Двоеверие на Руси и его культурные последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:34, реферат

Описание работы

Тема славянского, (в частности восточнославянского) язычества в последнее время стала чрезвычайно популярной. Помимо собственно научного интереса ее актуальность обусловлена сегодня еще и иными факторами: многие политические течения (прежде всего «патриотические») пытаются эксплуатировать ее в своих целях. Это, естественно, не способствует повышению объективности получаемых результатов.

Содержание

Язычество…………………………………………………………………………….2
Первые века христианства на Руси ………………………………………………..5
Двоеверие …………………………………………………………………………….8
Языческие образы христианской Руси …………………………………………….11
Список используемой литер………………………………………………………...13

Работа содержит 1 файл

Содержание реф про русь.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

 Примеров  такой нечисти в народных преданиях,  предостаточно. Но это еще не  все. Языческие образы зачастую  встречаются в фольклорном народном творчестве – в сказках, преданиях, пословицах, поговорках. Откроем книгу В.И. Даля «Пословицы русского народа»: простой народ упорнее хранит и сберегает исконный быт свой.

 Среди  собранных Далем пословиц и  поговорок нередко встречаются и такие, где видны отголоски язычества:

1.     Просил Святого, пришло до слова  просить клятого. 

2.     Всяка нежить на праздник тешит. 

3.     Бог любит праведника, лихо (одноглазое, часто леший) ябедника.

 Много  встречается пословиц и поговорок, где отражены дурные приметы – тоже своеобразная дань язычеству. Чаще всего они связаны со смертью:

1.     Грешно дать умереть младенцу  в люльке – все одно, что  на виселице.

2.     Умереть на печи – все равно,  что с перепою, с печником  в обнимку, змеем исповеданным.

 Чрезвычайно  сильна связь в народном творчестве  языческих образов со смертью.  Народ в сказках поход героя  к нечистым всегда представляет  как поход в царство мертвых,  откуда ворота нет. В том  и геройство, что вышел с  того света – образ уже христианский, с верой победил оковы смерти – образ чисто библейский.

 Можно  вспомнить тому такие примеры: 

1.     Баба Яга – костяная нога  говорит: ''Чую, чую дух русский! (читаем: дух живой).

2.     Попасть к Яге обычно можно,  когда дорожку укажет водной, леший, иная нечисть – прямая дорожка к смерти.

 Но  ни князь Владимир Святославич,  ни его потомки не собирались  бороться с верой в домовых,  водяных и леших, или с весенне-летними  аграрными ритуалами. «Низовые»,  традиционно-бытовые верования были не подконтрольны государству, и оно почти не вмешивалось в эту сферу, не имея «механизмов контроля и управления» данной областью религиозной жизни. Поэтому низшая мифология, верования анимические и магические, оставались «по ту сторону» борьбы христианства и язычества в ее конкретно-исторических формах конца X - XI вв.  
 

Список  используемой литературы

1.Васильев  М. А., Язычество восточных славян  накануне крещения Руси, М.: Индрик, 1999

2.Карпов  А.В., Язычество, христианство, двоеверие:  религиозная жизнь Древней Руси в IX – XI веках, СПб.: Алетейя, 2008

3. Карпов  А.В., Религия ранней Руси: от язычества  к христианству, СПб., 2006

4.Изборник, Сборник произведений литературы  Древней Руси, М., 1986

5. Рапов  О.М., Русская церковь в IX - первой  трети XII в. Принятие христианства, М., 1991

Информация о работе Двоеверие на Руси и его культурные последствия