Фольклор Карелии о воспитании

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 00:30, реферат

Описание работы

Карелия - это регион чрезвычайно интересный в фольклорном отношении. В первой половине XIX века в северной Карелии выдающимся собирателем Элиасом Леннротом были записаны руны -- эпические песни, составившие карело-финский эпос «Калевала», который получил мировую известность. Наибольшее количество песен Э. Леннрот записал в ходе своего пятого путешествия на север Карелии в 1834 году. Знаменитый карельский рунопевец Архиппа Перттунен из Латваярви спел ему более 4000 стихотворных строк. Первая версия эпоса «Калевала» была издана Леннротом в 1835 году, окончательная, состоящая из 50 рун, в 1849 году.
Одной из самых «архаических» зон, сохранивших уникальные факты фольклорной культуры, считается в мировой фольклористике Заонежье. В научном мире Заонежье называют «Исландией русского эпоса». Как Исландия сохранила для мировой культуры норвежские саги (средневековые сказания), потерянные в самой Норвегии, так Заонежье сохранило для России созданные в Древней Руси героические песни о богатырях - былины, в крестьянской среде - старины. Во второй половине XIX века (1860-1871 гг.) П. Н. Рыбниковым, А. Ф. Гильфердингом, Е. В. Барсовым впервые в России были открыты «живые» былинная и причетная традиции. Регион сразу же получил всероссийскую известность. Имена сказителей Кижской волости (Трофима Рябинина, Василия Щеголенка, Козьмы Романова, Терентия Иевлева и др.) и причитальщицы из Толвуи Ирины Федосовой прославили Петрозаводский уезд Олонецкой губернии на весь мир.

Работа содержит 1 файл

Реферат Фольклор Карелии о воспитании .docx

— 49.19 Кб (Скачать)

 

Педагоги  тоже учатся

Работа по изучению карельских традиций органично вошла  в жизнь школы, в систему учебно-воспитательной работы, но она требует соответствующей  подготовки педагогов. Важным направлением повышения квалификации и самообразования для нас является изучение народных представлений о воспитании и искусстве воспитания. Примеры специальных педагогических исследований, которые стали вопросами педагогических советов, методических семинаров, мастер-классов: «Педагогика семейного быта», «Поговорки и пословицы народов мира и их значение в передаче нравственного опыта подрастающим поколениям», «Загадки – как средство умственного воспитания», «Народные сказки – как блестящие создания народного педагогического гения», «Народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи», «Колыбельные песни карельского народа как выдающиеся достижения материнской поэзии, школы и педагогики». В перспективе изучение вопросов: «Детская и молодежная среда в сельском поселении», «Организация досуга в национальных традициях».

Академик, этнопедагог  Г.Н. Волков сказал: «Без памяти нет  традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без  личности нет народа как исторической общности». Вдохновляемся его суждением  и продолжаем свой путь по освоению педагогической мощности традиций карельского  народа. 

    Музыкальный фольклор, самобытное творчество наших  предков, позволяет глубже познать  исторические и национальные особенности  своего народа.

    Благодаря исключительной искренности народная песня глубоко эмоционально воздействует на всех, кто с ней соприкасается.

    С  раннего детства  человек погружается  в звуковой мир традиционной культуры. Песни, исполняемые взрослыми для  детей, направлены на развитие слуха, памяти, моторики, на постепенное постижение ребенком основ музыкально фольклорной  традиции. Такие песни называют пестушками, потешками, прибаутками. К ним примыкают и песенки из сказок, обычно передающие прямую речь персонажей. Эти произведения составляют группу, объединенную общими закономерностями как музыкального, так и поэтического склада.

    Приобщение  к обрядовой жизни  в детстве  происходило и происходит через  игру в куклы и имитацию различных  ритуалов семейного цикла.  Обычно из глины и тряпок (а современные  дети с покупными куклами)  готовили целую семью с “маленькими  детьми”. Девочки укладывают кукол  спать, поют им колыбельные песни, устраивают кукольные свадьбы и похороны.   

      С раннего возраста дети участвуют  во многих ритуалах календарного  цикла. Речитативные формы детского  обрядового интонирования имеют  широкую сферу функционирования  за пределами ритуалов. Так, повсеместно  мы слышим распространенные детские  заклички дождя: 

    “Радуга-дуга, перебей дождя!

    Будет солнышко, высоколнышко!”

    Для таких закличек характерны неопределенность звуковысотного контура и четкость ритма скандируемых слов, сходного с ритмоформулами потешек и прибауток.

    Весной  дети играют на улице в подвижные  игры: в лапту, горелки, золотые ворота, косой дождь и др. Некоторые  из этих игр сопровождаются песенками  простого ритмического и звуковысотного строения.

    В некоторых играх – в “мак”, “лен”, и др. имитируется цикл работ. Этапы трудового процесса отражены в текстах песен сопровождающих эти игры и в действиях их участников. Следовательно, в этих играх происходит не только приобщение к видам труда, но и освоение элементов народной музыкальной речи и хореографии.

    Речитативные  стихи детского обрядового и игрового фольклора, считалок и закличек есть лишь часть той звуковой среды, в  которой растет и развивается  ребенок. Уже в раннем возрасте дети начинают открывать для себя звуковые образы взрослого мира, постигать  сложные формы свадебных, хороводных и лирических песен, обучаются приемам  традиционного музицирования.

    С детским фольклором детей желательно знакомить с самого раннего возраста. А затем продолжать изучение в  школе. Такая преемственность будет  способствовать сохранению и передаче традиции от поколения к поколению.

    Репертуар этого периода можно разделить  следующим образом:

    - произведения детского творчества (игры-песни, считалочки-попевки,  дразнилки, сказочки);

    - произведения взрослых для детей  (колыбельные песни, пестушки, потешки,  сказки);

    - произведения заимствованы из  фольклорного творчества взрослых.

    Музыкальные способности ребенка включают в  себя целый ряд компонентов: музыкальный  слух (мелодический), чувство метроритма, музыкальную память. Музыкальные  способности тесно связаны с  общими способностями личности, такими, как внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение и др. Специальные  способности в результате обучения развиваются, дифференцируются, обеспечивая  успешность одного специального вида деятельности.

    В работе с детьми нужно постоянно  создавать игровую ситуацию и  точный показ голосом. Педагог должен обладать актерскими данными, мягкостью  характера, незаурядной настойчивостью, огромной искренностью и доброжелательностью.

    Есть  несколько основных принципов развития певческого голоса у детей:

    - четкое произношение слов, утрируя  твердые согласные, в работе  которых участвуют язык и губы;

     - формирование у детей устойчивой  потребности активно использовать  речевую функцию.

    Что касается развития громкости голоса у детей, то это зависит от целого ряда индивидуальных особенностей каждого  ребенка. В пении участвуют мышцы  всего туловища, и задача – развить  их у детей. Постепенная работа над  мышцами, участвующих в пении, гарантирует  правильное и гармоничное развитие детского голоса.

    Работая с хором в фольклорных классах, педагоги добиваются унисонного пения. Это одноголосный ансамбль, при котором  образуется полное динамическое, тембровое, метроритмическое и темповое слияние  голосов.

    Хоровое пение подразумевает органичное слияние индивидуальностей, умение каждого исполнителя согласовать  свой голос с общей звучностью. Хоровое пение – творчество коллективное.

    Манера  народного пения тесно связана  с живой народной речью. От речевой  интонации идут характерные исполнительские  приемы: скольжения, “скаты”, призвуки, красочная игра слова и многое другое. Передать детям подлинно народную манеру исполнения, всю образность речи и напева – все это является условием правдивости исполнения.  

Хореография (народный танец)

    На  протяжении многовековой истории своего развития танец был всегда связан с песней, трудом и обычаями человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Каждая новая эпоха, каждые новые политические и экономические условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту человека, что в свою очередь накладывало отпечаток и на танец. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые, зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его лексика, танец наполнялся новым содержанием. Понимание красоты и непреходящие ценности своего танца – части духовного богатства нашего народа – должно воспитывать у тех, кто его изучает, не только хороший вкус, но и вызывать чувство гордости за свой народ, прививать любовь к своей Родине.

    Необходимо  из года в год совершенствовать технику  исполнения, развивать эластичность и силу мышц, координацию движений в зависимости от физических возможностей и индивидуальных особенностей ребенка.

    Хореографические  навыки осваиваются в фольклорных  классах в процессе игры. По мере усложнения песенного материала  изменяется и уровень хореографических постановок. Изучение элементов народного  танца строится по принципу “от  простого к сложному”.

    Танец и песня неотделимы друг от друга. Во всех обрядах, играх, плясках и  хороводах обязательно их гармоническое  соединение. Благодаря этому жанровому  слиянию педагогам удается сформировать у детей интерес к народному  искусству. 

Театр (сценическое мастерство)

    Народный  театр зародился в глубокой древности: в играх, сопровождающих охотничьи  и земледельческие праздники, где  содержались элементы перевоплощения. Народный театр органически связан с устным народным творчеством. Театрализация  действия присутствует в календарных  и семейных обрядах (святочные ряженья, свадьбы…). В процессе развития в драматических действах усиливается творческое игровое начало: возникают игры и представления, пародирующие обряды.

    В народном театре различают два направления 

         - театр живых актеров;

         - театр кукол.

    Репертуар народного театра составляют пьесы  фольклорного происхождения. Наиболее характерной особенностью народного  театра (как и вообще фольклорного искусства) является открытая условность костюмов и реквизита, движений и  жестов.

      Дети – актеры учатся общаться  с публикой. В ходе представления  вызывают зрителей на диалог, а иногда и просто предоставляют  активное участие в действе  (петь хором, изображать второстепенных  персонажей). Народный театр, как  правило, не имеет сцен и  декораций (или они очень просты). Основной интерес в нем сосредоточен  не на глубину раскрытия характера  действующих лиц, а на трагичность  или комичность ситуации, положения.

    В народной драме существуют два типа персонажей:

                - драматические (торжественный  стиль);

                - комические (пародийность, игра слов).

    Фольклорный театр соединяет в себе три  вида искусства

                - музыку-пение;

                - хореография;

                - режиссура спектакля. 

    Народная  песня должна быть не только исполнена, но и разыграна, как в настоящем  театре. Она имеет глубокое образно-смысловое  начало, при этом песни как бы превращаются в игру или целое  действо. 

Фольклор занимает особое место среди других видов  искусства. Народная поэзия зародилась в глубокой древности. Ее создателем был трудовой народ. Поэтому содержание фольклора отражает его жизнь, его  миропонимание, философию, нравственно-этические, эстетические и религиозные взгляды. Устное творчество на первых этапах своего развития выполняло и утилитарно-бытовые  функции. Рожденное практикой трудовой жизни, оно и служило ей: магия, ритуал, мифология, искусство синкретично  существовали в обрядовой практике, в практической жизни тех, кого кормили  земля, лес, вода...

 В процессе  исторического развития человеческого  общества фольклор выделяется  из непосредственной жизненной  практики. Относительно самостоятельные  функции приобретают искусство  слова, магия, обряд. Преодоление  синкретизма, выделение художественно-эстетических  начал сделало фольклор самостоятельной  духовной ценностью. Его характерной  чертой стало стихийно-материалистическое  осмысление мира природы и  человека, культивирование высоких  нравственно-этических норм жизни.

 Фольклор  вместе с тем приобрел и  новую функцию - воспитательную: он стал добрым наставником  и воспитателем подрастающих  поколений. Без нудных нравоучений  и нотаций, намеком, метким  словом, притчей он учит добру  и справедливости, мужеству и  нежности, верности  и чести - этим  непреходящим ценностям человеческой  морали.

 Нашему современнику, воспитанному  на литературной  традиции, малознакомы мифологические  образы магически обрядовые компоненты, стихийно-материалистическое содержание  фольклора. Между тем устное  творчество народа является ценнейшим источником для постижения его мировоззрения, истории развития религиозных верований. Академик Б. А. Рыбаков писал: «Нам необходимо ознакомиться с таким драгоценным фондом, как русский фольклор, фондом, содержащим большие возможности ретроспективного углубления в первобытность. Архаизм восточнославянских сказок... и их связь с древними народными верованиями и мифологией давно ощущался исследователями».

Информация о работе Фольклор Карелии о воспитании