Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:34, реферат
Тема славянского, (в частности восточнославянского) язычества в последнее время стала чрезвычайно популярной. Помимо собственно научного интереса ее актуальность обусловлена сегодня еще и иными факторами: многие политические течения (прежде всего «патриотические») пытаются эксплуатировать ее в своих целях. Это, естественно, не способствует повышению объективности получаемых результатов.
Язычество…………………………………………………………………………….2
Первые века христианства на Руси ………………………………………………..5
Двоеверие …………………………………………………………………………….8
Языческие образы христианской Руси …………………………………………….11
Список используемой литер………………………………………………………...13
Первым
самым очевидным из них было
приобщение населения
Скорее
всего это знакомство началось
с богослужебных книг, которые
должны были получить широкое
распространение уже в
Дело отца было продолжено Ярославом Владимировичем.
Появляется
еще одна тема, чрезвычайно важная
для нас: переводческая
Подобные
знания вполне объяснимы, если
учесть, что практически все
Круг грамотных людей включал не только всех священников и монахов (а это уже около 2% всего взрослого населения), но, видимо, также значительную часть горожан и горожанок. Основанием для такого вывода послужило открытие берестяных грамот - сначала в Новгороде, а затем и в нескольких других городах Древней Руси. Крестьянское же население, по всей вероятности, в основной своей массе было неграмотным.
Насколько
успешно жители Древней Руси
осваивали пласт христианской
культуры, показывают оригинальные
учительные и агиографические
произведения, появившиеся в XI-XII
вв. (трактат «Об опресноках»
Однако
запросы и возможности
Двоеверие
Принятие христианства и приобщение Древней Руси к западноевропейской книжной культуре не могло не породить проблемы взаимодействия языческой традиции и новых культурных приобретений. Принято считать, что это взаимодействие проявилось в специфической форме двоеверия, якобы принципиально отличавшего древнерусскую (а затем и собственно русскую) культуру от культур прочих народов. Попытаемся разобраться, так ли это. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что сам термин «двоеверие» практически не определен. Разные авторы используют его в самых различных значениях. Обычно под ним имеется в виду «оязычивание» христианства. Под влиянием мощных языческих пережитков христианство на Руси якобы получило специфическую окраску, резко отличающую его от всех прочих течений христианства. На интуитивном уровне восприятия такая точка зрения представляется вполне оправданной. Действительно, русское христианство отличалось от близких ему по происхождению конфессий. Однако с не меньшим успехом то же самое можно сказать и обо всех прочих течениях христианства. Вопрос в том, явилось ли именно восточнославянское язычество единственным (или основным) определяющим фактором в формировании самобытности русского христианства? Поскольку сам термин «язычество» (фактически - нехристианство) не вполне определен, такой подход допускает произвольное расширение явлений «двоеверия». Другим моментом, затрудняющим изучение процессов взаимодействия различных традиций в рамках древнерусской культуры, является попытка жестко связать «народную» культуру элиты - с христианством, а также стремление противопоставить их друг другу. Под влиянием ленинского учения «о двух культурах в каждой национальной культуре», в советской историографии подобной поляризации был придан политический характер. Между тем, даже вполне официально настроенные историки считали, что княжеско-дружинная культура средневековой Руси включала в себя и народную культуру: во-первых, творцами всей материальной стороны феодального быта были мастера из народа, а, во-вторых, народная струя проявлялась в сказках, былинах, народных празднествах, входивших неотъемлемой частью в культуру дворцов и усадеб.
Так
же прежде отмечалось, что христианство
довольно рано пустило
Как
правило, основания для
Первая из них – слишком «молодой» возраст источников, из которых черпается необходимая историку информация. Вторая причина, в какой-то степени производная из первой - отсутствие надежных критериев для вычленения в этих источниках собственно языческого субстрата.
К сожалению, проверка с опорой на письменные свидетельства не всегда возможна, - средневековые источники редко склонны снабжать нас материалами, освещающими нюансы тогдашних воззрений на археологически отмечаемые детали погребального обряда.
Привлечение более широкого круга источников, с которыми проводится сопоставление, в частности выход за рамки исключительно восточнославянского материала, позволяет сделать выводы: «Присутствие в погребениях XIV-XV вв. и позднее ритуальных сосудов находит вполне христианское объяснение в обряде последнего помазания елеем (рудиментарно здесь только само стремление поместить остающийся сосуд в могилу, а не оставить его на земле). Пепел и зола, осыпающие покойного в глазах верующих символизируют не стихию огня, но прах, в который возвращается бренная оболочка человека, некогда из него же сотворенная... Использование валунов в сочетании с дерновыми ступенями и холмиком и с деревянным крестом апеллировало не к дохристианскому кургану, но к системе образов из последних часов жизни Христа, прежде всего к Голгофе...»
Необходимейшим
этапом в работе с
При
отсутствии письменных данных, синхронных
археологическим материалам, можно
попытаться привлечь
Конечно,
каждый обрядовый элемент
Другими
словами, непременным условием
доказательства не только «
В
средние века, «вторую пору великого
мифического творчества», были
созданы христианские мифы, в
которых вследствие единства
психического процесса могли самостоятельно
воспроизвестись образы и приемы языческого
суеверия. Христианские заговоры часто
столь похожи на древние языческие заклятия
не потому, что повторяют их в новой форме,
а вследствие самостоятельного воспроизведения
мифического процесса на христианской
почве. Стремление приверженцев существования
двоеверия любой христианский образ непременно
подвести под языческий миф потеряет свою
силу, если будут учтены жизненные процессы
народного. Мифологи упускают из виду
ту «пластическую силу», которая творит
в сказке, песне, легенде, не столько развивая
их внутреннее содержание (что собственно
и принадлежит мифологической экзегезе),
сколько их чисто формальную сторону.
Очевидно, фольклорные явления нельзя
сводить только к мифологии, многое в них
может и должно быть объяснено.
Языческие образы христианской Руси
Кроме
огромного количества
Прежде
всего, это сохранившаяся в
атрофированной форме и
Современные
исследователи обрядности и
Теперь
можно привести несколько
Домовой.
О происхождении домовых
Леший. Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, что присущи ему одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями, выходя для прогулок и забав на лесные опушки, он ходит там малой былинкой, ниже травы, свободно укрываясь там под любым ягодным листочком.
Оборотни. Оборотни – такие же мнимые существа как и русалки. Чтобы стать настоящей русалкой, то есть потерять право и возможность возвратиться в первобытное состояние, по народным толкам, необходимо четыре года. Только девушкам-самоубийцам возврата нет. Точно так же не закрыт путь для обратного превращения всякого сорта оборотням, волкодлаков или волколаков. Это суть чаще всего люди, обращенные в волка, реже в собаку, кошку, куст, пень и прочее.
Информация о работе Двоеверие на Руси и его культурные последствия