Европейская культура XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 09:58, реферат

Описание работы

Описание состояния и развития культуры стран Европы в XX веке. Начавшийся еще в XVIII в. процесс ускорения развития европейской культуры и цивилизации достиг в XX в. небывалых масштабов. Исключительно выросли темпы технологического обновления, в результате чего поколения техники стали сменяться быстрее, чем поколения работников.

Содержание

1. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XX века
1.1 «Эпоха взрыва» и духовный кризис западного общества
1.2 Художественные течения XX века
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Европейская культура XX века.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

 Диалог между  прошлым и настоящим осуществляется в постмодернизме и благодаря принципу цитатности. «Цитатное мышление» воплощается через переосмысление классических тем и сюжетов, явное или скрытое воспроизведение культурных значений, намеки на известные произведения, сокращенное их изложение или деконструкцию, а также через подражание и пародию. В итоге мир предстает как непрерывно реструктурируемый текст, в котором все когда-то уже было сказано, а новое возможно только по принципу «перетасовывающего» калейдоскопа, «паспарту». Такая установка порождает своеобразную «ничейность» создаваемых произведений, когда и автор, и публика оказываются «растворенными» в дискурсах культурных традиций. Ярким примером «цитатного мышления», доведенного до абсурда, является роман Жака Ривэ «Барышни из А.», который составлен исключительно из 750 цитат 408 авторов. 

 Смыслообразующим  принципом постмодернизма является  ирония. В отличие от классической  пародии и сатиры, критикующих  прошлое и настоящее с точки  зрения гуманистических принципов  и идеалов, субъект постмодернистской иронии сомневается в авторитете последних, так же, впрочем, как и в авторитете собственных критических позиций. Поэтому ирония здесь часто соседствует с самоиронией. 

 Среди других  характерных особенностей искусства  постмодернизма нужно отметить  гедонизм, театрализацию культуры, смешение высокого и низкого, элитарного и массового, ориентацию на современные информационные технологии. В искусстве постмодернизма отчасти происходит возврат к повествовательности, сюжету, мелодии, реалистичности изображения. Но при этом красота связывается и с асимметрией, дисгармонией, возвышенное замещается удивительным, трагическое – парадоксальным. 

 Известными представителями  постмодернизма являются писатели  У. Эко, Д. Варне, Дж. Хеллер, архитекторы Ч. Дженкс, Ч. Мур, Р. Бофилл, Р. Вентури, художники М. Паладино, М. Мерц, В. Сивитико, кинорежиссер Ж.-JI. Годар, хореографы Т. Браун, П. Шираиши, Р. Шопино, композиторы К. Штокхаузен, П. Булез. 

 Особенности постмодернизма  ярче всего проявились в литературе. Для произведений постмодернистов новой волны характерен синтез массового и элитарного. Например, У. Эко в романе «Имя розы», с одной стороны, добивается сюжетной развлекательности текста (включает в него элементы детектива, фантастики, повседневности), ставя своей целью доставить массовой аудитории удовольствие от чтения. С другой стороны, в тексте содержатся ссылки на образцы и приемы, сюжетные ходы, заимствования из жанра средневекового романа. Ироничная игра всякого рода ассоциациями дает возможность получить интеллектуальное наслаждение подготовленному читателю, знатоку истории культуры. 

 В основу архитектуры  постмодернизма положен принцип  комбинации различных стилей. Архитекторы  как будто не создают принципиально  новых художественных форм, а  необычными способами сопоставляют и модифицируют старые (и здесь присутствует элемент «игры»). Так, в комплексе «Площадь Италии» (Новый Орлеан) Ч. Мур объединил принципы древнеримской, барочной и модернистской архитектуры. В композицию комплекса включен фонтан в форме сапога, обрамленный арками и ордерными бетонными колоннадами, которые по вечерам освещаются неоновыми трубками. Принцип историзма проводится в архитектуре с учетом национальных традиций прошлого. Р. Вентури, проектируя особняки, возрождает скатные крыши, дымовые трубы, небольшие окна, использует в строительстве традиционные материалы (дерево, камень, черепицу). 

 Многообразны  проявления постмодернизма в  изобразительном искусстве. Здесь  возник ряд специфических течений. 

 Для метафизического  течения характерны ностальгия по античности и Возрождению, в целом тоска по утраченному вниманию к традиции, связывающей различные эпохи в неразрывную цепь. Но ностальгия и тоска как бы прячутся в форму игры. К примеру, в картине К. Мариани «Рука заменяет интеллект» «два персонажа, символизирующие прошлое и настоящее, увлеченно разрисовывают друг друга, образуя своими позами иллюзию художественного зазеркалья, двоящейся исторической жизни культуры» (Н. Б. Маньковская). 

 Представители  повествовательного течения, комбинируя  приемы реализма, поп-арта, абстракционизма, по-своему решают проблему сохранения (хотя бы видимости) воспитательной функции искусства в условиях этического плюрализма и релятивизма. 

 Ирония аллегорического  постмодернизма обращена на разрушение  иллюзий современного массового сознания. Сопоставляя прошлое и настоящее (например, изображая дам-каратисток, которых обороняют от своих кавалеров на фоне классического пейзажа), художники показывают нелепость типичных явлений профанной культуры, расходящихся с традиционными ценностями и представлениями. Характерное для мастеров этого течения сожаление об утерянных достижениях прошлого выражено в аллегории М. Костаниса «Стоящая фигура», изображающей греческую тунику, «одетую» на пустоту. 

 Постмодернистский  «реализм» стремится объединить нормативы и приемы натурализма с современными эстетическими установками, изображая фигуры с глянцевитой фотографической точностью. Но их лощеная плоть лишена внутренней жизни и духовной наполненности; это «живые манекены», идолы рекламной красоты массмедиа. 

 Сентименталистский  постмодернизм является единственным  течением в постмодернизме, представители  которого по-настоящему стремятся  найти позитивные ценности и  модели поведения, адекватные  современной кризисной ситуации. Поэтому ирония здесь сведена к минимуму. В качестве новых установок сознания предлагаются экологизм, возвышенное и чувственно тонкое, трепетное отношение к жизни. 

 Специфика постмодернистского  кинематографа состоит в сочетании  приемов киноискусства, литературы, мультипликации, видеоклипов, рекламы, шоу-бизнеса, компьютерных игр, обеспечиваемое спецэффектами и электронным монтажом. 

 Синтез различных  видов искусства и художественных  стилей свойственен и постмодернистскому  театру. Для воплощения принципа  двойного кодирования театральные режиссеры используют различные визуальные и шумовые эффекты, которые доносят «видения» и «голоса» иных времен, благодаря чему создается многомерная интерпретация сюжета. 

 Постмодернистский  балет рассматривает танец как  синтез духовного и телесного, большое внимание уделяет возможностям выражения средствами танца необычных философских идей. Отсюда – метафоричность современного балета, большая роль ассоциаций. При этом своеобразными приемами достигается эмоциональный эффект. В танец вводятся игра, импровизация. Цитатность постмодернистского балета проявляется в соединении танцевальных техник различных народов, эпох и социальных слоев (классического европейского, индийского, современного японского, африканского танца, рэгтайма, брейка, кантри-данса, фламенко и др.). 

 Коллажность музыкального  постмодернизма связана с объединением  приемов классической европейской,  восточной, народной музыки, поп-музыки, рока, джаза и т.п. В произведениях  музыкантов широко используются  последние достижения техники  (синтезаторы и компьютерная обработка музыки). Наряду с чисто музыкальными приемами в композиции вводятся световые и шумовые эффекты (гул улицы, гудки паровозов, телефонные звонки), разговор. Цитатность постмодернизма в музыке просматривается и в использовании классических мелодий, и в их электронной обработке, иногда оставляющей только намек на первоначальный мотив. 

 По мнению писателя  У. Эко, постмодернизм знаменует  собой начало радикальной смены  культурных парадигм. Современное  общество находится на разломе  культурных эпох. Остается открытым вопрос о возможностях и формах продолжения культурных традиций. Живя среди «обломков» прошлого, мы еще ясно не видим будущего. Постмодернисты пока не могут ответить на вопрос «как быть дальше?». Но этот скрываемый за эпатажной игрой вопрос для них, несомненно, главный. Постмодернизм быстро прошел стадии становления и распространения. Как только сформировались его общие контуры и локализовались основные идеи, появились вестники «пост постмодернизма», делающие заявку на то, чтобы дать творческий импульс новой культурной эпохе, а не остаться только переходной формой, констатирующей угасание классического типа европейской культуры. 
 

Список использованных источников 
 

1. Культурология.  Учебное пособие Под редакцией  А. А. Радугина – М., 2001. 

2. Эренгросс Б.А.  Культурология. Учебник для вузов  / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян,  Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007. 

3. Ширшов И.Е. Культурология  – теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е.  – Мн.: Экоперспектива 2010.

Информация о работе Европейская культура XX века