Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 06:52, контрольная работа
Конфликт - отсутствие между двумя или более сторонами согласия, каждая сторона делает все, чтобы была принята именно ее точка зрения, и препятствует другой стороне делать то же самое.
Чаще всего конфликт ассоциируется с угрозами, спорами, войной и т.п., откуда мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать и немедленно разрешать, как только он возникнет.
Задание № 1. Конфликты в организациях. 3
Задание № 2. Работа с понятиями 10
Задание №3. Анализ конфликтной ситуации в комплексной бригаде строителей 20
Список использованной литературы 24
Конфликтность. Ранее упоминалось, что различие во мнениях обычно приводит к более эффективной работе группы. Однако оно также повышает вероятность конфликта. Хотя активный обмен мнениями и полезен, он может также привести к внутригрупповым спорам и другим проявлениям открытого конфликта, которые всегда пагубны.
Статус членов группы. Члены группы, чей статус достаточно высок, способны оказывать большее влияние на решения группы, чем члены группы с низким статусом. Однако это далеко не всегда ведет к повышению эффективности.
Функциональная роль членов группы. Существует два вида направленности ролей для создания нормально функционирующей группы. Целевые роли распределены таким образом, чтобы иметь возможность отбирать групповые задачи и выполнять их. Поддерживающие роли подразумевают поведение, способствующее активизации жизни и деятельности группы.
Конфликты на различных стадиях развития коллектива в организации: первичного синтеза, дифференциации, интеграции, стабилизации или распада.
Ковалев
выделяет 3 стадии:
Стадия первичного синтеза - начальная
стадия, когда коллектив только создается,
участники знакомятся друг с другом, руководителем.
Начинается адаптация коллектива к условиям
деятельности, к требованиям руководителя.
Руководитель знакомит участников с целями и задачами коллектива, близкими и далекими перспективами деятельности. Распределяет роли с учетом подготовленности, опыта работы, личных пожеланий участников, определяет режим работы. Он также предъявляет необходимые требования к соблюдению режима жизни и деятельности коллектива, при этом особое внимание уделяет контролю исполнения, формирует ответственное отношение к заданию. Присматриваясь к индивидуальным особенностям членов коллектива, руководитель привлекает наиболее сознательных членов к решению общих задач.
На стадии дифференцирования заканчивается взаимное изучение, на основе которого происходит "сближение" людей в соответствии с их интересами и общим складом характера.
Наиболее сознательные и деятельные люди образуют группу актива. Они раньше других усваивают требования, оценивают их жизненную значимость и стремятся поддержать руководителя.
Образуется и другая группа - добросовестных исполнителей. Эти люди запоминают свои обязанности, сознают необходимость дисциплины и порядка, делают свое дело, но "голоса" не подают, инициативы не проявляют. Они пока не участвуют в общественной работе, стремятся получить более легкий участок работы.
При определенных условиях может сформироваться и группа дезорганизаторов, мешающая работе коллектива. К этой группе относятся разные люди - недисциплинированные, ленивые, люди с чрезмерной амбицией, тщеславием и т.д.
С образованием микрогрупп меняется тактика руководителя. Теперь он предъявляет требования не только от своего имени, но и от имени актива. Более того, он передает некоторые функции активу, например контроль за исполнением распоряжений, побуждает актив к проявлению инициативы, творческому отношению к работе.
Установлено,
что если руководитель требует только
от себя лично, эти требования рассматриваются
как внешние, если же требования от
имени актива, то они охотно принимаются
и реализуются быстро. С начала
деятельности актива вступает в силу
закон саморегуляции
Постепенно включаются в активную деятельность и добросовестные исполнители, они начинают составлять резерв актива.
Необходима борьба с дезорганизаторами. Эта работа должна быть индивидуальна. Руководителю надо разобраться в индивидуальных мотивах поведения, характерах людей и соответственно определять оптимальные педагогические воздействия на них. Одного участника достаточно хотя бы похвалить, второго переместить на другой участок работы, третьего перевести в другую группу (из-за несовместимости), с четвертым нужна длительная работа, пятому необходимо, чтобы коллектив его резко осудил, шестого - исключить и т.д. Вся эта разнообразная работа должна быть направлена на воспитание сознательности членов коллектива. Когда это достигается, коллектив переходит на новую качественную ступень своего развития.
Если на первых двух стадиях организатором формирования коллектива выступал в основном руководитель, то на третьей стадии, стадии интеграции, эту роль берет на себя коллектив. Формируется коллективное мышление о нормах поведения, коллективная этика, отношения взаимопомощи и сотрудничества, т.е. формируется общность работников как единого социального организма. Руководитель в таком коллективе сохраняет за собой роль тактичного регулятора групповых процессов.
Стадия стабилизации. В результате действия внешних и внутренних факторов коллектив может перейти в стадию стабилизации (совершенствования) или распада.
Постепенно возрастает производительность группы, между участниками группы устанавливается тесное сотрудничество, возникает лояльность по отношению к группе. Индивидуумы ценят вклад других участников группы и принимают их такими, какие они есть. Устанавливается приемлемая для всех членов группы система принятия решений. Каждый занят своей работой и увлечен ею. Это так называемая стадия сотрудничества, или исполняющая стадия процесса. Образуется общность установок и интересов, единство воли:
- Изменяется стиль деятельности руководителя (с авторитарного на демократический), требуется большая гибкость;
- Понимание коллективом требований руководителя;
- Предъявление к руководителю более высоких требований (стимулирование его роста);
- Создаются условия для творческого роста каждого члена коллектива, оптимального решения задач;
- Формируется идеология, психология и культура коллектива.
Для стадии стабилизации характерно достижение состояния зрелости коллектива - он достаточно стабилен, может сопротивляться внешним воздействиям. Вместе с тем сложившаяся неформальная структура данного коллектива может создавать определенные сложности с точки зрения управления. Более высокая производительность возможна, если групповые нормы совпадают с официальными для данной организации. В противном случае наблюдается тенденция к сопротивлению переменам.
Среди
множества различных
Ингруппа и аутгруппа. Каждый индивид выделяет некоторое множество групп, к которым он принадлежит, и определяет их как «мои»- это может быть «моя семья», «моя профессиональная группа», «моя компания», «мой класс». Такие группы будут считаться ингруппами, т.е. теми, к которым он чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что расценивает членов ингруппы как «мы». Другие группы, к которым не принадлежит индивид - другие семьи, другие компании друзей, другие профессиональные группы, другие религиозные группы, - будут для него аутгруппами, для которых он подбирает символические значения: «не мы», «другие».
В
наименее развитых, примитивных обществах
люди живут малыми группами, изолированными
друг от друга и представляющими
собой кланы родственников. Эти
родственные отношения в
В современном обществе отношения между его членами строятся на многих видах связей помимо родственных, но чувство ингруппы, поиск ее членов среди других людей остаются очень важными для каждого человека. Когда индивид попадает в среду незнакомых людей, он прежде всего пытается выяснить, нет ли среди них тех, кто составляет его социальный класс или слой, придерживающийся его политических взглядов и интересов. Того, например, кто занимается спортом, интересуют люди, разбирающиеся в спортивных событиях, а еще лучше болеющие за ту же команду, что и он. Заядлые филателисты непроизвольно делят всех людей на тех, кто просто собирает марки, и тех, кто интересуется ими, и ищут единомышленников, общаясь в разных группах. Очевидно, что признаком людей, принадлежащих к ингруппе, должно быть то, что они разделяют определенные чувства и мнения, скажем, смеются над одними и теми же вещами, и имеют некоторое единодушие относительно сфер активности и целей жизни. Члены аутгруппы могут иметь многие черты и признаки, общие для всех групп данного общества, могут разделять многие общие для всех чувства и стремления, но у них всегда есть определенные частные черты и признаки, а также чувства, отличные от чувств членов ингруппы. И люди бессознательно и непроизвольно отмечают эти черты, деля ранее незнакомых людей на «мы» и «другие».
Исследователи
отмечают, что ингрупповые идентификации,
пересекаясь по многим направлениям,
не снижают интенсивности
Подводя
итог сказанному, следует отметить,
что понятия ингруппы и аутгруппы
важны потому, что самоотнесение
каждой личности к ним оказывает
существенное влияние на поведение
индивидов в группах. От членов -
соратников в ингруппе (заметим: соратник
- состоящий в одной рати, в
одном войске) каждый вправе ожидать
признания, лояльности, взаимопомощи.
Ожидаемое от представителей аутгруплы
поведение при встрече
Р.
Парком и Э. Берджесом (1924 г.), а также
Э. Богардусом (1933 г.) была разработана
концепция социальной дистанции, которая
позволяет измерить чувства и
отношение, проявляемые индивидом
или социальной группой к различным
аутгруппам (192). В конечном счете
была разработана шкала Богардуса,
служащая измерителем степени принятия
или закрытое по отношению к другим
группам (135). Социальная дистанция измеряется
путем раздельного рассмотрения
взаимосвязей, в которые люди вступают
с представителями других групп.
Существуют специальные вопросники,
отвечая на которые члены одной
группы оценивают взаимосвязи, отвергая
или, наоборот, принимая представителей
других групп. Информированных членов
группы просят при заполнении вопросников
отметить, кого из знакомых им членов других
групп они воспринимают как соседа,
товарища по работе, как партнера для
брака, и таким образом определяются
взаимосвязи. Вопросники по измерению
социальной дистанции не могут точно
предсказать действия людей в
том случае, если член другой группы
действительно станет соседом или
товарищем по работе. Шкала Богардуса
- это только попытка измерить чувства
каждого члена группы, несклонность
к общению с другими членами
данной группы или других групп. Что
будет делать личность в какой-либо
ситуации, в огромной степени зависит
от совокупности условий или обстоятельств
этой ситуации (это называется ситуационной
детерминацией поведения).