Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 06:42, контрольная работа
Цель контрольной работы - изучить русскую культуру в XVIII веке, многоуровневую целостную структуру в единстве ее внешних и внутренних связей и определить ее влияние на дальнейшее развитие культуры России.
Введение
«Европеизация» Русской культуры
Культура после петровской России
Национальные и европейские начала русской культуры
Заключение
Библиографический список
Поэтому в начальный период петровских преобразований были открыты специальные учебные заведения - Навигационная, Артиллерийская (1701), Инженерная (1712) школы, Медицинское училище (1707), первые горные школы на Урале.
Потребности общества в новых культурных ценностях всегда формируются достаточно долго. Потребность русского общества в общеобразовательной школе, преследующей чисто педагогические цели, формировались «с почину власти». Начало общеобразовательной школы относят к концу петровской эпохи. Год спустя после смерти Петра открылись двери новых храмов науки — университета и гимназии в Петербурге. Позднее, в середине века, открывается Московский университет и при нем — две гимназии: одна для дворян, другая для разночинцев.
Проводя реформы, Петр действовал смело и целеустремленно. По его указу были созданы особые учреждения, задачей которых стало культивирование научных знаний и приумножение их. Это не только Университет, но и Академия, Библиотека при Академии, различные кабинеты для научных занятий. Преодолевая веками сложившиеся традиции, начинает работать Кунсткамера - первый русский естественнонаучный музей. Определенные трудности испытывало библиотечное дело. Традиции допетровской русской культуры были таковы, что имеющиеся книжные собрания не могли быть использованы в научно-исследовательской работе. В XVII веке книги хранились в низких, полутемных, чаще всего каменных (во избежание пожара), комнатах, уставленных массивными сундуками («коробьями»). Шкафы с полками появились, вероятно, к концу XVII столетия и только потому, что владельцы книг пожелали продемонстрировать богатство и красоту переплетов, украшенных драгоценными камнями и прекрасно выделанной кожей. Сохранившиеся от того времени описи книг, как правило, подробно сообщают о переплете, но забывают сообщить название книги и ее автора. Расстановка книг производилась по формату и красоте переплета. По этому же принципу в первые годы существования расставлялись книги и в Библиотеке Академии наук /7, с.51/. В дальнейшем оказалось, что наладить библиотечное дело даже по имеющимся западным образцам совсем непросто /6, с.60/.
В течение всего XVIII века в духовной культуре идет процесс утверждения новых ценностей. Развивается постепенно поэтическое творчество. Русская интеллигенция увлекается вопросами не только обучения, но и воспитания. Появляется интерес к литературе — «наставнице нравов», и в этом случае образцом служит французская литература. Отвечая спросу, увеличивается количество издаваемых романов, повестей, любовных песен. В процессе создания культурных ценностей нового типа Россия, кроме школы и литературы, располагала еще одним новым средством — периодической печатью. В 40—60-е годы пример публицистической и журнальной деятельности подает Российская Академия наук. В периодических изданиях Ф. Миллера уже отражаются интересы времени: и польза (распространение научных знаний), и «увеселение» (нравоучительные рассказы, оригинальные и переводные повести). Закладываются основы русской сатиры. А. П. Сумароков издает журнал «Трудолюбивая пчела», в значительной мере ориентированный на обличение пороков русской действительности. Издает журнал «Полезное увеселение» М. И. Херасков. Публицистика в большей степени, чем любой другой вид литературного творчества, ориентирована на публику, но читательской публики еще нет, есть литературные кружки. В периодической печати и литературных кружках обсуждаются проблемы просвещения и воспитания, отношения к человеку и природе, заимствования западной культуры и развития национальной, русской. Именно периодические издания в России способствовали формированию и развитию идей Просвещения.
Значительную роль в распространении идей французского Просвещения в России сыграла Екатерина II, почтительно называвшая Вольтера «мой учитель». Императрицу особо привлекала идея «просвещенного абсолютизма», на роль монарха-просветителя претендовала она сама.
Екатерина
II пыталась сделать реальностью российской
культуры философию и политику западного
Просвещения, но еще большее значение
она придавала педагогическим идеям Монтеня,
Локка, Руссо, других мыслителей. Императрица
с полным основанием полагала, что эти
идеи станут основой создания нового типа
россиян. Классом, монополизировавшим
новую культуру, становится дворянство.
Оно получает права и привилегии, его просвещают,
в нем воспитывают особые нравственные
качества. Считая дворянской привилегией
«службу во славу самодержавного правления»,
Екатерина II способствует организации
дворянского самоуправления и принимает
ряд мер для подъема экономического благосостояния
сословия. Воспитание на всех уровнях
расценивалось Екатериной II как важное
средство для достижения той же цели: политического
и культурного формирования русского
общества. Она не ошиблась — екатерининские
реформы в XVIII веке дали новый толчок русской
мысли и общественному самосознанию.
Заключение
В первой четверти XVIII века в России осуществляются преобразования, непосредственным образом связанные с "европеизацией" русской культуры. Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.
Тем не менее, русская культура XVIII века формируется как культура национальная. В то же время, как уже указывалось, она становится элементом мировой, а точнее — западноевропейской культуры. Русское искусство — литература, архитектура, театр и изобразительное искусство — развивается в рамках классицизма, зачастую перерастая эти рамки. Подведем итоги развития русской культуры восемнадцатого столетия.
Во-первых, — это возникновение светского стиля культуры. Она формируется и развивается в различных направлениях. Движущей силой новой культуры является «освобождение мысли» от жестких религиозных догматов.
Во-вторых, свободомыслие выступает фактором формирования новой социальной группы — российской интеллигенции. Этот процесс широко развернется в XIX веке, но его истоки — в рассматриваемом столетии.
В-третьих, среди проблем, особенно интересующих деятелей культуры, особое место отведено социальным и этическим. Итогом их рассмотрения стало развитие антропоцентрической картины мира, окончательно утвердившейся в русской культуре.
Русская
культура XVIII века исполнила свою великую
миссию: она стала культурой, одухотворившей
русскую жизнь новыми идеалами, заложившей
основы русского общественного самосознания.
В художественной культуре сформировались
принципы, наиболее полная реализация,
которых определяет уже век XIX. Великая
культура России нового столетия затмевает
своей значимостью противоречивую, полную
исканий и мучительного перехода от средневековой
эпохи к эпохе Просвещения культуру века
предшествующего. Но она — основа замечательных
процессов развития русской духовности
XIX и даже XX веков.
Библиографический список
1. Абрамов А.И., Егорова И.В. Русское Просвещение. М.,1991.
2. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. Л:, 1989.
3. Баггер X. Реформы Петра Великого. Обзор исследования. М.,1985.
4. Бердяев Н.А. Русская идея в России и русской философской культуре. М., 1990.
5. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 4 ч. Спб., 1899. Ч. 3.
6. Пыпин А.Н. История русской литературы: В 4 т. Спб., 1902. Т. 3.
7. Соловьев С. М. Публичные чтения о Петре Великом // Чтения и рассказы по истории России. М., 1989. С. 414 - 589.
Информация о работе Духовная культура России первой половины 18 века