Феномен культуры в различных научных концепциях

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:21, реферат

Описание работы

Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры. Согласно, одного из основоположников русской и американской социологических школ Сорокина: "... Любая организованная группа неизбежно обладает культурой. Более того, ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут существовать... без культуры".

Содержание

Введение
Культурологические воззрения Г.В.Ф. Гегеля (1770 - 1831)
Марксистская концепция культуры
Культурологическая концепция Н.Я.Данилевского (1822-1825)
Концепция культуры Освальда Шпенглера (1880-1936)
Концепция культуры Николая Бердяева (1874-1948)
Теория культуры Карла Ясперса (1883-1969)
Концепция культуры Фридриха Ницше (1844-1900)
Концепция культуры Питирима Сорокина (1889-1968)
Игровая концепция культуры Иоханна Хейзинги (1872-1945)
Заключение
Рекомендуемая литература

Работа содержит 1 файл

контрольная культурология.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

     С этого времени, считает Хейзинга, стал нарастать кризис культуры, который  достиг своей наивысшей отметки  в 20 веке. Современный человек уже  не знает игру как культуросозидающую деятельность. Избыточное присутствие разного рода игр в индустрии развлечений массовой культуры, по мнению Хейзинги, как раз и является свидетельством утраты игры, как основы культуры. Ответа на вопрос, каковы же пути выхода современной культуры из кризиса голландский культуролог не дает. Хотя, исходя из его концепции культуры, выход из кризиса может быть один - усиление игрового элемента в культуре, осознание культурой себя как Игры. 

 

Заключение. 

     Современные культурологи считают, что все народы имеют культуру, нет и не может быть "некультурных" народов, однако каждому народу присуща своя, уникальная и неповторимая культура, нетождественная культурам других народов, но совпадающая с ними по многим значимым параметрам.

     Культурные процессы представляют собой сложные и многоплановые явления. Так как они могут быть исследованы различными методами, а значит истолкованы и поняты по-разному, существует не одна, а множество концепций культуры, каждая из которых по-своему объясняет и систематизирует культурные процессы.

     В современной культурологии среди  множества определений культуры, самыми распространенными являются технологические, деятельностные и  ценностные. С точки зрения технологического подхода культура есть определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни. В деятельностной концепции культуры она рассматривается как способ жизнедеятельности человека, который определяет и все общество. Ценностная (аксиологическая) концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели, должного в жизни общества и в ней культура рассматривается как трансформация должного в сущее, реальное.

     Все культурологи справедливо считают, что культурные процессы исследуются  в главных сферах жизнедеятельности  человека. Культура материальная - это производство, его технология, орудия труда, жилище, одежда, вооружение многое другое. Вторая сфера жизни людей - социальная, и культура раскрывается в социальных отношениях, она показывается процессы, происходящие в обществе, раскрывает его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые и моральные нормы, типы управления и стили лидерства. И, наконец, важной сферой жизни человека является его духовная жизнь, которая раскрывается в понятии духовной культуры, включающей в себя все области духовного производства - науки и искусство, литературу и религию, миф и философию и основанной на едином, понятном всем членам данного сообщества языке.

     Сущность  культуры, ее подлинный смысл достаточно убедительно показывается в новых исследованиях культурологов. Независимо от общего подхода к проблеме культуры практически все исследователи отмечают, что культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом; что культура является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы; раскрывается культура через особенности поведения, сознание и деятельность человека равно как и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы и знаки.

     Первоначально в культурологии сложилась основанная на традициях Канта и Гегеля, точка зрения рассматривать культуру, главным образом, как искания человеческого духа, как ту область, которая лежит собственно за пределами природы человека и традициями его социального существования. Культура представлялась как область духовной свободы человека, творческий акт понимался как мистическое откровение, озарение художника, а все разнообразные культурные процессы сводились к духовному производуству и высшим из них считалось творчество в сфере искусства.

     Такое понимание до сих пор весьма популярно, и в представлении массового  обыденного сознания "культурный человек" это тот, кто разбирается в  искусстве, понимает музыку, знает литературу.

     Культура  всегда внутренне противоречива. Она несет в себе два начала: "сохраняющее" (т.е. буквально "консервативное") и "развивающее" (т.е. буквально "прогрессивное", "отменяющее" многое из выработанного на предыдущих этапах). Но тем и сильна и жизнеспособна культура, что обладает способностью отбирать, возвращаться к прежнему опыту или отказываться от него.

 

      Рекомендуемая литература

     Антология культурологической мысли. / Под ред. С.П.Мамонтова, А.С.Мамонтова. М., 1996. 

     Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М. 1993. 

     Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998. 

     Бердяев Н.А. О культуре. - Философия творчества, культуры и искусства. М. 1994. 

     Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 

     Введение  в культурологию. Учебное пособие  для ВУЗов (под ред. Попова Е.В.) М. 1995. 

     Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. 

     Ерасов  Б.С. Социальная культурология. М., 1996. 

     Культурная  антропология. / Под ред. Ю.Н.Емельянова, Н.Г. Скворцова. СПб., 1996. 

     Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т. СПб., 1998. 

     Культурология (под ред. Багдасарьян Н.Г.) М., 1999. 

     Культурология (под ред. Радугина А.А.) М., 1999. 

     Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985. 

     Лотман  Ю.М. Феномен культуры. - Труды по знаковым системам. Вып. 10. Тарту. 1978. 

     Розин В.М. Введение в культурологию. М., 1998. 

     Руднев  В.П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М., 1997. 

     Самосознание  европейской культуры XX века. М., 1991. 

     Хейзинга  Й. Homo Ludens. Опыты определения игрового элемента культуры. М., 1992. 

     Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. 

     Шендрик А.И. Основы теоретической культурологии. В 2-х кн. М., 1999. 

     Шпенглер  О. Закат Европы. М., 1995. 

     Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. 

     Ясперс  К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Информация о работе Феномен культуры в различных научных концепциях