Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 00:30, реферат
Карелия - это регион чрезвычайно интересный в фольклорном отношении. В первой половине XIX века в северной Карелии выдающимся собирателем Элиасом Леннротом были записаны руны -- эпические песни, составившие карело-финский эпос «Калевала», который получил мировую известность. Наибольшее количество песен Э. Леннрот записал в ходе своего пятого путешествия на север Карелии в 1834 году. Знаменитый карельский рунопевец Архиппа Перттунен из Латваярви спел ему более 4000 стихотворных строк. Первая версия эпоса «Калевала» была издана Леннротом в 1835 году, окончательная, состоящая из 50 рун, в 1849 году.
Одной из самых «архаических» зон, сохранивших уникальные факты фольклорной культуры, считается в мировой фольклористике Заонежье. В научном мире Заонежье называют «Исландией русского эпоса». Как Исландия сохранила для мировой культуры норвежские саги (средневековые сказания), потерянные в самой Норвегии, так Заонежье сохранило для России созданные в Древней Руси героические песни о богатырях - былины, в крестьянской среде - старины. Во второй половине XIX века (1860-1871 гг.) П. Н. Рыбниковым, А. Ф. Гильфердингом, Е. В. Барсовым впервые в России были открыты «живые» былинная и причетная традиции. Регион сразу же получил всероссийскую известность. Имена сказителей Кижской волости (Трофима Рябинина, Василия Щеголенка, Козьмы Романова, Терентия Иевлева и др.) и причитальщицы из Толвуи Ирины Федосовой прославили Петрозаводский уезд Олонецкой губернии на весь мир.
Педагоги тоже учатся
Работа по изучению
карельских традиций органично вошла
в жизнь школы, в систему учебно-
Академик, этнопедагог
Г.Н. Волков сказал: «Без памяти нет
традиций, без воспитания нет духовности,
без духовности нет личности, без
личности нет народа как исторической
общности». Вдохновляемся его суждением
и продолжаем свой путь по освоению
педагогической мощности традиций карельского
народа.
Музыкальный фольклор, самобытное творчество наших предков, позволяет глубже познать исторические и национальные особенности своего народа.
Благодаря исключительной искренности народная песня глубоко эмоционально воздействует на всех, кто с ней соприкасается.
С раннего детства человек погружается в звуковой мир традиционной культуры. Песни, исполняемые взрослыми для детей, направлены на развитие слуха, памяти, моторики, на постепенное постижение ребенком основ музыкально фольклорной традиции. Такие песни называют пестушками, потешками, прибаутками. К ним примыкают и песенки из сказок, обычно передающие прямую речь персонажей. Эти произведения составляют группу, объединенную общими закономерностями как музыкального, так и поэтического склада.
Приобщение
к обрядовой жизни в детстве
происходило и происходит через
игру в куклы и имитацию различных
ритуалов семейного цикла. Обычно
из глины и тряпок (а современные
дети с покупными куклами) готовили
целую семью с “маленькими
детьми”. Девочки укладывают кукол
спать, поют им колыбельные песни, устраивают
кукольные свадьбы и похороны.
С раннего возраста дети
“Радуга-дуга, перебей дождя!
Будет солнышко, высоколнышко!”
Для таких закличек характерны неопределенность звуковысотного контура и четкость ритма скандируемых слов, сходного с ритмоформулами потешек и прибауток.
Весной дети играют на улице в подвижные игры: в лапту, горелки, золотые ворота, косой дождь и др. Некоторые из этих игр сопровождаются песенками простого ритмического и звуковысотного строения.
В некоторых играх – в “мак”, “лен”, и др. имитируется цикл работ. Этапы трудового процесса отражены в текстах песен сопровождающих эти игры и в действиях их участников. Следовательно, в этих играх происходит не только приобщение к видам труда, но и освоение элементов народной музыкальной речи и хореографии.
Речитативные стихи детского обрядового и игрового фольклора, считалок и закличек есть лишь часть той звуковой среды, в которой растет и развивается ребенок. Уже в раннем возрасте дети начинают открывать для себя звуковые образы взрослого мира, постигать сложные формы свадебных, хороводных и лирических песен, обучаются приемам традиционного музицирования.
С детским фольклором детей желательно знакомить с самого раннего возраста. А затем продолжать изучение в школе. Такая преемственность будет способствовать сохранению и передаче традиции от поколения к поколению.
Репертуар этого периода можно разделить следующим образом:
-
произведения детского
-
произведения взрослых для
-
произведения заимствованы из
фольклорного творчества
Музыкальные способности ребенка включают в себя целый ряд компонентов: музыкальный слух (мелодический), чувство метроритма, музыкальную память. Музыкальные способности тесно связаны с общими способностями личности, такими, как внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение и др. Специальные способности в результате обучения развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность одного специального вида деятельности.
В работе с детьми нужно постоянно создавать игровую ситуацию и точный показ голосом. Педагог должен обладать актерскими данными, мягкостью характера, незаурядной настойчивостью, огромной искренностью и доброжелательностью.
Есть несколько основных принципов развития певческого голоса у детей:
- четкое произношение слов, утрируя твердые согласные, в работе которых участвуют язык и губы;
- формирование у детей
Что касается развития громкости голоса у детей, то это зависит от целого ряда индивидуальных особенностей каждого ребенка. В пении участвуют мышцы всего туловища, и задача – развить их у детей. Постепенная работа над мышцами, участвующих в пении, гарантирует правильное и гармоничное развитие детского голоса.
Работая с хором в фольклорных классах, педагоги добиваются унисонного пения. Это одноголосный ансамбль, при котором образуется полное динамическое, тембровое, метроритмическое и темповое слияние голосов.
Хоровое
пение подразумевает органичное
слияние индивидуальностей, умение
каждого исполнителя
Манера
народного пения тесно связана
с живой народной речью. От речевой
интонации идут характерные исполнительские
приемы: скольжения, “скаты”, призвуки,
красочная игра слова и многое
другое. Передать детям подлинно народную
манеру исполнения, всю образность
речи и напева – все это является
условием правдивости исполнения.
Хореография (народный танец)
На протяжении многовековой истории своего развития танец был всегда связан с песней, трудом и обычаями человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Каждая новая эпоха, каждые новые политические и экономические условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту человека, что в свою очередь накладывало отпечаток и на танец. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые, зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его лексика, танец наполнялся новым содержанием. Понимание красоты и непреходящие ценности своего танца – части духовного богатства нашего народа – должно воспитывать у тех, кто его изучает, не только хороший вкус, но и вызывать чувство гордости за свой народ, прививать любовь к своей Родине.
Необходимо из года в год совершенствовать технику исполнения, развивать эластичность и силу мышц, координацию движений в зависимости от физических возможностей и индивидуальных особенностей ребенка.
Хореографические навыки осваиваются в фольклорных классах в процессе игры. По мере усложнения песенного материала изменяется и уровень хореографических постановок. Изучение элементов народного танца строится по принципу “от простого к сложному”.
Танец
и песня неотделимы друг от друга.
Во всех обрядах, играх, плясках и
хороводах обязательно их гармоническое
соединение. Благодаря этому жанровому
слиянию педагогам удается
Театр (сценическое мастерство)
Народный театр зародился в глубокой древности: в играх, сопровождающих охотничьи и земледельческие праздники, где содержались элементы перевоплощения. Народный театр органически связан с устным народным творчеством. Театрализация действия присутствует в календарных и семейных обрядах (святочные ряженья, свадьбы…). В процессе развития в драматических действах усиливается творческое игровое начало: возникают игры и представления, пародирующие обряды.
В народном театре различают два направления
- театр живых актеров;
- театр кукол.
Репертуар народного театра составляют пьесы фольклорного происхождения. Наиболее характерной особенностью народного театра (как и вообще фольклорного искусства) является открытая условность костюмов и реквизита, движений и жестов.
Дети – актеры учатся общаться
с публикой. В ходе представления
вызывают зрителей на диалог,
а иногда и просто
В народной драме существуют два типа персонажей:
- драматические (торжественный стиль);
- комические (пародийность, игра слов).
Фольклорный театр соединяет в себе три вида искусства
- музыку-пение;
- хореография;
- режиссура спектакля.
Народная
песня должна быть не только исполнена,
но и разыграна, как в настоящем
театре. Она имеет глубокое образно-смысловое
начало, при этом песни как бы
превращаются в игру или целое
действо.
Фольклор занимает
особое место среди других видов
искусства. Народная поэзия зародилась
в глубокой древности. Ее создателем
был трудовой народ. Поэтому содержание
фольклора отражает его жизнь, его
миропонимание, философию, нравственно-этические,
эстетические и религиозные взгляды.
Устное творчество на первых этапах своего
развития выполняло и утилитарно-
В процессе
исторического развития
Фольклор
вместе с тем приобрел и
новую функцию - воспитательную:
он стал добрым наставником
и воспитателем подрастающих
поколений. Без нудных
Нашему современнику,
воспитанному на литературной
традиции, малознакомы мифологические
образы магически обрядовые