Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:15, реферат
Еврази́йство — философско-политическое движение, получившее свое имя за ряд особенных положений, связанных с историей Евразии — уникального континента, возникшего на территории «центрального» домена Евразийского континента. Евразийское движение, расцветшее в среде русской эмиграции в 1920—1930-е гг., переживает в наше время второе рождение.
Истоки
Евразийство как форма российского традиционализма
Евразийская геополитика
Концепция «России-Евразия»
Евразийская версия гегельянства
Правовая теория евразийцев
Идеократия
Евразийский отбор
Общеевразийский национализм
История первой волны евразийства
Лев Гумилев – последний евразиец
Неоевразийство
Развитие неоевразийцами классических евразийских тезисов
Новые элементы неоевразийской теории
Значение евразийства для философии политики
Литература
Российская Академия
Народного Хозяйства и
Факультет психологии МИГСУ
Кафедра акмеологии
и психологии профессиональной деятельности
Реферат по курсу «Культурология»
Тема: «Евразийство и его современные
трактовки»
Выполнен: Крыловой Анной Александровной
Содержание:
Еврази́йство — философско-политическое движение, получившее свое имя за ряд особенных положений, связанных с историей Евразии — уникального континента, возникшего на территории «центрального» домена Евразийского континента. Евразийское движение, расцветшее в среде русской эмиграции в 1920—1930-е гг., переживает в наше время второе рождение. Идеи евразийства в той или иной мере подхвачены интеллектуальной элитой России[1]. В евразийстве России, как особому этнографическому миру, отводится «срединное» место между Европой и Азией.
Истоки евразийства обычно возводят к славянофильской традиции. Сами евразийцы считали своими предшественниками старших славянофилов (Алексей Хомяков, братья Аксаковы), поздних славянофилов, таких как Константин Леонтьев, Николай Страхов и Николай Данилевский, а также Гоголя и Достоевского как публицистов. Наследниками славянофилов считали евразийцев и многие исследователи и критики евразийства (Степун даже назвал евразийцев «славянофилами эпохи футуризма»). Однако евразийство имеет ряд существенных отличий от славянофильства. Евразийцы отрицали существовование славянского культурно-исторического типа и считали, что культуры туранских народов, связанных с русскими общей исторической судьбой, ближе к русской культуре, чем культуры западных славян (чехов, поляков). Евразийцы отвергали также и панславистский политический проект, их идеалом было федеративное евразийское государство в границах СССР до 1939 года (единственное отличие — евразийцы предлагали включить в состав СССР Монголию). Кроме того евразийцам была чужда славянофильская апология общины. Еще в предисловии в первому сборнику «Исход к Востоку» евразийцы утверждали, что община — историческая, преходящая форма русской культуры, которую нужно преодолеть в ходе модернизации страны. В области экономической евразийцы выступали за широкое использование энергии частной инициативы. При этом они были противниками чистого капитализма, и призывали совмещать условно частную (функциональную) собственность с государственной.
В двадцатые
годы среди белой эмиграции возникло
движение евразийцев. Основатели евразийства
— кн. Н.С. Трубецкой - филолог и лингвист,
основатель (совместно с P.O. Якобсоном)
Пражского лингвистического кружка; П.Н.
Савицкий — географ, экономист; П.П. Сувчинский
— музыковед, литературный и музыкальный
критик; Г.В. Флоровский — историк культуры,
богослов и патролог, Г. В. Вернадский —
историк и геополитик; Н.Н.Алексеев — правовед
и политолог, историк обществ, мысли; В.Н.
Ильин — историк культуры, литературовед
и богослов; князь Д. Святополк-Мирский
— публицист, Эренжен Хара-Даван — историк.
Каждый из названных представителей «классического»
евразийства (1921-1929 гг.), отталкиваясь от
конкретного культурно-исторического
материала и опыта (географического, политико-правового,
филологического, этнографического, искусствоведческого
и т.п.), ссылаясь на него, анализируя его
и обобщая, обращался к проблематике философии
культуры и историософии, связанной с
диалектикой Востока и Запада в русской
и мировой истории и культуре.
Термин «Евразия» предложен немецким
географом Александром Гумбольдтом, ученый
обозначил им всю территорию Старого Света:
Европу и Азию. В русский язык введен географом
В.И. Ламанским.
Евразийцы издавали «Евразийские временники»,
сборники, опубликовали множество статей
и книг. Евразийство представляет для
нас особый интерес, так как это мировоззрение
обобщило многие ключевые для философии
политики понятия. В частности, наследуя
линию Данилевского и Шпенглера, они взяли
на вооружение концепцию России как особой
цивилизации, активно применив к постижению
политической истории России пространственный
индекс. Кроме того, евразийцы задались
амбициозной целью выработать емкую формулу
полноценного и непротиворечивого русского
консерватизма – политической идеологии,
основанной на Традиции, особости географического
положения, специфики исторического цикла,
в котором находится Россия. Православная
традиция была для евразийцев важнейшим
элементом их понимания истории, и в этом
отношении они последовательно придерживались
мифа о регрессе, отрицали позитивный
характер европейской цивилизации. Евразийцы
призывали бороться с «кошмаром всеобщей
европеизации», требовали «сбросить европейское
иго». «Мы должны привыкнуть к мысли, что
романо-германский мир со своей культурой
— наш злейший враг». Так, ясно и недвусмысленно,
писал князь Н.С.Трубецкой в вышедшей в
Софии в 1920 г. программной книге «Европа
и Человечество». Показательно, что
евразиец Н.Н.Алексеев был единственным
российским политическим автором, еще
в 20-е годы обратившим внимание на книги
Рене Генона. Петр Савицкий первым среди
русских мыслителей обратился к геополитике
и применил к анализу России модель Хэлфорда
Макиндера о «морских» и «сухопутных»
системах. Евразийство на уровне политической
теории сводило воедино основные элементы
философии политики. Оно предложило оригинальный
язык, который позволяло исследовать русское
Политическое в своеобразной терминологии,
выработанной на основании пристального
анализа цивилизационной и культурно-исторической
особенности России. Будучи наследниками
славянофилов и Н.Я.Данилевского, евразийцы
предлагали обширный политический проект,
учитывающий основные тенденции в мировом
масштабе.
Евразийцы заложили
основу российской школы геополитики.
На основании статьи Хэлфорда Макиндера
«Географическая ось истории» П.Савицкий
выстроил собственную непротиворечивую
модель, с обратной системой приоритетов.
Если Макиндер рассматривал различные
версии контроля берегового пространства
евразийского материка со стороны Англии
и США с тем, чтобы управлять стратегически
Евразией в целом, то Савицкий, приняв
ту же модель, рассмотрел ее с точки зрения
российских национальных интересов. В
то время, когда сознание всех русских
было целиком и полностью политизировано,
и вопрос стоял чрезвычайно остро – либо
«белые», либо «красные», без каких-либо
нюансов, Савицкий смог подняться над
схваткой и сформулировал основы долгосрочной
стратегии России. Будучи помощником Петра
Струве в правительстве Врангеля, т.е.
находясь на стороне «белых», Савицкий
публикует статью, где утверждает: «кто
бы ни победил в Гражданской войне – «белые»
или «красные», - все равно Россия будет
противостоять Западу, все равно она будет
великой державой, все равно она создаст
Великую Империю».
Это было крайне авангардным вызовом всем
устоявшимся клише. Даже большевики тогда
не мыслили в масштабах государства, а
для «белых» было невероятно представить
себе «красных» в роли «собирателей земель».
Но именно Савицкий оказался прав: вопреки
идеологии воля российских пространств
заставила большевиков выступить в качестве
новой имперской силы, породив такое явление,
как «советский патриотизм», и собрав
воедино почти все земли Российской Империи,
утраченных в ходе Первой мировой войны
и последовавших за ней Революции и гражданской
войны. С точки зрения Макиндера, не так
важно, какая именно политическая сила
выступает от имени «сердцевинной земли»
(«суши», heartland’а), в любом случае она будет
обречена на противостояние с силами «моря»,
т.е. с англосаксонским миром. Савицкий,
еще будучи в «белой» армии, принял этот
тезис с позиции русского патриота, провозгласив,
что независимо от исхода Гражданской
войны, победители в ней войдут в глубокое
геополитическое противоречие с Европой
(Западом). Показательно, что сам Макиндер
в то же время был советником со стороны
Антанты в правительстве генерала Колчака,
проводя идею о необходимости поддержки
«белых» со стороны Европы для того, чтобы
создать на периферии России «санитарный
кордон» марионеточных белогвардейских
режимов под контролем Англии и Франции.
Дальневосточная Республика, идеи якутского
и бурятского сепаратизма в значительной
степени были продуктом этой политики.
Таким образом, Савицкий и другие евразийцы,
находившиеся с Макиндером (Антантой)
в одном лагере, сделали прямо противоположный
вывод из геополитической теории, а после
окончательной победы большевиков еще
более укрепились в своей правоте. В то
время евразийцы заложили основу крайне
интересного взгляда на большевизм, который
был радикализирован «сменовеховцами»,
а затем лег в основу широкого течения
в русской эмиграции – т.н. «оборончества».
С точки зрения евразийцев, большевистская
революция была ответом народных масс
на отчужденный строй романовской России,
консервативный лишь с формальной точки
зрения, но внутренне следовавший в сторону
европеизации. Евразийцы говорили о Санкт-Петербургском
периоде русской истории как о «романо-германском
иге» и распознали в большевизме радикальную
реакцию русских континентальных народных
масс на недостаточно ясную цивилизационную
установку элит и экономико-политические
реформы в западническом ключе. С точки
зрения евразийцев, большевистская идеология
должна была либо постепенно эволюционировать
в более национальную, консервативную
модель, либо уступить место новой евразийской
идеологии, которая, в свою очередь, унаследует
пространственную (имперскую) политику
Советов в сочетании с более органичными
для России православно-
4. Концепция «России-Евразия»
Развитие цивилизационного
подхода привела евразийцев к необходимости
рассматривать Россию не просто как ординарное
государство, но как особую цивилизацию,
особое «месторазвитие». На этом основана
концепция «России-Евразии», т.е. России
как отдельного культурно-исторического
типа. Россия имеет в себе много восточных
черт, но вместе с тем глубоко усвоила
и определенные западные элементы. Данное
сочетание, по мнению евразийцев, составляет
уникальность России, что отличает ее
от цивилизаций Запада и Востока. Если
Восток не имеет в отношении России-Евразии
миссионерских претензий, то Запад, напротив,
видит свою миссию в «просвещении» России.
Поэтому именно Запад как цивилизация
представляет собой опасность. Большевики
же, обратившие все силы против западного
мира, выступают в такой ситуации защитниками
евразийской самобытности. Так, парадоксальным
образом за прогрессистами-коммунистами
евразийцы обнаружили более глубокий
консервативный смысл.
Евразийцы в значительной степени опирались
на наследие русских славянофилов.
В частности, у И.В.Киреевского есть идея,
что Россия, как специфическое государство,
возникло из сочетания культур леса и
степи. Лес представляет оседлое славянское
население, занимавшееся землепашеством,
степь – туранских кочевников.
Россия как континентальное образование
– «Россия-Евразия» – возникла из сочетания
двух ландшафтов (культурных кругов): леса
и степи, при наложении двух традиционных
жизненных ориентаций: оседлости и кочевья.
Синтез этих элементов прослеживается
устойчиво с самых первых периодов русской
истории, где контакты славянских племен
с тюрками-степняками (особенно половцами)
были постоянными и интенсивными. Но особое
значение евразийцы придавали монгольским
завоеваниям.
Наследие монголо-татарского периода
было тем важнейшим элементом русской
истории, который превратил несколько
периферийных раздробленных восточно-славянских
княжеств в остов мировой империи. Сектора
Киевской Руси, подпавшие в XIII веке под
европейское влияние, постепенно растворились
в нем, утратив политическую и культурную
самостоятельность. Земли, вошедшие в
состав Орды, позже стали ядром континентальной
империи. Монголо-татары сохранили духовную
самобытность Древней Руси, которая воскресла
в Московском Царстве и вступила в права
«наследия Чингизхана» (название книги
кн. Н.С. Трубецкого). Евразийцы первыми
среди русских философов и историков переосмыслили
туранский фактор в положительном ключе,
распознав в диалектике русско-татарских
отношений живой исток евразийской государственности.
Два начала: славянское и туранское, степное
и оседлое создали уникальный синтез противоположностей,
легли в основу самобытной традиции. Это
было удачное сплавление рас, ландшафтов,
культур, хозяйственных и административных
моделей. Так евразийцы подошли к представлению
о России как о «срединном царстве» - особом,
уникальном образовании, в котором происходит
преодоление противоположностей.
5. Евразийская версия
гегельянства
Немецкий философ
Гегель рассматривал исторический процесс
как развертывание Абсолютной Идеи
до отражения в прусском монархическом
государстве. Это идеальное Государство
будет воплощать уникальное состояние
синтезированного сознания, преодолевшего
все пары противоположностей.
Евразийцы утверждали нечто похожее, но
только применительно к России, полагая,
что именно в России-Евразии реализуется
смысл исторического развертывания противоположностей,
которые полностью довлеют над судьбой
других государств и народов. Эти противоположности
разрешаются в синтетическом государстве
- России, России-Евразии, - которое представляет
собой государство-синтез, государство-ответ,
государство-тайну, государство-континент.
И, соответственно, правовая и политическая
системы Евразии должны представлять
собой некоторые наиболее существенные
аспекты Политического как такового. Отсюда
евразийцы пришли к убеждению об универсальном
смысле России.
6.
Правовая теория евразийцев
Евразийцы составили
общий проект самобытной правовой системы
России. Их отношение к праву проистекало
из учета пространственных (цивилизационных)
индексов. Римское и особенно современное
европейское право, по их мнению, отражало
исторический опыт народов Запада. Уже
в Византии римское право было существенно
переосмыслено в духе норм широко понятого
Православия. При этом византийское право
впитало значительную часть общинных
нормативов. Неоднократно императорские
указы издавались в поддержку крестьянских
общин, ограничивая права латифундистов.
С этим, кстати, было в значительной мере
связано замедленное развитие в Византии
и ориентированных на нее странах феодальных
отношений. – Оно резко активизировалось
лишь после завоевания Царьграда крестоносцами
в ходе IV Крестового похода.
Еще более самобытным было собственно
русское право, образцом которого евразийцы
считали «Русскую Правду» Владимира Мономаха.
В основе этой юридической концепции лежала
идея о «государстве правды», о том, что
социально-политическая модель должна
соответствовать духовным и религиозным
представлениям народа о справедливости,
спасении, добре. «Государство правды»
имеет в своей основе сверхгосударственную,
собственно религиозную цель. Оно призвано
вместе с Церковью вести православных
христиан ко спасению. Церковь и самодержавие
выполняют здесь две миссии с общим корнем:
они работают вместе с народом в осуществлении
преображения мира.
Наиболее систематизированно излагал
евразийские представления о структуре
права Николай Николаевич Алексеев *.
В своих работах Алексеев дает развернутый
анализ правовых систем Руси-России. С
его точки зрения, на всем протяжении русской
истории шел диалог между двумя пониманиями
«государства правды». Одна версия (выраженная
в трудах и взглядах св.Иосифа Волоцкого)
настаивала на тесном слиянии церкви и
государства. Церковь при таком подходе
рассматривалась как активный субъект
социально-политической и хозяйственной
деятельности - отсюда защита церковных
землевладений у последователей Иосифа
Волоцкого «иосифлян».
Но в данном случае речь шла не об обмирщвлении
Церкви, но о тотальной концепции Государства,
где все подчинено единой цели. Светская
власть в такой теории также не является
только светской (равно как и духовная
власть – только духовной). Она выполняет
и духовную миссию – следит за неукоснительным
соблюдением правой веры, преследует еретиков
и т.д.
Такому «тотальному государству» с соответствующей
правовой системой, слабо различающей
светское и духовно, противостояла иная
концепция – учение «заволжских старцев»,
последователей Св. Нила Сорского.
Заволжцы полагали, что в современных
им условиях Церковь должна, напротив,
сосредоточиться на решении чисто духовных
проблем, и монашество должно оставить
все мирские (в том числе хозяйственные
попечения) и сосредоточиться на молитвенном
делании. При этом государство должно
заниматься более административными вопросами,
а к еретикам и преступникам проявлять
милосердие.
Цель - «государство правды» - и у тех и
у других была одна, но пути предлагались
различные. Евразийцы принимали эту цель
не только как свидетельство прошлого,
но и как проект будущего. Вместе с тем
они колебались между иосифлянством и
позицией заволжских старцев. Многое импонировало
им в обоих школах. Сам Алексеев склонялся
к позициям св. Нила Сорского и его последователей,
но теория «идеократии», которую разделяли
все евразийцы, напротив, лучше соответствовала
иосифлянскому идеалу, близкому русским
старообрядцам, которые, в свою очередь,
рассматривались евразийцами как подлинные
носители русского народного (московского)
духа.
Очень важна теория «тяглового государства»,
которую Алексеев разбирает на примере
правовой системы эпохи Ивана Грозного.
«Тягловое государство» предполагает
– вполне в иосифлянском духе – слияние
религиозного и хозяйственного аскетизма.
Служить Богу и служить православной державе,
православному Царю – нераздельные понятия.
Одно без другого не бывает. Но и сам православный
Царь в такой модели участвует в «тягловом
труде». Он отвечает за всех своих людей,
его прегрешения и его праведность как
бы суммируют духовную жизнь народа. Царь
впряжен в тяжелый воз общегосударственный
судьбы так же, как и последний подданный.
И его светская деятельность носит вполне
религиозный смысл. Спасая или губя свою
душу, он просветляет или уничтожает духовную
суть вверенного ему народа.
Такое отношение требует высшего напряжения
психических и духовных сил. Материальное
здесь является инструментом духовного.
Очевидно, что мотивы изощренной казуистики,
частных интересов, абстрактных правовых
норм в судебных решениях в рамках такого
«тяглового государства» были незначительны.
Акцент ставился на общем, духовном эквиваленте
социально-правовой ситуации. Многие вопросы
решались на основании нравственного
выбора, а не основании буквы закона. В
определенных случаях это не могло не
приводить к злоупотреблениям, мздоимству,
произволу и т.д. Но это был «прозрачный
произвол» в отличие от юридической казуистики
режимов иного типа (номократических),
где подчас явно несправедливые решения
и приговоры обставлены множеством юридических
и процедурных деталей, скрывающих точное
местонахождение полюса и механизмов
коррупции.
Евразийцы предлагали не просто сохранить
то, что есть, но:
- вернуться к правовым корням русской
традиции,
- переписать на современный манер «Русскую
Правду»,
- утвердить совершенно новое представление
о юридических, политических, социальных,
хозяйственных и культурных представлениях.
Н.Н.Алекссев, со своей стороны, выражался
несколько осторожнее, и считал, что идеалом
было бы построение в России «гарантийного
государства», помимо всеобщих обязанностей
и тяглового принципа включающего и некоторые
элементы личной свободы, диктуемые православной
антропологией (линия заволжских старцев).
7. Идеократия
Дадим несколько обобщающих тезисов-формул
евразийства. Государство, общество, народ,
каждый конкретный человек должен служить
высшей духовной цели. Материальные условия
земного существования не могут и не должны
быть самоцелью. Богатство и процветание,
сильная государственность и эффективное
хозяйство, мощная армия и развитая промышленность
должны быть средством достижения высших
идеалов. Смысл государству и нации придает
только существование «идеи-правительницы».
Политический строй, предполагающий постановку
«идеи-правительницы» в качестве высшей
ценности, евразийцы называли «идеократией»
— от греческого «idea» — «идея» и «kratoz»
— «власть». Россия всегда мыслилась как
Святая Русь, как держава, исполняющая
особую историческую миссию. Евразийское
мировоззрение и должно быть национальной
идеей грядущей России, ее «идеей-правительницей».
Этой идее-правительнице должны быть подчинены
остальные аспекты политики, экономики,
общественного устройства, промышленного
развития и т.д.
8. Евразийский отбор