Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:41, реферат
Христианская религия не является единой. На протяжении двух тысяч лет своего развития она распалась на три наиболее значительные конфессии: католицизм, православие (1054 г.), протестантизм (XVI в. -антикатолическое движение в Европе - Реформация). Сохраняя в основном канонические положения христианской догматики, эти направления отличаются друг от друга разными подходами к толкованию природы Бога и отдельными особенностями культа.
Средневековая университетская наука называлась схоластикой т.е. школьной наукой. Ее наиболее характерными чертами было стремление опереться на авторитеты, прежде всего церковные, недооценка роли опыта как метода познания, соединение теолого-догматических посылок с рационалистическими принципами интерес к формально-логическим проблемам. Влияние церкви на средневековые университеты было огромным.
Для Византии периода раннего средневековья также присуще было усиление позиций христианской церкви в области образования, что выразилось например, в гонениях на античную философию. В VI в. была закрыта знаменитая Афинская школа, основанная Платоном и просуществовавшая почти 1000 лет. Античную философию сменило богословие. Однако в IX в. В Константинополе была создана высшая школа, где преподавание строилось по античному образцу.
В IX-X вв. отмечен подъем в области естественнонаучных
знаний, содержащие разнообразные сведения
о византийском обществе и соседних народах.
Философия.
Заметное
место в иерархии сфер средневековой
культуры занимала философия. Она являлась
первой «служанкой» богословия. Главной
ее задачей относительно религии было
представлять доказательства истинности
христианской веры. Особенно преуспели
в решении данной задачи
схоласты, многими положениями которых
пользуются и современные теологи.
Строго определенный иерархический порядок,
соответствующий феодальной сословной
лестнице, подчинял остальные
«низшие» науки (астрономию,
геометрию, историю и т.д.) философии, которая,
которая в свою очередь, как отмечалось,
сама служила теологии. Но так же, как
и философия, «низшие» науки решали
свои внутренние задачи, постепенно накапливая
опыт и знания, подготавливая
следующий этап культурного
развития западноевропейского
общества. Одним из примеров такого
накопления знаний под неусыпным
оком теологии было создание энциклопедий
или энциклопедических сводов («сумм»)
в форме ответов на вопрос. В энциклопедиях
содержались сведения по различным
отраслям знаний. Наряду с энциклопедиями
были созданы учебники по медицине
и математике.
Литература
Средневековая литература - и клерикальная, и светская - обладала рядом общих характеристик, которые обусловили ее внутреннюю целостность. Это была литература традиционалистского типа. На всем протяжении своего существования она развивалась на основе постоянного воспроизведения ограниченного набора образных, идеологических, композиционных и др. структур - топосов (общих мест) или клише, выражавшихся в постоянстве эпитетов, изобразительных клише, устойчивости мотивов и тем, постоянстве канонов для изображения всей образной системы (будь то влюбленный юноша, христианский мученик, рыцарь, красавица, император, горожанин и т.д.). На основе указанных клише сформировались жанровые топосы, обладавшие собственным смысловым, тематическим и изобразительно-выразительным каноном (например, жанр агиографии или "видений" в клерикальной литературе или жанр куртуазного романа в рыцарской литературе).
Средневековый человек находил в литературе общепризнанный, традиционный образец, уже готовую универсальную формулу описания героя, его чувств, внешности и т.д. (красавицы всегда златоглавые и голубоглазые, богачи скупые, святые обладают традиционным набором добродетелей и т.д.).
Средневековые топосы, клише, каноны сводили единичное к общему, типичному. Отсюда и специфика авторства в средневековой литературе (и в целом в средневековом искусстве).
Средневековое искусство не отрицало оригинальность автора. Средневековый читатель (и автор) усматривали оригинальность автора не в уникальном, индивидуальном (авторском) осмыслении мира и человека, а в мастерстве реализации общей для всех авторов системы топики (в изобразительном искусстве - канонов).
На формирование средневековой топики значительное влияние оказала литература античности. В епископских школах раннего средневековья ученики, в частности, читали "образцовые" произведения античных авторов (басни Эзопа, сочинения Цицерона, Вергилия, Горация, Ювенала и др.), усваивали античную топику и использовали ее в собственных сочинениях.
Двойственное отношение средневековья к античной культуре как прежде всего языческой обусловило выборочное усвоение античных культурных традиций и приспособление их для выражения христианских духовных ценностей и идеалов. В литературе это выразилось в накладывании античной топики на топику Библии, главного источника образной системы средневековой литературы, освящавшей духовные ценности и идеалы средневекового общества.
Вторая особенность средневековой литературы (и клерикальной, и светской) - ее ярко выраженный морально-дидактический характер. Средневековый человек ожидал от литературы морали, вне морали для него утрачивался весь смысл произведения.
Третья особенность - и клерикальная, и светская литература средневековья в одинаковой степени основаны на христианских идеалах и ценностях и в равной мере стремились к эстетическому совершенству, разграничиваясь лишь тематически. Хотя, безусловно, само появление и развитие светских начал в культуре имело принципиальное значение, отражая ту линию в становлении духовной культуры средневекового общества, развитие которой позднее подготовит расцвет ренессансной литературы.
Клерикальная литература с ее ярко выраженной дидактичностью, широко используя античную и библейскую топику, определяла смысловую направленность раннесредневековой литературы.
На всем протяжении многовекового развития средневековья особой популярностью пользовалась агиография - церковная литература, описывающая жития святых. К X в. сформировался канон этого литературного жанра: несокрушимый, твердый дух героя (мученика, миссионера, борца за христианскую веру), классический набор добродетелей, постоянные формулы восхваления. Жизнь святого предлагала высший нравственный урок, увлекала образцами праведной жизни. Для житийной литературы характерен мотив чуда, отвечавший народным представлениям о святости. Популярность житий привела к тому, что отрывки из них - "легенды" (например, известные легенды о святом Франциске Ассизском /1181/1182 - 1226 гг./, основавшем нищенствующий орден францисканцев) стали читать в церкви, а сами жития - собирать в обширнейшие сборники. Широкую известность в средневековой Европе приобрела "Золотая легенда" Якова Ворагинского (XIII в.) - свод житий католических святых.
Склонность средневековья к иносказанию, аллегории выражал жанр видений. Согласно средневековым представлениям высший смысл открывается только откровением - видением. В жанре видений автору во сне открывалась судьба людей и мира. Видения часто рассказывали о реальных исторических лицах, что способствовало популярности жанра. Видения оказали значительное влияние на развитие позднейшей средневековой литературы, начиная со знаменитого французского "Романа о Розе" (XIII в.), в котором ярко выражен мотив видений ("откровений во сне"), до "Божественной комедии" Данте.
К видениям примыкает жанр дидактико-аллегорической поэмы (о Страшном суде, грехопадении и т.д.).
К числу дидактических жанров относятся также проповеди, разного рода сентенции, заимствованные как из Библии, так и у античных поэтов-сатириков. Сентенции собирались в специальные сборники, своеобразные учебники житейской мудрости.
Среди лирических жанров клерикальной литературы доминирующее положение занимали гимны, воспевающие святых покровителей монастырей, церковные праздники. Гимны имели собственный канон. Композиция гимна о святых, например, включала зачин, панегирик святому, описание его подвигов, молитву к нему с просьбой о заступничестве и т.д.
Литургия
- главное христианское богослужение,
известное со II века, носит строго канонический
и символический характер. К эпохе раннего
средневековья относится зарождение литургической
драмы. Истоки ее - диалогические вставки
в канонический текст литургии, так называемые
тропы, возникли в конце IX - X вв. Первоначально
эти диалоги сопровождались пантомимой,
постепенно переходя в сценки, а затем
и в небольшие пьесы на библейские сюжеты,
разыгрывавшиеся священниками или певчими
возле алтаря. Католическая церковь поддерживала
литургическую драму с ее ярко выраженной
дидактичностью. К концу XI в. литургическая
драма потеряла связь с литургией. Помимо
драматизации библейских эпизодов, она
начала разыгрывать жития святых, использовать
элементы собственно театра - декорации.
Усиление развлекательности и зрелищности
драмы, проникновение в нее мирского начала
вынудило церковь вынести драматические
представления за пределы храма - сначала
на паперть, а затем и на городскую площадь.
Литургическая драма стала основой для
возникновения средневекового городского
театра.
Музыка
Хотя
уже в раннем средневековье начинает оформляться
светская музыка, доминирующую роль в
средневековой музыке играла духовная
музыка, неразрывно связанная с церковным
богослужением и прежде всего литургией
(в католичестве - мессой). Различные церковные
песнопения, являющиеся обязательным
элементом литургии, к VI в. были сведены
воедино и упорядочены (по преданию, эту
реформу осуществил папа Григорий I). К
концу VI - началу VII вв. относится и складывание
основной разновидности западноевропейской
церковной музыки - григорианского хорала.
Григорианский хорал - одноголосное каноническое
пение. Плавное, одноголосное развертывание
единой мелодии символизировало единство,
"соборность" мирян. Мелодичное развертывание
одноголосного григорианского хорала,
сам его ритм, особая торжественность
погружали мирян в состояние мистической
отрешенности от грешного мира, вызывали
чувство благоговения. Каноничность григорианского
хорала выражалась в унификации текста,
напевов и самого характера исполнения.
Вплоть до конца средневековья музыкальные
разделы мессы основывались на грегорианском
хорале. Они состояли из пения псалмов,
исполнявшихся профессиональным хором
певчих и священниками, и гимнов. Первоначально
гимны исполнялись только мирянами, им
были присущи черты народной песни. Позже
их стали исполнять и профессиональные
певчие.
Искусство
Образно-смысловая система средневекового искусства выражала центральную идею картины мира средневекового человека - христианскую идею Бога. Искусство воспринималось как своего рода библейский текст, легко "читаемый" верующими посредством многочисленных скульптурных и живописных образов. ("Архитектура и скульптура средних веков были "Библией в камне"... Живопись выражала те же библейские темы в линии и свете" - П. Сорокин). Поскольку языком Библии и богослужения была латынь, незнакомая большинству мирян, скульптурные и живописные образы имели дидактический смысл - передать верующим основы христианской догматики. В храме перед глазами средневекового человека развертывалось все христианское учение. Идею греховности мира отражал ведущий сюжет в оформлении церквей, скульптуры и рельефов - сцены Страшного суда и Апокалипсиса. Взирая на собор, средневековый человек мог как бы читать святое Писание в изображенных там образах. То же изображение Страшного суда наглядно представляло богословскую схему иерархического строения мира. В центре композиции всегда изображалась фигура Христа. Верхнюю часть занимало небо, нижнюю - земля, по правую руку Христа находился рай и праведники (добро), по левую - осужденные на вечные муки грешники, черти и ад (зло).
Строго следуя универсальным церковным канонам, средневековые художники призваны были в образной форме явить божественную красоту. Эстетический идеал средневекового искусства был противоположен античному, отражая христианское понимание красоты. Идея превосходства духа над телесным, плотским представлена в аскетизме образов монументальной живописи и скульптуры, их суровости и отрешенности от внешнего мира. Предельная условность всей образной системы средневекового искусства нашла отражение в канонах построения человеческой фигуры: линейность, торжественная неподвижность, удлиненность овала лица и фигур, широко открытые глаза ("зеркало души"), "бестелесность", бесплотность фигур. Средневековая живопись не знает перспективы, открывающей глубину картины. Перед зрителем плоскостное развертывание композиции и единственное зримое движение - восходящее, устремленное к небу.
Важнейшей чертой средневекового искусства является символизм. Скульптурный или живописный образ - это прежде всего символ, некая религиозная идея, запечатленная в камне или красках. Подобно Библии, иконопись - прежде всего явленное слово (полное тождество между живописью и словесными текстами было подтверждено церковью уже в VIII в.). Символичен весь образный строй средневекового искусства (длинные, почти бесполые тела апостолов и святых выражают идею о преодолении духовным началом грешной материи - плоти).
Разномасштабность фигур - еще одна особенность средневекового искусства. Размер фигур определялся иерархической значимостью изображенного (что, кстати, позволяло легко "узнавать" изображенные персонажи). Христос всегда больше апостолов и ангелов, которые, в свою очередь, больше простых мирян.
Романский и готический стили. Термин "Романский стиль" условен, он возник во Франции в первой половине XIX в., когда была обнаружена связь средневекового зодчества с характерной для римской архитектуры аркой.
XI - XII вв. в Западной Европе - это период наибольшего могущества церкви. Создателями романского стиля стали монастыри и епископские города. Церковь в этот период сводила задачу искусства к необходимости показывать не зримую красоту, а подлинную красоту духа. Эстетический идеал, возникший в романском искусстве, вся образно-смысловая система романики призваны были решить поставленную задачу.
Контраст между тяжеловесными, приземистыми очертаниями собора и духовной экспрессией его образов отражал христианскую формулу красоты - идею превосходства духовного над телесным. Романский собор являл собой символ твердыни человеческого духа в искусстве. Архитектура, росписи, рельефы дверей необходимо дополняли друг друга, составляя единство, основанное на подчинении малого большому, отражая принцип средневековой иерархии. Росписи романского храма создают особый замкнутый мир, где мирянин становился участником изображенных сюжетов. Драматизм и экспрессивность, напряженная духовная выразительность живописных образов, характерные для романской живописи (сцены Страшного суда, борьба между ангелами и дьяволом за человеческие души - распространенный сюжет храмовых росписей) оказывали огромное эмоциональное воздействие, отражая идею греховности мира, идею искупления и спасения. Плоскостное, двухмерное изображение росписей и скульптуры романского стиля, обобщенность форм, нарушение пропорций, монументальная значимость образов символизировали вневременное, вечное в понимании мира.
Информация о работе Христианство и его влияние на европейскую культуру