Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:37, контрольная работа
Духовная культура – духовная деятельность человека и общества, внутреннее духовное содержание предметно –практической, производственной деятельности людей ( ее нравственные, эстетические, религиозные, познавательные и т.п. аспекты) , а также духовные ценности общества.
5. Эмотивная
функция – воздействие
2.5 Художественный
образ
Только тогда
есть подлинное произведение искусства,
когда в нем содержатся художественные
образы.
Характерные особенности
художественного образа:
– эмоциональность;
– условность;
– символичность;
– многозначность.
2.6 Философия
Подобно религии
и искусству, философия родилась
из мифологии. Первыми философами стали
те, кто осмеливались подвергнуть критике
содержание мифов и пытались понять устройство
окружающего мира. Философия зародилась
примерно три тысячи лет назад в древних
культурах Индии, Китая, Греции. Философами
в древности стали называть людей, занятых
познанием, поисками истины.
Путеводной нитью
философии стало представление,
что за наблюдаемыми, чувственно воспринимаемыми
явлениями скрывается невидимая, постигаемая
лишь разумом сущность, что у многообразных
вещей окружающего мира есть единая,
общая первооснова, из которой все они
образуются. Это представление вылилось
в постановку начальных проблем философии
– проблемы сущности явлений и проблемы
единства мира.
Тематика философских
размышлений не имеет границ. Наряду
с преходящими, временными зонами философского
интереса есть и «вечные» проблемы, которые
всегда составляют предмет философии:
смысл жизни, соотношение материи и духа,
тайна бесконечности, перспективы ожидающего
человечество будущего, идеалы добра,
справедливости, гуманизма и др. Нет ничего,
что когда-либо не было вовлечено в сферу
философских размышлений, так же как нет
ничего, что когда-либо исключалось из
ее компетенции.
Принципиальная
особенность философского мышления
– в том, что оно никогда
не останавливается на достигнутом.
Поиски ответов
на указанные вопросы привели к формированию
трех ветвей философского знания:
1) о людях
и обществе, о жизни человека
и делах человеческих,
2) о природе,
об окружающем людей мире,
3) о познании,
мышлении.
В результате образовались
три главных отрасли философии,
в которых речь идет об исходных, наиболее
общих принципах объяснения:
а) жизни человека
и общества (сюда относятся социальная
философия, философская антропология,
этика и др.).
б) познания (теория
познания, которую называют также
гносеологией или эпистемологией).
в) бытия (теория
бытия, или онтология).
Чтобы очертить
место, занимаемое философией в современной
культуре, рассмотрим ее соотношение
с наукой, религией и искусством.
2.6.1 Философия
и наука
Философия родилась
в единстве с наукой и на протяжении
всей своей истории сохраняет черты сходства
с ней. Их объединяет то, что и философия,
и наука представляют собою теоретический
тип знания. Особенность такого знания
состоит в том, что оно не просто описывает,
а объясняет действительность. Оно опирается
на логические выводы и доказательства
и выражается в абстрактных понятиях.
Философия и наука – это различные, но
частично совпадающие, пересекающиеся
области знания.
2.6.2 Философия
и религия
В религии, как
и в философии, речь идет о самых
общих представлениях о мире, из которых
люди должны исходить в своей жизни. Фундаментальные
религиозные идеи – о Боге, о Божественном
творении мира, о бессмертии души, о Божьих
заповедях, которые человек должен выполнять,
и т.д. – по своему характеру сходны с философскими.
Но они в рамках религии не обосновываются,
а принимаются на основе веры и не подлежат
никакой критике. Философия же стремится
аргументировать все свои утверждения.
В отличие от религии, она постоянно подвергает
критике свои собственные выводы.
2.6.3 Философия
и искусство
Отличие философии
от искусства заключается в том,
что философия есть область теоретического,
а искусство – художественного
мышления. Философ мыслит абстракциями,
поэт – художественными образами.
Первый доказывает и объясняет, второй
показывает и описывает. В искусстве главное
– эмоциональный контакт автора с читателем,
слушателем, зрителем.
2.6.4 Функции философии
Функции философии:
1. Мировоззренческая;
2. Социальная;
3. Методологическая.
3. Социальная
культура
3.1 Особенности
социальной культуры
Социальная культура
(культура социальных отношений) определяется
регулятивами, ценностями и идеалами,
обусловливающими поведение людей
в обществе и их социальные взаимоотношения.
Основными формами
социальной культуры являются нравственная,
правовая и политическая культура.
3.2 Соотношение
социальной культуры с духовной
Социальную культуру
объединяет с духовной то, что обе
они ориентированы на «ценностную»
ось. Высшие ценности обеих этих областей
культуры имеют финальный, «самоценный»
характер. Они нужны не как средства для
достижения чего-то, а как конечные цели.
Социальные ценности, как и духовные, нужны
сами по себе. К достижению последних человек
может стремиться в одиночку, независимо
от других людей. Иной характер имеют ценности
социальной культуры. Они не могут достигаться
в одиночку.
3.4 Правовая культура
Право, как и
мораль, регулирует поведение и отношения
людей. Но, в отличие от морали, выполнение
правовых норм контролируется общественной
властью. Если мораль – «внутренний» регулятор
действий человека, то право – «внешний».
В сравнительном
правоведении предлагаются различные
варианты классификации существующих
в настоящее время национальных правовых
систем.
Традиционный
тип
Правовые системы
традиционного типа построены на
существующих в данной культуре обычаях
и традициях («обычном праве»).
Религиозный тип
Правовые системы
религиозного типа имеют источником права
священное предание, где законы, по котором
должны жить люди, выступают как Божественные
заповеди, установленные богами правила.
Континентально-европейский
тип
Правовые системы
континентально-европейского типа (во
Франции, Германии, Швейцарии, скандинавских
государствах и др.) имеют одним из главных
своих исторических источников римское
право.
Украинская правовая
система примыкает к системам
континентально-европейского типа.
Англосаксонский
тип
Правовые системы
англосаксонского типа (в Англии, США,
ряде бывших английский колоний) также
используют принципы римского права, но
обладают и исторически возникшими независимо
от него чертами. Источником законов в
них являются не только органы государственной
власти, но и суды.
Функции правовой
культуры
1. Правовая культура
обусловливает характер и
2. Правовая культура
проявляется в действиях
3. Правовая культура
определяет правовое поведение
населения.
3.5 Политическая
культура
Политика есть
область человеческих отношений и взаимодействий
по поводу власти. Термином «власть» мы
обозначаем способность одного человека
определять поведение другого или других.
Политическая
культура – это совокупность регулятивов
и ценностей, определяющих участие
людей в политической жизни.
Политическая
культура выражается в политическом
поведении людей.
Семиотика политической
культуры
Политическая
культура вырабатывает специфические
языковые средства, с помощью которых
обозначается и передается ее идейное
содержание. Язык политики – это ее важнейший
инструмент. Характерной чертой семиотики
политической культуры является то, что
она широко пользуется языком символов.
В каждой стране есть своя государственная
символика: флаг, герб, гимн, корона, скипетр.
Функции политической
культуры
Политическая
культура выполняет две основные
функции.
Во-первых, она
формирует отношение людей к
существующей власти.
Во-вторых, она
обусловливает политическую организацию
общества.
Заключение
В процессе выполнения
работы мы ознакомились с трехмерной моделью
культуры, сферой и особенностями житейских
знаний, особенностями рационального
и иррационального мышления; понятием
«духовной культуры»; функциями искусства,
понятием философии и взаимоотношении
философии и науки, религии, искусства,
функциями философии; понятиями социальной
культуры: политической и правовой и др.
Миф,
религия, искусство
и наука как
основополагающие институты
культуры.
Человек по-разному может реализовать свое творческое начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через создание и использование различных культурных форм. Каждая из этих форм обладает своей "специализированной" смысловой и символической системой. Попытаюсь далее кратко охарактеризовать лишь подлинно всеобщие формы духовной культуры, в каждой из которых по-своемй выражается суть человеческого бытия.
Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. Вначале они включены в контекст культуры, но затем развитие приводит ко все более глубокой специализации и, наконец, к относительной их самостоятельности. Так случилось с мифологией, религией, искусством, наукой.
В современной
культуре можно уже говорить об относительной
их самостоятельности и о
Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов.
Миф - наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокультурной действительности. Однако, это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современной культуре создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпритировать через идею "героического", что, скажем недоступно науке. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны синкретно, слитно, что мало доступно другим средствам культуры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично.