Глобализация культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 16:07, реферат

Описание работы

Введение
Сегодня ни одной страной и ни одним обществом социальные группы и индивиды не воспринимаются как замкнутые и самодостаточные феномены. Они включены во всеобщие взаимоотношения и взаимообусловленность.
Всеобщая взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимоотношения являются закономерностью крайне сложных и противоречивых процессов глобализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Понятие-культура………………..……………………………………... .4
2 Глобализация и национальные культуры...……………………………..5
3 Начало процесса глобализации………………………………………….7
4 Какими качествами характеризуется глобализация……………………8
5 Авторы и противники глобализации……………………………………10
6 Характер культуры и виды сопротивления…………………………….11
7 Чего боятся страны-противники глобализации………………………..12
Роль и значение культуры для человека……...…………………………..13
Список литературы………………………………………………………...17

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 44.86 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство связи (Россвязь)

ФГОБУ ВПО «СибГУТИ»

 

 

 

 

Кафедра ССП

 

 

 

 

Реферат по курсу культурологии на тему:

«Глобализация культуры»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Шыырап С.К. гр. ИВ-15

Проверил:

Сторожева С.П.

 

 

 

Новосибирск 2010

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

1 Понятие-культура………………..……………………………………... .4

2 Глобализация и национальные  культуры...……………………………..5

3 Начало процесса глобализации………………………………………….7

4 Какими качествами характеризуется глобализация……………………8

5 Авторы и противники  глобализации……………………………………10

6 Характер культуры и  виды сопротивления…………………………….11

7 Чего боятся страны-противники  глобализации………………………..12

Роль и значение культуры для человека……...…………………………..13

Список литературы………………………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня ни одной страной и ни одним обществом социальные группы и индивиды не воспринимаются как  замкнутые и самодостаточные феномены. Они включены во всеобщие взаимоотношения и взаимообусловленность.

Всеобщая взаимосвязь, взаимообусловленность  и взаимоотношения являются закономерностью  крайне сложных и противоречивых процессов глобализации.

Глобализация — это всеобщий и многосторонний процесс культурной, идеологической и экономической  интеграции государств, государственных  объединений, национальных и этнических единств, что представляет собой  сопутствующее явление современной  цивилизации.

Страны и народы всего мира существуют в условиях растущего взаимовлияния. Ускоренные темпы развития цивилизации  и хода исторических процессов поставили  вопрос о неизбежности глобальных взаимоотношений, об их углублении, укреплении и ликвидации изоляции стран и народов.

Изолированность от мира, замкнутость  в собственных рамках была идеалом  общества аграрного типа, для современного общества характерен тип человека, вечно преступающего установленные  границы и обретающего новый  облик, всегда движимого прежде всего мотивами обновления и изменения.

Последующие исторические процессы предопределили все большее сближение народов  и стран. Подобные процессы охватывали все большее пространство и обусловливали  общий исторический прогресс и новый  этап интернационализации.

Сегодня же глобализация стала процессом  строительства нового единства всего  мира, ведущее направление которого и есть интенсивное распространение  экономики, политики и культуры развитых стран во многообразном пространстве развивающихся и отсталых стран. Эти масштабные процессы происходят, по преимуществу, добровольно.

Всеобщие процессы глобализации вызывают необходимые и глубокие перемены в деле сближения и взаимосотрудничества народов и государств. За этим следует процесс сближения и унификации уровня жизни и его качества.

Мир объединяется с целью  решения межгосударственных или  локальных региональных проблем. Взаимосближению и интеграции сопутствуют процессы, которые могут оказаться опасными для самобытности малочисленных народов и национальностей. Здесь имеется в виду установление тех норм и стандартов, которые по сей день остаются проблемными для высокоразвитых стран. Грубая трансплантация норм и ценностей в общественный организм может оказаться губительной.

Понятие – Культура

Культура - исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации  жизни и деятельности людей. Понятие  культуры употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и  наций (например, античная культура, культура майа), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта). В более узком смысле термин «культура» относят только к сфере духовной жизни людей. В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д.

Культурология же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Именно культура отличает человека от всех остальных существ.

Понятие культуры обозначает универсальное  отношение человека к миру, через  которое человек создает мир  и самого себя. Каждая культура- это  неповторимая вселенная, созданная  определенным отношением человека к  миру и к самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем  не просто книги, соборы или археологические  находки, - мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых  люди и жили, и чувствовали себя иначе, чем мы.

Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым  творческим опытом. Она включает в себя не только предметные результаты деятельности людей (машины, технические сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы права и морали и т.д.), но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества).

В силу того, что человек, по своей  природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные, так  и духовные средства. Для удовлетворения материальных потребностей он создает  и потребляет пищу, одежду, жилища, создает  технику, материалы, здания, дороги и  т.п. Для удовлетворения духовных потребностей он создает духовные ценности, нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологические, религиозные идеалы, науку и искусство. Поэтому деятельность человека распространяется по всем каналам  как материальной, так и духовной культуры. Поэтому человека можно  рассматривать как исходный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него; и его роль творца культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как средство для собственного развития.

Таким образом, культура — это все  материальные и нематериальные продукты человеческой деятельности, ценности и признанные способы поведения, объектированные и принятые в любых общностях, передаваемые другим общностям и последующим поколениям.

Глобализация и  национальные культуры

Культура, поскольку она является продуктом человеческой деятельности, не может существовать вне общности людей. Эти общности представляют собой  субъект культуры, являются ее создателем и носителем.

Нация создает и сохраняет свою культуру как символ реализации своего права. Нация, как культурная реальность, проявляет себя в разных сферах, каковыми являются обычай, направленность воли, ценностная ориентация, язык, письменность, искусство, поэзия, судопроизводство, религия и т.д. Свою высшую функцию нация должна видеть в существовании нации как таковой. Она вечно должна заботиться об упрочении суверенности государства.

Сохранение самобытности и ее укрепление, главным образом, зависит от активности внутренних сил и от выявления  национальной внутренней энергии. Культура общности не является простой суммой культур отдельных личностей, она  сверхиндивидуальна и представляет собой совокупность ценностей, творческих продуктов и стандартов поведения общности людей. Культура — единственная сила, формирующая человека как члена общности.

Культура сохранения национальных особенностей становится богаче, если она взаимодействует со многими  народами мира.

Личностная свобода, высокий уровень  социальной сплоченности, социальная солидарность и др. — это и  есть те основные ценности, которые  обеспечивают жизнеспособность любых  малых народов и реализуют  национальные стремления и идеалы.

Глобализация выдвигает идеал  «глобальной правовой государственности», что неизбежно ставит вопрос о  расширении средств ограничения  государственного суверенитета. Это  является фундаментальной негативной тенденцией глобализации. В этих случаях  слаборазвитые страны, имеющие исторически  традиционную культуру, могут найти  себе место только среди поставщиков  сырья или стать рынком сбыта. Они могут остаться без собственной  национальной экономики и без  современных технологий.

Человек — единственное существо во вселенной, которое не только созерцает  ее, но и своей активной деятельностью  заинтересовано в целесообразном преобразовании ее и самого себя. Он является единственным разумным существом, способным к  рефлексии, к раздумьям над своим  бытием. Человек не равнодушен и  не безразличен к существованию, он всегда выбирает между разными  возможностями, руководствуясь желанием улучшить свое существование и свою жизнь. Основная особенность человека заключается в том, что он представляет собой личность, которая является членом определенной общности, со своим  волевым целеустремленным поведением и которая действием стремится к удовлетворению своих потребностей и интересов. Способность создания культуры и есть гарант человеческого бытия и его фундаментальный характеризующий признак.

В известной формулировке Франклина: «Человек — это животное, создающее  орудия» — подчеркивается то обстоятельство, что человеку свойственны активность, труд, творчество. В то же время, он представляет совокупность всех общественных отношений (К. Маркс), в которые люди вступают в процессе социальной деятельности. Результатом такой деятельности являются общество и культура.

Общественная жизнь — это, прежде всего, интеллектуальная, моральная, экономическая  и религиозная жизнь. Она охватывает все особенности совместной жизни  людей. «Общество подразумевает  систему взаимоотношений, связывающую  индивидов, принадлежащих к общей  культуре», — отмечает Э. Гидденс. Ни одна культура не может существовать без общества, но также и ни одно общество не может существовать без культуры. Мы не были бы «людьми» в том полном смысле, который обычно вкладывается в данный термин. Мы не имели бы языка, чтобы выразить себя, не обладали бы самосознанием, и наша способность думать и рассуждать была бы сильно ограничена...»

В ценности всегда выражены обобщенные цели и средства их достижения. Они  играют роль фундаментальных норм, которые обеспечивают интеграцию общества, помогают индивидам осуществлять социально  одобряемый выбор своего поведения  в жизненно значимых ситуациях, в  том числе и выбор между  конкретными целями рациональных действий. Ценности служат социальными индикаторами качества жизни, а система ценностей  образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Система ценностей, в  свою очередь, оказывает обратное влияние  на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейших стимулов социального действия, поведения  индивидов.

В культуре каждой общности приняты  определенные системы ценностей  и соответствующая иерархия. Мир  человеческих ценностей, затронутый бурными  переменами, стал очень изменчив и  противоречив. Кризис системы ценностей  означает не их тотальное уничтожение, а изменение их внутренних структур. Ценности культуры не погибли, однако они стали другими по своему рангу. В любой перспективе появление  нового элемента влечет за собой перетасовку  всех остальных элементов иерархии.

Моральные ценности и нормы —  очень важные явления в жизни  индивида и общества. Именно через  эти категории осуществляется регулирование  жизни индивидов и общества. И  ценности, и нормы «вплетены» в  общество. Вместе с этим, соблюдение норм — не только их внешняя функция. В соответствии с групповыми нормами  индивид рассматривает самого себя.

Пробуждение национального самосознания, которое наблюдается в сегодняшней  действительности, свидетельствует  о неестественности процесса слияния  наций, о несоответствии его природе  человека.

Пока же некоторые мыслители  обеспокоены будущим человечества в условиях усиленной цивилизации  и глобализации. «Наш XX век был, может  быть, самым драматичным в истории  человечества с точки зрения судеб  людей, народов, идей, социальных систем и цивилизации, — отмечает А.А. Зиновьев, — ...Это был, может быть, последний  человеческий век».

Начало процесса глобализации

С 90-х годов прошлого века о феномене глобализации стало известно самым  широким кругам общества, несмотря на то, что первые его признаки стали  появляться еще в 50-х годах. После  окончания Второй мировой войны сформировался новый мировой уклад. Появились два идеологических лагеря: так называемый коммунистический, вместе со своим военным блоком (страны Варшавского договора), и так называемый капиталистический, образовавший Североатлантический альянс. Остальные страны, так называемый «третий мир», представляли собой арену, на которой проходило состязание двух враждующих лагерей, но сами они не играли существенной роли в мировых политических процессах.

Капиталистический блок, с либерально-демократическими ценностями и экономикой, основанной на частной собственности, представлял  собой открытое общество и оказался более жизнеспособным, чем закрытое общество, построенное на общественно-коммунистических принципах равноправия. Парадоксально, но факт: коммунистический режим изменял  основным принципам марксизма и  подчинял политику экономике, в то время как открытое общество изначально строило свою политику исходя из экономических процессов.

Информация о работе Глобализация культуры