Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:31, реферат
На смену романскому стилю по мере расцвета городов и совершенствования общественных отношений приходил новый стиль – готический. В этом стиле стали исполняться в Европе религиозные и светские здания, скульптура, цветное стекло, иллюстрированные рукописи и другие произведения изобразительного искусства в течение второй половины средних веков.
Готический
стиль в западноевропейском
искусстве
На смену романскому стилю по мере расцвета городов и совершенствования общественных отношений приходил новый стиль – готический. В этом стиле стали исполняться в Европе религиозные и светские здания, скульптура, цветное стекло, иллюстрированные рукописи и другие произведения изобразительного искусства в течение второй половины средних веков.
Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года, распространилось по всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке. Первоначально слово готика использовалось авторами итальянского Возрождения как уничижительный ярлык для всех форм архитектуры и искусства средних веков, которые считались сравнимыми только с произведениями варваров-готов. Позднее применение термина «готика» было ограничено периодом позднего, высокого или классического средневековья, непосредственно следовавшего за романским. В настоящее время период готики считается одним из выдающихся в истории художественной европейской культуры.
Основным представителем и выразителем готического периода была архитектура. Хотя огромное число памятников готики были светскими, готический стиль обслуживал, прежде всего церковь, самого мощного строителя в средние века, который и обеспечил развитие этой новой для того времени архитектуры и достиг ее полнейшей реализации.
Эстетическое
качество готической архитектуры зависит
от ее структурного развития: ребристые
своды стали характерным
С приходом
готического свода изменилась как
конструкция, форма, так и планировка
и интерьеры соборов. Готические
соборы приобрели общий характер
легкости, устремленности ввысь, стали
намного более динамичными и
экспрессивными. Первым из больших
соборов был собор Парижской
богоматери (начат в 1163). В 1194 году был
заложен собор в Шартре, что
считается началом периода
Скульптура.
Следуя романским традициям, в многочисленных
нишах на фасадах французских
готических соборов размещалось
в качестве украшений громадное
количество высеченных из камня фигур,
олицетворявших догматы и верования
католической церкви. Готическая скульптура
в XII и начале XIII века была по своему
характеру преимущественно
С 1180 года романская стилизация начинает переходить в новую, когда статуи приобретают ощущение грации, извилистости и свободы движения. Это так называемый классический стиль достигает кульминации в первых десятилетиях XIII века в больших сериях скульптур на порталах северного и южного трансептов Шартрского собора. Об эмоциональном и художественном значении такой архитектурной революции свидетельствует ее выразительность. А вот один из ее непосредственных результатов в точных цифровых данных: высота в 18–20 м была предельной для среднего нефа романского храма, в Парижском соборе, самом раннем в готической архитектуре, эта высота уже возросла до 32, затем в Реймском – до 38 и, наконец, в Амьенском – до 42 м. Так готическая вертикаль восторжествовала над романской горизонталью. Арка и свод. Эти архитектурные формы, так умело использованные римлянами и затем легшие в основу всего строительного искусства средневековой Европы, еще до Рима появились в Иране, который в свою очередь унаследовал их от древних культур Двуречья.
Готические
соборы не только высоки, но и также
очень протяженны: например Шартрский
имеет в длину 130 метров, а длина
трансепта – 64 метра, и чтобы обойти
вокруг него требуется пройти по меньшей
мере полкилометра. И с каждой точки
собор смотрится по-новому. В отличие
от романской церкви с ее четкими,
легко обозримыми формами, готический
собор необозрим, часто асимметричен
и даже неоднороден в своих
частях: каждый из его фасадов со
своим порталом индивидуален. Стены
не ощущаются, их как бы и нет. Арки,
галереи, башни, какие-то площадки с
аркадами, громадные окна, все дальше
и дальше – бесконечно сложная, ажурная
игра ажурных форм. И все это
пространство обитаемо – собор и
внутри и снаружи населен массой
скульптур (в Шартрском соборе около
десяти тысяч одних статуй). Они
занимают не только порталы и галереи,
но их можно найти также и на
кровле, карнизах, под сводами капелл,
на винтовых лестницах, возникают на
водосточных трубах, на консолях. Словом,
готический собор – это целый
мир. Он и действительно вобрал в
себя мир средневекового города. Если
даже сейчас, в современном Париже,
собор Парижской Богоматери царит
над городом, и перед ним меркнет
архитектура барокко, ампира, классицизма,
то можно представить, как еще
более внушительно он выглядел тогда,
в том Париже, среди кривых улочек
и маленьких двориков по берегам
Сены. Тогда собор был чем-то большим,
чем просто местом церковной службы.
Вместе с ратушей, это был центр
всей общественной жизни города. Если
ратуша являлась центром деловой
деятельности, то в соборе, кроме
богослужения происходили театральные
представления, читались университетские
лекции, иногда заседал парламент, и
даже заключались мелкие торговые договоры.
Многие городские соборы были так
велики, что все население города
не могло его заполнить. Возле
собора, как правило, располагались
торговые ряды. Потребности городской
жизни побудили преобразовать замкнутый
толстостенный, крепостного типа романский
собор вот в такой
Появление
натурализма. Начиная примерно с 1210
года на Коронационном портале собора
Парижской богоматери и после 1225
года на западном портале Амьенского
собора, производящие впечатление ряби,
классические черты оформления поверхностей
начинают уступать место более строгим
объемам. У статуй Реймсского собора
и в интерьере собора Сен-Чапель
преувеличенные улыбки, подчеркнуто
миндалевидные глаза, расположенные
пучками на маленьких головках локоны
и манерные позы производят парадоксальное
впечатление синтеза
Одним
из самых красивейших и
Амьенский собор, один из самых известных готических соборов в мире и один из самых крупных во Франции (длина 145 м).
Главная его часть построена в 1218–1279 по проекту Робера де Люзарш и его преемников Тома и Рено де Кормон. Между 1373 и 1549 в стиле поздней готики были достроены башни западного фасада и некоторые другие части здания.
Основные
черты великих французских
Собор
Нотр-Дам в Амьене является одним
из наиболее смелых, изящных и гармоничных
архитектурных решений
Начиная
с 1292 боковые нефы стали расширяться
благодаря пристройке капелл (среди
них капелла кардинала
Внутреннее пространство Амьенского собора, высокое и просторное, кажется одновременно изысканным и строгим, величественным и уютным.
(В марте
1918 собор сильно пострадал от
обстрела немецкой артиллерии, позже
он был восстановлен, а во время
Второй мировой войны, к
4.
Единство и противоположность
Романского и Готического
стилей
Творческие
поиски готических архитекторов были
ориентированы на создание грандиозного
городского собора, одновременно отвечавшего
требованиям церкви, подымавшего
престиж французского королевства,
прославлявшего французских королей,
воплощавшего укрепление и расцвет
новой городской культуры, выражавшего
собой самые возвышенные и
дерзновенные надежды и стремления
века. Облик готического собора производит
глубокое впечатление. Он высится над
городом, как огромный великолепный
корабль. С каждым ярусом западного
фасада – порталов, окон, скульптурных
галерей и балюстрад –
Хотя
крупнейшие романские храмы могли
успешно соперничать с
Современный
исследователь не может не отметить
теснейших уз, связывающих готику
со всем предыдущим развитием средневекового
искусства, и прежде всего ее близкого
родства с искусством романской
эпохи. Весь двухвековой романский
опыт строительства и украшения
церквей и полное утверждение
величественной системы романского
художественного мышления были необходимы
для появления готического
Готические
архитекторы следовали
Готика
развивалась на основе романского стиля,
но на каждом шагу противоречила ему,
выдвигая собственную систему
Информация о работе Готический стиль в западноевропейском искусстве