Европейская культура ХlХ века. Основные художественные стили

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:07, реферат

Описание работы

XIX в. знаменует новый этап культурного развития Западной Европы, связанный с полной победой капиталистического строя и утверждением системы ценностей буржуазной цивилизации в наиболее развитых странах. На первых порах промышленный переворот и буржуазные революции обернулись господством авантюрного капитализма, который породил многочисленные войны, политику колонизации, превратил огромное число мелких собственников (прежде всего, крестьян) в эксплуатируемых наемных работников.

Содержание

1. Европейская культура XIX в.
1.1 Общая характеристика трансформации западной культуры и цивилизации в XIX в.
1.2 Художественная культура XIX в.
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Европейская культура XIX в.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

Европейская культура XIX в. 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Европейская  культура XIX в. 

1.1 Общая характеристика  трансформации западной культуры  и цивилизации в XIX в.

1.2 Художественная  культура XIX в. 

Список использованных источников 

1. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XIX в.  

1.1 Общая характеристика  трансформации западной  культуры и цивилизации  в XIX в.

XIX в. знаменует  новый этап культурного развития  Западной Европы, связанный с  полной победой капиталистического  строя и утверждением системы  ценностей буржуазной цивилизации  в наиболее развитых странах. На первых порах промышленный переворот и буржуазные революции обернулись господством авантюрного капитализма, который породил многочисленные войны, политику колонизации, превратил огромное число мелких собственников (прежде всего, крестьян) в эксплуатируемых наемных работников. Идеи Просвещения и Великой французской революции (свобода, равенство, братство), которые по-прежнему вдохновляли демократические слои, не были реализованы на практике. Осмысление и преодоление разрыва между идеалами и действительностью стало стимулом социокультурного развития общества в XIX в.

Промышленная  революция и формирование индустриального  общества привели к интенсивному развитию машинного производства, которое  изменило характер труда. Для непосредственных производителей он становился все более интенсивным, монотонным, узкоспециализированным. В результате рабочий превращался в придаток машины, переставал видеть процесс производства в его целостности, не мог полноценно реализовать себя в трудовой деятельности. Работая на больших фабриках, где владельцев интересовал только конечный продукт производства, человек не мог рассчитывать на признание своей личности и полноценную жизнедеятельность. «Жизнь становится вообще тесной, трудной и хлопотливой. Понятия праздника, отдыха, досуга почти исчезают из обихода громадного большинства людей. Дело, заработок, вопросы материального существования выдвигаются на первое место в разговорах и помыслах» (Р. Ю. Виппер). Ситуация была несколько иной там, где локализовались хозяйственно-экономические уклады социально-партнерского капитализма.

С укреплением  капитализма (господствующего типа) не наступил ожидаемый всеобщий мир. Французская революция выступила  с освободительными лозунгами, однако впоследствии империя Наполеона, проводя политику экспансии, перечеркнула идеалы свободы. Многие европейские политики, мыслители, литераторы противопоставили великодержавному космополитизму идею борьбы за национальную независимость. Они считали, что только через создание сильного национального государства возможно реализация интересов народа. Но на деле с угнетением большей части населения в ставших независимыми государствах не было покончено.

Промышленная  революция, успехи медицины привели  в XIX в. к приросту населения. Ширились урбанизация и колонизация. Резкий приток населения в новые промышленные центры породил массу социальных проблем. Их решение порой принимало уродливые формы. К примеру, в городах Англии строились работные дома (дома для бедных), которые больше напоминали тюрьмы. Что же касается колонизации, то ее масштабы были поистине огромны. К началу XX в. европейцы заняли, заселили и захватили огромную часть территории планеты.

Глубокое противоречие между идеалом и реальностью  вызвало чрезвычайно критическое  отношение к современности у многих ученых, писателей, деятелей искусства. В своем творчестве они отстаивали гуманистические принципы, пытались изменить духовную атмосферу общества, оказывая тем самым мощное воздействие на прогрессивное развитие европейской культуры. Многие передовые общественные деятели и политэкономы хотели улучшить сложившуюся социально-экономическую ситуацию путем совершенствования капиталистических отношений.

При этом либералы (Ж.-Б. Сей, Д. Рикардо) считали, что только личная предприимчивость, свободная  конкуренция, уменьшение вмешательства государства в экономическую и общественную жизнь принесут всеобщее благо. Радикалы (со второй половины XIX в. ведущую роль среди них играли марксисты) настаивали на необходимости коренной ломки капиталистического строя и создании коммунистического общества. Социал-демократы (Р. Оуэн, П.-Ж. Прудон, Э. Бернштейн) выступали за эволюционную трансформацию капитализма в общество «индустриальной демократии».

Рабочие осознавали необходимость защиты своих прав на достойную Жизнь. XIX в. прошел в борьбе пролетариата за социальную справедливость. Все большее значение приобретали не стихийные, а организованные массовые формы социального протеста, направляемые объединениями профсоюзов (возникли в конце XVIII в. в Англии) и международным союзом рабочих – Интернационалом (основали К. Маркс и Ф. Энгельс в 1864 г.).

В результате борьбы разных слоев общества за свои права  к концу века в ведущих странах  Европы произошли демократические  сдвиги: сложилось равенство людей  перед законом (пока еще со значительными ограничениями для женщин), было введено всеобщее избирательное право; сократился рабочий день; увеличилась зарплата. Однако эти прогрессивные изменения уживались с вопиющим материальным неравенством, эксплуатацией, отчуждением огромных масс людей от собственности и многих благ развитой культуры и цивилизации, другими пороками авантюрного капитализма.

Значительные  изменения затронули в XIX в. социальную структуру. Уходили в прошлое  прерогативы дворянства и вообще жесткое сословное деление общества; в сознании граждан утверждались идеи политического и правового равенства, росла мобильность социальных групп и отдельных личностей. Теперь все больше людей могли выбирать круг общения по своим внутренним убеждениям, способностям, а не по факту рождения. Выбор на основе индивидуальной и групповой систем ценностей привел к невиданной ранее социокультурной стратификации.

В XIX в. ускорился  процесс секуляризации (от позднелат. saecularis – мирской, светский). Со второй половины столетия религия быстро стала терять лидирующие позиции в духовной жизни общества. К концу века наука, образование, искусство, политика окончательно вышли из-под ее контроля. Религия оказывалась все менее способной выполнять роль интегрирующего фактора европейской культуры. Конфессиональное единство уступило первенство национальному.

Сложилась индустриальная цивилизация. Значительно возросла роль науки в формировании мировоззрения. XIX в. прославили имена таких ученых, как физики Ю. Майер, Г. Гельмгольц, М. Фарадей, Дж. Максвелл, химик Д. Менделеев, биологи Ч. Дарвин, Г. Мендель, этнограф Л. Морган, политэкономы Ж.-Б. Сей, Д. Рикардо, Ш. Фурье, Р. Оуэн, П.-Ж. Прудон, К. Маркс и др. Для науки XIX в. характерны все большая дифференциация и вместе с тем создание метатеорий, интегрирующих родственные специальные науки в меганауки. Механика постепенно утрачивала монополию. Усиливалась роль биологии, химии, географии, возрастало значение прикладных наук и эмпирических методов познания.

Быстрыми темпами  развивались экономические науки. Зарождались многие гуманитарные дисциплины: этнография, фольклористика, психология, социология. Заявили о себе технические науки, объединившие теоретические наработки с обширной инженерной, производственной практикой. Результаты прикладных исследований использовались для создания высокопроизводительных технологий в металлургии, химическом производстве, горнодобывающем деле, новых технических устройств (электродвигатель, автомобиль, лампа накаливания и др.). Благодаря открытию дотоле не известных источников энергии быстрыми темпами развивались машиностроение и энергетика. Огромные сдвиги произошли в системе коммуникаций, чему способствовали пароходы, паровозы и автомобили.

Наука становилась  направляющим вектором развития культуры. Фундаментальные научные открытия популяризовались и влияли на мировоззрение образованных слоев.

Так, закон сохранения и превращения энергии, открытый Ю. Майером и обоснованный Г. Гельмгольцем и Дж. Джоулем, пошатнул основы религиозной  картины мира и позволил сверхоптимистично  взглянуть на будущее человечества. Исходя из этого закона, все природные процессы объяснялись без помощи духовного творящего начала, противопоставлявшегося материи. Мир стал восприниматься подконтрольным человеку.

Огромное мировоззренческое  значение имела теория Ч. Р. Дарвина. Благодаря его трудам человек как бы занял свое место в цепи эволюции биологических видов. С одной стороны, это как бы принижало его прежде богоподобный статус, с другой – человек таким образом оказывался органической частью природного мира. В своих работах Дарвин показал, что человек определяется не только социальными, но и природными, в том числе наследственными, факторами. Подспудно возникли вопросы: действительно ли человек является венцом природы? и далеко ли он отошел от царства животных? Важное значение имела также дарвиновская теория естественного отбора, которая позже произвольно использовалась лжетеоретиками для оправдания жесткой конкуренции и социального неравенства как «естественных» состояний общества.

Технический прогресс в XIX в. был связан с огромным скачком в развитии средств передвижения и коммуникации. Развитие электродинамики привело к появлению телеграфа (изобретен в 1832 г. в России П. Шиллингом, в США – С. Морзе), телефона (1801, Ф. Рейе; 1876, А. Белл), радио (1895, А. Попов). Совершенствование принципа парового двигателя в первое десятилетие XIX в. ознаменовалось появлением паровоза и парохода. Началось бурное строительство железных дорог. В течение века они связали между собой густонаселенные страны Европы. Благодаря новым средствам связи ускорился обмен информацией и товарами. В XVIII в. путешествие из Парижа в Страсбург в дилижансе занимало столько же времени, сколько в начале XX в. переезд из Парижа через океан в Нью-Йорк.

И все же, несмотря на успехи науки, экономический рост, некоторое улучшение положения рабочих и постепенную демократизацию общества, в духовной жизни появились тревожные признаки кризиса. Его олицетворяли люди, погруженные в повседневные заботы и борьбу за выживание, переставшие чувствовать себя творцами истории и ощущавшие духовную опустошенность. Поэтому наряду с верой в торжество науки и разума, надеждой на воплощение идеалов в действительность к концу века в европейской культуре усилились иррационалистические тенденции, связанные с отрицательными оценками современности. Эти тенденции нашли свое преломление, в частности, в философии С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, художественном творчестве романтиков и символистов.

1.2 Художественная культура XIX в.

Художественная  культура XIX в. сыграла огромную роль в утверждении гуманистических идеалов европейского общества. Искусство (и в первую очередь литература) взяло на себя великую миссию нравственного и духовного совершенствования людей. Творчество наиболее ярких писателей, художников, музыкантов, будоража умы и сердца современников, подводило общественное сознание к идее уважения прав и свобод индивида, его человеческого достоинства, призванной стать естественным регулятивом социального поведения.

Критический взгляд на современности сочетался в  искусстве XIX в. с верой в грядущее торжество справедливости и свободы. Преодолевая односторонность рационализма XVIII в., писатели и художники сумели представить человека как целостную личность, часто делая при этом акцент на роли индивидуального начала и эмоциональной стороны его духовной жизни. Искусство интересовали общественная, частная жизнь, природа, внутренний мир человека, его впечатления и оценка действительности. Во всем многообразии раскрылись индивидуальные особенности творческой манеры художников.

Исследуя искусство XIX в., можно выделить несколько преобладавших в разное время художественных стилей и направлений: романтизм, реализм, символизм, импрессионизм (и постимпрессионизм).

Романтизм. Это  идейно-художественное движение, расцвет  которого пришелся на первую половину XIX в., отразило неудовлетворенность радикально настроенных слоев общества буржуазной действительностью. Романтики чувствовали, что капиталистический способ производства формирует «частичного» человека, у которого утрачивается интегральное мировосприятие и целостность личности. Они восставали также против утилитаризма, сквозь призму которого смотрел на мир обыватель-буржуа, против однообразия обыденной жизни, уводившей, по их мнению, человека от его подлинного бытия. Обывателю романтики противопоставили образ художника-творца, яркой и до конца не постигаемой индивидуальности. Герои их произведений – незаурядные личности, бунтари, презирающие условности и догмы общества. В их сердцах кипят сильные страсти, они действуют, как правило, в необычной обстановке. Романтики отстаивали идею универсальности, многоплановости человека, воспевали достоинство личности, абсолютизируя при этом ее субъективность и уникальность.

Главная ценность для романтиков – свобода, но достичь  ее, с их точки зрения, можно только во внутреннем мире личности. Поэтические строки Шиллера выражают сущность романтического видения мира:

Информация о работе Европейская культура ХlХ века. Основные художественные стили