Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:40, контрольная работа
В данной работе мы рассмотрим один из важных видов христианского священнодействия - таинства, раскроем их значение для христианской религии и верующего человека.
Задачи исследования данной темы ориентированы, прежде всего, на подробном исследовании особенностей христианских таинств, истории их появления и выявления их значения.
Церковь
учитывает роль причащения в воздействии
на верующих. Поэтому причащение занимает
центральное место в христианском богослужении
- литургии. Духовенство требует от верующих
посещать богослужения и причащаться
не реже одного раза в год. (Цыпин В. И.,1994,
с. 92-93)
Таинство исповеди (покаяние)
Это таинство совершается на исповеди. Верующий христианин называет священнику свои грехи - исповедует их с искренним покаянием, стыдясь того, что он сделал, с твердым намерением не повторять этого впредь. Слово "покаяние" имеет несколько иной оттенок, чем соответствующее ему греческое "метанойя" - "изменение ума". Покаяние - не просто сожаление о содеянном; в этом таинстве дается благодать, исцеляющая человеческие слабости. (Хопко Ф.Б., 1991, с. 241)
В Церкви существует апостольское преемство - непрерывная передача благодатного дара на особое служение. Этот дар апостолы получили от Христа и передали тем, кто возглавлял первые христианские общины. Благодаря апостольскому преемству священники получают право отпускать грехи кающимся. Тем не менее во время общей молитвы перед исповедью священник напоминает, что он лишь свидетель перед Богом - свидетель покаяния.
Исповедь
в Православной Церкви совершается
у аналоя - высокого столика с
наклонно расположенной столешницей,
на котором лежат крест и
Попытка солгать на исповеди, утаить какой-либо грех, найти ему оправдание, расчет на безнаказанное повторение греха (в духе расхожей мирской мудрости "Не согрешишь - не покаешься") оставляют человека без подаваемой в таинстве благодати.
Иногда
священник, совершающий таинство, видит,
что кающийся должен яснее и глубже
осознать корни тех грехов, которые
представляют для него наибольшую в
данный момент духовную опасность, нуждается
в более глубоком покаянии. Тогда священник
может наложить на него епитимию (от греч.
"наказание") - церковное наказание,
имеющее воспитательные цели. Для мирян
это обычно чтение покаянных и иных молитв,
определенное число земных поклонов, побуждающее
помнить о совершенном зле, усиленный
пост, отлучение от причастия на какой-либо
срок и т. п. Епитимии за особо тяжкие грехи
предусмотрены церковными канонами. (Справочник
православного человека, 2007, с. 269-273)
Таинство брака (венчание)
Благодать, подаваемая в таинстве брака, соединяет супругов по образу союза Христа с Церковью, приобщает их к этому союзу не только лично, но и как семью. Супружеская измена (прелюбодеяние) или развод - надругательство над этой тайной. Последствия развода так же болезненны и губительны, как разрыв человеческой плоти. Поэтому развод допускается Церковью лишь в случае измены одного из супругов, который тем самым разрывает единую плоть семьи, при уходе одного из супругов в монастырь и в некоторых других особых случаях.
Скрепляя брак таинством, Церковь благословляет человеческие дух, душу и тело на соучастие в Христовой любви, на рождение и воспитание в этой любви детей.
Брак необязателен для христианина: выше брака Церковь ставит отказ от плотской жизни с тем, чтобы человек мог целиком посвятить себя Богу. Поэтому так ценит Церковь целомудрие - мудрое сохранение себя в "целостности", когда человек отказывается разменивать себя на то, что может встать между ним и Богом. Отсюда почитание Церковью девственности - изначально хранимого целомудрия.
Христианский брак - одна из возможностей претворения в жизнь Христовой любви и христианского подвига. Тяготы, которые могут выпасть на долю каждого человека, теперь обязаны нести двое. Недаром при совершении таинства брака на головы жениха и невесты надевают (или держат над ними) венцы: они напоминают не только о царственном достоинстве Христа, к которому Он приобщает христиан, но и о том терновом венце, который надели на Христа палачи перед тем, как Он понес Свой крест на Голгофу.
Когда священник спрашивает жениха и невесту, обещают ли они любить и беречь друг друга, хранить друг другу верность, добровольно ли они возлагают на себя узы брака, а те отвечают согласием, то они дают обещание не стоящему перед ними священнослужителю, а Богу и Церкви. В конце таинства священник, держа новобрачных за руки, трижды обводит их вокруг аналоя: это и путь, который благословленная Церковью новая семья совершает ко Христу и вечной жизни с Ним, и тот крестный путь, которым прошел Христос. (Справочник православного человека, 2007, с. 301-304)
Венчание не совершается:
- в течении
всех четырех многодневных
- во
время Сырной седмицы (
- на Светлой (Пасхальной) Седмице;
- от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);
- накануне двунадесятых праздников (Пасха, Вознесение, Троица, Вход Господен в Иерусалим(Вербное Воскресенье), Крещение Господне, Сретение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Воздвижение Креста и Рождество Христово);
- по
вторникам, четвергам и
- 10, 11, 26,
и 17 Сентября (в связи со строгим
постом ради Усекновения главы
Иоанна Крестителя и
- накануне престольных храмовых дней (в каждом храме – свои);
Церковь не допускается четвертый и пятый браки. Запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства. Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей. Нельзя венчаться некрещеным.
Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим человеком.
Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (то есть с троюродным братом и сестрой).
Древняя
благочестивая традиция запрещает
браки между крестными
Нельзя венчаться тем, кто дал ранее монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.
Отсутствие
родительского благословения на
венчание является весьма прискорбным
фактом, однако в случае совершеннолетия
жениха и невесты оно не может воспрепятствовать
венчанию. Кроме того, часто родители-атеисты
противятся именно церковному браку, и
в таком случае родительское благословение
может быть заменено священническим, лучше
всего – благословением духовника хотя
бы одного из супругов. (Цыпин В. И.,1994, с.
117-121)
Таинство елеосвещения (соборование)
Распространенное название этого таинства - соборование, потому что его принято было совершать "собором" семи священников; ныне в случае необходимости допускается его совершение одним священником.
Таинство елеосвящения восходит к апостолам, которые, получив от Иисуса Христа власть исцелять болезни, многих больных мазали маслом и исцеляли. При совершении этого таинства чело, щеки, грудь и руки больного крестообразно помазуются освященным маслом - елеем, в который добавлено красное вино как напоминание о пролитой Христом крови.
Елеосвящение требует от человека веры и покаяния. При этом условии ему отпускаются грехи, являющиеся по мнению Церкви корнем всякой болезни, в том числе забытые и неосознанные; младенцев не соборуют, поскольку у них нет сознательно совершенных грехов.
Сейчас
соборование обычно совершается
в храме, для многих людей; тяжело
больных священники соборуют, посещая
их на дому или в больнице. При совершении
соборования сосуд с маслом помещается
в блюдо с зерном (обычно с пшеницей), что
знаменует щедрость и милость Господа
к людям. Вокруг сосуда ставят семь свечей
и семь палочек с ватой на концах. После
вознесения молитв читают семь текстов
из апостольских посланий и семь - из Евангелия.
После каждого чтения, напоминающего об
исцелении Богом человеческого тела и
души, о Его милосердии, с произнесением
молитвы священник совершает помазание.
По окончании последнего чтения Священного
Писания он возлагает раскрытое (словно
руку Спасителя) Евангелие на головы соборуемых
и молится о прощении им грехов. (Справочник
православного человека, 2007, с. 311-314)
Таинство священства (рукоположение)
Посвящение в священнический сан называется рукоположением, или хиротонией. В таинстве священства человеку через возложение на него рук епископом подается особая благодать - на священнослужение. В Православной Церкви существуют три степени священства: низшая - диакон, затем - пресвитер (священник, иерей) и епископ (архиерей).
Первоначально, по-видимому, четких различий между епископами ("блюстителями") и пресвитерами ("старейшинами") не было. Впоследствии пресвитерами стали называть помощников епископов в руководстве церковными общинами, в совершении богослужений и таинств. Диаконы в ранней Церкви занимались организацией помощи неимущим и попавшим в бедственное положение членам общины, благотворительностью, помогали епископам и пресвитерам.
В настоящее время посвящаемые в диаконы получают благодать сослужить (помогать) при совершении таинств, но сами их не совершают Священники получают благодать совершать таинства (т.е. без них совершение таинств Церковью невозможно), а епископы помимо этого могут посвящать других для совершения таинств - полномочны совершать таинство священства. Рукоположение иерея и диакона может совершать лишь архиерей.
Это таинство совершается во время литургии. Ставленника (т. е. принимающего сан) трижды обводят вокруг престола, а затем архиерей, возложив руки на его голову, читает особую молитву. Вручая рукоположенному необходимые для его служения предметы, архиерей возглашает: "Аксиос!" (греч. "достоин"), на что хор и весь народ отвечает троекратным "Аксиос!". Так церковное собрание свидетельствует о своем согласии на рукоположение достойного своего члена. Таинство священства, как и другие таинства, установлено Христом. (Хопко Ф.Б., 1991, с. 102-104)
Заключение
Христианство имеет длительную историю, оно вошло в кровь и плоть европейской культуры. Нельзя отрицать, что самые высокие побуждения людей, их стремления улучшить жизнь общества долгое время питались духовными основами этого вероучения.
Христианство оказало благотворное влияние на весь мир. Языческий мир – где господствовала сила, богатство, гордость, жестокость, нравственная распущенность – под влиянием христианства постепенно переродился. Основные ценности стали доброта, любовь, милосердие, скромность, прощение, чистота нравов.
Христианская религия с ее традициями,
формами, обычиями, как и культура,
нравственно возвышает и очищает человека
и направляет всю его деятельность к добру.
Даже если человек усвоит только одну
мысль или одно учение из христианства,
то и это уже благотворно влияет на него.
Список использованной литературы
Информация о работе Христианские таинства: понятие, виды, значение