Граффити как средство языковой коммуникации молодежных сообществ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование взаимодействия вербальных и визуальных компонентов в граффити.
Задачи курсовой работы:
1. Ознакомление с сущностью и целью граффити.
2. Выделение вербальных и визуальных компонентов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ГРАФФИТИ КАК ВИД КРЕОЛИЗОВАННОГО ТЕКСТА 4
1.1 История граффити 5
1.2 Граффити сегодня 6
1.3 Понятие граффити 7
Выводы по первой главе 9
ГЛАВА II. КЛАССИФИКАЦИЯ ГРАФФИТИ 10
2.1 Виды и стили граффити 11
2.2 Граффити Бэнкси как средство языковой коммуникации 15
Выводы по второй главе 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 7.33 Мб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              3 

ГЛАВА I. ГРАФФИТИ КАК ВИД  КРЕОЛИЗОВАННОГО ТЕКСТА               4

1.1  История граффити                                                                                            5

1.2 Граффити сегодня                                                                                              6           

1.3 Понятие граффити               7

Выводы по первой главе               9

ГЛАВА II. КЛАССИФИКАЦИЯ ГРАФФИТИ             10

2.1 Виды и стили граффити             11

2.2 Граффити Бэнкси как средство языковой коммуникации                           15

Выводы по второй главе               21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ               22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                     23

 

 

 

                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

   За последние годы  в рамках современной лингвистики  интерес к невербальным средствам  коммуникации, так называемой "визуальной  информации", значительно возрос, что отмечается в большинстве  исследований, посвященных не традиционной  лингвистике текста, а лингвистике  семиотически осложненного, "нетрадиционного", видеовербального, составного, поликодового, креолизованного текста. Рост интереса к проблеме визуализации обусловлен самими требованиями современной коммуникации. Над данной темой работали такие ученые как: Е.Е. Анисимова, М.Б. Ворошилова, В.М. Березин, Л.С. Большиянова, Н.С. Валгина, Л.В. Головина, О.Л. Каменская и другие. Граффити как вид креолизованного текста занимает важное место в современном обществе. Несмотря на то, что граффити вызывает неоднозначную реакцию со стороны общества, на данный момент этот вид искусства остается одним из самых популярных способов самовыражения среди молодежи, а городское пространство заполняется с каждым днем все больше и больше.

Предмет исследования –  граффити как вид креолизованного текста.

Объект исследования –  работы Бэнкси на различных сайтах.

Цель курсовой работы –  исследование взаимодействия вербальных и визуальных компонентов в граффити.

Задачи курсовой работы:

1. Ознакомление с сущностью и целью граффити.

2. Выделение вербальных и визуальных компонентов.

3. Выявление составляющих данных компонентов, определение их функций, целей и принципов организации.

ГЛАВА I. ГРАФФИТИ КАК ВИД КРЕОЛИЗОВАННОГО ТЕКСТА

 

  По определению Ю.А.  Сорокина и Е.Ф. Тарасова: «Креолизованный текст – это текст, фактура которого состоит из двух разнородных частей: вербальной (языковой/речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык).» [Сорокин, Тарасов 1990]

   Сопровождая изображениями  вербальные тексты, авторы, с одной  стороны, преследуют цель «оживить»  и украсить сообщение, а с  другой, стремятся к улучшению  восприятия информации путем  двойного кодирования: вербального  и визуального. Поскольку изображения  могут участвовать в организации  текста в разной степени, во всем их многообразии можно выделить три основные группы:

    • тексты с нулевой креолизацией - изображение отсутствует;
    • тексты с частичной креолизацией - вербальная часть и изображение выступают на равных правах.  Текстовый компонент является главным по отношению к невербальному. В таком тексте изображение может быть удалено без ущерба для понимания общего смысла;
    • тексты с полной креолизацией - вербальная и визуальная части неотделимы друг от друга, а удаление изображение может привести к утере смысла.

По мнению российского лингвиста О. Л. Каменской, глобальный масштаб нашей деятельности и существования подталкивает нас к созданию интернационального языка, которым может стать язык визуализации. Этот язык, как считает исследователь: во-первых, отвечает потребности оптимизировать человеческое взаимодействие для достижения более высокого уровня эффективности; во-вторых, он отвечает потребности преодоления скрытых стереотипов языка; в-третьих, он может способствовать нелинейному, более открытому характеру новых человеческих опытов [Каменская 1996].

"Неязыковые объекты  становятся по-настоящему значащими  лишь постольку, поскольку они  дублируются или ретранслируются  языком" - утверждает знаменитый  лингвист Р. Барт [Барт 1975].

Одним из видов такого креолизованного текста является граффити.

 

1.1  История граффити

 

Настенные надписи известны с глубокой древности, они открыты  в странах Древнего Востока, в  Греции, в Риме (Помпеи, римские катакомбы). Значение этого слова со временем стало обозначать любую графику, нанесенную на поверхность и расцениваемую  многими как акт вандализма. Самые ранние граффити появились в 30 тысячелетии до н. э. Тогда они были представлены в форме доисторических наскальных рисунков и пиктографий, нанесенных на стены такими инструментами, как кости животных и пигменты. Первый образец «нового стиля» граффити сохранился в древнегреческом городе Эфесе (на территории современной Турции). Местные гиды называют его рекламным сообщением проституции. Расположенное рядом с украшенной мозаикой и камнями дорогой граффити изображало отпечаток руки, отдаленно напоминающий сердце, отпечаток ноги и число. Это означало, что где-то поблизости находился публичный дом, отпечаток руки символизировал оплату. Граффити были широко распространены в доколумбовой Месоамерике. На некоторых из египетских пирамид обнаружены граффити, оставленные французскими солдатами во время египетской кампании Наполеона. Считается, что граффити тесно связано с хип-хоп-культурой и тем бесчисленным количеством стилей, которые произошли от нью-йоркского граффити в метрополитене.

 

1.2 Граффити сегодня

 

Граффити сегодня —  вид уличного искусства, одна из самых  актуальных форм художественного самовыражения  по всему миру. Существует множество  разных стилей и видов граффити. Произведения, создаваемые граффити-художниками, — самостоятельный жанр современного искусства, неотъемлемая часть культуры и городского образа жизни. Во многих странах и городах есть свои известные  райтеры, создающие на улицах города настоящие шедевры.

В большинстве стран мира нанесение граффити на чью-либо собственность  без разрешения на то владельца данной собственности считается вандализмом  и карается по закону. Иногда граффити используют для распространения  сообщений политического и социального  характера. Для некоторых людей  граффити — настоящее искусство, достойное размещения в галереях и на выставках, для других — это  вандализм.

С тех пор, как граффити превратили в неотъемлемую часть  поп-культуры, его стали ассоциировать  с музыкой в стиле хип-хоп, хардкор, битдаун и брейк-дансом. Для многих это образ жизни, скрытый от общественности и непонятный для широкой публики.

 

 

 

 

1.3 Понятие граффити

 

Слово «граффити» происходит от итальянского «grafficare» — царапать (буквально «нацарапанные»).

Одно из определений термина  «граффити» в его современном  значении содержится в «Словаре простых  форм» немецкого ученого Вальтера Коха. Он подчеркивает, что граффити - это  «случайные, т.е. нежелательные  и неофициальные, надписи и знаки  в общественных местах». Граффити можно  найти абсолютно везде, включая общественные туалеты, рекламные объявления и т.д. Надписи могут состоять из рисунков, символов, отдельных слов и других компонентов. Может быть использован любой инструмент, оставляющий след на поверхности: мел, карандаш, ручка, маркер, краска в аэрозоли, цветные мелки, нож, палка[Koch 1994].

В современном мире –  мире новых технологий существует множество  способов самовыражения, но, тем не менее, граффити был и остается одним  из самых популярных средств языковой коммуникации молодежных сообществ. Почему люди берут в руки баллон с краской  и идут рисовать? Существует множество  причин, побуждающих к созданию граффити. Сюда можно отнести:

      • Утверждение личностной и групповой идентичности;
      • Протест против социальных и культурных норм;
      • Злобные реакции;
      • Творческие мотивы;
      • Сексуальные мотивы;
      • Развлекательные мотивы, и другие.

 Граффити – самое  свободное (если так можно выразиться) из средств самовыражения. Пиши, рисуй о чем хочешь, не боясь нарушить какие-либо нормы и правила, здесь нет никаких табу и запретов – полная свобода творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

 

Несмотря на тот факт, что исследование креолизованных текстов началось сравнительно недавно, многие ученые доказали, что они играют важную роль в современном обществе. Сочетание вербальной и визуальной информации упрощает восприятие сообщения, а также делает ее более интересной. Граффити как вид креолизованного текста также появился сравнительно недавно, но в настоящее время является не только одним из самых популярных средств самовыражения, но и средством языковой коммуникации молодежных сообществ. Истоки граффити корнями уходят в древность. Одни расценивают его как вид своеобразного уличного искусства, другие принимают за акт вандализма, но факт остается фактом, по всему миру работы различных райтеров будоражат ума людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. КЛАССИФИКАЦИЯ ГРАФФИТИ

 

Существует несколько  классификаций граффити. Так например американские ученые Е.Л. Эйбл и Б.Е. Беркли различают публичные и личные граффити; русский же исследователь М. Кокорев выделяет содержательные, разрушающие и надписи, сделанные в стиле «хип-хоп». Несмотря на разнообразие существующих концепций и классификаций, все исследователи сходятся на определении граффити как средства коммуникации. В качестве основополагающих черт граффити в этом отношении называют публичный и неофициальный характер явления. Как неофициальная форма массовой коммуникации, граффити находится за рамками социальных институтов и цензуры, является своего рода альтернативой официальному дискурсу. В связи с этим отмечается, что места, где чаще всего можно встретить граффити, это, как правило, маргинальные зоны городского пространства, скрытые за парадным фасадом города. Местами скопления граффити являются подземные переходы, бетонные барьеры автотрассы, территория железнодорожных вокзалов и т. п. Отмечается также, что граффити легко нарушают культурные табу и социальные условности, в них снижены темы смерти, любви и секса, декларируется приверженность девиантному, т.е. отклоняющемуся от общепринятых норм образу жизни, снимается запрет на открытое выражение агрессии. Некоторые ученые настаивают на том, что содержание граффити это, как правило, вызов миру общепринятого, что граффити аккумулируют вытесненные из доминирующей культуры нормы и ценности. Язык граффити стремится стать универсальным кодом городской коммуникации. Одной из основных разновидностей граффити нового поколения являются граффити молодежных субкультур. Важное различие между традиционными (старыми) и субкультурными граффити — степень доступности содержания тех и других для стороннего наблюдателя. Граффити субкультуры, доступные взгляду каждого, проходящего мимо, тем не менее остаются для непосвященных закрытым каналом коммуникации.

 

2.1 Виды и стили граффити

 

   Писание и рисование  на стенах входит в комплекс  распространенных в среде тинэйджеров  коммуникативных практик. Граффити  сочетает в себе множество  видов и стилей. Существует очень немного литературы, посвященной именно граффити, его классификации, поэтому приведенное ниже разделение на виды и стили достаточно условно.

Виды граффити

  1. Tagging. Именно с этого вида можно начать отсчёт истории граффити, хотя в настоящее время tagging является лишь его приложением. Tag — подпись райтера, его прозвище, которое выполняется им с использованием одного цвета. Это неотъемлемая часть граффити, под всеми работами tag обязательно проставляется.
  2. Bombing. Обычно рисуется на транспорте и в очень быстром темпе. В настоящее время бомберы используют для своих целей наземные поезда. Бомбинг ставит своей целью создание не качественных граффити, а большого количества рисунков, сделанных за очень короткое время.
  3. Writing. Надписи в стиле граффити в привычном смысле этого слова, рисунки, выполняемые райтерами в различных стилях на стенах (вагонах).
  4. Scratching (Scrabbing). Наравне с Tagging, является одним из «дополнений» граффити. Выполняются с использованием точильного камня на стёклах в транспорте.

Стили граффити

 

  1. Throw up. Самый простой стиль, предпочитаемый бомберами, для которых приоритетом в работе является не качество, а скорость выполнения. Зачастую его также практикуют новички. Зародился в Нью-Йорке. Этот стиль представляет собой кривые линии букв, закрашенных внутри определённым цветом. Первый цвет — контур, второй — заливка: в throw up используется всего два цвета, преимущественно чёрный и белый, либо чёрный и серебристый. Основное условие здесь — контрастность цветов и их сочетаемость друг с другом.
  2. Blockbusters. Этот стиль также относят к простым. Родиной стиля считается Лос-Анджелес. Blockbusters характеризуется большими и широкими буквами, которые могут быть нарисованы с помощью только одного цвета. Считается, что его использовали в первую очередь для разграничения зон влияния уличные группировки. Граффити выполняется, как правило, командой, где каждый участник делает свою работу. По завершении, каждый из участников прописывает под рисунком свои теги (подпись райтера).
  3. Динамичные стили. Сюда включают все направления, которые существовали в 80-е годы XX века в Нью-Йорке. Использовались при росписи вагонов поездов, отсюда ярко выраженная динамика форм, наблюдать которую следует в движении.

Информация о работе Граффити как средство языковой коммуникации молодежных сообществ