Она стремилась войти в этот мир и стала государством, приняв христианство от Византии, преодолев языческие верования. В течение длительного времени, вплоть до ХХ века, христианство останется доминантой культуры.
Принятие Русью христианства
стало идеологической основой феодальной
культуры и оказало воздействие
на всю средневековую культуру. По
своей сути это событие представляет
собой момент принципиального культурно-