Феномен культуры в различных научных концепциях

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:21, реферат

Описание работы

Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры. Согласно, одного из основоположников русской и американской социологических школ Сорокина: "... Любая организованная группа неизбежно обладает культурой. Более того, ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут существовать... без культуры".

Содержание

Введение
Культурологические воззрения Г.В.Ф. Гегеля (1770 - 1831)
Марксистская концепция культуры
Культурологическая концепция Н.Я.Данилевского (1822-1825)
Концепция культуры Освальда Шпенглера (1880-1936)
Концепция культуры Николая Бердяева (1874-1948)
Теория культуры Карла Ясперса (1883-1969)
Концепция культуры Фридриха Ницше (1844-1900)
Концепция культуры Питирима Сорокина (1889-1968)
Игровая концепция культуры Иоханна Хейзинги (1872-1945)
Заключение
Рекомендуемая литература

Работа содержит 1 файл

контрольная культурология.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

     Вариант 5.

     Феномен культуры в различных научных  концепциях 

 

Содержание. 

     Введение

  1. Культурологические воззрения Г.В.Ф. Гегеля (1770 - 1831)
  2. Марксистская концепция культуры
  3. Культурологическая концепция Н.Я.Данилевского (1822-1825)
  4. Концепция культуры Освальда Шпенглера (1880-1936)
  5. Концепция культуры Николая Бердяева (1874-1948)
  6. Теория культуры Карла Ясперса (1883-1969)
  7. Концепция культуры Фридриха Ницше (1844-1900)
  8. Концепция культуры Питирима Сорокина (1889-1968)
  9. Игровая концепция культуры Иоханна Хейзинги (1872-1945)

     Заключение 

     Рекомендуемая литература 
 

 

Введение 

     Культура  от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Понятие  культура существует практически во всех языках и употребляется в  самых разных ситуациях, часто в различных контекстах Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории. Не случайно специалисты-культурологи давно бьются над его определением, но до сих пор не могут сформулировать такое определение культуры, которое бы удовлетворило если не всех, то хотя бы большинство ученых. Известные американские культурологи, ученые Гарвардского университета, Альфред Кребер и Клайд Клакхон насчитали почти 170 определений культуры, извлеченных из работ западноевропейских и американских исследователей, опубликованных с 1871 по 1950 г. Первым они считают Эдуарда Бернета Тэйлора - выдающегося английского историка культуры. Его книга "Первобытная культура" широко известна в России. В настоящее время, как утверждают знатоки, уже существует свыше 500 определений культуры. А по мнению некоторых это число якобы приближается к тысяче.

     Одни  авторы рассматривают культуру как "специфический способ деятельности, как специфическую функцию коллективной жизни людей" (Маркарян), другие делают акцент на "развитии самого человека как общественного человека". (Межуев) Весьма распространено духовных ценностей или как определенной идеологии. Наконец, иногда культуру трактуют лишь как искусство и литературу.

     В рамках исторических, философских, этнографических, филологических и иных исследований можно обнаружить самые разнообразные представления о культуре. Это объясняется многогранностью данного феномена и широтой использования термина "культура" в конкретных дисциплинах, каждая из которых подходит к этому понятию в соответствии со своими задачами. Однако теоретическая сложность данной проблемы не сводится к многозначн6ости самого понятия "культура". Культура - это многогранная проблема исторического развития.

     И хотя до сих пор как в отечественной, так и зарубежной науке не выработано единого определения феномена культуры, все же наметилось некоторое сближение позиции - многие исследователи подошли к пониманию культуры как сложного многокомпонентного явления, связанного со всем многообразием жизни и деятельности человека.

     Само  слово "cultura" известно со времени  Цицерона и в переводе с латинского означает возделывание, обработка, уход, улучшение". Оно в отличие от другого понятия - то есть "природа", означает в данном контексте все  созданное, внеприродное. Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.

     Понятие культура означает, по своей сути, все  то, что создано человеческим трудом, то есть орудия и машины, технические  средства и научные открытия, памятники  литературы и письменности, религиозные  системы, политические теории, правовые и этические нормы, произведения искусств и т. д.

     Понять  сущность культуры можно лишь через  призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана  с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры. Согласно, одного из основоположников русской и американской социологических школ Сорокина: "... Любая организованная группа неизбежно обладает культурой. Более того, ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут существовать... без культуры".

 

  1. Культурологические воззрения Г.В.Ф. Гегеля (1770 - 1831)

     Среди наиболее выдающихся мыслителей 19в., определивших на длительную перспективу развитие мировой философской мысли, нельзя оставить вне рассмотрения творчество Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831), наиболее крупной фигуры среди представителей немецкой идеалистической школы. Творческое наследие Гегеля огромно, какова же философия Гегеля, как теория культуры?

     Как известно, вопрос о культуре как  научной проблеме был поставлен  впервые просветителями. В эпоху  Просвещения было разработано светское представление о культуре как  всесторонней реализации "разумного человека", т.е. проблема культуры была навсегда связана с проблемой человека. Разум понимался просветителями как вечная и неизменная способность отдельного индивида. Однако ограниченность и противоречивость просветительских идей (например, идеи о культуре как всесторонней реализации человека и идеи о неизменности человеческого разума, невозможность объяснить целостность и вектор развития культуры лишь как результат индивидуальных усилий людей) заставили по-новому поставить и решить вопрос о культуре и разуме, культуре и человеке, дать новый анализ становления и развития форм духовной жизни. И сделал это Гегель. В предельно общем, огрубленном виде суть культурологических воззрений Гегеля может быть сведена к известной формуле: культура есть реализация мирового разума или мирового духа. Чтобы понять смысл вышеприведенного определения необходимо вкратце изложить основную идею гегелевской философии. В основе ее - учение об абсолюте, которое понимается Гегелем как единство субъекта и объекта, природы и духа. Абсолютное есть система саморазвивающихся идей, которые в своем постоянном развитии рождают всю действительность. Таким образом, причина всего сущего есть абсолютная идея. Другими словами, мировой разум и бытие тождественны. Этот мировой дух (или разум - у Гегеля это разные определения одного понятия), являясь подлинным божеством, и преследуя все общие мировые цели, реализует себя в различных областях действительности - истории народов, их общественном устройстве, науке, религии, искусстве и т.д. Таким образом, хотя культуру творит человек, но незримо "руководит" им безличный мировой разум, причем и сама деятельность человека есть реализация всеобщих целей мирового духа. Итак, развитие культуры, по Гегелю, подчинено цели, которая определяется мировым разумом. Цель эта заключается в том, чтобы "посредством напряженной работы была удалена естественная простота, т.е. частью пассивное отсутствие эгоизма, частью примитивность знания и воления, т.е. непосредственность и единичность, в которые погружен дух, чтобы эта его внешность получила ближайшим образом ту разумность, к которой она способна, а именно форму всеобщности, осмысленности".

     Еще раз отметим, культура у Гегеля есть реализация, инобытие мирового духа. Отсюда познание всех вещей и явлений, в  том числе и многообразных явлений культуры, возможно лишь через приобщение к абсолюту, мировому духу. А поскольку приобщение к абсолюту есть постижение мирового разума, его скрытой сущности, т.е. его познание, то это делает человека свободным, ибо, только познавая истинную сущность вещей, человек обретает свободу. Таким образом, гегелевское понимание культуры связано со свободой, культура не существует без свободы. Иными словами, только в культуре происходит осознание человеком самого себя. А так как мировой разум полностью реализует себя лишь в человеке, то по мере саморазвертывания мирового духа, убежден Гегель, будет возрастать и человеческая свобода. И вот здесь следует остановиться на роли и месте человека в гегелевских культурологических воззрениях. По сути дела, в концепции Гегеля отсутствует человек в его подлинной свободе и самоценности. Ценность человека лишь в том, что он является воплощением мирового духа, человек здесь лишь средство для воплощения целей мирового духа. ("…Живые индивидуумы и народы, ища и добиваясь своего, в тоже время оказываются средствами и орудиями чего-то более высокого и далекого, о чем они ничего не знают, и что они бессознательно исполняют"). Возрастание свободы человека, как уже отмечалось, связано лишь с мерой саморазвертывания мирового духа, т.е. истинным субъектом свободы выступает не человек, а мировой разум. Лишь этот мировой дух обладает подлинной свободой. Таким образом, гегелевский подход к человеку в основе своей крайне ограничен. Центральная идея его подхода - сведение всей многомерности и сложности сущности человека лишь к логике мирового разума (и разум этот "в его конкретнейшем представлении есть Бог").

     Вкладом Гегеля в развитие культурологической мысли является анализ им всего пути развития мировой культуры во всем многообразии ее форм - от духовной культуры до форм общественной жизни и государственного устройства. Гегель рассматривал культуру как единый, целостный организм, находящийся в постоянном движении. Культура развивается через разрешение внутренних противоречий, в соответствии с законом единства и борьбы противоположностей. И хотя культура у Гегеля находится в постоянном движении, развитии, в соответствии с гегелевской философией, получается, что у этого развития есть "конечная остановка", предел, - когда мировой дух самореализует себя полностью, осуществит свою цель и сольется сам с собой в созданном им идеальном культурном мире.

     Рассматривая  культуру как целостную систему, Гегель вместе с тем отмечает наличие  в ней определенных типов. Каждая конкретная историческая культура, с его точки зрения, есть определенный этап в процессе развертывания мирового духа. Гегель выделяет прежде всего высокую и низкую культуры, а также теоретическую, практическую, нравственную, моральную, интеллектуальную и культуру высказываний. Наличие высокой культуры у него связано с существованием государства. Если символическое воплощение мировой разум находит в культуре, то объективное - в государстве.

     Частью  гегелевской культурной концепции  является его учение о национальном характере и расовом различии народов. Причины расовых различий, в том числе в психологическом складе, Гегель видит в местоположении формирования народа, в особенностях природно-климатических условий, религиозном факторе, в системе сложившихся моральных норм. Сравнивая национальные характеры и особенности психологического склада различных рас, Гегель отстаивает идею равенства народов, хотя в его высказываниях о белой расе все же прослеживается европоцентристская установка. 

  1. Марксистская  концепция культуры

     Марксистская  концепция культуры, вобрав в себя высшие достижения европейской мысли сер.19в., оказала огромное идейное и методологическое влияние на развитие европейской философской, экономической, общественно-политической и культурологической мысли. Влияние марксизма было столь очевидным, что не будет преувеличением сказать, что он сам стал важнейшей частью европейской культуры сер.19-20 вв. Ясность и глубина марксистского анализа культуры, умение проникнуть в самую суть явления, увидеть за отдельным целое, концептуальная стройность привлекали и привлекают к марксизму многих выдающихся культурологов, весьма разнородных по своим культурологическим взглядам и политическим убеждениям, - среди них Т. Адорно и Э. Фромм, Г.Маркузе и Ж.-П. Сартр, Н.Бердяев, С.Франк, М. Бахтин, А.Лосев др. Так, ведущий представитель неофрейдизма Э.Фромм подчеркивал предельную антропоцентричность и гуманизм как главную идею "марксовых текстов". Именно эта предельная антропоцентричность, гуманистический характер марксистских идей были не замечены как критиками, так и многими последователями марксизма. Как никакая иная теория, марксизм подвергся грубому искажению, вульгаризации, примитивной схематизации. Примеры подобных "методов" критики мы видим и в новейших культурологических трудах: "марксистская культурология… должна быть дополнена иными методологическими подходами и принципами (в том числе идейно противоположными марксизму и отрицающими его плодотворность и ценность), которые призваны скорректировать односторонность и чрезмерный теоретический схематизм марксизма в отношении явлений культуры и культурной истории". Блестящий ответ подобным критикам дал Жан-Поль Сартр: "Так называемое "преодоление" марксизма в худшем случае может быть лишь возвратом к домарксистскому мышлению, в лучшем случае - открытием мысли, уже содержащейся в той философии, которую мнят преодоленной".

     Классики  марксизма не считали себя культурологами, да и самой культурологии как  науки к этому времени еще  не существовало. Среди их трудов нет  работ, посвященных исключительно  проблемам культуры. Однако всесторонний анализ культурных явлений и процессов, путей развития мировой культуры, предпосылок создания культуры богато представлен во многих трудах классиков марксизма и создает стройную теорию культуры, глубоко отличную от всех предшествующих.

     Новизна марксизма в трактовке культуры в следующем. Если в домарксистской теории культура рассматривалась как  результат деятельности людей исключительно  в духовной области, т.е. процесс  деятельности сознания, выражающий себя в продуктах духовной деятельности, сама же культура понималась как мир, противостоящий природе, то в марксизме общественная практика людей трактуется прежде всего как деятельность, целью которой является преобразование условий жизни человека, как взаимодействие человека с природой и обществом. Итогом этой деятельности является изменение прежде всего условий материального бытия человека. Трансформация форм экономической жизни, орудий и средств материального производства обусловливает изменения во всех сферах бытия человека, в том числе и духовной сфере. Таким образом, культура в марксистском понимании включает в себя всю полноту общественной деятельности человека, а не только чисто духовную практику. Однако, с точки зрения марксизма, культура не сводится лишь к процессу создания материальных и духовных благ, культура - это прежде всего процесс творения человеком самого себя. Обретение человеком себя как субъекта исторической действительности происходит лишь в лоне культуры.

     Марксистская  трактовка культуры прежде всего  как человекотворчества исходит из понимания труда как процесса обмена между природой и человеком, в результате которого изменяются не только условия жизни человека, но и сам человек. Создавая новый материальный мир, преобразуя предметы труда, человек создает одновременно и себя. Иными словами, человек есть продукт и субъект общественно-трудовой деятельности ("…сущность человека…есть совокупность всех общественных отношений"). Таким образом, общественно-трудовая деятельность является основным источником культуры и творцом самого человека.

     С точки зрения марксизма, материальное и духовное производство связаны  друг с другом, частью марксистской концепции культуры является положение  о двух формах культуры - материальной и духовной. Если в домарксовой  теории культура создавалась только в рамках духовного производства (как уже отмечалось), то, согласно марксистской концепции, культура формируется как в материальной, так и духовной сфере. При этом материальное производство играет детерминирующую роль, во многом определяя и сам процесс духовного производства, и его результаты. Итак, детерминирующая роль принадлежит материальной культуре. Это положение обусловлено марксистским пониманием материального фактора как определяющего в конечном счете всю систему надстройки, в том числе и духовную сферу.

Информация о работе Феномен культуры в различных научных концепциях