Духовная культура, ее основные формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

Духовная культура – духовная деятельность человека и общества, внутреннее духовное содержание предметно –практической, производственной деятельности людей ( ее нравственные, эстетические, религиозные, познавательные и т.п. аспекты) , а также духовные ценности общества.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

5. Эмотивная  функция – воздействие искусства  на сферу человеческих эмоций. Произведение искусства должно  быть интересным. 
 

2.5 Художественный  образ 

Только тогда  есть подлинное произведение искусства, когда в нем содержатся художественные образы. 

Характерные особенности  художественного образа: 

– эмоциональность; 

– условность; 

– символичность; 

– многозначность. 

2.6 Философия 

  

Подобно религии  и искусству, философия родилась из мифологии. Первыми философами стали  те, кто осмеливались подвергнуть критике содержание мифов и пытались понять устройство окружающего мира. Философия зародилась примерно три тысячи лет назад в древних культурах Индии, Китая, Греции. Философами в древности стали называть людей, занятых познанием, поисками истины. 

Путеводной нитью  философии стало представление, что за наблюдаемыми, чувственно воспринимаемыми  явлениями скрывается невидимая, постигаемая  лишь разумом сущность, что у многообразных  вещей окружающего мира есть единая, общая первооснова, из которой все они образуются. Это представление вылилось в постановку начальных проблем философии – проблемы сущности явлений и проблемы единства мира. 

Тематика философских  размышлений не имеет границ. Наряду с преходящими, временными зонами философского интереса есть и «вечные» проблемы, которые всегда составляют предмет философии: смысл жизни, соотношение материи и духа, тайна бесконечности, перспективы ожидающего человечество будущего, идеалы добра, справедливости, гуманизма и др. Нет ничего, что когда-либо не было вовлечено в сферу философских размышлений, так же как нет ничего, что когда-либо исключалось из ее компетенции. 

Принципиальная  особенность философского мышления – в том, что оно никогда  не останавливается на достигнутом. 

Поиски ответов  на указанные вопросы привели к формированию трех ветвей философского знания: 

1) о людях  и обществе, о жизни человека  и делах человеческих, 

2) о природе,  об окружающем людей мире, 

3) о познании, мышлении. 

В результате образовались три главных отрасли философии, в которых речь идет об исходных, наиболее общих принципах объяснения: 

а) жизни человека и общества (сюда относятся социальная философия, философская антропология, этика и др.). 

б) познания (теория познания, которую называют также  гносеологией или эпистемологией). 

в) бытия (теория бытия, или онтология). 

Чтобы очертить место, занимаемое философией в современной  культуре, рассмотрим ее соотношение  с наукой, религией и искусством. 

2.6.1 Философия  и наука 

Философия родилась в единстве с наукой и на протяжении всей своей истории сохраняет черты сходства с ней. Их объединяет то, что и философия, и наука представляют собою теоретический тип знания. Особенность такого знания состоит в том, что оно не просто описывает, а объясняет действительность. Оно опирается на логические выводы и доказательства и выражается в абстрактных понятиях. Философия и наука – это различные, но частично совпадающие, пересекающиеся области знания. 
 

2.6.2 Философия  и религия 

В религии, как  и в философии, речь идет о самых  общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни. Фундаментальные религиозные идеи – о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. – по своему характеру сходны с философскими. Но они в рамках религии не обосновываются, а принимаются на основе веры и не подлежат никакой критике. Философия же стремится аргументировать все свои утверждения. В отличие от религии, она постоянно подвергает критике свои собственные выводы. 

2.6.3 Философия  и искусство 

Отличие философии  от искусства заключается в том, что философия есть область теоретического, а искусство – художественного  мышления. Философ мыслит абстракциями, поэт – художественными образами. Первый доказывает и объясняет, второй показывает и описывает. В искусстве главное – эмоциональный контакт автора с читателем, слушателем, зрителем. 

  

2.6.4 Функции философии 

Функции философии: 

1.  Мировоззренческая; 

2.  Социальная; 

3.  Методологическая. 
 
 

3. Социальная  культура 

  

3.1 Особенности  социальной культуры 

  

Социальная культура (культура социальных отношений) определяется регулятивами, ценностями и идеалами, обусловливающими поведение людей  в обществе и их социальные взаимоотношения. 

Основными формами  социальной культуры являются нравственная, правовая и политическая культура. 

3.2 Соотношение  социальной культуры с духовной 

Социальную культуру объединяет с духовной то, что обе  они ориентированы на «ценностную» ось. Высшие ценности обеих этих областей культуры имеют финальный, «самоценный» характер. Они нужны не как средства для достижения чего-то, а как конечные цели. Социальные ценности, как и духовные, нужны сами по себе. К достижению последних человек может стремиться в одиночку, независимо от других людей. Иной характер имеют ценности социальной культуры. Они не могут достигаться в одиночку. 
 

3.4 Правовая культура 

  

Право, как и  мораль, регулирует поведение и отношения людей. Но, в отличие от морали, выполнение правовых норм контролируется общественной властью. Если мораль – «внутренний» регулятор действий человека, то право – «внешний». 

В сравнительном  правоведении предлагаются различные  варианты классификации существующих в настоящее время национальных правовых систем. 

Традиционный  тип 

Правовые системы  традиционного типа построены на существующих в данной культуре обычаях  и традициях («обычном праве»). 

Религиозный тип 

Правовые системы  религиозного типа имеют источником права священное предание, где законы, по котором должны жить люди, выступают как Божественные заповеди, установленные богами правила. 

Континентально-европейский  тип 

Правовые системы  континентально-европейского типа (во Франции, Германии, Швейцарии, скандинавских государствах и др.) имеют одним из главных своих исторических источников римское право. 

Украинская правовая система примыкает к системам континентально-европейского типа. 

Англосаксонский тип 

Правовые системы  англосаксонского типа (в Англии, США, ряде бывших английский колоний) также используют принципы римского права, но обладают и исторически возникшими независимо от него чертами. Источником законов в них являются не только органы государственной власти, но и суды. 

Функции правовой культуры 

1. Правовая культура  обусловливает характер и формы  законодательства. 

2. Правовая культура  проявляется в действиях властей. 

3. Правовая культура  определяет правовое поведение  населения. 

  

3.5 Политическая  культура 

  

Политика есть область человеческих отношений и взаимодействий по поводу власти. Термином «власть» мы обозначаем способность одного человека определять поведение другого или других. 

Политическая  культура – это совокупность регулятивов  и ценностей, определяющих участие людей в политической жизни. 

Политическая  культура выражается в политическом поведении людей. 

Семиотика политической культуры 

Политическая  культура вырабатывает специфические  языковые средства, с помощью которых  обозначается и передается ее идейное  содержание. Язык политики – это ее важнейший инструмент. Характерной чертой семиотики политической культуры является то, что она широко пользуется языком символов. В каждой стране есть своя государственная символика: флаг, герб, гимн, корона, скипетр. 

Функции политической культуры 

Политическая  культура выполняет две основные функции. 

Во-первых, она  формирует отношение людей к  существующей власти. 

Во-вторых, она  обусловливает политическую организацию  общества. 
 

Заключение 

  

В процессе выполнения работы мы ознакомились с трехмерной моделью культуры, сферой и особенностями житейских знаний, особенностями рационального и иррационального мышления; понятием «духовной культуры»; функциями искусства, понятием философии и взаимоотношении философии и науки, религии, искусства, функциями философии; понятиями социальной культуры: политической и правовой и др. 
 
 
 

Миф, религия, искусство  и наука как  основополагающие институты  культуры. 

Человек по-разному  может реализовать свое творческое начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через создание и использование различных культурных форм. Каждая из этих форм обладает своей "специализированной" смысловой и символической системой. Попытаюсь далее кратко охарактеризовать лишь подлинно всеобщие формы духовной культуры, в каждой из которых по-своемй выражается суть человеческого бытия.

Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. Вначале они включены в контекст культуры, но затем развитие приводит ко все более глубокой специализации и, наконец, к относительной их самостоятельности. Так случилось с мифологией, религией, искусством, наукой.

В современной  культуре можно уже говорить об относительной  их самостоятельности и о взаимодействии культуры с этими институтами. 

Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов.

Миф - наиболее древняя  система ценностей. Считается, что  в целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокультурной действительности. Однако, это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современной культуре создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпритировать через идею "героического", что, скажем недоступно науке. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны синкретно, слитно, что мало доступно другим средствам культуры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично.

Информация о работе Духовная культура, ее основные формы