Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:34, контрольная работа
В ряду художников, составивших славу русского искусства, Федот Иванович Шубин занимает одно из самых почетных мест. Замечательноый скульптор-портретист — "чародей формы, поэт изящного реализма!", как писал о нём Н.Врангель[1] донес до нас живое и одухотворенное лицо своей эпохи.
Он жил в XVIII веке и был одним из первых выпускников петербургской Академии художеств.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Начало творческого пути…………………………………………………4
Глава 2. Путешествие за границу……………………………………………….…8
Глава 3. Возвращение в Петербург……………………………………………….14
Глава 4. Последние годы жизни………………………………………………..…18
Заключение………………………………………………………………………...21
Список использованной литературы…………………………………………..22
Профессора с русских пенсионеров ничего за учение не берут: готовят художников "к пользе и славе России", "ничего не требуя, велят более стараться делать с натуры"[8]. Учение Шубина успешно продвигается, и вскоре Пигаль предлагает ему новое задание: делать эскизы барельефов с эстампов знаменитых мастеров - Пуссена, Рафаэля, это считается нужным и полезным "как для положения места, так платия и видов"[9]. Создает Шубин и свободные, авторские композиции - по одной в неделю. Докладывает в Академию: "Делаю также круглые и в барельев портреты под смотрением моего учителя"[10]. Это увлечение портретной скульптурой весьма знаменательно, хотя в Петербург Шубин сообщает о нем как бы между прочим.
Рапорты пенсионеров свидетельствуют, что во Франции они находились в постоянном контакте с Дидро, возглавляющим группу философов - издателей "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел". В 1860-х годах Дидро разрабатывает эстетику просветительского реализма и призывает к верности натуре ("Правда натуры - основа правдоподобия искусства")[11]. Дидро считает портрет не только самым трудным жанром, но и самым демократичным. "Портретную живопись, искусство бюста должен чтить народ республики, где взорам граждан надлежит устремляться к защитникам их прав и свободы, - пишет он. - Иначе в монархическом государстве; там нет никого, кроме бога и короля. Однако если верно, что искусство живет лишь первоначальным принципом, его породившим, медицина - опытом, живопись - портретом, скульптура - бюстом, пренебрежение портретом и бюстом свидетельствует об упадке этих двух искусств"[12]. В "Опыте о живописи" Дидро утверждает, что "каждое сословие имеет свой характер и свое выражение"[13], вводя в сферу повышенного внимания портретиста выявление социальных особенностей характера. Идеи энциклопедистов, особенно Дидро, дали Шубину не меньше, нежели занятия в мастерской Пигаля. Он окончательно выбирает для себя стезю портретиста, все чаще сообщает в Академию художеств о своих портретных работах - и из Франции, где он задерживается на год дольше однокашников, и из Италии. Впрочем, Академия верна себе: звание "назначенного" - первое в академической системе - Шубин получает за "историческую статую "Греческая любовь" и терракотовую "Голову Авраама". В русской Академии утвердилось мнение, что портрет, как и натюрморт, "списывают", в то время как историческую композицию сочиняют, и поэтому последняя неизмеримо выше первого.
Италия, куда Шубин попадает летом 1770 года после долгих просьб и благодаря ходатайствам Д.Дидро и Э.-М. Фальконе, не могла не поразить его огромным количеством памятников античного искусства, культ которого на десятилетия установился в Европе после раскопок Геркуланума и Помпеи. И хотя учиться в Риме в эти годы было не у кого, сами памятники античности и Возрождения были учителями. Дидро, проповедующий ориентацию на натуру, признает, что "пренебрегать изучением великих образцов - значит вновь перенестись к тем временам, когда зарождалось искусство, и притязать на славу творца"[14]. С небольшим перерывом на поездку в Париж Шубин живет в Италии до весны 1773 года сначала как пенсионер Академии художеств, затем как спутник богатейшего русского промышленника Н.А. Демидова.
"Журнал путешествия его высокородия Никиты Акинфиевича Демидова" рассказывает о том, как возникла идея пригласить Шубина: "В ноябре 1772 года начаты делать Никиты Акинфиевича и Александры Евтиховны мраморные бюсты русским пенсионером Шубиным, из Рима возвратившимся, и чтобы более иметь время работать, то господин Шубин переехал к нам жить; а между тем всегда рассказывал Никите Акинфиевичу о древностях римских и о всех достопамятных вещах, чем возбудил охоту видеть и Италию к тому же уговорили мы с собою провожатым и господина Шубина, по довольному его знанию итальянского языка"[15]. Упоминания о Шубине в "Журнале" редки: едва ли богатые путешественники сознавали, как им повезло. Но характер записей после того, как к обществу присоединился молодой скульптор, заметно изменяется: больше внимания уделяется искусству, появляются элементы анализа увиденных достопримечательностей. В конце 1772 года Шубин во время путешествия с Демидовыми по Италии останавливался в Болонье, где выполнил ряд работ, за которые старейшая в Европе Болонская Академия выдала ему диплом на звание почетного академика. Живший в Риме И.И. Шувалов, и за границей не порывавший связи с Академией художеств, покровительствовавший одному из первых ее выпускников, заказывает Шубину свой портрет и бюст своего племянника Ф.Н. Голицына. В портрете И.И. Шувалова (мрамор, 1771, ГТГ) Шубин создает совершенно новый художественный образ. Компактность упругой формы, энергичная линия профиля - высокий лоб, крупный нос, резко выступающий подбородок - "гасят" округлость пухлых щек. Открыто и прямо устремленный взор "поддержан" строгим выражением плотно сжатого рта. Перед зрителем возникает натура деятельная, волевая и - при кажущейся мягкости - властная и энергичная. Известно, что в 1771 году по рекомендации И.И. Шувалова Шубин получил также заказ на парные портреты фаворитов императрицы - Алексея и Федора Орловых. "Сделал он с обоих бюсты столь удачно, - пишет вдова Шубина в Академию художеств, - что весь Рим о искусстве его узнал, а потому его высочество герцог Глочестерский посетить его изволил в мастерской, и увидя его бюсты, заказал ему оба сделать из мрамора и для себя, а по окончании отправить оные в Ливорну к консулу"[16]. Однако след бюстов затерялся и лишь в 1947 году был обнаружен мраморный барельеф с надписью на срезе: "Д[елал] в Риме Ф.Шубинъ 1771 го". Исследователями барельеф был определен как портрет Ф.Г. Орлова - один из тех парных "бюстов", о которых писала жена Шубина. Сегодня этот бюст находится в Англии в Рохэмптоне, неподалеку от Лондона.
В Италии был выполнен и один из первых дошедших до нас "круглых" бюстов - уже упоминавшийся портрет Ф.Н. Голицына (мрамор, 1771, ГТГ). Пожалуй, это один из самых "римских", наиболее антикизированных бюстов Шубина даже в этот период, когда влияние античного искусства в его творчестве наиболее ощутимо. И в то же время - одно из наиболее лирических произведений мастера. Удачным оказался и выполненный в Риме мраморный бюст Екатерины II, несмотря на то, что эта работа была исполнена не с натуры. Бюст императрицы до Октябрьской революции находился в имении Голицыных Петровское, откуда попал в частное собрание в Париже, а в 1969 году был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне. В середине 1970-х годов благодаря многолетним розыскам известной исследовательницы творчества Ф.И. Шубина О.П. Лазаревой в Италии были обнаружены портреты Демидовых, выполненные в Париже в 1772 году.
Летом 1773 года Шубин вместе с внуком уральского горнозаводчика Н.А. Демидовым совершает еще одно путешествие - в Англию. Приехав на несколько недель в Лондон, Шубин работает в мастерской известного скульптора-портретиста Дж. Ноллекенса. Работы пенсионерского периода доказывают, что к моменту возвращения на родину Шубин был уже сложившимся портретистом. Щедро одаренный природой и крепко связанный с традициями русского искусства, впитавший идеи Просвещения, прошедший школу лучших европейских Академий, изучивший сокровища искусства античности, эпохи Возрождения, он выходит на дорогу самостоятельного творчества.
Окрыленный первыми успехами, Шубин возвращается в Петербург в августе 1773 года. Российская империя, казалось, была на вершине могущества: одерживала победы в войнах на суше и на море, одновременно вела грандиозное строительство (достаточно вспомнить проект перестройки Кремля, над которым трудился В.И. Баженов). "Неустанно пеклась" о благе подданных "республиканка на троне" Екатерина II, окруженная сонмом полководцев, дипломатов, философов. И Шубин немедленно привлекается к созданию галереи портретов примечательных деятелей "допугачевского" периода царствования Екатерины.
Уже на третий день по приезде в Петербург Шубин приступает к работе над портретом вице-канцлера А.М. Голицына (гипс, 1773, ГРМ; мрамор, ГТГ). Именно этот бюст прославил мастера в его отечестве, и он же считается произведением, наиболее полно воплотившим все особенности творчества Шубина в ранний петербургский период. Когда воспринимаешь портрет Голицына фронтально, он поражает изысканностью силуэта. Широкие складки плаща свободно окутывают плечи, мягкие локоны парика обрамляют высокий лоб. В портрете появляется то, чего нельзя было достичь в барельефе: богатство ракурсов, открывающихся при пространственно-динамичном восприятии произведения. В самом деле, чуть измените точку восприятия портрета, сделайте шаг вправо. Гордая, надменно вскинутая голова с чеканным профилем, плотно сжатые губы, спокойный взор - все выражает уверенность в себе и высокомерную отчужденность. При обходе бюста можно проследить, как появляется на строгих губах легкая усмешка, в глазах - тепло, затем голова устало склоняется к правому плечу, усмешка сменяется насмешкой - над собой, над другими? Эта работа Шубина заслужила похвалу самого Фальконе.
После успеха бюста Голицына императрица приказала "никуда Шубина не определять, а быть собственно при Ея Величестве". А уже 4 сентября 1774 года, Академия художеств, нарушив устав, согласно которому звание академика полагается только за произведения исторического или мифологического жанра, присуждает его Шубину за портретный бюст императрицы, исполненный по воле Екатерины II с натуры и считающийся самым схожим из всех (находится в Эрмитаже).
Скульптор редко обращался к бронзе, он работал в основном в мраморе. В виртуозном овладении мрамором ему не было равных. Именно в этом материале мастер показал все многообразие и психологических решений, и художественных приемов. Языком пластики он создает образы необычайной выразительности, исключительной энергии, совсем не стремясь к их внешней героизации, как, например, бюст генерала-фельдмаршала З.Г. Чернышева (мрамор, 1774, ГТГ). В 1770-е годы мастер создал очень много портретов, при этом работал быстро: не менее одного бюста в месяц. Все желали иметь портреты, сделанные любимцем императрицы. Однако неистощимая наблюдательность и проницательность помогли скульптору не повторяться, находить новые решения, идущие не от внешних признаков, а от внутреннего содержания модели. В портретах Шубина перед нами проходит высший свет Петербурга.
За внешней грацией и изяществом придворной дамы М.Р. Паниной (середина 1770-х, ГТГ) проскальзывают холодность, властность и высокомерие. Знаменитый полководец фельдмаршал П.А. Румянцев-Задунайский (1777, гипс, ГРМ; 1778, мрамор) изображен в искусно задрапированном плаще, внешность его нисколько не приукрашена. Шубин не боится снизить, "заземлить" образ фельдмаршала, передавая характерность его совсем не героического круглого лица со смешно вздернутым носом, заплывшими глазами и двойным подбородком. Более того - скульптор сумел выявить в нем черты сильной и значительной натуры. Совсем иной характер раскрыт в портрете В.Г. Орлова (1778, ГТГ). Аристократическая осанка, пышная драпировка - вся импозантность внешнего вида получила под рукой скульптора оттенок иронии. Наглое лицо бездарного человека, возглавившего Академию наук лишь благодаря родственным связям, запечатлено с беспощадной правдивостью.
Прост и строг по композиции бюст богатого промышленника И.С. Барышникова (1778, ГТГ). В этом представителе нарождающейся буржуазии Шубин видит умного и расчетливого дельца; блестяще слиты воедино индивидуальные и социальные черты. Взволнованностью, романтическим настроением поражает портрет статс-секретаря Екатерины II и ее недолгого фаворита П.В. Завадовского (середина 1770-х, гипс, ГТГ). Резкость поворота головы, пронзительность взора, аскетичность всего облика, свободно развевающиеся одежды - все это обнаруживает натуру страстную, незаурядную. Поражает гибкость мастера, с которой он применяет свои приемы в зависимости от "человеческого материала". Сокровенные движения души раскрывает скульптор в удивительно поэтическом облике молодого человека - "Портрет неизвестного" (середина 1770-х, ГТГ). Спокойная композиция, мягкая моделировка помогают ощутить состояние глубокой задумчивости портретируемого.
В 1774-1775 годах Шубин работал над серией, состоявшей из 58 круглых мраморных барельефов (диаметром около 70 см) с изображением в три четверти или анфас князей и царствующих особ от Рюрика до Елизаветы Петровны. Барельефы предназначались для круглого зала Чесменского дворца и в настоящее время находятся в Оружейной палате Кремля. Образы трактованы в соответствии с характеристиками, данными в летописях, однако иногда представляют собой вольные фантазии на тему исторического портрета, иногда прямо антиисторические по характеристикам. В следующее десятилетие Шубин выполняет многочисленные заказы на декоративные работы: статуи и рельефы для Мраморного дворца (1775-1782), которые он исполнил вместе с итальянцем Валли и австрийским скульптором Дункером, мраморный мавзолей генерал-лейтенанта П.М. Голицына, скульптуры для Троицкого собора Александро-Невской лавры (1786-1789). В изображении 20 мраморных статуй пророков и в 6 барельефах для Троицкого собора (арх. Старов) роль Шубина, видимо, свелась к эскизам и наблюдению за работой. Последней декоративной работой Шубина была статуя Пандоры для Большого каскада, созданная в связи с заменой обветшавших свинцовых скульптур Петергофа. Прообразом для нее послужила "Купальщица" Фальконе, которую Шубин копировал в Париже. Из портретных работ 1780-х годов заслуживают внимание бюсты П.Б. Шереметева (1783, Кусково), генерала И.И. Михельсона (1785, ГРМ), медальон с профильным изображением Екатерины II и ее скульптурный бюст (1783, ГРМ). В бюсте Г.А. Потемкина-Таврического (1791, мрамор, ГРМ), в его добродушном, но при этом скептически улыбающемся лице в ореоле пышных кудрей, в мощной шее, выступающей из тонкого кружева рубашки, намечена будущая очень свободная моделировка формы; в бюсте же адмирала В.Я. Чичагова (1791, мрамор, ГРМ) она совершенно иная - сухая, сдержанная, способствующая передаче совсем иного характера модели: на лице читаются воля, ум, но и глубоко запрятанная горечь разочарований. Обособленно стоит в творчестве Шубина статуя "Екатерина II - законодательница" (1789-1790, ГРМ), исполненная по заказу Г.А. Потемкина для Таврического дворца на праздник 1790 года в честь победы над турками. Эта статуя, изображающая императрицу в образе богини Минервы, пользовалась большим успехом, но от императрицы скульптор не получил вознаграждения, не получил и профессорского места в Академии, где портретная скульптура считалась "низшим жанром".
Со временем интерес к Шубину угасает. Выполненные без прикрас портреты все меньше нравятся великосветской публике, которая хочет видеть свое изображение идеальным. Меньше становится заказов, падает и оплата. Художник вынужден обратиться к Г.А. Потемкину, и тот ходатайствует перед президентом Академии художеств И.И. Бецким о зачислении Шубина на должность адъюнкт профессора в скульптурный класс. От себя скульптор тоже подает прошение в Совет Академии и просит предоставить ему платную должность. Но из-за интриг коллег Шубина по специальности, Ф.Гордеева и Ф.Щедрина оба письма остаются без ответа. Тогда в 1792 году Шубин обращается к Екатерине: "Всемилостивейшая Государыня, нахожусь в умалении здоровья и необходимости просить о помощи..." Лишь через два года прославленный мастер был утвержден профессором, но без предоставления платного места. Невзгоды подорвали здоровье больного человека, обремененного большой семьей. Но Шубин не перестает работать. Произведения второй половины 1790-х годов свидетельствуют о способностях скульптора глубоко и полно раскрывать характер человека. Многогранны созданные им образы: самовлюбленный красавец Платон Зубов (1796, ГТГ), педантичный И.И. Бецкой (1790-е, ГТГ), тупой и чванливый петербургский градоначальник Е.М. Чулков (1790-е, ГРМ) и др.