Государственная культурная политика современной России: региональное измерение

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 13:03, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена растущей сложностью и многообразием политического пространства современной России, происходящими в регионах поливариативными политическими процессами. Необходимо осмысление, описание и анализ динамики реальных перемен, характеризующих культурную политику на региональном уровне как политический процесс осуществления управленческого воздействия государства в области культуры.

Разработка новых подходов к анализу государственной культурной политики в региональном измерении актуализирует задачу содержательного и эмпирического исследования концептуальных основ формирования направлений государственной культурной политики, ресурсного потенциала акторов культурной политики в России и развитых странах Европы. Подобное сравнение может вывить, в чем состоит специфика российской государственной культурной политики, осознать причины, тормозящие ее развитие в нужном направлении в нашей стране. Это, в свою очередь, позволит оценить, каким должен быть оптимальный социально оправданный вариант при выборе модели государственной культурной политики России, адекватной складывающимся экономическим, социальным и политическим предпосылкам, существующим сегодня в российском обществе.

Работа содержит 1 файл

Диссер Культурная политика Востряков.doc

— 280.00 Кб (Скачать)

     Установлено, что определяющим мотивом для широких контактов управленцев является недостаток информации. Анализ выявил также относительно низкий уровень удовлетворенности устанавливаемыми контактами. Особую неудовлетворенность вызывают отношения управленцев с властными институтами по вертикали. Более позитивно оцениваются коммуникации внутри своих администраций и учреждений, но назвать их полностью удавшимися вряд ли возможно. Делается вывод, что взаимодействие в формальных сетях пока не является тем ресурсом, на который руководители могут опереться.

     В пятом параграфе «Различия во взглядах на государственную культурную политику российских и западноевропейских администраторов» приводятся выводы исследования базовых представлений о культурной политике администраторов культуры России и Западной и Восточной Европы, проведенного на материалах интервью. Принципиальное отличие между европейскими специалистами и российскими управленцами разного уровня заключается в том, что россияне, обсуждая проблемы государственной культурной политики, начинают с ее критики. Европейские администраторы, напротив, пытаются адаптировать провозглашенные государством принципы к реальной практике, обнаруживают большую лояльность к своей власти.

     Анализ  качеств, которые востребованы рыночными  условиями, показывает, что у россиян наблюдается повышенная, по сравнению с руководителями из Западной Европы, ориентированность на результаты труда. Как свершившийся факт европейские администраторы представляют взаимодействие с политиками, чего нельзя сказать о российских управленцах.

     В заключение параграфа формулируются  итоговые выводы главы: позиция и масштаб управленческой деятельности во многом предопределяют характер оценки проблемной ситуации и избираемую стратегию поиска путей выхода из нее. Каждая из исследованных групп управленцев приобрела опыт выживания в рыночных условиях, а потому имеет право на собственное видение проблем, способов их решения и на собственную оценку допущенных ошибок.

     Высокий уровень региональной дифференциации оценок – это, скорее всего, не только свидетельство существенных региональных различий ситуации в сфере культуры, но и показатель уровня готовности самих администраторов к работе в условиях рынка. В целом, исследование обнаруживает устойчивость процесса осознания перехода к новой – патерналистской (рыночной) модели государственной культурной политики как новой парадигме развития культуры.

     В ПЯТОЙ ГЛАВЕ «Акторы государственной культурной политики: представления о профессии, особенности ценностных ориентаций и образ идеального управленца» освещается вопрос, что такое профессионализм и новый профессионализм управленца культуры путем анализа того, как администраторы и менеджеры культуры оценивают собственный профессионализм, из каких компонентов, по их мнению, он складывается. Специально рассматривается вопрос о том, можно ли сформировать профессионализм управленцев посредством образовательных программ.

     В первом параграфе «Профессиональная идентичность и представления о профессионализме» анализируются результаты авторского исследования представлений о профессионализме и образе профессионала у управленцев культуры разных уровней. Результаты исследования позволяют говорить о существенной трансформации представлений управленцев о собственных достижениях за годы постсоветского развития. Отмечается тенденция нарастания важности профессиональных качеств, но наиболее востребованным качеством для российского управленца сегодня остается не креативность, а исполнительность. Рост значимости в сознании российских управленцев такого качества как уважение к личности фиксирует переход сотрудников региональных органов культуры с закрытой позиции по отношению к тем, с кем они работают, на более открытую.

     Особое  место в работе отводится рассмотрению представлений управленцев об оптимальном образовании. Из анализа соотношения оценок профильного образования и управленческой подготовки делается вывод о предпочтительности и дефиците последней в современных условиях. На основании концепции А. Визанда (разделение рыночно ориентированной и традиционной моделей образования) делается попытка концептуализировать существующие образовательные программы, сопоставить реальные стратегии обучения управленцев с их представлениями о желаемом образовании. Осуществленный анализ позволяет говорить о наличии у управленцев стремления совершенствовать свои управленческие навыки, овладевать новыми технологиями. При этом, процесс осознания важности формирования нового профессионализма, востребуемого партнерской моделью культурной политики, пока опережает процесс реального овладения этими навыками. Растет необходимость концептуализации накопленного опыта. Соответственно, выявляются предпочтения управленцев в отношении каналов получения образования и наиболее желаемые методы его получения. Обнаружена корреляция оценки содержания профессионализма управленца культуры в зависимости от занимаемой управленческой позиции.

     Во  втором параграфе «Администраторы и менеджеры культуры: особенности ценностных ориентаций» анализируются результаты авторского исследования. Показывается, что обе группы администраторов ценят интересную работу, связанную с новыми впечатлениями. Муниципальные руководители в большей степени воспринимают себя как лиц, решающих конкретные задачи. Региональные администраторы больше ориентируются на процесс работы, а также на возможность решить материальные проблемы. Ведущей ценностью для российских менеджеров выступила возможность видеть ощутимые результаты труда.

     Общими  также являются низкая выраженность собственно материальных мотивов, ценностей самоутверждения и повышения собственного престижа. Управленческий опыт музейных руководителей практически не влияет на характер их ценностных предпочтений, хотя в группе директоров театров влияние стажа заметно. Параллельно проводится сравнительный анализ европейских управленцев, показывающий, что они более ориентированы на профессиональный рост и творчество, нежели россияне. Доказывается, что низкая ценность материального фактора не имеет межстрановых различий.

     В третьем параграфе: «Образ успешного управленца в сравнении с самооценками» анализируются результаты авторского исследования образа успешного управленца в оценках самих руководителей культуры. Отмечается, что у российских администраторов образ успешного управленца включает три важные составляющие: коммуникативность, креативность и умение прогнозировать ход событий. Высоко оценивается также способность работы в команде. Российские администраторы не хотят опираться в работе на привычные схемы и быть эмоционально-закрытыми, избегают осознанного эгоцентризма. Наиболее существенные расхождения между самооценкой и идеальным образом у администраторов наблюдаются относительно креативности, стрессоустойчивости и солидарности. Их самооценки по этим параметрам относительно низки. Однако в интервью они отмечают, что нетривиальные управленческие подходы являются сегодня наиболее востребованными.

     Описание  особенностей российских управленцев  завершается формулировкой следующих выводов:

  • Развитие управленца высокого уровня предполагает не только и не столько наращивание профессионализма, сколько тренировку гуманитарных, этических сторон личности, без которых невозможна командная работа и работа с людьми по установлению партнерских отношений, продуктивному сотрудничеству;
  • Существенную роль в деятельности управленцев начинают играть сочетания «внутренних качеств». Это свидетельствует о близости нового этапа в эволюции государственного управления, когда будет востребован иной профессионал – системный администратор, в личности которого будут сочетаться различные, не исключено, что взаимоисключающие качества;
  • Имеются основания утверждать, что сегодня сообщество российских администраторов культуры характеризуется отсутствием единообразия в ценностях и нормах. Правильнее вести речь о доминировании субкультур, сосуществующих в рамках одной организации при отсутствии единой профессиональной культуры.

     Для развития авторской концепции важное место имеет результат сравнительного анализа особенностей построения образа успешного управленца западноевропейскими, восточноевропейскими и российскими администраторами. Общими качествами, благодаря которым управленцам разных стран удается достигать успеха в своей деятельности, выступают способность к сотрудничеству и стремление к новизне. Расхождения касаются элементов стимулирования, готовности к риску, внутренней динамичности управленческих стратегий. Структуры представлений образа успешного администратора российских и европейских управленцев совпадают в большей степени, нежели данные ими самооценки.

     Выраженные  различия в самооценках европейских  и российских администраторов свидетельствуют не о более низком потенциале адаптации к рыночным преобразованиям отечественных управленцев, а о наличии принципиально иных стратегий управленческой деятельности, «работающих» в российских условиях. Выдвигается предположение, что у российских управленцев еще не сформулировано осознание собственных преимуществ, а уровень требований к себе остается высоким. Формулируется вывод, что европейские и российские администраторы ориентируются на близкие ценности профессиональной управленческой деятельности. Однако институты, в рамках которых осуществляют свою деятельность российские управленцы, характеризуются выраженной инерцией, что в значительной степени определяет ограничения профессионального и личностного развития администраторов культуры. При этом, уровень расхождения между российскими и восточноевропейскими администраторами незначительно, но выше, чем с коллегами из Западной Европы.

     В заключение приводятся общие выводы главы. Система ценностей российских руководителей культуры показывает их готовность к процессу глобализации, но управляемые ими социальные институты не обладают достаточным ресурсом развития в данном направлении.

     В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, эксплицируются основные выводы. В целом можно отметить, что выдвинутые гипотезы достоверно подтверждены. Тем самым авторская концепция содержания государственной культурной политики, состава и специфики ее исполнителей, форм проявления профессионализма, ценностных предпочтений, личностных качеств, востребуемых для работы в современных условиях, в основном, подтвердилась. Конкретные данные свидетельствуют о наличии перспектив ее дальнейшего развития. 

     Основное  содержание диссертации отражено в  публикациях автора: 

а) монографии

1. Востряков,  Л. Е. Региональная культурная  политика пореформенной России: субъектное измерение. Монография [Текст] / Л. Е. Востряков. – СПб.: Изд. СЗАГС, 2005. – 344 c. (21,5 п.л.)

2. Востряков,  Л. Е. Региональные управленческие  отношения в сфере культуры: поиск  новой управленческой парадигмы.  Монография [Текст] / Л. Е. Востряков. – М.: Институт социологии РАН, 1996. – 112 с. (7,0 п.л.) 

б) Статьи в журналах, в которых рекомендуется  публикация основных результатов диссертаций  на соискание ученой степени доктора наук

3. Востряков,  Л. Е. Культурная политика как научная дисциплина и область практической деятельности / Л. Е. Востряков, Б. В. Периль [Текст] // Личность. Культура. Общество. 2004. Т. 6. Вып. 3 (23). С. 240–253. (0,8/0,4 п.л.)

4. Востряков,  Л. Е. Модели культурной политики (кросскультурный анализ) [Текст] / Л. Е. Востряков // Общество и экономика. 2004. №1. С. 139–178. (2,2 п.л.)

5. Востряков  Л. Е. Руководители учреждений  культуры регионов: штрихи к социальному  портрету [Текст] / Л. Е. Востряков // Личность. Культура. Общество. 2004. Т. 6. Вып. 4 (24). С. 235–247. (0,8 п.л.)

6. Востряков,  Л. Е. Рыночные реформы и  региональные администраторы сферы  культуры: социальный профиль [Текст] / Л. Е. Востряков // Общественные науки и современность. 2004. № 4. С. 87–96. (0,7 п.л.)

7. Востряков,  Л. Е. Субъекты культурной политики региона при переходе к рынку [Текст] / Л. Е. Востряков, А. Е. Чирикова // Социс. 2004. № 10. С. 80-86. (0,6/0,4 п.л.) 

в) работы, опубликованные в материалах всесоюзных, всероссийских и  международных конференций

8. Востряков,  Л. Е. Управленческие команды сферы культуры: штрихи к социальному портрету [Текст] / Л. Е. Востряков // Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность. Материалы II межд. научн. форума. – СПб.: Изд. СЗАГС, 2005. С. 57-70. (1,5 п.л.)

9. Востряков, Л. Е. Региональная культурная политика: взгляд из регионов [Текст] / Л. Е. Востряков // Человек, культура и общество в контексте глобализации современного мира. Материалы межд. научн. конф. «Человек, культура и общество в контексте глобализации современного мира». Вып. 3. – М.: Изд. «Независимый институт гражданского общества», 2005. С. 313–325. (0,8 п.л.)

Информация о работе Государственная культурная политика современной России: региональное измерение