Египетские пирамиды

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:11, реферат

Описание работы

Писать о чудесах во второй половине XX века — задача, которая может показаться трудной и неблагодарной. Чем можно удивить, чем можно поразить воображение человека, на глазах у которого осуществляются все мечты, когда-либо созданные самой смелой человеческой фантазией. Только в начале XX в. зародилась авиация, и смешные, беспомощные, похожие на этажерки аэропланы с трудом оторвались от земли, а через 40—50 лет человек уже овладел самыми разнообразными ракетами,

Работа содержит 1 файл

marina.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

После каменотесов лицевую сторону облицовочного камня обрабатывали шлифовальщики. Они работали с по­мощью шлифовального камня, воды и песка. В результате длительной обработки поверхность плиты становилась гладкой и блестящей. После этого камни считались гото­выми для постройки.

На известняковой скале, расчищенной от песка, гравия и камня, строители возводили громаду пирамиды, уклады­вая блоки гигантскими ступенями. Среди этих блоков, по словам Геродота, не было ни одного, который не дости­гал бы 9 м.

По рассказу Геродота, для того, чтобы втащить наверх каменные глыбы, строилась наклонная насыпь. Впо­следствии ее разравнивали. По ней строители, подгоняе­мые палками надсмотрщиков, тянули на канатах тяже­лые камни, которые с помощью деревянного рычага уста­навливали на место. Сколько людей погибало под тяжестью сорвавшейся каменной глыбы, сколько было искалечено при укладке камней, сколько умирало от непосильного труда здесь же, у недостроенных еще стен пирамиды! И это в течение долгих двадцати лет. Когда кладка пи­рамиды была закончена, ее ступени, закладывались обли­цовочными блоками. Их привозили из каменоломен, на­ходившихся в Верхнем Египте, возле Асвана. По уступам пирамиды облицовочные блоки поднимали наверх и укла­дывали их сверху вниз. Затем их полировали. Под лучами южного солнца они сияли ослепительным блеском на фоне безоблачного египетского неба.  Геродот рассказывает, что постройка пирамиды Хуфу длилась около двадцати лет. Через каждые три месяца менялись рабочие, число которых достигало 100 000 человек. Плети надсмотрщиков, изнурительный зной, нечеловече­ский труд делали свое дело. Ведь никаких машин для поднятия двухтонных известняковых глыб не было. Все дела­лось только с помощью живой человеческой силы. Даже если принять во внимание, что Геродот допустил ряд явных преувеличений и неточностей, то все равно приведен-|ные им цифры дают представление о грандиозном размахе работ, предпринятых Хеопсом для создания колоссальной усыпальницы. В этом же рассказе Геродот упоминает о надписи, сделанной на пирамиде, в которой указывалась сумма, издержанная на лук, чеснок и редьку для рабочих. 0на равнялась 1600 талантам.9 «Если же это действи­тельно так, — восклицает Геродот, — то сколько же должно быть издержано на железные орудия для работы, на пищу и одежду рабочих?».

Все погребальное сооружение представляло собою почти сплошную каменную кладку. Вход в пирамиду всегда находился на северной ее грани, на высоте около 14 м от земли. Внутри пирамиды было несколько камер, из которых только две были погребальными. Одна, ниж­няя, как предполагают ученые, предназначалась для супруги царя. Вторая, несколько  больших  размеров (10.6 Х 5.7 м), находившаяся на высоте 42.5 м от основания пирамиды, служила усыпальницей самого фараона. В ней стоял саркофаг из красного полированного гранита. Над погребальной камерой царя одна над другой распо­ложены пять глухих камер, предназначенных, по-види­мому, для распределения давления над камерой. В толще пирамиды проложено несколько узких и длинных ходов, ведущих в камеры, находящиеся внутри пирамиды, и в ка­меру, вырытую под ее основанием. Учеными были прослежены также и две вентиляционные щели, пронизывав­шие толщу каменной кладки и шедшие из камеры самого Хеопса. При расчистке поверхности пирамиды на многих блоках были обнаружены пометки, сделанные красной краской и содержавшие имя фараона Хуфу. Части древней облицовки были открыты археологами при расчистке ниж­ней части пирамиды, занесенной песком. Притеска обли­цовочных камней была так совершенна, что невозможно было сразу определить места их соединения. А при фото­графировании этой облицовки исследователям пришлось специально обвести краской швы, где смыкались блоки. Можно смело сказать, что ни один из царей, правивших после Хуфу, не смог превзойти его гробницу по размерам и величию, но имя фараона, который решил прославить себя постройкой небывалой по великолепию пирамиды, в течение многих столетий было ненавистно населению Египта.                                         

Второй по величине после гробницы Хуфу считается пирамида фараона Хафра (Хефрена). Она на 8 м ниже, но зато менее разрушена. Верх пирамиды сохранил часть полированной облицовки. Остальные пирамиды значи­тельно меньше, и многие из них сильно разрушились.

Вблизи от пирамиды Хафра поднимается из песка пустыни холм. Высота его около 20 м, длина около 60 м. Приблизившись к холму, путешественники видят огром­ную статую, высеченную почти целиком из скалы. Это знаменитый большой сфинкс — фигура лежащего льва с человеческой головой. Лицо его потрескалось, нос и под­бородок отбиты. Так мусульмане арабы покалечили ста­тую, простоявшую тысячелетия. Арабы верили, что в ста­туях древних египетских богов живут злые духи, и по­этому старались уничтожить как можно больше их изображений. С таким гигантом, как большой сфинкс, справиться им было не под силу, но изуродовали они его основательно.

«Отец ужаса» — так называют большого сфинкса жи­тели пустыни. Наибольший страх он внушает им ночью, освещенный яркой луной, когда глубокие тени придают его чертам особую выразительность.

Кого же изображает эта колоссальная статуя, почему она оказалась в таком близком соседстве с пирамидами? На голове статуи повязка, которую носили только фа­раоны. Ученые считают, что это статуя фараона Хафра, которая входила в ряд сооружений, связанных с гробни­цей фараона.

В древнем Египте не всякий смертный имел право приближаться к пирамиде — этому «вечному горизонту», за который «зашел» фараон (о фараоне не говорили, что он умер,—он «заходил» за горизонт, подобно солнцу; египетские цари называли себя сыновьями солнца).    Для того чтобы желающие могли почтить память умершего фараона, не оскорбляя его величия, на некотором  расстоянии от пирамиды воздвигался заупокойный храм — нечто вроде приемной залы умершего царя. Массивные  прямоугольные столбы из полированного гранита поддерживали потолок. Гранитные стены и пол здания были тщательно отполированы.

    Свет падал из небольших отверстий, пробитых в верхней части стен, и создавал торжественный полумрак, в котором особенно величественными казались темные статуи  фараона — владыки, принимающего почтительных гостей.    От этого торжественного зала к пирамиде вел длинный  крытый коридор. Его стены и пол также были сделаны  из полированного гранита. По этому коридору в пирамиду везли тело фараона в тяжелом саркофаге из ценного  камня.

    Для того чтобы сохранить от тления тело царя, которое было обиталищем его души (у египтян она называлась Ка), его бальзамировали. Подробный рассказ о процессе бальзамирования нам сохранил древнегреческий писатель   Диодор, живший в I в. н. э. У Геродота также говорится о бальзамировании покойников. Умершего приносили в по­мещение для бальзамирования. Труп клали на пол и к нему приближался человек, который назывался начер-тателем знака. На левом боку тела он намечал чертой место, где должен был проходить разрез. Затем подходил другой человек и эфиопским камнем 10 делал на трупе раз­рез, после чего обращался в бегство, так как по обычаю в него с проклятиями бросали камнями все присутство­вавшие. Эти проклятия составляли древний религиозный ритуал, связанный с нанесением увечья умершему. После этого к телу приступали непосредственно бальзамиров­щики. Один железными крюками через ноздри извлекал из черепа часть мозга. Оставшийся мозг растворяли впрыскиванием различных сильных снадобий. Через рану в боку вынимались внутренности, которые обмывались пальмовым вином и благовонными эссенциями. Потом их обматывали в тонкую льняную материю и вкладывали в специальные сосуды-канопы, сделанные из глины, але­бастра или порфира. Крышки каноп были сделаны в виде различных голов. В канопу с крышкой, изображавшей че­ловеческую голову, складывали желудок и кишки, в ка-нопе с головой шакала лежали легкие и сердце, а сосуд с головой кобчика предназначался для печени. В это время тело умершего сначала натирали кедровым маслом и про­мывали внутри пальмовым вином. Затем на 40 дней клали его в специальный щелочной раствор. Потом снова про­мывали вином и пропитывали различными ароматическими смолами, предохраняющими от гниения. Наполнив внут­ренность тела ароматическими веществами, разрез заши­вали и передавали набальзамированный труп специальным одевальщикам, которые украшали его. Часто золотили ногти на руках и ногах, вставляли глаза из хрусталя или слоновой кости. На пальцы рук и ног надевали кольца. Нарядив таким образом умершего, одевальщики покры­вали все тело слоем клея и начинали обматывать его тон­кими льняными бинтами. Обертывали, тщательно обматы­вая, пальцы рук и ног и все тело по нескольку раз, так что длина этих бинтов составляла несколько сотен метров. Таким образом приготавливалась мумия — нетленное оби­талище для духа Ка, который должен был жить вечно.

Тот же Диодор рассказывает, что когда царь египет­ский умирал, на всю страну налагался длительный траур, продолжавшийся семьдесят два дня. Храмы запирались, жертв богам не приносили, никаких торжеств не справ­ляли, благовониями не умащались. Все эти дни египтяне не вкушали ни мяса, ни вина, ни мучной пищи. Посыпав голову прахом, толпы мужчин и женщин бродили по го­роду с жалобными песнопениями, в которых прославля­лись добродетели умершего фараона. В день, назначенный для погребения, саркофаг с набальзамированным телом фараона ставили на особые полозья, украшенные богатей­шей резьбой и росписью, и с торжественными церемо­ниями провожали в последний путь умершего владыку, «сына солнца», ушедшего к богам. Саркофаг с телом царя помещали в склепе внутри пирамиды, гранитные стены и потолок которого были тщательно отполированы.

Родственники фараона и жрецы заботились о том, чтобы умершему не грозила опасность в загробном мире, чтобы он мог свободно передвигаться внутри своей гроб­ницы и чтобы боги приняли его как равного. Поэтому часто стены помещений внутри пирамид испещрены молитвами и заклинаниями. Особенно тщательному заклятию подвергались двери, которые вели из одного помещения  в другое или из коридора в камеру. В пирамиде  фараона VI династии Пепи возле первой двери написан  целый гимн, где утверждается, что эти «двери неба» отверзаются только для Пепи, но не для кого-нибудь другого. Перед другой дверью написан текст, кончающийся словами: «Когда же приходит Пепи со своим Ка, дверь  должна открываться. Посвящена эта пирамида Пепи и его Ка». На стенах, прилегающих к дверям, помещены изображения стражей дверей—павианов, волков, львов, и заклятия против них и злых демонов, угрожающих умер­шему фараону. Эти тексты, обнаруженные в большом количестве, являются одним из самых древнейших произ­ведений религиозной литературы. Ученые назвали их по месту находки «текстами пирамид».

       Заботясь о безопасности духа умершего в загробном мире, его родственники не забывали и о жизненно необхо­димых вещах. В особых помещениях хранились драго­ценности и различные предметы, принадлежавшие фаpaoнy. Ведь древние египтяне верили, что умерший про- должает жить и после смерти, что он нуждается во всех  тех вещах, которые были ему необходимы при жизни. И великолепная гробница царя служила ему домом, как при жизни домом был роскошный дворец.

     В дни праздников в память умершего фараона торжественная процессия направлялась к его пирамиде. В зале с колоннами перед изображением фараона, «воссевшего рядом с Ра»,12 совершались моления и приносились жертвы. В эти дни в «городе мертвых» возле больших пирамид было шумно и оживленно. Гнали стада жертвенных животных, шли люди с корзинами даров, цветами,  приношениями. В заупокойный храм допускались лишь родственники царя, приближенные и жрецы. Остальные  участники процессии в честь умершего фараона оставались  в долине у входа в коридор, ведший к заупокойному  храму царя, и ожидали окончания жертвоприношения. К пирамиде — освященному месту упокоения фараона, ставшего божеством, — простой смертный не смел приближаться. Однако богатства, наполнявшие кладовые царской усыпальницы, были большим соблазном для грабителей. Строители пирамид предусмотрели и это. Вход в склеп закрывался изнутри тяжелым замковым камнем. После окончания погребальных церемоний из-под камня выбивались подпоры и вход в центральный покой пира­миды, где стоял великолепный гранитный саркофаг с те­лом фараона, замыкался навсегда.

Такой же огромный камень, спущенный вниз по наклонному ходу в склеп, закрывал ход в коридор.

Колодец, по которому спускались люди, после того как были замурованы все входы и выходы, засыпался. Царская могила была недоступна для людей и демонов. Фа­раон мог мирно покоиться под стометровой громадой пирамиды, нависшей над сводчатым склепом.

Но все предосторожности оказались напрасными. Цар­ские гробницы были ограблены еще в древности, и до на­ших дней сохранились лишь пустые залы и сложные переходы внутри пирамид. О неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах, можно было только догадываться до тех пор, пока в 1922—1923 гг. не была открыта знаменитая гробница царя XVIIJ династии Тутанхамона, умершего в XIV в. до н. э., более 32 столетий назад. По счастливой случайности она не была разграблена, и вся утварь, которая сопровождала царя в его загробную жизнь, предстала перед глазами ученых.13                                           

Несколько комнат окружало центральное помещение, где стоял саркофаг молодого царя, умершего, когда ему было всего 18 лет. Все эти кладовые были забиты массой вещей. Здесь находились четыре царских колесницы, око­ванные золотом, великолепные царские ложа с головами зверей, золотой трон, на спинке которого из драгоценных камней было сделано изображение умершего фараона и его жены. В чудесных сосудах из прозрачного алебастра хранились душистые мази. В деревянных футлярах нашли жареных гусей и окорока — пищу молодого царя в его за­гробной жизни. Многочисленные сундуки с одеждами, драгоценностями, обувью, сосудами  заполняли кладовые.

У входа стояли статуи самого фараона, охраняющие двери, которые вели в центральное помещение. Когда дверь была вскрыта, ученые увидели сплошную золотую стену, украшенную плитками бирюзового цвета. Это был огром­ный ящик — саркофаг, занимавший почти всю комнату. С одной стороны ящика имелись дверцы, запечатанные печатью с именем Тутанхамона и закрытые на бронзовый засов. Три тысячи лет прошло с тех пор, как была нало­жена печать фараона на эти дверцы, и вот они снова за­скрипели, но уже под рукой археолога. Первый футляр был снят. Под ним оказался второй, столь же богато украшенный. Простенки между первым и вторым саркофа­гами были также заполнены вещами. Здесь лежали два великолепных золотых опахала из страусовых перьев, за­мечательные алебастровые сосуды и множество других ценнейших вещей.

Третий гроб был сделан из дорогого резного позолочен­ного дуба. Когда сняли и его, то под ним оказался сар­кофаг из розового гранита необычайной красоты. Сняв крышку, ученые увидели золоченое ложе, на котором находился саркофаг в форме спеленутой мумии. Он был покрыт листами золота и сверкал драгоценными камнями.

Последний футляр, в котором лежала мумия фараона Тутанхамона, завернутая в 16 полотняных пелен, был сде­лан из чистого золота. На лице мумии была золотая маска—портрет молодого фараона. На мумии нашли ог­ромное количество золотых украшений — ожерелий и браслетов. На ногах были надеты золотые кованые сан­далии, пальцы рук и ног заключены в золотые футляры. Сокровища, найденные в гробнице молодого царя, не имели цены. А ведь это было еще не самое богатое погре­бение египетских владык.

Фараон Тутанхамон был незначительным правителем, при нем Египет не достигал особого могущества и богат­ства. Над его могилой пирамида не была воздвигнута. В эту эпоху фараонов хоронили в Долине царей, в гробни­цах, вырубленных в скале.

Какие же несметные богатства должны были заклю­чать в себе погребения других, более могущественных властителей Египта! Ведь не случайно вавилонский царь писал египетскому фараону: «Брат мой, золота в твоей стране столько же, сколько песка».

И, вероятно, недели и месяцы нужны были, чтобы разместить в многочисленных кладовых и тайниках все бесценные дары, сокровища и жертвенные приношения, которые причитались могущественному царю.

Недаром надписи, встречающиеся в пирамидах, срав­нивают умершего фараона с самим богом солнца Ра, вер­ховным божеством египтян.

«Летит он, улетающий... Летит он от вас, о люди», — гласит одна из надписей. «Не на земле он больше, на небе он... В твоей ладье гребет он, о Ра, в твоей ладье правит он на небе, а когда ты выходишь из-за горизонта восточного, он плывет с тобой в ладье твоей, о Ра, о Солнце!».

Но хотя тексты пирамид восхваляли божественное могущество фараона, хотя мощные стены пирамиды на­дежно укрывали погребение царя, огромные гранитные саркофаги в пирамидах царей Хуфу и Хафра пусты. Еще в древности были разрушены храмы при пирамиде Хафра. Огромные статуи фараона Хафра были разбиты и бро­шены в колодец, откуда их извлекли археологи при рас­копках. Было ясно, что не от времени пострадали эти великолепные статуи из темного твердого камня. Они были намеренно испорчены, разбиты на куски, искалечены.

Еще Геродот, собиравший во время своего путешествия по Египту рассказы о фараонах — строителях пирамид, писал о том, что цари Хуфу и Хафра, воздвигшие самые большие пирамиды, были и после смерти ненавистны на­роду. Рассказывали, что народ, доведенный до отчаяния непосильным трудом, поборами, голодом и нищетой, вос­стал и разорил гробницы этих двух наиболее беспощад­ных тиранов. Мумии Хуфу и Хафра были выброшены из их великолепных гробниц и растерзаны на куски. Ста­туи, увековечивавшие память этих жестоких угнетателей, возмущенный народ разбивал везде, где только они встре­чались. А ненавистные имена Хуфу и Хафра в течение многих столетий были преданы забвению, народ избегал называть их.

Информация о работе Египетские пирамиды