Готический
стиль
Готический
стиль(от итал. gotico, букв. — готский, от
названия германского племени готов),
художественный стиль, явившийся завершающим
этапом в развитии средневекового искусства
стран Западной, Центральной и частично
Восточной Европы (между серединой 12 и
15—16 вв.). Термин "готика" введён в
эпоху Возрождения как уничижительное
обозначение всего средневекового искусства,
считавшегося «варварским». С начала 19
в., когда для искусства 10 — 12 вв. был принят
термин романский стиль, были ограничены
хронологические рамки готики, в ней выделили
раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы.
Готика развивалась в странах, где господствовала
католическая церковь, и под её эгидой
феодально-церковные основы сохранялись
в идеологии и культуре эпохи готики. Готическое
искусство оставалось преимущественно
культовым по назначению и религиозным
по тематике: оно было соотнесено с вечностью,
с «высшими» иррациональными силами. Для
готики, характерны символико-аллегоричный
тип мышления и условность художественного
языка. От романского стиля готика унаследовала
главенство архитектуры в системе искусств
и традиционные типы зданий. Особое
место в искусстве готики занимал собор
— высший образец синтеза архитектуры,
скульптуры и живописи (преим. витражей).
Несоизмеримое с человеком пространство
собора, вертикализм его башен и сводов,
подчинение скульптуры динамичным архитурным
ритмам, многоцветное сияние витражей
оказывали сильное эмоциональное воздействие
на верующих.
Развитие
искусства готики отражало и
кардинальные изменения в структуре
средневекового общества: начало
формирования централизованных
государств, рост и укрепление
городов, выдвижение светских
сил — городских, торговых
и ремесленных, а также придворно-рыцарских
кругов. По мере развития общественного
сознания, ремесла и техники ослабевали
устои средневекового религиозно-догматического
мировоззрения, расширялись возможности
познания и эстетического осмысления
реального мира; складывались новые
архитектурные типы и тектонические
системы. Интенсивно развивались
градостроительство и гражданская
архитектура. Городские архитектурные
ансамбли включали культовые
и светские здания, укрепления, мосты,
колодцы. Главная городская площадь
часто обстраивалась домами с
аркадами, торговыми и складскими
помещениями в нижних этажах.
От площади расходились главные
улицы; узкие фасады 2-, реже 3-этажных
домов с высокими, фронтонами
выстраивались вдоль улиц и
набережных. Города окружались мощными
стенами с богато украшенными
проездными башнями. Замки королей
и феодалов постепенно превращались
в сложные комплексы крепостных,
дворцовых и культовых сооружений.
Обычно в центре города, господствуя
над его застройкой, находился
замок или собор, становившийся
средоточием городской жизни.
В нём наряду с богослужением
устраивались богословские диспуты,
разыгрывались мистерии, происходили
собрания горожан. Собор мыслился
своего рода сводом знания, символом
Вселенной, а его художественный
строй, сочетавший торжественное
величие со страстной динамикой,
изобилие пластических мотивов
со строгой иерархичной системой
их соподчинения, выражал не только
идеи средневековой общественной
иерархии и власти но и растущее
самосознание горожан, творческое величие
усилий человеческого коллектива.
Смелая
и сложная каркасная конструкция
готического собора, воплотившая
торжество дерзновенной инженерной
мысли человека, позволила преодолеть
массивность романских построек,
облегчить стены и своды, создать
динамичное единство внутреннего
пространства. В готике происходит
обогащение и усложнение синтеза искусств,
расширение системы сюжетов, в которой
отразились средневековые представления
о мире. Осным видом изобразительного
искусства была скульптура, получившая
богатое идейно-художественное содержание
и развитые пластические формы. Застылость
и замкнутость романских статуй сменились
подвижностью фигур, их обращением друг
к другу и к зрителю. Возник интерес к реальным
природным формам, к физической красоте
и чувствам человека, новую трактовку
получили темы материнства, нравственного
страдания, мученичества и жертвенной
стойкости человека. В готике органически
переплелись лиризм и трагические аффекты,
возвышенная духовность и социальная
сатира, фантастический гротеск и фольклорность,
острые жизненные наблюдения. В эпоху
готики расцвела книжная миниатюра и появилась
алтарная живопись, достигло высокого
подъёма декоративное искусство, связанное
с высоким уровнем развития цехового ремесла.
божественных сил над
человеком,
Готика
зародилась в Северной Франции
(Иль-де-Франс) в середине 12 в. и
достигла расцвета в 1-й половине
13 в. Каменные готические соборы
получили во Франции свою классическую
форму. Как правило, это 3—5-нефные
базилики с поперечным нефом
- трансептом и полукруговым обходом
хора ("деамбулаторием"), к которому
примыкают радиальные капеллы ("венец
капелл"). Их высокий и просторный интерьер
озарён цветным мерцанием витражей. Впечатление
неудержимого движения ввысь и к алтарю
создаётся рядами стройных столбов, мощным
взлётом остроконечных стрельчатых арок,
убыстрённым ритмом аркад верхней галереи
(трифория). Благодаря контрасту высокого
главного и полутёмных боковых нефов возникает
живописное богатство аспектов, ощущение
беспредельности пространства. Конструктивная
основа собора — каркас из столбов (в зрелой
готике — пучка колонн) и опирающихся
на них стрельчатых арок. Структура здания
складывается из прямоугольных ячеек
(травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками,
которые вместе с арками-нервюрами образуют
остов крестового свода, заполненного
облегчёнными небольшими сводами — распалубками.
Боковой распор свода главного нефа передаётся
с помощью опорных арок (аркбутанов) на
наружные столбы— контрфорсы. Освобождённые
от нагрузки стены в промежутках между
столбами прорезаются арочными окнами.
Нейтрализация распора свода за счёт вынесения
наружу основных конструктивных элементов
позволила создать ощущение лёгкости
и пространственной свободы интерьера.
2-башенные западные фасады французских
соборов с 3-мя "перспективными" порталами
и узорным круглым окном ("розой")
в центре сочетают устремление ввысь с
ясной уравновешенностью членений. На
фасадах варьируются стрельчатые арки
и богатые архитектурно-пластические
и декоративные детали — узорные вимперги,
фиалы, краб6ы и т. д. Статуи на консолях
перед колонками порталов и в их верхней
арочной галерее, рельефы на цоколях и
в тимпанах порталов, а также на капителях
колонн образуют цельную сюжетную систему,
в которую входят персонажи и эпизоды
Священного писания, аплегорические образы.
Лучшие произведения готич пластики —
статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе,
Амьене, Страсбуре проникнуты одухотворённой
красотой, искренностью и благородством
чувств. Декор ритмически организован
и строго подчинён архитектурным членениям
фасада, что обусловило стройную тектонику
и пропорции статуй, торжественность их
поз и жестов. Другие части храмов также
украшались рельефами, статуями, растительным
орнаментом, изображениями фантастических
животных; характерно обилие в декоре
светских мотивов (сцены труда ремесленников
и крестьян, гротескные и сатирические
изображения). Разнообразна и тематика
витражей, в гамме которых преобладали
красные, синие и жёлтые тона.
Сложившаяся
готическая каркасная система
появилась в церкви аббатства
Сен-Дени (1137—44). К ранней готике
относятся также соборы в Лане,
Париже, Шартре. Богатством ритма,
совершенством архитектурной композиции
и скульптурного декора отличаются
грандиозные соборы зрелой готики
в Реймсе и Амьене, а также
часовня Сент-Шапель в Париже (1243—48)
с многочисленными витражами. С середины
13 в. величественные соборы строились
в древних европейских странах — в Германии
(в Кельне), Нидерландах (в Утрехте), Испании
(в Бургосе, 1221— 1599), Великобритании (Вестминстерское
аббатство в Лондоне), Швеции (в Упсале),
Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в
Праге), где готические строительные приёмы
получили своеобразную местную интерпретацию.
Крестоносцы донесли принципы готики
до Родоса, Кипра и Сирии.
В конце
13 — начале 14 вв. строительство соборов
во Франции переживало кризис:
архитектурные формы стали суше,
декор обильнее, статуи получили
одинаковый подчёркнутый S-образный
изгиб и черты куртуазности. С
14 в. большое значение приобрели
городские и монастырские зальные
церкви, замковые и дворцовые
капеллы. Для поздней ("пламенеющей")
готики характерен прихотливый,
напоминающий языки пламени узор
оконных проемов (церковь Сен-Маклу
в Руане). В светском городском зодчестве
использовались главным образом композиции
и декоративные приёмы готики. На главной
площади городов строились ратуши с обильным
декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене,
1351—1509). Замки превращались в величественные
дворцы с богатым внутренним убранством
(комплекс папского дворца в Авиньоне),
строились особняки ("отели") богатых
горожан.
В поздней
готике получили распространение
скульптурные алтари в интерьерах,
объединяющие деревянную раскрашенную
и поэолоченную скульптуру и темперную
живопись на деревянных досках. Сложился
новый эмоциональный строй образов, отличающийся
драматичной (нередко экзальтированной)
экспрессией, особенно в сценах страданий
Христа и святых, переданных с беспощадной
правдивостью. Появились росписи на светские
сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14—15
вв.). В миниатюрах (часословах) наметилось
стремление к одухотворённой человечности
образов, к передаче пространства и объема.
К лучшим образцам французского готического
декоративного искусства принадлежат
мелкая скульптура из слоновой кости,
серебряные реликварии, лиможская эмаль,
шпалеры и резная мебель.
В Германии
расцвет готики относится к
середине 13 в. (западный хор собора
в Наумбурге). Здесь рано появились
зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге,
1235— 83); на юго-западе сложился тип 1-башенного
собора (в Фрайбурге-ин-Брайсгау, Ульме);
строились кирпичные церкви (монастырь
в Корине, 1275—1334; Мариенкирхе в Любеке),
в которых простота планов, объёмов и конструкций
сочеталась с узорной кладкой, применением
глазурованного и фигурного кирпича. Многообразны
по типам, композиции и декору каменные,
кирпичные и фахверковые светские постройки
(городские ворота, ратуши, цеховые и складские
здания, танцевальные залы). Скульптуру
соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбурге)
отличают конкретность и монументальность
образов, мощная ппастичная экспрессия.
Поздняя немецкая готика (конец 14—начало
16 вв.) дала блестящие образцы зальных
церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце,
1499— 1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург
в Майсене) со сложными узорами сводов.
Достигли расцвета алтарная скульптура
и живопись. Готика получила распространение
также в Австрии (готическая часть собора
св. Стефана в Вене) и Швейцарии (собор
в Берне).
Славу
нидерландской готике принесли
башни соборов в Антверпене
и Мехелене, но особенно богато декорированные
гражданские постройки (суконные ряды
в Ипре, 1200—1304, Брюгге; ратуши в Брюсселе,
Лёвене).
В Великобритании
предпосылки готики возникли
раньше, чем на Европейском континенте,
но её развитие, прерывавшееся
внутренними историческими потрясениями,
было замедленным. Английские
соборы, большей частью монастырские,
обычно представляют собой невысокий,
вытянутый в длину объём с
прямоугольным завершением хора
и башней над средокрестием. Строгая
геометрическая простота объёмов как
бы компенсируется богатством и сложностью
узоров на фасаде и сводах. По формам
декора различают стили: ранний ("ланцетовидный";
собор в Солсбери), "украшенный" (близкий
к "пламенеющей" готике (собор в Эксетере,
между 1275—1375) и "перпендикулярный",
отличающийся дробным ритмом вертикалей
на стенах и окнах и прихотливым плетением
нервюр на сводах и потолках (капелла Кингс-колледжа
в Кембридже, 1446—1515). С готикой связан
расцвет английской книжной миниатюры,
резьбы по алебастру и дереву, вышивки.
Влияния английской, французской и немецкой
кирпичной готики сказались на готическом
зодчестве Норвегии (собор в Тронхейме,
готические части — 1180—1320), Дании (собор
св. Кнуда в Оденсе, около 1300— 15 в.), Швеции
(церковь в Вадстене, 1369—1430).
В Испании
обширные городские соборы (в
Севилье) имели обычно чётко
расчленённые декором на ярусы
плоскости стен и небольшие
окна. Интерьер разделялся надвое
заалтарным образом (ретабло) со скульптурой
и живописью. На готическую архитектуру
Каталонии и Южной Испании оказало влияние
мавританское искусство (1-нефный позднеготический
собор в Жероне, 1325—1607). Крупные сводчатые
залы создавались в светских зданиях (биржа
в Пальме на о-ве Мальорка, 1426—51). В 16 в.
готические конструкции были перенесены
в испанские колонии в Америке.
В Италии
в 13—14 вв. элементы готики включались
в романскую по духу архитектуру
храмов. Стрельчатые готические
своды и декор сочетались со
статичностью архитектурных масс,
пропорциональной ясностью просторных
интерьеров, мраморной полихромной
облицовкой фасадов и интерьеров
(собор в Сиене, церковь Санта-Мария
Новелла во Флоренции). Наиболее
ярко готика в Италии проявилась
в гражданском строительстве
— ратушах (Палаццо Публико в
Сиене, Палаццо дель Подеста во Флоренции)
и дворцах (Дворец дожей в Венеции). Их
суровый (в Сиене, Флоренции) или изящный
(в Венеции) декор контрастировал с монолитной
кладкой стен. Воздействие венецианской
готики сказалось на архитектуре Далмации
(Хорватия), Греции, Крита, Кипра. В изобразит,
искусстве Италии развитие готики было
ограничено ранним сложением культуры
Возрождения. Готическим постройкам Восточной
Европы нередко присущи крепостные черты,
лаконизм и внешняя суровость форм, контрастирующие
с нарядным декором окон, башен, порталов.
В Венгрии готика распространилась в конце
13—15 вв. (церковь св. Михаила в Шопроне,
замок в Вишеграде). Расцвет чешской готики
относится к 14—15 вв. (собор св. Вита и Карлов
мост в Праге, зальный храм св. Барбары
в Кут-на-Горе, зальные церкви Юж. Чехии).
Готика распространилась также в Словакии,
Словении, Трансильвании. В Польше готика
развивалась в 13—15 вв. Войны с Тевтонским
орденом стимулировали крепостное строительство,
а развитие городов способствовало расцвету
светской архитектуры (ратуша в Торуни,
городские укрепления с барбаканами в
Кракове и Варшаве. Ягеллонский университет
в Кракове). На юге Польши костёлы строились
из камня и кирпича (костёл Девы Марии
в Кракове), на севере — из кирпича (костёл
Девы Марии в Гданьске). В Латвии переход
к готике произошёл в 13—14 вв. (Домская
церковь в Риге; замок в Цесисе, 13—16 вв.).
В южной Эстонии в 14 в. строились кирпичные
готические церкви (церковь Яани в Тарту).
Готический облик Таллина определился
в 14—15 вв. (Вышгород и бюргерская часть
города с ратушей, церковь Олевисте). К
14—15 вв. относятся раннеготические памятники
Литвы (замок в Тракае), в 15—16 вв. богатый
кирпичный декор получают церковь Онос
в Вильнюсе и дом Перкуно в Каунасе.
В позднеготическую
эпоху накопление эмпирических
знаний, рост интереса к реальности,
к наблюдению и изучению натуры,
возросшая роль творческой индивидуальности
подготовили почву для ренессансной
системы мировосприятия. Этот процесс
проявился в 14—нач. 16 вв. во французской
и бургундской миниатюре, в
скульптуре (Клаус Слютер) и живописи
(Мельхиор Брудерлам и др.) немецкой, чешской.
польской декоративной пластике (Пётр
Парлерж), в алтарной скульптуре и живописи
(мастер Теодорик и др.). В 15— 16 вв. он был
ускорен влиянием итальянского и нидерландского
Возрождения. На протяжении 16 в. готика
почти повсеместно сменилась ренессансной
культурой.