Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:34, контрольная работа
В ряду художников, составивших славу русского искусства, Федот Иванович Шубин занимает одно из самых почетных мест. Замечательноый скульптор-портретист — "чародей формы, поэт изящного реализма!", как писал о нём Н.Врангель[1] донес до нас живое и одухотворенное лицо своей эпохи.
Он жил в XVIII веке и был одним из первых выпускников петербургской Академии художеств.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Начало творческого пути…………………………………………………4
Глава 2. Путешествие за границу……………………………………………….…8
Глава 3. Возвращение в Петербург……………………………………………….14
Глава 4. Последние годы жизни………………………………………………..…18
Заключение………………………………………………………………………...21
Список использованной литературы…………………………………………..22
В 1792 году Шубин по памяти с увлечением лепит бюст М.В. Ломоносова (ГРМ) для Камероновой галереи Царского Села, где размещались бюсты античных героев. В отличие от других, этот портрет прост по композиции и трактовке формы, в нем нет никаких элементов парадности и официальности. Напомним, что Шубин относился к Ломоносову с особым пиететом. Гениальный русский ученый был ему близок не только как земляк, но и своей творческой вдохновенностью; в его облике видны живой ум, энергия, сила чувств. Но разные ракурсы дают разные аспекты натуры. И в другом повороте мы читаем на лице и грусть, и разочарование, и даже выражение скепсиса. И хотя работа эта не с натуры (Ломоносов умер за 27 лет до нее), скульптурный портрет М.В. Ломоносова работы Ф.И. Шубина считают наиболее достоверным изображением ученого.
Шубин работает много и быстро, никогда не повторяясь и не впадая в шаблон. Шедевром портретного искусства стал знаменитый бюст Павла I (1797-мрамор, 1798-бронза, ГРМ). Здесь сентиментальная мечтательность уживается с жестким, почти жестоким выражением лица, а уродливые, почти гротескные черты не лишают образ величественности. Шубин раскрывает в нем всю сложность противоречивого образа: надменность, холодную жестокость, болезненность и скрытое в глубине страдание. Тем не менее, работа скульптора Павлу понравилась. Необычайно выразителен по остроте и беспощадности характеристики созданный скульптором в 1798 году бюст А.А. Безбородко (мрамор; ГРМ), секретаря Екатерины II, человека умного, властного и жестокого. За годы своей творческой жизни Шубин выполнил портреты и бюсты практически всех крупнейших российских государственных деятелей, военачальников, чиновников. Он исполнил множество портретов русской знати, стал модным художником. Однако с каждым годом положение Шубина становилось все тяжелее. В 1797 году он обращается за помощью к Павлу I, а через год подает прошение Академии с просьбой "не оставить дачею хотя одной казенной квартиры с дровами и свечами". Но и это осталось без внимания. Шубину не на что было содержать семью, он стал слепнуть, а в 1801 году сгорели его небольшой дом на Васильевском острове и мастерская с работами, которые там находились.
Удары судьбы не заставили Шубина изменить себе. В одной из последних работ - бюсте Александра I (1801) за внешней приветливостью императора видно холодное равнодушие. Александр все же выказал милость - пожаловал скульптору бриллиантовый перстень. Вынуждена была проявить внимание к Шубину и Академия, предоставив казенную квартиру и свечи, о которых он давно просил. В 1803 году по указу Александра I Шубина назначили, наконец, адъюнкт профессором с жалованием по штату. Но здоровье было вконец подорвано, и 12 (24) мая 1805 года в Петербурге Ф.И. Шубин умер, не дожив нескольких дней до своего 65-летия. Пенсии его вдове Академия не дала "по причине кратковременного служения ее покойного мужа".
Смерть крупнейшего скульптора русского "века Просвещения" прошла почти незамеченной. Трагически кончилась жизнь ваятеля, искусство которого, по словам В.И. Мухиной, было "образом времени". Его тихо похоронили на Смоленском православном кладбище. В октябре 1931 года останки Ф.И. Шубина были перенесены в мемориальный Некрополь XVIII века (Лазаревское кладбище) Александро-Невской лавры. Туда же перенесли и скромный надгробный памятник - мраморный жертвенник с барельефным портретом (скульптор И.П. Прокофьев) и знаменитой эпитафией.
Заключение
Федот Иванович Шубин - мастер мирового уровня - тонкий, глубокий, проникновенный портретист, ваятель, виртуозно владевший формой, умевший подчинить себе материал и использовать его свойства. Потрясает удивительная способность мастера заглянуть в глубины человеческой души и воплотить характер в сложности его противоречивых свойств и качеств - способность, необычайная даже для его времени, - времени подъема русского портретного искусства.
Творчество Шубина - одна из вершин русской и мировой реалистической скульптуры. Его лучшие традиции были восприняты целой плеядой крупнейших русских мастеров - Козловским, Мартосом и скульпторами XIX века.
Список использованной литературы
1. Врангель Н.Н.. История скульптуры // История русского искусства. Т.5. М., 1911.
2. Буглак С.Э. К изучению пенсионерского периода творчества Ф.И. Шубина. Архивные материалы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 631. С. 42-46.
3. Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М., 1780,
4. Ломоносов M.В. Полн. собр. соч. Т. 8. М.—Л., 1959.
5. Малиновский К.В. Записки Якоба Штелина о скульптуре в России XVIII века.Русское искусство второй половины XVIII— первой половины XIX века. Материалы и исследования. М., 1979.
6. Петров П.Н. Сборник материалов для истории Академии за сто лет ее существования. Т. 1. Спб., 1864.
2
[1] Врангель Н.Н.. История скульптуры // История русского искусства. Т.5. М., 1911. С.77-78
[2] Малиновский К.В. Записки Якоба Штелина о скульптуре в России XVIII века. Русское искусство второй половины XVIII— первой половины XIX века. Материалы и исследования. М., 1979. С. 113.
[3] Ломоносов M.В. Полн. собр. соч. Т. 8. М.—Л., 1959. С. 786-787.
[4] Петров П.Н. Сборник материалов для истории Академии за сто лет ее существования. Т. 1. Спб., 1864. С. 85.
[5] Там же. С. 85.
[6] Буглак С.Э. К изучению пенсионерского периода творчества Ф.И. Шубина. Архивные материалы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 631. С. 42.
[7] Там же. С. 42.
[8] Буглак С.Э. К изучению пенсионерского периода творчества Ф.И. Шубина. Архивные материалы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 631. С. 43
[9] Там же. С. 44.
[10] Буглак С.Э. К изучению пенсионерского периода творчества Ф.И. Шубина. Архивные материалы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 631. С. 44.
[11] Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М., 1780. С. 511.
[12] Там же. С. 358.
[13] Там же. С. 339.
[14] Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М., 1780. С. 517.
[15] Буглак С.Э. К изучению пенсионерского периода творчества Ф.И. Шубина. Архивные материалы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 631. С. 45.
[16] Буглак С.Э. К изучению пенсионерского периода творчества Ф.И. Шубина. Архивные материалы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 631. С. 46.