Духовная культура первобытного общества

Автор: Дарья Толовикова, 31 Августа 2010 в 15:02, реферат

Описание работы

Духовная культура является многослойным образованием и включает в себя познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и другие культуры.
Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности.
Первобытность — детство человечества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности.

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

     Вначале преобладают изображения отдельных  как бы застывших статичных объектов, которые затем вытесняются динамичными  изображениями животных. Одноцветные  контурные рисунки сменяются  полихромными и объемными. Сложнее  взаимодействие тенденций натуралистического и условного стилей изображения. На самом раннем этапе господствует натурализм, цель художника добиться максимального сходства изображения с изображаемым. Затем резкий поворот к обобщению, отсюда черты известного художественного схематизма. На третьем этапе вновь усиливается интерес к детализации изображения, к воспроизведению целых сцен или повествовательных сюжетов. Результат -- вновь побеждает более или менее натуралистическая фигуративная манера. Но никогда не прекращающийся процесс отбора и экономии изобразительных форм вновь приводит первобытное искусство (его четвертый, высший этап) к стилизации, к замена живого образа знаком, имитации символом.

     Первобытный человек обладал не меньшими художественными  способностями, чем современный, а в среднем -- большими. Его вкус был безукоризненным. Он еще не стал подобно нам пассивным потребителем  искусства, а был в такой же мере художником, творцом, как и охотником, воином и т.п. Творческие импульсы были для него столь же естественными, как инстинкты охоты или продолжения, рода. Этот человек не нуждался в художественном образовании, искусство было с ним всегда от рождения до смерти, было одним из естественных проявлений его собственной человеческой сущности. Именно поэтому художественное наследие «первобытного» мира начинает занимать все большее место в системе художественных ценностей нашего времени. [1, C. 20-25]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В архаической культуре центральным  содержанием культурного сознания выступает представление о душе (духе), в которое впервые  сложились  семиозис,  культурные  практики,  простейшие  формы  трансляции культурного  опыта.  Для этой культуры  характерно  сакральное  осмысление  культурного  опыта.  

     Мы  рассмотрели основные особенности  первобытной культуры и искусства  на различных этапах. На самом раннем этапе в изобразительном искусстве господствовал натурализм. Затем наблюдаются черты определенного художественного схематизма. На третьем этапе вновь проявляется интерес к детализации изображения. На четвертом этапе прослеживается стилизация, замена живых образов знаками, символами.

     Такова  исходная точка любой культуры. Затем  накапливался опыт, человек получал  все больше возможностей классифицировать и интерпретировать. Логика этой деятельности зависела не только от реальных отношений вещей, но и от соотношения их знаков в языке. Постепенно любой неодушевленный растение, животное и сам человек получают четко обозначенное словом место. Эти понятия складываются в общее представление о действительности, в картину мира. Это уже метафизическое творчество, создание нового типа реальности, т.е. духовной культуры.

     Почти 30 000 лет культуры первобытного общества не растворились в небытие. Мы унаследовали памятники, обряды,  символы, ритуалы, архаичные стереотипы. Пережитки  архаичных верований на самом деле не случайно закрепились во всех религиях, а также мировых традициях и народном быту. Есть необходимость прислушаться к мнению известного немецко-американского этнографа Ф. Боас(1858—1942): 

     Во  многих случаях различия между человеком цивилизованным и первобытным оказываются скорее кажущимися, в действительности основные черты ума — одинаковы. Главные показатели интеллекта «являются общими для всего человечества1  

     Осколки архаической культуры можно найти  даже  в  наше  время.  Но  и  в  целом  архаическая  культура  не  исчезла  бесследно.  Она  перелилась  в  мифы  народов  мира,  в  фольклор,  в  глубинные «архетипы»  человеческой  психики.

     Архаическая культура оказала непосредственное влияние и на последующую культуру — древних царств и государств Ближнего Востока, Египта, Индии, Китая.

     Искусство первобытного общества стало фундаментом для последующего развития мирового искусства. Культура Древнего Китая, Египта, Ирана, Шумера, Индии появилась на основе всего, что было создано первобытными людьми.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Введение в культурологию.    Учебное пособие / под редакцией Е. В. Попова. 3-е изд., перераб.  и доп.- М.: ВЛАДОС, 2006

2. Гуревич П.С. Культурология. Учебник для вузов. - М.: Проект, 2003, 336 c.

3. Культурология: История мировой культуры: Учеб. пособие / Г. С. Кнабе, И. В. Кондаков, Т. Ф. Кузнецова и др. / под ред. Т. Ф. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 607 с. 

4. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 600 с.; илл. цв.

 

Я думаю, что магия, как самая первая форма религии до сих пор используется людьми, потому, что многие люди, которые не верят ни в сверхъестественный мир и существа, попадая в ситуацию, характеризующуюся если не полной, то значительной степенью неопределенности, оказываются в плену ими же самими созданных магических представлений и даже совершают действия, по существу, магического порядка. Но обычно это называют не магией, а суевериям. 
Певобытную магию можно до сих пор встретить в Новой Гвинее, где люди, занимающиеся промыслами при охоте на морского зверя помещают в острие гарпуна маленькое жалящее насекомое для того, чтобы его свойства придали остроту гарпуну. Колумбийские индейцы в те дни, когда долго нет рыбы, изготовляют чучело рыбы и бросают в реку. Считается, что это действие должно привести косяки к их берегам. Широко известен ритуал североамериканских индейцев, обычно предшествовавший охоте на бизонов. Этот ритуал состоит в пляске, которую исполняют охотники, вооруженные копьями и луками и одетые в шкуру бизона. Пляска-пантомима изображает охоту. Когда один из танцующих устает, он делает знак, и в него пускают притупленную стрелу. Индейцы убеждены, что эта церемония должна привлечь бизона и охота будет удачной. Совершенно очевидно, что эти представления играли большую роль и в жизни пещерных жителей. В Средней Азии в ущелье Зараут-Сай до сих пор еще можно видеть доисторические рисунки, напоминающие индейский "бизоний танец". Там видны фигуры людей, одетых в длинные плащи; они танцуют вокруг быка, на которого направлены стрелы. Очевидно, эти рисунки имели магическое значение и должны были помогать охотникам.

Информация о работе Духовная культура первобытного общества