Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 21:17, доклад
«Научной называется такая организация труда, которая основывается на достижении науки и передовом опыте, внедряемых в производство. НОТ позволяет наилучшим образом объединить технику и людей в едином производственном процессе, обеспечивает эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, непрерывное повышение производительности труда, способствует сохранению здоровья человека, постепенному превращению труда в первую жизненную необходимость»
1. Научная организация труда: понятие и значение..........................................2
2. Разработка первых методик рационализации................................................4
2.1 Методики М.И. Васильева......................................................................4
2.2 Методики Казанского института НОТ..................................................6
2.3 Методики Л.А. Бызова, Я.О. Габинского, Е. Альперович.................8
Заключение.......................................................................................................15
Список использованной литературы............................................................16
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский
государственный
Институт социологии и права
Кафедра
правового и документационного
обеспечения управления
Доклад на тему:
«Движение
за научную организацию труда в 20 – 30-е
годы XX века»
Исполнитель:
студент группы ДД - 415 | Е.А. Тюстина |
Екатеринбург,
2011
Содержание
1. Научная организация
труда: понятие и значение......................
2. Разработка
первых методик рационализации................
2.1
Методики М.И. Васильева.......
2.2
Методики Казанского института
НОТ...........................
2.3
Методики Л.А. Бызова, Я.О. Габинского,
Е. Альперович.................
Заключение....................
Список
использованной литературы....................
Научная организация труда: понятие и значение
Для создания общего представления о научной организации труда (далее НОТ), необходимо определить – что означает данное определение, как оно трактуется в разных источниках и какие функции выполняет данный процесс.
Многие источники интерпретируют НОТ следующим образом:
«Это процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и передового опыта. Термином «НОТ» характеризуют обычно улучшение организационных форм использования живого труда в рамках отдельно взятого трудового коллектива (например, предприятия)1».
«Научная организация труда - управление производственным процессом на основе системного анализа. К задачам, которые решаются в рамках НОТ, относятся:
1. Совершенствование форм разделения труда;
2. Улучшение организации рабочих мест;
3. Рационализация методов труда;
4. Оптимизация нормирования труда;
5. Подготовка рабочих кадров» 2.
«Научной называется такая организация труда, которая основывается на достижении науки и передовом опыте, внедряемых в производство. НОТ позволяет наилучшим образом объединить технику и людей в едином производственном процессе, обеспечивает эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, непрерывное повышение производительности труда, способствует сохранению здоровья человека, постепенному превращению труда в первую жизненную необходимость» 3.
Из вышеперечисленных определений можно выделить основные аспекты НОТ:
1) Это процесс труда, производственный процесс;
2) Цель НОТ – совершенствование трудовых процессов и отношений, возникающих в них;
3) Использование «живого» труда, человеческих ресурсов;
4)
Повышение производительности
Интерес
к развитию движения за НОТ в 1920-1930-е
годы вызван тем, что этот период стал
основополагающим для современного
оргпроектирования, известными рационализаторами
России были созданы работы, несущие
и по сегодняшний день ценность для
проектирования управленческих процессов.
Разработка первых методик рационализации
Методика М.И. Васильева
В связи с развертыванием в стране работ по научной организации управленческого труда, начиная с 1920-х годов объектом исследования рационализаторов стал государственный аппарат, в частности организация работы служащих.
На данном этапе исследователи хотели определить предмет и методы изучения.
Одним из первых в печати опыт оргпроектирования на конкретном предприятии осветил рационализатор НКПС М.И. Васильев в книге « Обследование и реорганизация предприятий и учреждений» 4. Он разработал методике на основе ведомства железнодорожного транспорта, выделив методики обследования учреждения. На первом этапе он акцентировал внимание на сборе материала. На втором – систематизация и сведение результатов обследования. Последним шагом было внедрение намеченных мероприятий. Особое внимание после обследования Васильев обращал на получение результатов с помощью хронометража. При массовых обследованиях он использовал общий хронометраж, создавая тем самым основные категории работ на установление наименований отдельных категорий операций. Запись наблюдений он проводил на «Наблюдательной карточке» 5. Карточка помогала отображать действительные операции, а также категорию, к которой она относится. Результаты обработки полученных данных отображались в «Сводной» 6. Данная таблица подкреплялась графическими изображениями, изображавшими конкретный случай течения процесса. Это «Индивидуальный график» 7. Далее за ним последовали «Средний график», «Стандартный график выполнения работ», « Перечень дефектов по форме». Окончательным, по мнению автора, являлся список мероприятий, облегчающих и обеспечивающих предлагаемые виды работ.
Началом внедрения автор предложил поведение агитационных работ на предприятии: освещение плана, графика и инструкций по совершению мероприятий.
М.И. Васильев четко сформулировал этапы проектирования, воплотил опытным путем конкретные методы (наблюдательная карточка, хронометраж), методику анализа обследования при помощи графиков и диаграмм, внедрение предлагаемым мероприятий, устное инструктирование и атигационно-пояснительная работа. Его исследования являлись ценнейшим источником для практических введений в 20-х годах.
Методики Казанского института НОТ
Казанский институт НОТ, занимаясь рационализацией госаппарата, так же уделил большое внимание методологической стороне.
Основные методы обследования учреждения нашли применение в отчете по итогам пятилетней работы института.
В работе отражены 4 этапа оргпроектирования:
Кроме данных методов, институт использовал и другие методы, такие, как анализ нормативный материалов, визуальные наблюдения, интервьюирование, хронометраж отдельных операций.
Работа института была столь плодотворна, что в 1924 году были выработаны единые требования к организации делопроизводства в учреждениях:
Таким
образом, институт, разработав данные
требования, заложил основу для
индивидуального проекта конкретного
учреждения.
Методики Л.А. Бызова, Я.О. Габинского, Е. Альперович
Данный раздел был систематизирован и графически оформлен в силу схожести этапов проектирования и описания методик.
Л.А. Бызов | Я.О. Габинский | Е. Альперович | |
1. Название методики | Методика организационной работы в области административной техники | Методика обследовательской работы | Основные положение по методике обследования |
2. Этапы ведения методики обследования | Ориентировочное обследование; детальное; анализ материала и его обработка; составление реорганизационного проекта; опытная постановка; окончательное закрепление | Отображает этапы в своей работе | Формулировка целей обследования; выбор и назначение руководителя обследования; разработка РП обследования; организация обследовательской группы; проведение согласованного проекта через утверждение в НК РКИ |
1
этап. Ориентировочное
или предварительное
обследование
Это обследование, в основе которого лежит составление плана будущей работы | |||
Начало и продолжение |
|
|
психологические рекомендации: присутствовать на совещании с целью выяснения узких мест обследуемого объекта |
Окончание | Составление промежуточного отчета в виде доклада (сведения в цифрах, иллюстрациях, графиках, таблицах), критическая оценка, предложение плана (проводятся специалистом) | Беглое ознакомление
с учреждением без | |
2 этап. | |||
Оперативное обследование | Элементарное обследование | «Процесс самого обследования» | |
Основные действия | Наблюдение в натуре; измерение явлений, ФРД, фотографии отдельных операций | 13 операций для каждого определенного метода | Сбор необходимого материала исследуемого объекта |
3
этап. Обработка материалов.
Сырые данные обследования превратить в стройно изложенный, удобный для изучения материал | |||
Предлагает
графический метод |
Предлагает
таблицы и диаграммы для |
«Программа анализа и выводов из материалов обследования» | |
4 этап. Проект «реорганизация» | |||
Общий план организации нового технологического потока | Конспективная форма с четкой формулировкой поставленных вопросов | ||
Выделяет в отдельный раздел предложения по устранению « недостатков». | |||
5. Внедрение разработанного проекта «реорганизация» | |||
Опытная постановка | Проведение реорганизации в жизнь: широкое ознакомление персонала с результатом обследования, испытание в малом масштабе мероприятий, уточнение на основе опыта первого проекта, организация технической переподготовки персонала и др. с лекциями, собраниями. | Согласование
разработанного проекта выводов
и предложений с |
Информация о работе Движение за научную организацию труда в 20 – 30-е годы XX века