Христианство и его влияние на европейскую культуру

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:41, реферат

Описание работы

Христианская религия не является единой. На протяжении двух тысяч лет своего развития она распалась на три наиболее значительные конфессии: католицизм, православие (1054 г.), протестантизм (XVI в. -антикатолическое движение в Европе - Реформация). Сохраняя в основном канонические положения христианской догматики, эти направления отличаются друг от друга разными подходами к толкованию природы Бога и отдельными особенностями культа.

Работа содержит 1 файл

Христианство и его влияние на европейскую культуру.docx

— 54.42 Кб (Скачать)

Тема: Христианство и его влияние на европейскую  культуру 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Христианство - (от греч. christos - мессия, спаситель) одна из трех мировых религий - возникло в начале I в. в Палестине, а в IV в. превратилось в господствующую религию Римской империи. Свое название данная религия получила по имени предполагаемого создателя Христа.

      В основе христианства лежит вера в единого Бога, носителя абсолютной свободы, начала и конца мира. Христианство провозглашало Вселенское братство и равенство всех людей перед единым Богом, который любит всех. Новая религия сформировала и новую культуру, которая понимала человека как земное воплощение Бога, а Бога как небесное воплощение человека в образе Иисуса Христа. Человек, созданный Богом по своему образу и подобию, является свободной личностью, обладающей творческими способностями.

      Важнейшие христианские догматы (основные положения учения) были разработаны выдающимися богословами (отцами церкви) в собрании священных текстов, получивших название Новый Завет. В состав данного учения вошли:

  • четыре канонических Евангелия (от греч. euangelion - благая весть), написанных Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном к концу I в. и представляющих собой варианты земной жизни основоположника новой религии - Христа;
  • Деяния Апостолов - сочинение о проповеди учеников Иисуса после смерти их Учителя;
  • Послание Апостолов и видение о конце света;
  • Апокалипсис или Откровения апостола Иоанна Богослова.
 
 
 
 
 

      Христианская религия не является единой. На протяжении двух тысяч лет своего развития она распалась на три наиболее значительные конфессии: католицизм, православие (1054 г.), протестантизм (XVI в. -антикатолическое движение в Европе - Реформация). Сохраняя в основном канонические положения христианской догматики, эти направления отличаются друг от друга разными подходами к толкованию природы Бога и отдельными особенностями культа. 

    Становление христианства в Европе. 

      Во второй половине I тысячелетия христианство распространилось среди германских и славянских народов. До первой половины II века христианство представляло собой ряд общин, состоящих из рабов, вольноотпущенников, ремесленников. Во второй половине II века христианскими писателями уже отмечается наличие в составе общин благородных и состоятельных людей.

      Одним из важных элементов перехода христианства на принципиально новый уровень был его разрыв с иудаизмом в II веке.

      Расширение христианства и вовлечение в христианские общины большого количества людей самого разного вероисповедания привело к тому, что христианство этого периода представляло собой не единую церковь, а огромное количество направлений, группировок, богословских школ. Положение усложнялось большим количеством ересей

      Во второй половине III века шел процесс дальнейшей централизации церкви, и к началу IV века из существовавших епархий выделилось несколько митрополий, каждая из которых объединяла группу епархий. Естественно, крупные церковные центры создавались в наиболее важных политических центрах империи, прежде всего в столицах.

      В 323 году император Римской империи Константин не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. По повелению императора Константина, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее.

      В начале IV века христианство становится в государственной религией Римской империи. В это время укрепляется церковная организация и происходит официальное оформление церковной иерархии, высшей и наиболее привилегированной частью которой становится епископат. 

       Из всех народов Европы, Россия приняла христианство (988 г.) в самых благоприятных условиях. К тому времени, церковные споры, несогласицы и становление Церкви кончились. Семь Вселенских Соборов (I-VII, 321-787 гг.) окончательно определили и утвердили все учение Православия. Уже существовала установившиеся Православная церковная культура, были монастыри и монахи, было много писаний святых отцов и т.д. и т.п. Кроме того, русские получили письменность на своем языке, и богатую византийскую культуру.

     У других европейских народов крещение происходило в меньших масштабах, и в более скудных условиях. На пол тысячелетия раньше, после падения и раскола Римской Империи (476 г.), когда европейские народы еще не появились (оформились), когда происходили набеги диких варваров которые все перед собой уничтожали, когда другие народы бежали от них и создавалось переселение народов.    После падения Римской империи на ее месте образовались небольшие государства и племена на разных степенях развития. Многие из них проявляли агрессию против своих соседей, другие были мирные. С востока появлялись дикие племена варваров, которые все на своем пути сметали и уничтожали. От них бежали мирные племена, что привело к переселению народов. Все это приводило в смятение весь европейский континент.

      Казалось бы, что настал конец западно-европейской цивилизации, и что ее исторический цикл кончился. Но, благодаря христианской проповеди, произошло постепенное, медленное возрождение Европы на христианских началах. Христианство выступило организационным, регулирующим началом средневекового общества. В условиях разрушения старых родовых отношений и распада "варварских" государств собственная иерархическая организация церкви стала моделью для создания социальной структуры феодального общества. В этот драматический период упадка культуры после разрушения Рима христианская церковь на протяжении веков была единственным социальным институтом, общим для всех европейских стран. Церковь выступала регулирующим началом в жизни средневекового общества, чему способствовало само положение католической церкви, которая не только не подчинялась верховной политической власти, но и сохраняла практически полную самостоятельность в решении внутренних и целого ряда политических проблем. Став господствующим политическим институтом уже в V в., когда римский епископ был провозглашен папой, церковь сосредоточила огромную власть над раздробленной в политическом отношении Западной Европой, поставив свой авторитет выше авторитета светских государей. После периода резкого ослабления (X - середина XI вв.), когда папский престол был временно подчинен светской власти германских императоров, в последующий период (XII - XIII вв.) могущество и независимость церкви, ее влияние на все сферы общественной жизни не только были восстановлены, но еще более возросли. Будучи надгосударственной организацией, используя жестко организованную собственную иерархическую структуру, церковь была в курсе всех процессов, которые происходили в католическом мире, умело контролировала их, проводя свою линию.

      В значительной степени росту влияния католической церкви, а  вместе  с этим  и  утверждению   западноевропейского   типа   культуры   способствовал окончательный разрыв между  западной  и  восточной  христианскими  церквами. Разногласия между блюстителями веры приобрели форму теологического  спора  о филиокве, то есть о том, исходит ли Дух Святой  только  от  Бога-Отца  (как утверждали византийские теологи)  или  от  Бога-Отца  и  Бога-Сына  (на  чем настаивал  Рим).  В  течение  столетия  разногласия  приобретали  все  более непримиримый характер, и в 1054 г. обе церкви (православная и католическая) провозгласили полную независимость друг от друга. Из этого следует, то что влияние церкви на традиции, культуру  и быт народов Европы  было различным    в    западной    (католическо-протестантской)    и    восточной (православной)  ее  частях.  На  западе  протест против  всесилия   церкви, приведший к Реформации,  дал сильнейший  толчек  светскому развитию,  на востоке же слияние православной церкви с государством создало более мощную систему незыблемой  и освещенной  авторитетом церкви  традиции.   И это различие  в   немалой   степени обусловило неодинаковые пути, темпы и результаты эволюции  стран и народов Европы. 
 
 

      Влияние Христианства на европейскую культуру 
 

    Двойственная  роль христианства в  развитии Европейской  культуры  (закл??)

     

      Христианство  сыграло  двойственную  роль  в  развитии  Европейской культуры. С одной  стороны,  великое  наследие  греко-римского античного мира  досталось  нам  далеко  не  в  полном  виде,  ибо  памятники античной культуры безжалостно уничтожались  ранними  христианами.   Корни  богатой  культурой  Европы  -  в  философии,   скульптуре, архитектуре и театре античности в  научных  подвигах  Коперника  и  Галилея,  т.е.  во  всем  том,  что  на   протяжении тысячелетий противостояло христианству, боролось  с  ним.  Однако  при  этом нельзя не отметить и того большого влияния, которое оказало христианство  на образ  мышления  и  систему  ценностей  европейцев,  то  есть  на   духовную культуру. Христианская религия  выступает  как  мировоззренческая опора сознания. Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что не могло не сказаться на всей европейской истории. Конечно, вначале христианская свобода реализовывалась главным образом в духовно-нравственной сфере. Но затем она нашла себе практическое поле для своего воплощения и стала выражаться в преобразовании природы и общества, в построении основ правового государства, уважающего права и свободы человека. Сама идея о неотъемлемых правах и свободах человека могла появиться только в христианской культуре. Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия, которые стимулировали развитие нового искусства, стали основой естественнонаучного и гуманитарного познания. Мы не имели бы знакомого нам европейского искусства без характерного для христианства внимания к человеческой душе, ее самым сокровенным внутренним переживаниям. 
 

    Институт  монашества.  

     Огромную  роль  в  распространении  религиозного мировоззрения как на Западе, так и на востоке,  играл институт  монашества. Максимально приближенная к христианскому  идеалу  аскетизма,  самоотреченной любви к Всевышнему и ближнему, организация монастырской жизни  позволила  не только добиться значительных успехов в  области  ведения  хозяйства,  о  чем достаточно широко известно, но и превратить  монастыри  в  подлинные  центры средневековой культурной жизни, образования, воспитания,  науки.            На  рубеже VII-VIII вв. англосаксаксонский летописец монах Беда  Достопочтенный  (672- 755) произвел  расчет  церковного  календаря,  связанного  с периодичностью астрономических  явлений.  Известность  получили  энциклопедический  сборник аббата  Грабана  Мавра (VIII  в.),  в  котором были  собраны сведения  по различным наукам: «Книга о делении  чисел»,  «Правила  счета  на  абаке»,  а также трактат по геометрии французского монаха  Теофила  (X  в.)  и т.д.  В период Классического Средневековья монастыри  не  потеряли  своего  значения как центры культурной жизни. В начале XIII в. возникли нищие монашествующие ордены, члены которых в поисках хлеба насущного бродили по городам и  селам, оказывая влияние на народную культуру. 
 

    Образование 

     Европейское средневековое общество было очень религиозно, и власть над духовными умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления. Все науки- юриспруденция, естествознание, философия, логика-все приводилось, в соответствие с христианством. Духовенство было единственно образованным классом, и именно церковь длительный период определяла политику в области образования.

     В V-X веках все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача была определена как воспитание служителей церкви. Христианская церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшиеся от античной системы образования. В церковных школах преподавались дисциплины, унаследованные от античности. Это так называемые «семь свободных искусств»: грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. В то же время античные тексты нередко уничтожались, и дорогостоящий пергамент использовался для записи монастырских хроник.

     Кроме монашеских школ, существовали также «внешнии школы», где обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры.  Много светских школ было открыто во второй половине IX в. В Англии. В них обучались дети из знатных семейств, а преподавали учителя из континентальной Европы, которые активно переводили на английский язык сочинения античных авторов.

      Уровень преподавания в разных школах в разные периоды Средневековья был неодинаков, соответственно менялся и уровень образования людей. После определенного подъема в VIII-IX вв. развитие умственной жизни в X-XI вв. заметно затормозилось. Неграмотным было духовенство, распространялось невежество. Так, полагали, что земля похожа на колесо, которое со всех сторон обтекает океан; в центре Земли находится город Иерусалим. Античная идея о шарообразности Земли отвергалась: считалось невозможным ,что люди на противоположной стороне Земли ходят на головах.

     Книг было мало, и стоили они чрезвычайно дорого.

     В XI в. В Италии на базе Болонской юридической школы был открыт первый университет (1088 г.). Он способствовал возрождению норм римского права и привлекал тысячи слушателей из всех уголков Европы. В XII в. Университеты возникают и в других странах Западной Европы. В Англии первым был университет в Оксфорде (1167), затем- университет  в Кембридже (1209). Крупнейшим и первым из университетов Франции был Парижский (1160).

Информация о работе Христианство и его влияние на европейскую культуру